Две волшебные фичи WeChat, которые перевернули мир
В Китае есть традиция дарить красные конверты с символичной суммой на Новый год. В 2014 WeChat дал возможность делать это в цифровом виде. На запуске люди отправили друг другу 70 миллионов конвертов.
Позже эта функция вдохновила Tencent построить одну из доминирующих платёжных систем WeChat Pay, которая по удобству превзошла Apple Pay ещё до его запуска.
Вторым прорывом стали мини-приложения. Вы их знаете по VK, но первыми их распространила Tencent. Это встроенные в мессенджер версии полноценных приложений, которые не нужно устанавливать через App Store и Google Store.
Например, для заказа в Burger King, Uniqlo, Макдоналдс, Starbucks, Didi (такси) в Китае можно просто найти мини‑приложение внутри WeChat и сделать всё то же самое, что есть в отдельной программе.
Мини-приложения теперь есть и в VK
При этом компания получает всю информацию о действиях, которые совершают пользователи в приложениях и берёт комиссию за сделки. Затем она использует её для анализа, предсказания поведения и контроля.
Поэтому, когда люди обсуждают, что Евросоюз может заставить Apple разрешить добавлять альтернативные магазины, всегда нужно помнить, что на самом деле в Китае эта схема давно работает.
WeChat и есть альтернативный магазин приложений, который Apple, разумеется, не удаляет из App Store, потому что боится последствий со стороны китайских властей.
Сейчас WeChat пользуется больше 1,6 миллиарда пользователей в Китае. За пределами «всего» 100 миллионов.
Причина успеха на домашнем рынке и провала на внешнем оказалось одной и той же.
Китай унизил Tencent и сделал своей куклой
А началось всё с главного конкурента Tencent, Джека Ма
В Китае главным конкурентом Tencent выступает Alibaba, её основал и до 2018 года управлял Джек Ма.
В 2020-ом году его новая компания Ant Group собиралась выйти на IPO.
В этот период на одной из конференций Джек Ма выступил с речью, в которой открыто обвинил Китай в неадекватной финансовой и законодательной политике.
IPO остановили, а публичная активность бизнесмена закончилась, он просто исчез из инфополя. Его Alibaba начала получать штрафы в $3 млрд за нечестную конкуренцию и монополистические практики.
Tencent думала, что своим молчанием победила. На самом же деле после этого правящая партия взялась за все технологичные компании.
Сектор IT стал слишком богатым, и коммунистическая партия решила остановить рост его могущества.
После открытых дел, штрафов и запрета на выпуск новых игр техиндустрия Китая потеряла в своей оценке больше полутора $1,5 трлн. Одна только Tencent стала дешевле в два раза, сейчас она стоит на $500 млрд дешевле пикового значения.
Вероятно правительство Китая не устраивало, что WeChat работал недостаточно эффективно. Некоторые люди выходили на протесты из-за ковидных ограничений и роста цен на недвижимость с пустыми листами бумаги, и алгоритмы не могли такого предсказать. При всех возможностях, управлять миллиардом людей сложно.
Давление продолжилось.
В 2021 году Китай запретил выпускать новые игры в стране и ограничил время нахождения в них для людей младше 18 лет до 3 часов в неделю. Государство назвало игры – треть доходов Tencent – «духовным опиумом».
Это одна из причин падения акций. Выпускать новые проекты запретили, а монетизировать старые стало значительно труднее.
Например, в PUBG пришлось заменить пули на зелёные лучи, застреленный соперник не падал, а махал рукой и исчезал, а на картах появились постеры с истребителями Китая и патриотическими лозунгами.
Плюс, пришлось сделать систему по распознаванию лица и сотрудничать с полицейскими органами, чтобы следить, а точно ли играет тот человек, за которого он себя выдаёт.
Также после десятка лет поблажек Китай должен был показать, кто в доме хозяин. Ни одна компания не должна была по влиянию обойти компартию.
На этом фоне Пони Ма всё реже начал появляться на публике. И появились вопросы, а что будет с его компанией дальше?
Пингвин с очень длинным клювом
Маскотом одного из самых популярных сервисов Tencent QQ выступает милый пингвин, хотя ему больше бы подошёл осьминог с тысячей тентаклей.
Только лишь её один игровой отдел – большая компания в мире гейминга. Кроме абсолютной доминация в Китае холдингу полностью или частично принадлежат следующие компании:
100% Riot (League of Legends)
100% Sumogroup (Crackdown, Sackboy)
81,4% Supercell (Clash of Clans)
40% Epic Games (Fortnite)
11,3% Ubisoft
5% Activision Blizzard
5% Paradox Interactive
3,8% Remedy Entertainment (Alan Wake, Control).
И это не просто вложения «на чёрный день».
Несмотря на крошечную долю в Activision Blizzard, Tencent заблокировала профессионального игрока Hearthstone во время турнира за то, что он поддерживал протесты в Гонконге.
У неё также есть влияние и в других сферах. Компания вкладывается в производство голливудских фильмов, и владеет правами на трансляцию матчей по баскетболу лиги NBA.
Менеджер одного из участвующих в NBA клубов Houston Rockets Дерил Морей написал твит cо смыслом «Бейтесь за свободу. Поддержите Гонконг». Tencent после этого решила не проводить трансляции Houston Rockets.
Фото зрителей после инцидента
Дерил Морей удалил твит и извинился за «неуместное высказывание». А игрокам клуба пришлось еще и говорить, что они любят Китай. Tencent буквально заткнул рот своими деньгами американской лиге.
И если компания имеет такое влияние на Западе, то что же она творит у себя дома?
Вокруг IT‑гиганта давно построился жуткий имидж. Полно мнений о том, что она использует монополистические методы, чтобы уничтожить любую конкуренцию, бессовестно копирует продукты других компаний, занимается цензурой, и при этом, конечно, не поддерживает нормальных условий работы.
Будет звучать странно, но основатель Tencent, который до сих пор является её главой, явно не задумывал строить репрессивную корпорацию зла, когда зарегистрировал компанию в 1998 году.
Всё началось с простого желания. Чтобы люди в новую эпоху настольных компьютеров могли бесплатно общаться онлайн.
Microsoft чуть не захватила Китай
MSN Messenger, который очень хотел стать базовым в Китае. Его убила корпоративная бюрократия
В 2004-м году Microsoft запустила свой мессенджер MSN Messenger в Китае.
QQ подходил для повседневного общения, но был недостаточно стабильным и цельным для корпоративного и студенческого сегментов.
MSN Messenger разошёлся по офисам и начинал съедать долю QQ, но те не растерялись.
У гигантской корпорации вроде Microsoft было три проблемы: многомесячная бюрократия перед новыми фичами, медленная загрузка в Китае из-за хранения данных на американских серверах и интеграция мессенджера в платформу Windows Live, то есть дополнительный шаг для авторизации.
Пони Ма в 2000‑х
Например, именно китайский офис Microsoft предложил сделать так, чтобы пользователи продолжили получать сообщения даже офлайн, и затем могли видеть их сразу при входе.
Tencent спустя пять лет после запуска всё ещё была в состоянии стартапа, поэтому внедрила фичу всего за пару недель. Быстрые решения выигрывали пользователей, и так преимущество вернулось.
В итоге 2005 году у QQ было больше полумиллиарда пользователей, а Microsoft свернула MSN Messenger в стране.
Эта победа над мультимиллиардной корпорацией стала переломным моментом. После вытеснения главного конкурента Tencent начала интегрировать всё больше сервисов в свою чат-платформу: новости, музыка, видео и так далее.