Микроскоп за 1 доллар
(ФОТО: FOLDSCOPE INSTRUMENTS, INC.)
Foldscope – это бумажный микроскоп, идея которого навеяна техникой оригами. Он стоит меньше доллара и легко умещается в кармане, что не умаляет его мощности: «минископ» позволяет разглядеть клетки крови и бактерии. Foldscope незаменим для медиков и студентов, работающих в удаленных районах или в условиях ограниченных ресурсов.
Инициатива ВОИС WIPO Re:Search, направленная на борьбу с забытыми тропическими болезнями, поддерживает «полевые» исследования Лагосского университета по использованию микроскопа Foldscope в качестве средства диагностики при лечении малярии.
8 Система электрического освещения
Эдисон первым создал концепцию современного электрического освещения. Для этого он разработал специальные поворотные выключатели, унифицированные (с обозначением Ехх, где хх — диаметр в миллиметрах) цоколи с резьбой для вкручивания лампочек, клеммы, штепсельные розетки с вилками, предохранители, лампы накаливания и собственно счетчик электроэнергии. Не все эти приборы он изготавливал самостоятельно, но он смог соединить их в единую систему электроснабжения. Также в эту систему он добавил трехпроводную сеть постоянного тока напряжением 110 В.
В том же году (1880), когда начинает действовать система, Эдисон представляет новую лампу накаливания со сроком службы в 1200 часов. Благодаря подобной системе освещения и электроснабжения компания Эдисона стала продавать 75 % всех лампочек в США.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Яйцо с хрустальными жеодами
Молекулярная связь и химия.
Этот эксперимент позволяет выращивать кристаллы внутри яичной скорлупы. Обязательно нужен порошок квасцов, который содержит калий, иначе вы не получите никакого кристаллического роста. Добавьте несколько капель пищевого красителя для цвета. Прекрасно сформированная жеода потребует 12-15 часов, чтобы вырасти, это большой проект на выходные.
Вот что вам нужно:
- пластиковый контейнер
- клей
- горячая вода (почти кипящая)
- краситель
- яичная оболочка, скорлупа яйца
- квасцы (вы можете найти их в интернете или магазине здорового питания)
- перчатки
Убедитесь, что скорлупа яйца чистая и сухая, а затем покрасьте её клеем внутри. После нанесения клея на яйцо посыпьте его квасцами и дайте высохнуть в течение ночи или нескольких часов.
Квасцы не стоит оставлять без присмотра: приём внутрь больших количеств квасцов опасен.
На 2 чашки воды берём до 3/4 чашки квасцов, однако квасцы могут быть дорогими, поэтому берите 1 чашку воды и 3/8 чашки квасцов. Итак, берём 1 стакан горячей воды, краситель, перемешиваем до получения однородной массы, а затем добавляем квасцы. Перемешайте снова, пока все квасцы не растворятся, а затем поместите яйцо в эту воду, открытой стороной вверх.
Позвольте яйцу сидеть в этом растворе 12-15 часов. Если вы хотите большие кристаллы, держите их в растворе ещё дольше.
После того, как вы достанете яйцо из раствора, поместите его на сушилку, дайте высохнуть в течение нескольких часов. Кристалл всё ещё будет хрупким, но уже не таким хрупким, как сразу после раствора. Кристаллам нужно затвердеть на воздухе, а потом при желании из можно вынуть из скорлупы.
Польза экспериментирования для умственного развития
Когда мы пробуем что-то новое, мы выходим за пределы нашей зоны комфорта и сталкиваемся с неожиданными ситуациями. Эти ситуации заставляют нас мыслить креативно и находить нестандартные решения. Экспериментирование помогает нам развивать нашу способность к адаптации к изменениям и улучшает наш критический и аналитический мыслительные процессы.
Кроме того, экспериментирование стимулирует нашу любознательность и жажду знаний. Когда мы испытываем что-то новое, мы получаем новый опыт, который в свою очередь позволяет нам учиться из наших ошибок и совершенствовать свои навыки. Это помогает нам становиться более компетентными в различных областях и улучшает нашу общую умственную гибкость.
Кроме того, экспериментирование способствует развитию нашей способности к инновациям и креативности. Когда мы пробуем что-то новое, мы выходим за рамки привычных схем мышления и ищем новые способы решения проблем. Это помогает нам развивать наше творческое мышление и способность видеть возможности там, где другие видят только ограничения.
В целом, экспериментирование является неотъемлемой частью процесса саморазвития и умственного роста. Оно помогает нам не только расширять свои границы и развивать новые навыки, но и улучшать наше критическое мышление, адаптивность, любознательность, творческое мышление и способность к инновациям
Поэтому важно всегда быть готовым пробовать новое и открыто встречать вызовы, которые могут помочь нам стать лучше версией себя
Исчезновение яичной скорлупы
Урок по химии. Эластичные полупрозрачные яйца.
Этот эксперимент представляет собой классический пример кислотной основной реакции. Уксус содержит уксусную кислоту. Яичная скорлупа содержит карбонат кальция. Карбонат кальция в яичной скорлупе реагирует с уксусной кислотой в уксусе в виде водно-растворимых соединений, ацетат кальция и углекислота (газ СО2). Эта реакция растворяет скорлупу, но оставляет внутреннюю мембрану нетронутой, создавая голое яйцо.
Можете вы объяснить загадочный случай исчезновения яичной скорлупы? Хотя это совершенно нетоксично, будьте аккуратны, всё-таки это эксперимент.
Вам нужно:
- яйцо
- обычный белый уксус
- стеклянная банка с крышкой
Положите яйцо в стеклянную банку. Малышам легче держать банку на боку и аккуратно поместить яйцо внутрь. Лучше выбрать стеклянную банку с широким ртом, потому что ваше яйцо немного распухнет и может стать слишком большим, из банки вынуть будет сложно.
Добавьте уксус. Налейте достаточно уксуса, чтобы покрыть яйцо, и ещё немного больше. Сначала яйца плавают, но потом они тонут.
Смотрите пузыри! В течение минуты после добавления уксуса, крошечные пузырьки углекислого газа появляются на яичной скорлупе. Это одна из частей химической реакции, которая происходит внутри банки.
Закройте крышку и оставьте на несколько дней, можно и на неделю. Яйцо станет немного больше (из-за осмоса). Коричневый цвет яичной скорлупы бледнеет. Появляется слой накипи на поверхности уксуса. Можете заменить уксус через пару дней.
Через неделю осторожно извлеките яйцо из уксуса. Помойте и аккуратно протрите
Вы увидите, что яичная скорлупа стала мягкой, она податлива даже при лёгком прикосновении. Это как голое яйцо!
Голые яйца очень классные. Внутренняя мембрана остаётся нетронутой, поэтому яйца оказываются довольно хрупкими. Их можно аккуратно сжать. Яйца полупрозрачные, поэтому можно увидеть желток, который, что интересно, всегда всплывает наверх.
Если вы уроните голое яйцо с очень низкой высоты (около 2-3 см), оно, скорее всего, отскочит, как резиновый шар. (Будьте осторожны, оно при этом пачкается, и может лопнуть!).
Буриданов осёл
Буриданов осёл превратился в шутливый образ
Воображаемый Буриданов осёл, как известно, оказался между двумя одинаковыми охапками сена и умер от голода, не в силах выбрать между ними. Как ни странно, этого осла придумал вовсе не французский философ XIV века Жан Буридан. Самое давнее упоминание этой проблемы мы находим у Аристотеля. Он в шутку описывал вымышленную ситуацию, в которой умирающий от жажды и голода человек не может выбрать между водой и едой.
Идея оказалась плодотворной, и позже философы использовали тот же образ для иллюстрации равнодействующих сил. В 1100 году персидский учёный Абу Хамид аль-Газали всерьёз рассмотрел дилемму Аристотеля и заявил, что человек сделает выбор между одинаковыми вещами в пользу той, что лучше подходит ему в данный момент. Буридан же добавил, что в ситуации, когда рациональный выбор невозможен, человек обратится к моральным принципам и пойдёт по пути большего добра.
Осёл же появился благодаря нидерландскому философу Бенедикту Спинозе. Тот утверждал, что если человек, оказавшийся в ситуации выбора между одинаковыми возможностями, как «буриданов осёл», не сумеет совершить выбор, то он вряд ли может считаться человеком.
Автором «буриданова осла» в действительности был философ Бенедикт Спиноза
Математик Готфрид Лейбниц усложнил задачу выбора, описав осла, находящегося между одинаковыми охапками сена. Он полагал, что такой эксперимент не может быть реализован на практике, поскольку во Вселенной нет идеальной симметрии — одна копна всегда окажется предпочтительнее другой, даже если мы не замечаем этого преимущества.
Современные философы полагают, что проблема буриданова осла легко решается, если принять, что отказ от выбора между двумя охапками сена — тоже выбор. Осёл выбирает не между сеном и сеном, а между жизнью и смертью, посему выбор предопределён на уровне инстинкта: ишак выберет жизнь.
Последние годы жизни
В 1887 г. Томас переехал в Вест-Ориндж. Там он основал современную лабораторию, в которой могло работать одновременно несколько десятков человек. На новом месте изобретатель усовершенствовал фонограф, создал диктофон и кинокамеру.
Эдисон придерживался принципа, который он описал в своей крылатой фразе: «Гений — это 1% вдохновения и 99% пота». Некоторые учёные критиковали такой подход. К примеру, Никола Тесла заявлял, что изобретатель мог бы добиться значительно большего, потратив время на изучение книг. Но Томас предпочитал руководствоваться чутьём и усердно работать, не ища лёгких путей. Также он не стыдился просить помощи у более квалифицированных людей, работавших в лаборатории. На работе учёный проводил по 16-18 часов в сутки.
Несмотря на свою занятость, Томас дважды был женат. Свою первую супругу он встретил ещё в 1871 году, её звали Мэри Стиллвел. Девушка была телеграфисткой, она родила мужу дочь и двоих сыновей. Когда ей исполнилось 29, Мэри погибла от рака мозга.
В 1886 г. изобретатель женился во второй раз на Мине Миллер. В браке у них также родилось трое детей — два сына и дочь. Женщина погибла через несколько лет после супруга.
Последние годы жизни Эдисон провёл спокойно. Он жил в собственном доме с супругой, детьми и внуками. Учёный умер 18 октября 1931 года вследствие долгой борьбы с сахарным диабетом. У него начались осложнения, это и стало причиной смерти. Изобретателя похоронили на заднем дворе его дома в Вест-Ориндж.
https://youtube.com/watch?v=14KW-h7lvuA
↑ Выбор деталей
Конструкция не содержит никаких супер аудиофильских деталей, все резисторы — типа МЛТ, рассчитанные на соответствующую мощность, конденсаторы — пленочные, типов К73-9, К73-11, К73-17, также на соответствующие напряжения. Электролиты производства Тайвань, аналогичны нашим К50-35 на напряжение 400 в. Транзисторы в блоке питания можно применять практически любые, подходящие по параметрам указанным на схеме, выбор их не критичен. Диоды в анодном питании — любые фасты на 600 в и ток не менее 1 А, а в выпрямителе накала — можно применить любую диодную сборку на ток не менее 3 А и напряжение 50 в. Дроссель на 0.5 мГн — от старого немецкого телефона, можно поставить любой другой или заменить его резистором величиной в сотню Ом (1 ватт).
Силовой трансформатор ТАН-1 также был выбран потому, что оказался в старых запасниках. Он закреплен на среднюю полочку через резиновый коврик и работает тихо, без гудения.
Для устранения ненужных вибраций и микрофонного эффекта, на днище блока приклеены четыре резиновых ножки от старого телефона при помощи двустороннего автомобильного скотча марки 3М.
Улучшение качества принимаемых решений
Опыт эксперимента – это процесс, позволяющий нам получить новые знания и опыт на основе проведения специально организованных экспериментов. Одним из ключевых преимуществ такого опыта является возможность улучшить качество принимаемых решений.
Через опыт эксперимента мы имеем возможность:
- Исследовать различные варианты. Проведение эксперимента позволяет нам исследовать различные варианты принимаемых решений и их последствия. Это помогает нам принимать взвешенные и информированные решения, учитывающие различные возможности и факторы.
- Проверять гипотезы. Опыт эксперимента позволяет нам проверять гипотезы и предположения, на основе которых мы принимаем решения. Мы можем провести эксперимент, чтобы убедиться, что наша гипотеза верна, или наоборот, опровергнуть ее. Это позволяет избежать ошибок и принять правильное решение.
- Оценивать эффективность. Проводя опыты и эксперименты, мы можем оценить эффективность различных стратегий и решений. Мы можем сравнить результаты различных вариантов и выбрать наиболее эффективный. Таким образом, опыт эксперимента помогает нам повысить эффективность и качество наших принимаемых решений.
Опыт эксперимента позволяет нам учиться на своих ошибках и получать новые знания. Регулярное проведение экспериментов помогает нам становиться более опытными и компетентными в определенных областях. Накопленный опыт эксперимента влияет на нашу жизнь, позволяет нам принимать более обоснованные и эффективные решения и вносить свой вклад в развитие общества.
Невидимые чернила
Окисление.
Яблоки становятся коричневыми после того, как полежат разрезанными на воздухе, это окисление в действии (потеря электронов и питательных веществ при контакте с кислородом). К счастью, лимонный сок окисляется только при контакте с теплом. Этот метод работает и с содой и молоком. Поэтому вы можете писать секретные сообщения невидимыми чернилами. Играем в шпионов!
Способ работы невидимых чернил зависит от метода, используемого для их создания. Есть несколько способов сделать невидимые чернила.
Из соды.
Смешайте около 1/4 стакана (60 мл) соды и 1/4 стакана (60 мл) воды. Далее пишите с помощью зубочистки или кисти на листе бумаги. Дайте высохнуть полностью. Чтобы прочитать секретное сообщение, раскрасьте концентратом виноградного сока по бумаге кистью или губкой.
Почему это работает: виноградный сок содержит кислоту, которая реагирует с содой. При записи секретного сообщения появляется другой цвет.
Из молока.
Положите немного молока в небольшую миску. Пишите молоком на листе бумаги с помощью ватной палочки или кисточки. Пусть ваше сообщение высохнет полностью. Чтобы прочитать сообщение, просто нагрейте бумагу. Можно взять 100-ваттную лампочку или подержать лист около печи. Не кладите бумагу на лампочку, сгорит! И никогда не используйте галогенный свет.
Почему это работает: молоко — органический продукт, это означает, что оно исходит от живого существа. Когда оно нагревается, оно горит медленнее, чем бумага. Ваше невидимое сообщение отображается коричневым цветом.
Из лимона.
Работает, как и в случае с молоком. Просто промокните ватную палочку или кисточку в миске с лимонным соком, пишите, оставьте высохнуть. Чтобы увидеть сообщение, просто нагрейте бумагу. Другой способ увидеть сообщение — положить соль на чернила во время сушки. Дайте полежать минуту, а затем стряхните соль. Используйте восковой карандаш, чтобы покрасить сообщение.
Почему оно работает: и сок лимона, и молоко — слабокислые продукты, и кислота ослабляет бумагу. Кислота остаётся в бумаге после высыхания сока или молока. Когда бумага держится вблизи тепла, кислые части бумаги горят или становятся коричневыми до того, как остальная часть бумаги.
Это всего лишь несколько способов сделать невидимые чернила. Используя тот же метод жары, вы можете использовать белое вино, уксус, яблочный сок, попробуйте и другие кислые фруктовые соки.
Домашний вулкан
Домашний вулкан — это удивительный эксперимент, который заставит детей восхититься и увлечься наукой. Вместо того, чтобы читать о вулканах в учебниках, они смогут самостоятельно создать и наблюдать процесс извержения вулкана прямо у себя дома.
Для создания домашнего вулкана потребуются следующие материалы:
- Пластиковая бутылка
- Песок или грунт
- Сода
- Уксус
- Пищевой краситель (по желанию)
Процесс создания домашнего вулкана довольно прост. Сначала нужно заполнить пластиковую бутылку песком или грунтом, чтобы создать форму вулкана. Затем в центре вершины вулкана нужно сделать небольшую лунку, в которую потом будет добавлена сода.
Дети будут в восторге от такого эксперимента, ведь они смогут увидеть процесс извержения вулкана прямо у себя дома. Для создания более реалистичного эффекта можно добавить пищевой краситель в смесь соды и уксуса, чтобы получить разноцветную «лаву».
Такой эксперимент не только развлекает, но и обучает детей на практике. Они смогут узнать, как возникают вулканы, как происходит извержение и почему это происходит. Это отличный способ привлечь интерес к науке и показать, что учиться можно не только из книг, но и через практические эксперименты.
Как это работает?
Это положительно сработало для самого Рассела Брансона и тех, кому он помог в их карьере. Методы и секреты, которые он использует, очень пригодились ему во всех его начинаниях, особенно в сфере продаж и маркетинга.
В течение некоторого времени предприниматели изо всех сил пытались найти правильную формулу успеха. Некоторые до сих пор не понимают, с чего начать и какую технику использовать. Затраты после расходов — это то, что они испытывают от своих проблем. Они арендуют всевозможных фасилитаторов — писателей, программистов, маркетологов и т. Д. Тем не менее, успех не за горами.
В последнее время это стало очень очевидным. Есть предприятия, которые работают годами и все еще работают, но приносят аналогичную финансовую прибыль, которую они сохраняли со дня своего открытия.
Мастер-класс 10x Secrets направлен на устранение всех проблем и лишних расходов, вызванных нехваткой честной техники… или правильного метода. Он представляет новый способ маркетинга и рекламы и лучший подход к онлайн-миру.
Что такое опыт эксперимента и для чего он нужен
Опыт эксперимента — это процесс, основанный на наблюдении и изучении фактов и явлений с целью получения новых знаний и проверки гипотез. Он позволяет нам понять, как работают различные системы и явления, и предсказывать их поведение в определенных условиях.
Опыт эксперимента играет важную роль в научных исследованиях. Он позволяет ученым проверять свои гипотезы и теории при помощи контролируемых условий. Путем проведения экспериментов и анализа полученных данных ученые могут подтвердить или опровергнуть свои предположения и лучше понять мир вокруг нас.
Однако опыт эксперимента не ограничивается только научными исследованиями. Он также играет важную роль в повседневной жизни людей. Мы постоянно проводим эксперименты, чтобы испытать новые способы решения задач, изучить новые навыки или просто проверить гипотезы о том, как что-то работает.
Опыт эксперимента позволяет нам наблюдать результаты и извлекать уроки из своих действий. Иногда мы получаем ожидаемые результаты, а иногда нет, но в любом случае мы получаем новый опыт и понимание того, что работает и что нет.
Кроме того, опыт эксперимента может помочь нам преодолеть страх перед неизвестным и расширить наши границы. Когда мы рискнули попробовать что-то новое, даже если это оказалось неудачным, мы все равно получили ценный опыт и узнали, что наши возможности гораздо шире, чем мы думали.
Итак, опыт эксперимента является неотъемлемой частью нашей жизни. Он помогает нам получать новые знания, проверять гипотезы и расширять наши границы. Независимо от того, проводим ли мы научные исследования или просто исследуем новые области жизни, опыт эксперимента имеет огромное значение для нашего личного и профессионального роста.
Что делать будущему эксперту?
Получается, чтобы стать экспертом мирового уровня нужно:
Внимание к процессу, деталям, практике. Именно внимание даст возможность сделать работу, отдельные процессы или рабочие проекты быстрее, легче и качественнее.
Совершенствуйте то, что вы уже делаете хорошо, и делайте это еще лучше.
Определите свое самое продуктивное время в дне и посвящайте его работе над вашим профессионализмом.
Практикуйте, изучать теорию недостаточно для того, чтобы стать профессионалом в своей области.. 10 000 или 5 лет работы на условиях 8 часового рабочего дня в интересной для вас области, позволят вам стать профессионалом, даже при наличии не особо выдающихся стартовых способностей
10 000 или 5 лет работы на условиях 8 часового рабочего дня в интересной для вас области, позволят вам стать профессионалом, даже при наличии не особо выдающихся стартовых способностей.
8 шагов для успешных экспериментов
1. Определите свою цель
Почему вы проводите эксперимент и каковы ожидаемые результаты? Хороший эксперимент кое-что вам скажет, даже если вы получите отрицательные данные. Не забудьте включить все необходимые элементы управления! Вся информация должна быть занесена в вашу хорошо организованную и обновляемую лабораторную книгу .
2. Найдите лучший метод для проведения успешных экспериментов.
При таком большом количестве протоколов может быть непросто попытаться сузить круг вопросов до одного. После учета стоимости реагентов, если кто-то из ваших знакомых уже проводил эксперимент раньше и насколько широко использовалась эта техника, в конце концов, вам просто нужно выбрать один и следовать ему!
3. Запишите протокол.
Этот шаг поможет вам определить все реагенты, которые вам понадобятся для вашего эксперимента, и поможет измерить время, которое вам понадобится для выполнения процедуры. Кроме того, гораздо проще следовать протоколу, который написали вы сами , чем протоколу, написанному кем-то другим. Сказав это, действительно используйте коллег, которые уже проводили эксперимент раньше; они, вероятно, дадут несколько полезных советов и указателей.
4. Заранее получите все необходимые реагенты и убедитесь, что они в хорошем состоянии.
Вы же не хотите оказаться в ситуации, когда во время эксперимента у вас закончился реагент X. Убедитесь, что у вас все подготовлено заранее, и, как и в кулинарии, лучше всего свежие. Не рискуйте со старыми или просроченными реагентами. Вы даже можете составить график инвентаризации со своими коллегами по лаборатории, чтобы у вас никогда не закончился важный реагент. См. Наше удобное руководство по распространенным реагентам здесь .
Вы также должны убедиться, что ваше оборудование чистое и находится в хорошем рабочем состоянии перед каждым экспериментом; немного грязи в вашем аппарате может сразу сбросить шансы на успешный эксперимент!
5. Подготовьте график
Постарайтесь реалистично оценить, сколько времени займет каждая процедура, а если вы не уверены, удвойте время, которое, по вашему мнению, займет. Не пытайтесь втиснуть слишком много в один день — вы с большей вероятностью совершите ошибку, когда будете торопиться. Когда вы проводите свой эксперимент, убедитесь, что вы полностью сосредоточились на нем. Многозадачность на самом деле не повышает вашу эффективность .
6. Проведите эксперимент.
Подготовьте все заранее, и начните РАНЬШЕ. Убедитесь, что вы забронировали необходимое оборудование заранее, и избегайте прерываний. Протокол, который вы написали на шаге 3, должен значительно упростить этот шаг! Если в эксперименте участвует несколько человек, убедитесь, что все знают свою роль заранее.
7. Записывайте все
Запишите любые отклонения от протокола и любые трудности, с которыми вы столкнулись при проведении эксперимента. Это поможет вам лучше понять данные и при необходимости устранить неполадки в эксперименте. Вы также хотите, чтобы кто-то другой мог воспроизвести ваши процедуры, поэтому убедитесь, что вы включили всю информацию.
8. Анализируйте результаты.
Надеюсь, эксперимент прошел так, как вы ожидали, и полученные данные позволят вам перейти к следующему этапу проекта. Если нет, то это еще не конец света! Вернитесь к своим записям и выясните, где эксперимент мог сорваться. Поговорите с людьми, которые имеют опыт работы с этой техникой, чтобы помочь вам в устранении неполадок, и не бойтесь спрашивать совета! Если бы все всегда работало с первого раза, они бы не называли это «исследованием».
Эффект аудитории (Эффект Зайонца)
Эффект аудитории проверялся в
исследованиях Роберта Зайонца. Присутствие любого
внешнего наблюдателя, в частности, экспериментатора и
ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту
или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов,
которые показывают лучшие результаты на публике, чем на
тренировке. Зайонц установил, что во время учебы
присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает
результативные показатели. Когда же деятельность усвоена
и сводится к простому физическому усилию, тогда
результат улучшается.
После проведения дополнительных
исследований были установлены следующие зависимости
эффекта аудитории:
Влияние оказывает не любой наблюдатель,
а лишь компетентный и авторитетный для исполнителя,
который может дать ему оценку. Чем авторитетнее
наблюдатель, тем больше проявляется этот эффект.
Влияние тем больше, чем сложнее задача.
Новые навыки и умения, интеллектуальные способности
более податливы воздействию (в сторону снижения
эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и
сенсомоторные навыки проявляются легче,
производительность их реализации в присутствии
авторитетного наблюдателя повышается.
Соревновательная и совместная
деятельность, увеличение количества наблюдателей
усиливает эффект аудитории (как в положительном, так и
отрицательном направлении).
Тревожные исследуемые при выполнении
сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных
усилий, переживают больше трудностей, чем эмоционально
стабильные личности.
Действие эффекта Зайонца подчиняется
закону оптимума активации Йеркса-Додсона: присутствие
внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает
мотивацию испытуемого; следствием этого может стать
повышение производительности или слишком высокая
мотивация, которая может привести к срыву деятельности.
Трагедия изобретателя
В ту трагическую ночь Теслу не оставляло тягостное предчувствие грядущей опасности. Забывшись под утро тревожным сном, он на рассвете очнулся от ночного кошмара, в котором агенты Эдисона привязали его к электрическому стулу, так что в его лицо били разряды тока. Оказывается, он неплотно задернул оконную штору и прорвавшийся сквозь щель луч весеннего солнца упал на его мертвенно-бледную щёку. Не успел Тесла прийти в себя от ночного кошмара, как раздался стук посыльного, принёсшего телеграмму о пожаре на Пятой авеню… Во всех утренних выпусках газет были репортажи с пожарища исследовательского центра знаменитого изобретателя, включавшего кроме прекрасно оснащённой электротехнической лаборатории ещё и мастерские с офисными помещениями. Поскольку очевидцев начала пожара так и не нашлось, журналисты набросились на сторожа, который с тупым упорством утверждал, что неожиданно «сомлел от угара» и только чудом нашёл в себе силы открыть дверь, когда весь этаж уже был охвачен пламенем. Успевшие прибыть на место происшествия репортёры подробно описывали героические усилия нью-йоркских пожарных, пытавшихся бороться с огнём, охватившим все здание, но вынужденных отступить «перед превосходящими силами пламен-ного противника, завоевывающего этаж за этажом». Когда Тесла прочитал репортаж в «Нью-Йорк таймс», он настолько зримо представил себе, как пламя пожирает уникальное оборудование, редкие приборы, лабораторные записи, рукописи, книги и чертежи, что не выдержал нервного напряжения и потерял сознание. Лишь вечером изобретатель набрался сил взглянуть на обгорелый остов своего любимого детища. Разглядывая сквозь слёзы остатки лабораторного оборудования, он отчётливо понял, что пожар не только уничтожил всё незастрахованное имущество, сделав изобретателя банкротом, но и отбросил его исследования на много лет назад. Нужно было иметь много мужества и веры в свои силы, чтобы снова начать восхождение по тернистым тропам изобретательства. Тем не менее уже через несколько дней в очередном интервью Тесла упрямо заявил журналистам, что готов продолжать свою нелёгкую работу, обязательно восстановит все главные проекты и доведёт их до конца. Конечно же, в таком гигантском вечно бодрствующем мегаполисе, как Нью-Йорк, поджог знаменитого «электрического дома с летающими молниями» не мог пройти полностью незамеченным. Нашлись свидетели, видевшие необычные ночные тени и отмечавшие странное поведение сторожа. По городу поползли слухи, однозначно связывающие пожар с широко известной «патентной войной постоянного и переменного тока», которую уже много лет вели два изобретателя. Вскоре газеты уже уверенно писали о поджоге, якобы совершенном подкупленными Эдисоном сотрудниками Теслы. Когда это предположение дошло до Николы, он публично опровёрг его, заявив, что полностью доверяет своим помощникам, но не стал никак комментировать саму версию поджога. Уже через несколько месяцев после пожара Тесла начал новую серию исследований в гораздо более скромной, наскоро оборудованной лаборатории на Хаустон-стрит, 46. Прежде всего изобретатель и его коллега инженер Джордж Шерф упорно пытались найти принципиальное решение для системы передачи электромагнитных колебаний большой мощности и частоты на многокилометровые дистанции. При этом Тесла считал. что ему нет необходимости детально дорабатывать всевозможную аппаратуру на открытых им токах высокой частоты. Так он изобрёл дистанционное беспроводное управление различными механизмами, медицинские приборы (СВЧ-прогреватели) и даже высокочастотные смесители-очистители. В отношении к прикладным изобретениям он полностью расходился во мнении как со своими сотрудниками, так и со спонсорами. Люди, окружавшие изобретателя, просто не понимали, как можно непрерывно генерировать новые идеи и не зарабатывать на этом подобно Эдисону.
Советы Безоса предпринимателям
Выступая на конференции re:Invent в 2012 году, Безос дал несколько прямых советов всем предпринимателям: 1) «Никогда не следуйте за модой… вам нужно спозиционировать себя и ждать волны. Чтобы сделать это, обратитесь к тому, к чему вы неравнодушны. Это совет номер один, который я дал бы любому, кто хочет начать свое дело или запустить новый проект внутри большой компании. Убедитесь, что вас это действительно интересует. Миссионеры создают лучшие продукты… Я всегда предпочту миссионера обычному наемнику. Последние хотят использовать компанию для обогащения, а миссионеры стремятся создать отличный продукт или услугу. И, как ни парадоксально, в итоге миссионеры все равно зарабатывают деньги… Так что занимайтесь тем, к чему лежит душа». 2) «Начните с нужд потребителя и отталкивайтесь от них. Эти две вещи — увлеченность и клиентоориентированность — обеспечат вам долгую жизнь в бизнесе».
Why 10,000 experiments beat 10,000 hours
Perhaps the most popular current success formula is the 10,000-hour rule popularized by Malcolm Gladwell. The idea is that you need 10,000 hours of deliberate practice to become a world-class performer in any field.
Research now tells us, however, that this formula is woefully inadequate to explain success, especially in the professional realm. A 2014 review of 88 previous studies found that «deliberate practice explained 26% of the variance in performance for games, 21% for music, 18% for sports, 4% for education, and less than 1% for professions. We conclude that deliberate practice is important, but not as important as has been argued.»
This means that deliberate practice may help you in fields that change slowly or not at all, such as music and sports. It helps you succeed when the future looks like the past, but it’s next to useless in areas that change rapidly, such as technology and business.
What Edison and others (see more examples below) teach us is that we should maximize the number of experiments, not hours.
Advertisement