Зачем школам бизнес?
Далеко не все дети, сотрудничавшие с COEX, показали впечатляющие результаты – напротив, в нескольких длительных стажировках участвовали школьники, ничего не знавшие по теме и немотивированные, признается Светлана Соломатникова. По мнению эксперта, осведомленности детей о беспилотниках мешает недостаточное оснащение школ: чтобы интересоваться созданием роботов, надо практиковать это. Бизнес способен мотивировать детей на творчество и нестандартные проектные работы, но без содействия со стороны школ значимого сдвига в системе взаимодействия не произойдет, делает вывод она. Компания решила «сужать воронку» и работать только с заинтересованными учениками.
Налаживание связей между школой и бизнесом буксует и из-за сильной зарегулированности российской системы образования, в том числе, и в вопросах безопасности, считает экс-руководитель организационно-инфраструктурного направления «Умной школы» Елена Гусева. «Министерство образования могло бы разработать нормативные вопросы безопасности для практики на предприятиях, законодательно отрегулировать права и обязанности обеих сторон. Тогда и у школ могут появиться идеи, как развивать новые формы профессиональной ориентации», – предлагает эксперт.
У генерального директора IT-компании Edge Vision Вячеслава Лукина был опыт руководства сменой в профориентационном лагере INNOCAMP. Он считает, что некоторые вещи в IT можно освоить только на практике. «Во время решения реальных IT-кейсов на стажировках дети учатся умению декомпозировать задачу: разделять крупный вопрос на мелкие (что для создания сайта нужен сервер и так далее). Все программисты это делают», – объясняет эксперт.
«Главное – это работа школьников с реальным кейсрм, имеющим научную или практическую ценность. Далее — способность коммуницировать с сокомандниками, договариваться, распределять время и задачи. При таком подходе дети быстро восполняют проблемы в хардовых навыках, гуглят, учатся друг у друга и наставников», –рассказывает директор по довузовскому образованию Университета Иннополиса Алексей Хабибуллин. На стажировках и проектных лагерях Университета ученики решают индустриальные задачи партнеров. Даже если работа по итогу практики показалась детям неблизкой – это тоже успешный исход для них, считает он.
Последние документы
doc Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.03.2022 № 163н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при раке поджелудочной железы»
25.04.2022
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.01.2022 № 25н «Об утверждении порядка и условий осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения»
11.04.2022
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, вступивший в силу с 1 января 2022 г. Приказ МЗ РФ от 19.02.2021 № 116н
11.04.2022
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.02.2022 № 63н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при раке предстательной железы» (Зарегистрирован 22.03.2022 № 67848)
23.03.2022
Запускайте Шувалова
Известно, что в совет директоров «СберИнвеста» входит Станислав Шувалов. Его называют племянником главы ВЭБ.РФ Игоря Шувалова. Хотя сам глава ВЭБ.РФ это отрицает, но говорят, что именно его протекция может способствовать процветанию фирмы.
Сейчас, правда, она совсем не в состоянии «высокого полёта» – если судить по её финансовым показателям – в 2021 году выручка опустилась до нуля. Вывели в офшоры?
Кстати, как утверждают авторы сайта «Перебежчик» http://perebezhchik.ru/person/shuvalov-igor-ivanovich/, якобы Станислав Шувалов занимает руководящий пост в строительном холдинге «Пересвет-Групп». В него одно время входил и банк «Пересвет». В 2020 году на Олега Пронина (главу «Пересвет-инвеста», также аффилированного с «Пересветом»), было заведено уголовное дело о хищении 1 млрд через банк – об этом сообщал «Коммерсант». Следователи установили причастность в том числе и экс-президента банка Александра Швеца.
Кстати, как утверждают авторы сайта LiveJournal, якобы 2010 году представители корпорации «Инком» обвинили связанную с «Пересвет-Инвестом» компанию «Альпенбау» в присвоении более $2 млн, предназначенных для строительства школы на Новорижском шоссе. Не в «Пересвет» ли ушли деньги?
И не под контролем ли одних и тех же лиц совершались все неприглядные поступки в «Пересвете/p>
Зачем бизнесу школьники?
У многих крупных российских компаний существуют проекты, связанные со школьным образованием, но часто это работа для галочки, в которой ней нет лидеров и креатива, отмечает директор Martela Елена Аралова. Эти проекты несистемные и не мультиплицируются.
С каждым годом Новая школа прилагает все большие усилий, чтобы компании приняли учеников. «Это и в докарантинной жизни было непросто (безопасность, ответственность), а сейчас – просто ужас. Почти все компании предлагают просто экскурсии. Этот формат не соответствует нашим задачам, ведь у ребенка нет возможности увидеть работу изнутри, проверить себя, посмотреть ритм дня профессионалов. Мы ищем партнеров через знакомых, родителей, социальные сети. Переписываемся, уговариваем, чтобы взяли к себе мотивированных ребят», – признается заместитель директора Новой школы по организации образовательной среды Юрий Подкопаев.
Многие компании бояться официально устраивать школьников на стажировку, подтверждает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №548 Надежда Гарниш. В основном, удается договариваться о практике через родителей, либо через администрацию Совхоза им. Ленина, где находится школа: можно отправить учеников на сбор клубники, подготовку тары; мальчики могут быть грузчиками, старших ребят берут руководителями бригад.
Бизнес крайне редко пользуется ресурсами школьников, потому что для компаний это дополнительная нагрузка – хотя должна быть разгрузка: пусть небольшая, но выгода, говорит Елена Гусева. «Если бы компаниям, трудоустраивающим школьников, было положено льготное налогообложение за работу с ними, они бы охотнее шли навстречу школам», – рассуждает эксперт.
Среди спонсоров олимпиад Университета Иннополиса – «Газпром», «Яндекс», «ВКонтакте», «Мегафон», перечисляет Алексей Хабибуллин. Мотивация партнеров – та же, что и у университета: они ощущают дефицит кадров и борются за таланты. Но как правило, дать финансирование им легче, чем предоставить персонал для работы со школьниками, говорит он.
«Для длительных стажировок нужны ресурсы, которых у стартапа всегда не хватает: продумать задачи, настроить инструменты, контролировать результаты. Для получения значительного эффекта с детьми кто-то должен заниматься фултайм», – объясняет Вячеслав Лукин из Edge Vision. Пока компания проводит только однодневные стажировки для обучающихся в INNOCAMP.
Без куратора изнутри бизнеса стажировка вряд ли принесет эффект обеим сторонам. У петербургского физмат лицея №30 был неудачный опыт практики в компании, которая занимается роботами для промышленной маркировки металлов, рассказывает председатель методического объединения естественных наук Екатерина Лузина. В компанию на месяц отправили несколько способных 11-классников, но на предприятии у ребят не было супервайзера, и сначала им поручили слишком простую механическую задачу, потом – чрезмерно сложную инженерную. В итоге стажировка получилась бестолковая, хотя школьникам даже заплатили за работу.
Пример: как это работает
Организация стажировок в российских школах практически всегда включает в себя элемент удачи – примеров системной работы в этом направлении почти нет. Посмотреть, как работают стажировки, поставленные на поток, можно на примере армянской школы «Айб». Каждый год там проводится «Ярмарка практики», куда приглашают лидеров индустрий из бизнеса и науки (около 40 компаний). Представители бизнеса проводят семинары – например, как увеличивать интерес к товарам, решать командные проблемы. Затем беседуют с учениками, и тех, кто прошел интервью успешно, принимают на практику. Стажировка длится месяц-полтора, меньший срок «Айб» считает неэффективным.
Фото: лаборатория, библиотека и fablab школы Ayb
Эксперт считает, что бизнес с энтузиазмом приходит на «Ярмарку практики»: компаниям в Армении нравится принимать участие в развития образования и интересны ученики «Айба». «Школьники создают динамизм и приходят с любопытными идеями. У детей есть свобода, они могут рисковать, это дает креативный подход к работе», – продолжает Пахчанян. Порой компании не ожидают эффективности, на которую способны школьники: например, один ученик во время стажировки переписал программу для Excel-таблиц, и ей до сих пор пользуются в бизнесе. Благодаря практике «Айб» получает фидбэк: каких навыков не хватает школьникам. Например, отметили недостаточное умение работать в команде – значит, нужно пересмотреть учебные программы, чтобы научить их этому.
В прошлом между школой и бизнесом всегда стоял вуз, но сейчас многие выпускники сразу идут работать, говорит Арам Пахчанян. «Наша задача – выпустить успешных людей, и все наши ученики такие, ведь они сталкиваются с реальностью уже в школе» – резюмирует эксперт.
Директор поможет
«Как-то я пришел в школу и увидел, что наш директор Алексей Викторович Голубицкий разговаривает с человеком в деловом костюме. Это был руководитель брокера LiteForex Алексей Смирнов, – рассказывает 16-летний ученик «Школы будущего» в поселке Большое Исаково Калининградской области Игорь Сивиринов. – Директор познакомил нас – оказывается, он уже рассказывал обо мне раньше. И вдруг Смирнов спросил, хочу ли я пойти на стажировку, ведь компании нужны хорошие программисты.Я, конечно, хотел. Такая вот удача, а всегда думал, что я невезучий».
Уже в 7 классе школьник решил, что будет программистом и начал самостоятельно изучать .NET. и C++. Девятиклассником он пошел в IT-Школу Samsung, и занял со своим проектом 2 место в регионе в номинации «Социальное приложение». Перейдя в 10 классе в «Школу будущего», Игорь Сивиринов нашел единомышленника в лице директора. Узнав, что парень отлично разбирается в IT, Алексей Голубицкий поручил ему спрограммировать музыкальные звонки для школы, которые теперь успешно используются.
Практика ученика в LiteForex, о которой договорился Голубицкий, продлилась почти все лето 2021 года. Первым заданием стажера было починить баг в приложении, с этим он справился за день. Потом появилась более крупная задача – сделать полный редизайн приложения «Форекс сигналы» для Google Play. «Над проектом работали всего три человека – главный разработчик LiteForex, андроид-разработчик и я. В компании я единственный школьник. Стажировка хорошо оплачивается, у меня фиксированная зарплата и премии. За два месяца я заработал на новый компьютер», – говорит герой.
LiteForex – его первая стажировка, благодаря ей школьник понял, что значит работать, что такое обязательства, как важно сохранять темп – действовать быстро, но при этом делать продукт высокого качества без ошибок. Игорь четко представляет свой путь после школы: рассматривает два университета со специальностью «Прикладная математика и информатика»
Где найти аудиторию родителей и школьников?
Блогеры
Лидеры мнений есть и на YouTube, и в Instagram. Популярные страницы родителей можно найти и в Facebook.
Блог необязательно должен быть посвящен учебе или школе
Достаточно обратить внимание на возраст аудитории (или наличие детей нужного возраста): тема подготовки к школе будет актуальна для всех детей и подростков
В Instagram даже лайфстайл блогеры подойдут для рекламной кампании: если у такого лидера мнений много юных подписчиков, они обратят внимание на одежду для школы, рюкзаки или сумки, необычную канцелярию. Дополнительную подготовку к школе тоже продвигайте через общетематические блоги: здесь больше шансов, что ваша реклама будет единственной в своем роде, а личная рекомендация от лидера мнений повысит доверие аудитории
Дополнительную подготовку к школе тоже продвигайте через общетематические блоги: здесь больше шансов, что ваша реклама будет единственной в своем роде, а личная рекомендация от лидера мнений повысит доверие аудитории.
Таргетинг
Рекламный кабинет Facebook позволяет настроиться на учеников и на родителей детей нужного возраста через графу «Интересы». Ваша задача лишь сегментировать разные предложения для аудитории нужного возраста.
Во «ВКонтакте» потребуется использовать парсеры для сбора баз целевой аудитории. Поделимся несколькими идеями, как найти аудиторию школьников:
- Люди, которые указали школу в анкете;
- Подписчики групп школ;
- Подписчики неофициальных групп школ, например, «Подслушано»;
- Подписчики групп репетиторов, образовательных центров, онлайн-курсов (в таких группах может быть много ботов, отфильтруйте базу);
- Друзья учителей (для поиска родителей);
- Подписчики групп школьных экскурсий;
- Люди, публиковавшие записи со словами: «школьная форма», «ищу репетитора» и т.п..
И БИОТЕХ, И БРАХИТЕРАПИЯ
Еще один пример трансфера зарубежной технологии при участии РОСНАНО – проект «Бебиг», из которого госкомпания вышла в 2015 году. Завод по производству микроисточников для низкодозной брахитерапии РОСНАНО открыла совместно с европейским партнером еще в 2014 году на площадке Объединенного института ядерных исследований в Дубне.
Брахитерапия – метод лечения, при котором радиоактивный источник излучения вводится внутрь пораженного органа, а максимальная доза радиации доставляется непосредственно в опухоль без поражения прилегающих тканей и органов. Специализация «Бебиг» – низкодозная брахитерапия на основе йода-125 рака предстательной железы.
Усилиями «Бебиг» создано 29 кабинетов брахитерапии в медицинских центрах России, Армении и Казахстана. Всего за шесть лет такое лечение получили более 8 тысяч пациентов. Инициаторы проекта расширяют профили применения метода: уже проведены клинические испытания по использованию наноструктурированных микросфер на основе иттрия-90 в лечении рака печени и рака поджелудочной железы, планируется организация производства микросфер.
Другое важное технологическое направление инвестиций РОСНАНО в онкологии – клинические исследования, локализация зарубежных биотехнологических препаратов и разработка собственных. Например, производственный комплекс «Фармсинтез», расположенный в Ленинградской области, выпускает препарат отечественной разработки Сегидрин (гидразина сульфат) с наиболее выраженным паллиативным результатом в терапии опухолей головного мозга
Кроме того, компания работает в одном из самых многообещающих направлений в лечении онкозаболеваний – персонализированной CAR-T-терапии. Планируется использование платформы XCART для разработки клеточной терапии для лечения В-клеточных неходжкинских лимфом
Например, производственный комплекс «Фармсинтез», расположенный в Ленинградской области, выпускает препарат отечественной разработки Сегидрин (гидразина сульфат) с наиболее выраженным паллиативным результатом в терапии опухолей головного мозга. Кроме того, компания работает в одном из самых многообещающих направлений в лечении онкозаболеваний – персонализированной CAR-T-терапии. Планируется использование платформы XCART для разработки клеточной терапии для лечения В-клеточных неходжкинских лимфом.
Также «Фармсинтез» выпускает онкопрепарат Неостим (молграмостим), сопровождающий химиотерапию, и онкогематологический азацитидин, применяемый при лечении лейкозов.
На мощностях биофармацевтической компании «Нанолек», получившей ранее поддержку РОСНАНО для создания современного производства в Кировской области (в августе 2019 года госкомпания вышла из проекта, продав 33,33% «Нанолек» другим ее акционерам), компания Janssen (подразделение фармацевтических товаров группы Johnson&Johnson) намерена локализовать производство инновационного препарата Дарзалекс (даратумумаб), используемого в терапии множественной миеломы. Старт производства препарата, не имеющего аналогов в России, намечен на 2021 год.
Будущее брендинга работодателей
Что же будет завтра, что нас ждет в ближайшие 5-7 лет? Думаю, что компании продолжат активно инвестировать в системную работу с брендом работодателя, создание ценностных предложений и в мире, и в России.
Выделим несколько направлений:
Как сказал на своем вебинаре Ричард Мосли, один из ведущих экспертов в области брендинга работодателя, сейчас идет эра социальных сетей и мобильного интернета (Social + Mobile), а будущее за опытом кандидата, искусственным интеллектом, виртуальной реальностью и иммерсивными играми (EBX + AI + VR + IG). Но все новые технологии будут работать только в связке с системным подходом к работе с брендом работодателя: созданием ценностного предложения, его синхронизацией с бизнес-стратегией, культурой и миссией, вовлечением руководителей и синхронизацией HR и управленческих процессов.
Стажировка мечты
Московская Новая школа отводит стажировкам важное место в учебном процессе. Они нужны, чтобы развеять идеализированное представление о работе как можно раньше, поясняет выпускник Новой 19-летний Матвей Рюмин
После 10 класса школа собрала у учеников пожелания, куда они хотели бы пойти на практику, вспоминает он. Опыт работы в реальном бизнесе у ученика на тот момент уже был. Школьник самостоятельно договаривался о двухнедельной стажировке в Group-IB (компания занимается кибербезопасностью), и смог попрактиковаться в работе с данными, образовательным контентом, в аналитике. Теперь школьник нацелился на «Яндекс».
«Я написал, считаю «Яндекс» самой крутой российской компанией в IT, и что интересен голосовой помощник «Алиса». Был уверен, что мне откажут, но мой куратор Юрий Подкопаев сказал, что получилось договорится через сотрудника в школе, который раньше работал в «Яндексе» – рассказывает выпускник.
Стажера интересовала сфера управления продуктом. Вместе с ментором он посмотрел, какие знания и навыки нужны для такой вакансии в компании: взаимодействие с разработчиками, маркетингом, аналитиками. «В процессе стажировки я тестировал «Алису», задавал ей вопросы, отмечал классные функции и недоработки, предлагал, что можно улучшить в голосовом помощнике. А ментор говорил, что подходит или нет, выгодно ли это «Яндексу» с точки зрения бизнеса. Например, мне показалось интересным, чтобы внутри «Алисы» была рекомендация фильмов, и наставник это одобрил», – говорит Матвей Рюмин. Он провел в компании продуктивную неделю: стал шире смотреть на идеи – не бежать сразу озвучивать их, а оценивать с точки зрения технических возможностей, думать об окупаемости. По итогу стажировки школьник понял, что хочет заниматься управлением в сфере ИТ, и сделал выводы, каких знаний ему не хватает и куда пойти учиться. Сейчас Матвей закончил 1 курс факультета компьютерных наук во ВШЭ.
«Для многих школьников стажировка – это легкий (и, может, даже приятный) шок, потому что в реальной компании процессы всегда гораздо быстрее, чем во время любого обучения», – говорит экс-ментор школьника в «Яндексе» Мика Голубовский. Наставнический опыт пригодился и ему: менторство позволяет взглянуть со стороны на то, чем ты занимаешься, и структурировать это в голове, чтобы передать знания или навыки.
Как «неплохие энергопроекты» превращаются в хорошие «кубышки»
Фонд Nanoenergo был создан «Фондом Роснано Капитал С.А.» совместно со структурой «Сбера» ЗАО «УК «Сбережения и Инвестиции» («СберИнвест»). В последней Дьяченко был в совете директоров. Дело о «пропаже средств» тянется ещё с 2015 года, но Дьяченко тогда бодро рапортовал, что «Это все ерунда какая-то…С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию…Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали/p>
Однако следователи считают, что деньги Nanoenergo перечислялись через счета, открытые в АКБ «Пересвет» (аффилирован со «СберИнвестом») и Bank of Cyprus на счета компаний «Композитные трубы», «Рисовые высокие технологии», «Сармат» (гендир – Дьяченко), «Технологии гидроэнергетики» и «Угольные инновационные технологии»(гендир – Дьяченко).
Известно, что в «Пересвете» в том числе есть деньги и РПЦ. А «Пересвет» вкладывается в проекты через «СберИнвест/p>
В 2016 году прогремел скандал, связанный с тем, что через банк могли уйти миллионы из Челябинского областного бюджета — Южный Урал и ещё шесть российских регионов доверили «Пересвету» деньги для вложения в инновационные проекты, но кто-то забеспокоился и чиновники потребовали деньги обратно.
По информации Uru, через фирмы «Кортик-Урал» и «Кортик» «Пересветом» было «отмыто» около 8 млн рублей, якобы за оказание фонду бухгалтерских и консультационных услуг.
Согласно данным портала банковского анализа, финансовое положение самого «Пересвета» за последний год серьёзно ухудшилось: нулевые долгосрочные активы, уменьшение на 72% наличности и на 43 – обязательных резервов. По сути банк на 83% живёт за счёт привлечённых средств.
Фото: https://analizbankou
В 2017 году его даже подвергали санации. На покрытие «дыры» более чем в 100 млрд рублей были направлены средства кредиторов и АСВ, через кредит ЦБ.
Для чего? Чтобы деньги продолжали выводиться?
Что касается компаний, через которые могли выводиться деньги, по данным «Руспрофайла», часть из них с недавнего времени ликвидирована, часть – в стадии ликвидации, банкротится, внесены данные о недействительности их адреса.
Олег Дьяченко числится гендиректором ещё в нескольких ликвидированных или переживающих ликвидацию в данный момент организациях. В то числе ООО «КДК», оформленное на «СберИнвест» и «Рисовые высокие технологии/p>
Фото: Rusprofilu
На сам Nanoenergo оформлено ещё ООО «Биоинновации» – на текущий момент оно в процессе банкротства в том числе по иску АКБ «Пересвет». Если учитывать, что всё это – звенья одной цепи, получается, что банкротство, по сути, контролируемое?
Дьяченко также входил в совет директором «Марома Технологии», что в 2010 году была создана под проект «Сколково» по производству «Высокотемпературных шаровых кранов с затворами из керметов». Однако, нигде не найти представления проекта. Неужели, заглох?
Немудрено. Ведь компания принадлежит «Сармату» (одна из организаций, через которые могли выводиться деньги «Роснано». С 2017 года «Марома Технологии» почти не показывала выручки.
В чём проблема школьной профориентации
Как организовать профориентацию с настоящей пользой, а не для галочки? ФГОС, требуя от школ подготовить детей к осознанному выбору профессии, в то же время оставляет выбор инструментов и форматов такой подготовки за самой школой и не даёт готовых однозначных рецептов.
«К сожалению, профориентация в российских школах идёт пока по грустному сценарию: на практике этой деятельностью занимаются либо психологи, либо классные руководители, либо, в самых печальных случаях, учителя технологии. Но ни те, ни другие, ни третьи не обязаны владеть навыками карьерного консультанта и подходами к профориентации».
Мария Болотская,
карьерный консультант, руководитель Центра карьеры Павловской гимназии
А раз «не обязаны владеть», то в большинстве случаев те, кто занимается профориентированием, нужными навыками не обладают.
По словам карьерного консультанта Аллы Поповой, в идеальной ситуации центр карьеры в школе — подразделение, которое проводит профессиональные пробы и деловые игры, организует встречи учеников со специалистами из разных рабочих сфер и другие мероприятия. Опять же, в идеале деятельность такого центра не ограничивается знакомством с разными специальностями и помощью в профориентировании, она ещё и направлена на развитие у школьников качеств и компетенций, которые в будущем позволят им расти в карьере.
Фото: предоставлены Павловской гимназией
Фото: предоставлены Павловской гимназией
Фото: предоставлены Павловской гимназией
Фото: предоставлены Павловской гимназией
Всё это замечательно, но звучит немного фантастично. Сейчас даже в вузах сильные карьерные центры — редкость, что уж говорить о школах. Возможно ли вообще в принципе создать такую структуру в реальном мире и реальной школе?
Будем честны: в государственных школах возможности для этого пока сильно ограничены
Но если понимание важности и пользы такой работы будет сформировано на государственном уровне, то перспективы есть.. Во всяком случае, на уровне идеи необходимость серьёзного подхода к профориентации недавно обсуждалась на ПМЭФ
И помочь в этом школам могли бы бизнес-корпорации — причём не из-под палки, а действуя со своим интересом. Им действительно важно рассказывать юному поколению о новых профессиях и карьерных возможностях. Этот интерес очень практичен, и он не противоречит интересам школ: чем больше молодёжи будет приходить в профессии осознанно, взвешенно, с правильной мотивацией, тем выгоднее работодателям. Крупные корпорации давно уже поняли: чтобы приходили не случайные люди, которые быстро разочаровываются в выборе, а по призванию и с серьёзным отношением к работе, заинтересовывать профессиями надо даже не с институтской, а со школьной скамьи.
Во всяком случае, на уровне идеи необходимость серьёзного подхода к профориентации недавно обсуждалась на ПМЭФ. И помочь в этом школам могли бы бизнес-корпорации — причём не из-под палки, а действуя со своим интересом
Им действительно важно рассказывать юному поколению о новых профессиях и карьерных возможностях. Этот интерес очень практичен, и он не противоречит интересам школ: чем больше молодёжи будет приходить в профессии осознанно, взвешенно, с правильной мотивацией, тем выгоднее работодателям
Крупные корпорации давно уже поняли: чтобы приходили не случайные люди, которые быстро разочаровываются в выборе, а по призванию и с серьёзным отношением к работе, заинтересовывать профессиями надо даже не с институтской, а со школьной скамьи.
Влияние поколения Z
Я помню, как возникли первые обсуждения особенностей поколения Y (сейчас это уже более трети работающего населения): от полного неприятия (почему мы должны под них подстраиваться?) пришли к существенному изменению HR-процессов. К примеру, переход на короткие циклы (от годовой оценки – к регулярной обратной связи, от ежегодных опросов – к пульс-замерам и т.п.); баланс работы и жизни, программы управления благополучием.
В России вследствие демографической ситуации во многих отраслях компании активно начали работать со школьниками. В рамках конкурса Graduate Award 2017 было несколько качественных HR-проектов в этой области. Это реальная, серьезная задача для многих компаний.
«Так дойдем до того, что, когда ребенок пойдет в школу, нам будут звонить работодатели» – шутят мои коллеги из HR. «Профориентация на основе ДНК, начиная с детского сада» – такие формулировки теперь слышны на форсайтах. Но за каждой шуткой скрывается и предвидение некоторых трендов. Я помню, как коллега из Росатома после моей лекции о поколении Y десять лет назад спросил: «Что мы, вместо инструкций будем им мультфильмы показывать?». Сегодня фильмами, мультфильмами и даже компьютерными играми, которые позволяют осваивать правила безопасности уже никого не удивишь (и Росатом тоже делает это).
Многие HR-практики, разработанные под Y-ков, показали свою эффективность на всех сотрудниках. Брендинг работодателя – не исключение. Я думаю, что поколение Y, продолжит в ближайшем будущем определять основной фокус внимания работодателей, хотя это не исключает внедрения новых инструментов от поколения Z.
Об особенностях поколения Z более подробно мы поговорим в одной из ближайших публикаций.
Школьный беспилотник
Российская компания «Коптер Экспресс» (COEX, резидент технопарка «Сколково») с 2013 года разрабатывает образовательные квадрокоптеры и промышленные автономные дроны. Уже более пяти лет она активно сотрудничает со школьниками.
С 2016 года СOEX проводит CopterHack – международный командный конкурс по разработке беспилотников. Хакатоны длятся практически по году. «Мотивированным школьникам мы даем возможность для самореализации – предлагаем менторство и финансовую поддержку (гранты за победы в коптерхаках, призы за конкурсы и олимпиады – сертификаты на обучение, оборудование, электронику, инструменты). Ребята, которые разрабатывают что-то сами, чувствуют свою полезность и ответственность за продукт. А сильный наставник помогает школьнику стимулировать новый подъем», – говорит менеджер международных соревнований COEX Светлана Соломатникова.
Участники получают наставническую поддержку от экспертов отрасли, а победителям коптерхаков вручают грант (суммарный призовой фонд от $7000). Талантливые ребята могут продолжить сотрудничество с компанией по коммерческим заказам. Пример работы COEX со школьниками довольно уникален для российского рынка: компания также проводит мероприятия довузовской подготовки для Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения, Университета Иннополиса, МИФИ, Московского политеха, курирует конкурсы и соревнования (Олимпиада Национальной технической инициативы (НТИ), World Skills, «Большие вызовы» в «Сириусе», Innopolis Open) и работает напрямую со школами.
Что в итоге?
Бизнес не работает со школьниками системно, хотя отдельные кейсы демонстрируют перспективность такой практики. Организационные проблемы пока перевешивают плюсы. Чтобы работники до 18 лет приносили системную выгоду, бизнесу необходимо выделять полноценных кураторов этого сотрудничества. Наличие таких кадров оправдано только в случае постоянной работы со школами – получается замкнутый круг. Процесс тормозит и зарегулированность самой системы образования: организовать стажировку по всем правилам сложно. Государство просветительскую деятельность бизнеса по отношению ко школам никак не поощряет. Тем не менее, активные школы могут договориться с компаниями о регулярной практике не для галочки. Они находят места для ученических стажировок, где дети решают конкретные кейсы с пользой для бизнеса и для себя.