Увеличение конкурентоспособности компании
Один из основных и наиболее важных факторов, которые побуждают компании к участию в социальном партнерстве, — это увеличение конкурентоспособности. Современный бизнес требует не только уверенности в качестве своих товаров и услуг, но и обязательной социальной ответственности перед обществом.
Посредством социального партнерства компания получает уникальную возможность контролировать и управлять всем процессом взаимодействия с обществом. Поставка качественных товаров и услуг становится лишь первым шагом на пути к успеху. Дополнительные прибыли и рост доходов осуществляются благодаря поддержанию социальной политики внутри компании.
Сочетание бизнеса и социальных проектов необходимо для современной экономики. Понимание того, что выстроенная система партнерства полезна как для компании, так и для общества в целом, получает все большее распространение среди бизнесменов во всем мире. Увеличение конкурентоспособности компании достигается благодаря созданию доверительных отношений с клиентами, за счет реализации ответственной социальной политики.
- Социально ответственная компания привлекает новых потребителей
- Повышает лояльность существующих клиентов за счет улучшения имиджа на рынке
- Привлекает таланты в рамках компании
- Снижает затраты на производство и маркетинг
Таким образом, участие в социальном партнерстве — это не просто элемент маркетинговой политики, но и стратегический ход компании на пути к увеличению конкурентоспособности и обеспечению стабильных финансовых результатов в ближайшей и долгосрочной перспективах работы.
Коллективные переговоры
Одна из форм социального партнерства — это коллективные переговоры. Это процедура, в ходе которой представители работников и работодателей решают вопросы относительно подготовки и заключения коллективного договора, а также внесения изменений в данный документ.
Начало переговоров инициируется одной из сторон, которая в письменной форме уведомляет вторую сторону о своем намерении. Далее стороны коллегиально определяют место и время проведения переговоров, а также повестку. В том случае, если представитель работодателя отказывается от участия в переговорах или систематически уклоняется от этой обязанности, представитель работников имеет право начать трудовой спор.
В процессе ведения коллективных переговоров стороны выступают в роли равноправных партнеров, которые свободны в выборе обсуждаемых вопросов и внесении предложений по решению проблем. Если возникают непримиримые разногласия, составляется соответствующий протокол, над которым начинает работу примирительная комиссия.
Исторические и теоретические истоки социального партнерства
Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на “кровном родстве” либо на разделении труда (скажем, солидарность охотников или ремесленников), все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее становились их отношения, более массовыми и грозными конфликты.
Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений все очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определенных требований (экономических либо политических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.
В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок.
Социальная конфликтность, возникшая, в принципе, много раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий
В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.
Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об “общественном договоре”, которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.
Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.
В России идеи социального мира, “товарищества” распространял в своих трудах экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе “Положение рабочего класса в России” он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что “борьбе за существование” нужно противопоставить “союз за существование”.
Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому не враждуя, а подавая руку друг другу они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.
Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он.
Итак, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости интересов его сторон — работодателей и работников. Но это понимали в то время только теоретики.
Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начале ХХ в. оказались непримиримыми и две теории:
Основные понятия (коллективный договор и коллективные переговоры)
Между руководителем предприятия и профсоюзной организацией (либо иным представителем работников) заключается особое соглашение — коллективный договор, в котором фиксируются договоренности между рабочими и нанимателем. Как правило, в документе раскрываются такие вопросы, как:
- величина заработной платы, премий, компенсационных выплат;
- обязательства работников предприятия и их работодателя;
- правила индексации заработной платы после инфляционных изменений в экономике;
- охрана труда;
- дополнительные выплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздники;
- длительность ежегодных основных отпусков и других оплачиваемых отпусков;
- занятость работников;
- продолжительность трудового дня (обычно имеется отдельный пункт для особых категорий работников).
Различные соглашения между работодателем и представителем трудящихся принимаются в ходе ведения коллективных переговоров. Инициатором сбора сторон для обсуждения каких-либо вопросов может выступить как наниматель, так и профсоюз (составляется уведомление). Сторона, которая получила уведомление о необходимости проведения переговоров, обязана присоединиться к обсуждению в течение 7 дней. Перед началом переговоров определяется повестка дня и собирается комиссия из представителей сторон.
П
Из представителей сторон формируются основные органы социального партнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до местного), которые осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон.
Все это положительно влияет на лояльность работников, их трудоспособность, инициативность. Работникам выгоден JS, поскольку он помогает защитить их законные интересы правовым путем. Несмотря на все преимущества, система JS в России развита слабо.
В системе К+ вы найдете разъяснения законодательства и шаблоны различных документов для организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред.
Первоначально социальное партнерство появилось как самостоятельная категория в начале 20 века, использовалась для создания теории «социальных реформ», которая была противовесом теории «классовой борьбы», антиподом которой было социальное партнерство.
Социальная реформа определяется как совокупность качественных изменений в обществе без применения радикальных мер, направленных на улучшение жизни общества в целом и отдельных социальных групп. Под классовой борьбой понимается столкновение антагонистических интересов различных классов, которые имеют объективное выражение и соответствуют месту класса в исторически определенной системе общественного производства.
Социальное партнерство — это развитая форма совместного согласования интересов различных социальных групп. Система социального партнерства основана на равноправном сотрудничестве всех сторон, участвующих в одном процессе.
Основные варианты социального партнерства:
- Классическая схема: интересы работников представляют профсоюзы и ассоциации, а интересы работодателей — бизнес-союзы, промышленные структуры и т.д.
- Трехсторонний вариант: третьим непосредственным участником процесса согласования интересов является государство и институты власти, которые одновременно выступают гарантами соглашений.
C. А. де Сен-Симон определил социальные отношения как создание возможностей для использования способностей индивидами и социальными группами, причем эти возможности должны быть равными для всех.
Впервые СОК был закреплен в Уставе МОТ в 1919 году и в Филадельфийской декларации 1944 года, а также в его целях и задачах.
Эти комиссии могут быть созданы как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Создание отраслевых (межотраслевых) трехсторонних комиссий также предусмотрено ст. 9 Закона о социальном партнерстве г. Москвы.
Несомненно, необходимо наличие необходимых полномочий у тех, кто принимает определенные решения или действия, но, как правило, это обстоятельство не подчеркивается в качестве принципа. В институте социального партнерства этот вопрос является принципиальным в связи с возможной множественностью представителей сторон, особенно в части, касающейся представителей работников.
Благодаря социальному партнерству достигается важная для трудового процесса цель разрешения споров и предотвращаются потенциальные проблемы.
Понятие и формы соцпартнерства
Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.
Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.
Функции и принципы
Функции социального партнерства бывают:
- прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
- косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).
Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:
- взаимоуважение сторон;
- равноправие;
- наличие соответствующих полномочий;
- неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
- решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
- принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
- государство всячески содействует соцпартнерству;
- свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
- принятые обязательства должны быть выполнимыми;
- коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
- за выполнением обязательств осуществляется контроль.
Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.
Формы
Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.
Можно выделить:
- переговорный процесс;
- консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
- управление организацией работниками посредством своих представителей;
- разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.
Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).
Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве
В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.
Представителями государства могут быть:
- Министерство труда и социальной защиты РФ;
- Правительство России;
- служба занятости населения;
- администрация субъекта и прочие.
Представителями работников являются:
- профсоюз (в большинстве случаев);
- выборный непрофсоюзный орган.
Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.
В качестве представителя работодателя выступает:
- руководитель предприятия;
- если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
- уполномоченное лицо;
- совет директоров;
- управляющая организация;
- внешний или конкурсный управляющий;
- министерство и прочие.
Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию
Налоговые льготы и стимулы
Одним из основных преимуществ социального партнерства для бизнеса являются налоговые льготы и стимулы. Государство может предоставлять компаниям, которые активно взаимодействуют с социальными партнерами, различные льготы и налоговые стимулы, которые способствуют развитию бизнеса и увеличению прибыли.
Например, среди таких льгот могут быть освобождение от налога на имущество, снижение налоговых ставок для компаний, которые создают рабочие места для молодых специалистов, а также льготы для компаний, которые финансируют научные и социальные программы.
Благодаря налоговым льготам и стимулам бизнесы могут получать экономические выгоды, ведь уменьшение процента налога на прибыль позволяет компании получать больше средств на развитие. Это, в свою очередь, способствует созданию рабочих мест и благоприятной экономической ситуации в стране.
Одновременно социальные партнеры получают больше возможностей для развития, ведь они могут привлечь дополнительный финансовый ресурс, выступить в качестве консультантов и администраторов различных проектов и программ.
Таким образом, налоговые льготы и стимулы являются важным фактором развития социального партнерства. Благодаря этим мерам государство и бизнес могут работать вместе в интересах всего общества, создавая благоприятную среду для экономического и социального развития страны.
Социальное партнерство, его формы, функции и принципы
Замечание 1
Социальное партнерство — относительно новое явление общественной жизни, связано с развитием демократии.
Социальное партнерство как научная категория характеризуется многоаспектностью, разносторонностью и широтой понимания и трактовки.
Поскольку оно может быть представлено во многих сферах общественных отношений, то его различные определения раскрывают ту сторону социального партнерства, которая представляет интерес для исследователя, решает конкретную проблему.
Идеологической основой социального партнерства является принцип сотрудничества на уровне работодателей и наемных работников, частногои государственного секторов производства.
Создание и развитие социального партнерства обеспечивается становлением его системы, представляет собой сложное и динамичное образование структурно-организационных элементов (субъектов, предметов, связей, нормативно-правового обеспечения), форм, принципов, технологий взаимодействия, объединенных определенным механизмом.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Конкретизируя уровни партнерства, можно выделить:
- личный,
- групповой,
- общественный (национальный), наднациональный уровне.
Именно на уровне общества социальное партнерство отражает установки элементов общности интересов социальных групп общества в решении жизненно важных проблем, дает нам основания говорить о социальном партнерстве именно как о типе социального управления.
Функции социального партнерства
Комплексы методов социально-партнерского управления целенаправленно влияют на общество, группу, коллектив. При помощи этих методов обеспечивается реализация следующих основных функций партнерского управления:
- организующей (формы организации взаимодействия групп в обществе);
- мобилизующей, солидаризуючои (благодаря чему достигаются большая сплоченность как отдельной территориальной общины, так и общества в целом);
- социально-психологической (инструмента управления социальным настроением, регулирования конфликтов и т.п.);
- мотивирующей и стимулирующей (что способствует более активному участию граждан в государственном управлении и местном самоуправлении)
- социально-творческой (как организующей формы для социального творчества социальных групп).
Задачи социального партнерства
Замечание 2
Анализ научных работ позволяет в определенные специфики социального партнерства выделить три аспекта, рассматривая его как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой, как идеологию такого общества и как метод цивилизованного решения социально производственных конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности.
Социальное партнерство как тип общественных отношений и идеология, как правило, осуществляется на общегосударственном уровне, представляя собой согласование интересов различных групп, составляющих социальную структуру общества, благодаря взаимодействию государства и институтов гражданского общества на основе принципов социального сотрудничества, согласия и тому подобное. Организационной и правовой базой здесь выступает социальная политика государства, направленная на разработку целевых социальных программ и законодательство, отображает как интересы государства, так и потребности и интересы различных социальных групп.
Социальное партнерство как метод цивилизованного разрешения конфликтов осуществляется, как правило, в сфере производственных отношений и характеризует взаимодействие работодателей, наемных работников и органов государственной власти и местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально производственных и связанных с ними экономических вопросов, предотвращения конфликтов и обеспечения социального согласия. В данном контексте социальное партнерство выступает как особый тип социально-производственных отношений, присущий рыночной экономике, который обеспечивает на основе сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их интересов. Такое сотрудничество получило название трипартизм.
По мнению исследователей, социальное партнерство как трехпартийная институт выполняет следующие задачи:
- Определение удовлетворительного для всех сторон партнерства уровня оплаты труда;
- Установление оптимальной системы налогообложения;
- Создание достойных человека условий труда;
- Обеспечение благоприятного социального климата для производственной деятельности человека, в котором бы она могла реализовать себя.
Права и обязанности работников
Права работников:
- Право на достойные условия труда. Работники имеют право на установление рабочего времени, оплату труда, отпуска, охрану труда и другие условия, обеспечивающие их безопасность и благополучие.
- Право на свободу профессионального выбора. Работники имеют право выбирать свою профессию и место работы с учетом своих квалификации и интересов.
- Право на участие в принятии решений. Работники имеют право участвовать в принятии решений, касающихся их трудовой деятельности, через представительные органы или другие формы коллективного взаимодействия.
- Право на социальную защиту. Работники имеют право на социальное обеспечение, включая пенсии, пособия при временной нетрудоспособности и другие выплаты в случае потери работы или необходимости временно приостановить трудовую деятельность.
- Право на обучение и повышение квалификации. Работники имеют право на обучение и повышение своих профессиональных навыков для достижения лучших результатов в своей работе.
Обязанности работников:
- Соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка. Работники обязаны соблюдать правила и инструкции, установленные работодателем, а также выполнять свои рабочие обязанности в надлежащем качестве и в срок.
- Забота о сохранности имущества работодателя. Работники обязаны бережно относиться к имуществу, находящемуся в их распоряжении в связи с трудовой деятельностью, и предотвращать его возможные повреждения или утрату.
- Соблюдение правил безопасности и охраны труда. Работники обязаны соблюдать правила безопасности и охраны труда, предпринимать необходимые меры по предотвращению производственных аварий и травматизма.
- Поддержка коллективного взаимодействия. Работники обязаны поддерживать коллективное взаимодействие, сотрудничать со своими коллегами и руководством для достижения общих целей и решения трудовых вопросов.
- Самосовершенствование и повышение своей квалификации. Работники обязаны стремиться к самосовершенствованию, повышать свою квалификацию и профессиональный уровень для эффективного выполнения своих трудовых обязанностей.
Цитата:
«Работники являются активными участниками социального партнерства и имеют права и обязанности, которые служат основе справедливых и достойных условий труда.»
Таблица:
Права работников | Обязанности работников |
---|---|
Право на достойные условия труда | Соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка |
Право на свободу профессионального выбора | Забота о сохранности имущества работодателя |
Право на участие в принятии решений | Соблюдение правил безопасности и охраны труда |
Право на социальную защиту | Поддержка коллективного взаимодействия |
Право на обучение и повышение квалификации | Самосовершенствование и повышение своей квалификации |
Социальное партнерство в охране труда: понятие
Социальное партнерство в охране труда – это сотрудничество между работодателями и работниками, направленное на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.
Социальное партнерство основано на признании интересов и прав работодателей, работников и представителей обеих сторон. Оно строится на взаимном доверии, уважении и диалоге, и направлено на создание равноправных условий и гарантий для защиты трудовых прав и здоровья работников.
Основными целями социального партнерства в охране труда являются:
- Предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- Обеспечение безопасных и здоровых условий труда;
- Защита прав и интересов работников;
- Создание системы предупреждения и управления рисками;
- Обеспечение социальной защиты и компенсации для работников, пострадавших от несчастных случаев или профессиональных заболеваний.
Социальное партнерство в охране труда имеет ряд преимуществ:
- Повышение эффективности охраны труда благодаря совместной работе сторон;
- Улучшение условий труда и снижение рисков для работников;
- Снижение частоты и тяжести несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- Развитие диалога и урегулирование конфликтов между работодателями и работниками;
- Повышение трудовой мотивации и удовлетворенности работников.
Для успешного функционирования социального партнерства в охране труда необходимо разработать и реализовать совместные программы и проекты, а также установить постоянный механизм обмена информацией и сотрудничества между работодателями и работниками.