Наука и образование в беларуси

Колледжи

В Беларуси в колледжи можно поступить гражданам этой страны, иностранцам и людям без гражданства с 17 лет, если они имеют среднее образование.

Разрешено совмещать обучение в колледжи с обучением в другом заведении.

Принимают в колледжи Беларуси по результатам вступительных экзаменов, которые содержат тесты по нескольким предметам. Их должны определить и составить преподаватели этого заведения.

В колледжи Беларуси зачисляют по конкурсу, лучших определят вступительные экзамены или результаты собеседования.

Вступительные экзамены будут осуществлять по указу ректора, то есть он должен решить, где будет это проводиться, в какое время и когда необходимо нести документы на зачисление.

Школьное образование

По достижении детьми шести полных лет, при отсутствии противопоказаний по здоровью, можно начать посещение школы. Но по заявлению родителей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в школу на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Начальное образование

Начальное образование — это первый этап, с которым столкнуться дети. За 4 года начального образования, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки общения и решения прикладных задач.

Среднее образование

Ступень образование между начальным и высшим, длительностью в 7 лет (с 5 по 11 классы). В республике Беларусь среднее образование предоставляется бесплатно.

Высшее образование

Следующей ступенью образования является высшее. В зависимости от полученных результатов на Централизованном тестировании абитуриенты могут получить платное или бесплатное образование. Университет, факультет и специальность выбирается исключительно студентом, а их вариативность поможет в выборе верного варианта.

Среднее специальное образование в Беларуси

Среднее специальное образование пользуется спросом у молодежи. Колледжи и техникумы ведут подготовку специалистов практически для всех отраслей экономики и социальной сферы.

Список профессий технической сферы в колледжах и техникумах:

  • электромеханик;
  • электрик;
  • архитектор;
  • слесарь;
  • машинист;
  • геодезист;
  • механик;
  • технолог;
  • токарь;
  • сантехник;
  • программист и прочее.

Экономические специальности:

  • бухгалтер;
  • секретарь-референт;
  • логист;
  • экономист по маркетингу;
  • контролер-кассир.

Творческие специальности:

  • актер;
  • дизайнер;
  • художник-модельер;
  • резчик по дереву:
  • руководитель эстрадного коллектива;
  • концертмейстер;
  • учитель музыки;
  • оператор компьютерной графики и прочее.

Специальности сферы обслуживания:

  • библиотекарь;
  • кондитер;
  • повар;
  • официант;
  • бармен;
  • швея;
  • портной и прочее.

Также вы можете освоить юридические и сельскохозяйственные специальности.

Школьное образование в Беларуси

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 – 4 классы);
  • общее базовое образование (5 – 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю

Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Как воспринимается белорусский диплом о высшем образовании за границей

Хоть Беларусь вступила в Болонский процесс, дипломы вузов РБ признаются не всегда и далеко не везде. Чтобы диплом о высшем образовании без проблем приняли в Европе, нужно приложение европейского образца Diploma Supplement. Это документ, который подробно рассказывает, какие дисциплины проходил выпускник, насколько успешно, какими навыками владеет. Сейчас его выдают редко, например, в БГУ. Но после изготовления и утверждения защищенных стандартизированных бланков, приложение введут в общее употребление, его можно будет получить вместе с дипломом после любого университета.

Но даже с приложением могут попросить подтвердить квалификацию, в основном, внимательно проверяют навыки. Легче всего принимают дипломы по ИТ специальностям БГУИРа, БНТУ, БГУ. Сложнее подтвердить медицинское образование, потому что система обучения отличается от той, что практикуется в Европе. Пока нет алгоритма действий и для каждого соискателя с белорусским дипломом решение принимается индивидуально.

С дипломом и приложением Diploma Supplement шансы устроиться на работу в Европе выше

Есть страны, где высшее образование белорусского вуза действительно без процедуры подтверждения. Все ступени и научные звания признаются эквивалентными: в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане. Документы взаимопризнаются еще: в Азербайджане, Китае, Туркменистане, Вьетнаме. 

В большинстве остальных стран мира, как и в ЕС, вероятнее всего нужно будет каким-то способом подтвердить, что диплом не просто корочка, что за ним реальная квалификация. Тесты или экзамены на подтверждение диплома бывают платными. 

Кодекс об образовании

Проект

2010 год — при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые.

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко..

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании — диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Разница между бакалавриатом и магистратурой

До 2009 года высшее образование в нашей стране получали по «советской» системе. Выпускник обычной школы поступал в ВУЗ, где его в течение 5-6 лет готовили по определенной программе специалитета. Зачисление в высшее учебное заведение осуществлялось по итогам вступительных экзаменов. Закончив обучение, из института или университета выходил уже готовый специалист. По желанию выпускник ВУЗа мог поступить в аспирантуру, чтобы завоевать ученую степень.

  • бакалавриат – первая и обязательная ступень высшего профобразования;
  • магистратура – второй и необязательный этап высшего профобразования.

Какая между ними разница?

Определение и значение

Бакалавриат – доступная для всех выпускников общеобразовательных школ, гимназий и колледжей первоначальная ступень высшего образования. Закончивший обучение человек становится обладателем диплома бакалавра, открывающего доступ ко второй ступени высшего профессионального образования, магистратуре.

Магистратура – дальнейшая, вышестоящая образовательная ступень после бакалавриата. На ней студенты получают узкоспециализированные знания по выбранному направлению.

Сравнение бакалавриата и магистратуры

Фото: выпускники бакалавры

Несмотря на то, что бакалавриат является начальной, первой ступенью высшего образования и продолжается 4 года, он дает полноценный объем знаний. После его окончания дипломированный выпускник – уже специалист в той или иной области и может устраиваться на соответствующую работу. В бакалавриате проходят обучение как по общеобразовательным дисциплинам, так и по избранной специальности.

Таким образом, диплом бакалавра – свидетельство о приобретении качественного высшего образования. Он открывает доступ к профессии или же к продолжению обучения, но уже на втором уровне – в магистратуре.

Фото: магистратура

Чему же обучают в магистратуре? Простыми словами, там готовят ориентированных на науку специалистов. Поступление на этот уровень проводится на конкурсной основе. Будущие магистры занимаются совершенствованием уже полученных знаний. А на первый план выходит научно-исследовательская деятельность, в ходе которой развиваются аналитические и академические навыки; математические, проектные и другие высокие способности.

В отличие от знаний «широкого профиля», полученных в бакалавриате, магистратура – определенно шаг вперед в саморазвитии и совершенствовании профессиональных навыков. Диплом магистра выдается после 2-х лет обучения. Дальше с ним можно выходить на работу или поступать в аспирантуру. Практика показывает, что выпускников магистратуры охотнее принимают в штат престижных отечественных и зарубежных компаний.

Фото: магистратура гуманитарного института, вручение диплома выпускникам

Важный момент: в магистратуру не принципиально поступать сразу же после окончания бакалавриата. Между двумя ступенями высшего профессионального образования может быть перерыв. Через некоторое время, если человек захочет повысить свой профессионализм в более узкой специализации или вообще сменить направление деятельности, он может подать документы в магистратуру. Однако придется выдержать конкурс.

Интересно, что бакалавром можно быть в одной выбранной специализации, а магистром стать в совершенно другой области. С дипломом бакалавра российского вуза можно обучаться в магистратуре многих зарубежных вузов, причем как весь двухлетний срок, так и его часть.

Согласно Болонской декларации, бакалавр и магистр должны одинаково оцениваться работодателем, то есть их шансы при приеме на работу равны. Однако на практике, как мы уже писали выше, этот закон не всегда соблюдается.

Отличие бакалавриата от магистратуры: выводы

1. Обучение в бакалавриате по результатам ЕГЭ доступно любому выпускнику общеобразовательной школы, гимназии, колледжа. В магистратуру можно поступить только после того, как получен, диплом бакалавра.

2. На бакалавра учатся четыре года, диплом магистра получают через два года обучения в магистратуре.

3. Бакалавриат дает своим студентам знания «широкого профиля» и основы, достаточные для работы по избранной специальности. Магистратура выпускает узких специалистов в выбранной деятельности и совершенствует научно-исследовательские навыки.

4. По закону магистр и бакалавр равны в шансах при приеме на работу. Однако на практике, особенно в зарубежных компаниях, преимущество у обладателей диплома магистра.

5. Чтобы поступить в аспирантуру, быть бакалавром – мало, нужно пройти обучение в магистратуре.

 968 смотрели,  13 сегодня

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Министерство образования республики Беларусь позаботилось о профессионально-техническом и среднем специальном обучении, которое отлично функционирует еще со времен СССР, чего нельзя сказать о странах СНГ. Белорусский опыт использует множество стран, в которые входит даже Россия. В республике функционирует около 200 колледжей, которые ежегодно выпускают 35 тысяч человек по различным специальностям. Среднее специальное образование в Беларуси дают возможность получить 130 учреждений, которые ежегодно готовят 40 тысяч человек. Колледжи в Беларуси имеют отличную техническую базу, благодаря которой через пару лет оттуда выходят квалифицированные специалисты.

На сегодняшний день очень много человек уходит из школы после 9 класса и идет получить специальное среднее образование. Лучшие заведения, в которых это возможно сделать, — колледжи.

Дошкольное образование

Отметим, что в 2016 — 2020 годах следует ожидать падения численности детей в учреждениях дошкольного образования, поскольку поколению, родившемуся после 1991 года в 2016 как раз исполняется 25 лет, что соответствует среднему возрасту появления первого ребёнка. А значит, в перспективе 3 — 4 лет упадёт количество родившихся детей, поскольку после 1991 года по всему пространству Советского Союза сильно упала рождаемость, что видно на графике естественного прироста Беларуси и соседней Украины:
Изображение: bdg.by

Та же картина была и в России.

И сейчас в наших странах подходит момент, когда родившиеся во время прохождения этой ямы будут, в свою очередь, рожать детей. А значит, необходимо предусмотреть это в государственной программе развития образования, однако в ней об этом ни слова.

Сейчас в программе написано о том, что:

А когда в детских садах начнётся недобор детей, и даже этого числа обученных и не очень кадров станет много, то как будут «оптимизировать» их педагогический состав? Увольнять?

Учитывая сказанное в первом разделе статьи об историческом контексте, в котором мы сегодня живём, очень странными выглядят меры по совершенствованию системы образования:

Задача по совершенствованию качества дошкольного образования будет выполняться за счёт:— оснащения учреждений дошкольного образования средствами обучения;

— приобретения компьютерной техники, закупки программных продуктов;

— создания сайтов учреждений дошкольного образования;

— подготовки и выпуска учебных изданий, учебно-программной и учебно-методической документации (в том числе электронных средств обучения);

— методической литературы и учебных пособий.

На решение задачи по обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования направлены следующие мероприятия:

— осуществление капитального ремонта учреждений дошкольного образования;

— внедрение автоматизированной системы по учёту и контролю за качеством питания; приобретение оборудования (технологического и другого).

Ни слова нет о том, что необходимо пересмотреть подходы к образованию дошкольников. Некоторые телодвижения в этом направлении можно заподозрить в пункте о подготовке методической литературы или учебно-методической литературы, но вряд ли вся эта писанина приведёт к качественному скачку системы образования, как системы образования и воспитания кадров для будущего.

Отсутствие такого рода задач наблюдается в целом во всех подпрограммах, так что дошкольное образование в этом смысле не выделяется, но об этом чуть позже.

Видно, как уменьшается и количество учреждений среднего образования, и учеников, что связано с той самой демографической ямой 90-х. Это явно видно по количеству детей: до 2000 года их численность сохранялась практически неизменной, а вот после 2000 — пошла на убыль.

А решение задач подпрограммы будет осуществляться за счёт:

— повышения квалификационного уровня учителей;— разработки и издания обновлённых учебных программ по учебным предметам, учебных картографических пособий;

— подготовки и издания новых учебников и учебных пособий;

— использования в образовательном процессе современных средств обучения и учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий;

— ежегодного проведения мониторинга качества общего среднего образования;

— совершенствования национальной системы оценки качества общего среднего образования;

— увеличения средней наполняемости классов в УОСО, расположенных в городской местности.

Всё в целом, как и с дошкольным образованием: в задачах ни слова нет о пересмотре подходов к образованию как таковому. Нет ничего о кардинальном изменении образовательных стандартов.

Это общее плачевное положение в системе образования весьма своеобразно подтвердил на большой пресс-конференции 17 ноября 2016 года Президент Бедаруси:

Говоря о негативных тенденциях в белорусской системе образования в начале 90-х, Лукашенко обратил внимание на последствия пересмотра учебных программ и то, что ситуацию удалось исправить:

Хотя бы в этом понимание вернулось. Следующий шаг — пересмотр образовательных стандартов в целом и принципов образования, в частности, но вряд ли их выработка по плечу тем, кто своим мышлением уже «врос» в сложившуюся систему образования. Возможно, в этой области могут помочь общественные инициативы и организации, которые лучше чувствуют «вызовы времени».

Прием абитуриентов

Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.

Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:

  • Победители международных олимпиад.
  • Победители различных региональных конкурсов.
  • Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
  • Дети-сироты.
  • Люди, которые окончили кадетское училище.

Популярные направления образования в РБ

В Беларуси существуют довольно обширный список направлений, где каждый сможет найти свое призвание. Сейчас мы познакомимся с самыми популярными из них.

Медицинское образование

Медицинское высшее образование в Беларуси можно получить в четырех городах: Гомель, Минск, Витебск, Гродно. Платное высшее медицинское образование – дело затратное, особенно если речь идёт о стоматологическом факультете. Наше образование очень ценится не только в пределах страны, но и за границей, так как здесь выпускают ценных специалистов.

Юридическое образование

Около 30% студентов в настоящее время получают экономическое и юридическое высшее образование. После окончания юридического факультета выпускники могут рассчитывать на высокий заработок в этой области.

Лингвистическое образование

Перед студентами лингвистических специальностей в Беларуси открываются немалые горизонты, так как число специальностей растет, растет и спрос на них. Самым востребованным университетом является МГЛУ, где выпускают специалистов со знанием следующих языков: английский, испанский, итальянский, китайский, французский, немецкий, румынский, корейский и мн.др.

Экономическое образование

Экономические специальности популярны у абитуриентов из года в год. Если Вы обладаете аналитическим складом ума и дружите с математикой, то Вам сюда. Это образование охватывает много специальностей, таких как бухгалтер, аудитор, экономист, логист и др.

Образование в сфере IT

Так как на сегодняшний день IT сфера пользуется огромной популярностью, то и спрос на IT-специалистов возрос в несколько раз. Белорусские IT-специалисты считаются одними из лучших в мире, и закрепили свои позиции путем разработки таких приложений, как Viber, Happy color, игры World of tanks, и оффлайн-карты MAPS.ME.

Подписывайтесь на нас в , , LinkedIn, Telegram!

Фото: bank06.ru, avatars.mds.yandex.net

История образования в Беларуси

В средние века среднее и высшее образование получали в коллегиумах (Вильно, Полоцк , Пинск , Гродно, Юровичи). Первым высшим учебным заведением на территории Великого княжества Литовского стал Виленский университет .

Российская империя

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

Одной из первых гимназий на территории нынешней Беларусь является Слуцкая гимназия . На территории нынешней Беларусь также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на белорусском и польском языках.

После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись.

БССР

В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:

  • Белорусский государственный экономический университет ,
  • Белорусский государственный педагогический университет ,
  • Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

После присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней .

2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании В 2010 году был создан . На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них — 60 % студентов белорусских вузов — заочники) . Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы

2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ . В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 — частной) . 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила» . На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования — 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах — около 87 тыс. человек), ПТУ — 217 (обучается — 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) — 213 (по плану — 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) — 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану — 89,7 тыс. человек) .

2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения .

2015

14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования .

Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года. Республика Беларусь должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат — магистратура — докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом .

Белорусский государственный университет

Крупнейший университет страны – БГУ – входит в 1% лучших университетов мира. Он включен в 9 глобальных и 13 предметных рейтингов, в том числе «большой тройки», объединяющей самые авторитетные рейтинги из 1000 лучших университетов планеты. БГУ, отметивший в 2021 году 100-летие, сегодня является масштабным комплексом, который объединяет: 27 факультетов, институтов и учреждений, 177 кафедр, 100 научно-исследовательских лабораторий (в том числе 60 студенческих), 4 научно-исследовательских института, 2 научных центра и 1 стартап-центр, 6 инновационных производственных предприятий, 3 учебно-опытные станции, 6 музеев, 1 научно-технологический парк. Электронная библиотека БГУ входит в пятерку лучших университетских хранилищ мира (The Ranking Web of World repositories).

Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 — серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали — герб Белоруссии, на другой — надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки — «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.

В качестве основного показателя (при сравнительной оценке различных стран их инновационного потенциала и расчета индекса конкурентоспособности) используется число студентов и аспирантов инженерных и естественнонаучных специальностей на тысячу жителей. В Республике Беларусь на 1000 человек населения выпускается 7 инженеров .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: