Какие задачи решает бизнес-трекер?
Поиск проблемных мест и ошибок в работе компании. Если у бизнеса уже есть сформированный запрос, трекер поможет добиться поставленной цели. Если же команда не понимает, что мешает двигаться вперёд и развиваться, задача специалиста — найти проблему и пути её решения.
Помощь в снижении рисков. Опытный специалист может знать о проблемах и подводных камнях предпринимательской деятельности, о которых начинающие бизнесмены могут даже не подозревать. Это могут быть не только сложности определённой узкой профессиональной сферы, но и более общие задачи, такие как, например, общение с налоговой или Роспотребнадзором.
Построение системы работы компании. Бизнес-трекер, не понаслышке знаком с принципами эффективного маркетинга и помогает начинающим бизнесменам внедрить их в свою работу. Не все предприниматели на старте строят воронки продаж, тестируют продукт на аудитории и т. д. Одна из задач трекера — научить предпринимателя этим методам.
Пример из личного опыта — компания, продвигающая приложение для обучения иностранным языкам, — именно благодаря правильно настроенной системной работе смогла увеличить число скачиваний более, чем в 10 раз.
Чем фреймворк отличается от библиотеки и CMS
Чтобы точно понять, чем различаются библиотеки, фреймворк и CMS, стоит рассмотреть, какие задачи они выполняют внутри проектов.
Фреймворк — это каркас. У него есть устойчивая структура, которая не меняется в зависимости от условий, а есть переменные элементы. Их можно кастомизировать как угодно.
Библиотека — это компонент системы, используемый для решения конкретных задач. Чтобы работать с библиотеками, нужно использовать правильные команды для обращения к ним.
Как можно догадаться, библиотеки — часть фреймворка. Их может быть несколько в рамках одного проекта: одна для работы с файлами, другая для ввода данных.
CMS — это тоже конструкция, но выглядит она почти как готовый сайт. Многие встречались с сайтами на WordPress, Tilda, Joomla. Здесь ничего не нужно собирать программно, только заполнить содержанием готовый шаблон. Можно настроить базовые цвета, стили, шрифты, некоторые другие детали. Проблема CMS в ограничениях: они были созданы для добавления контента в уже готовый сайт, а не изменять его структуру.
Фреймворк можно считать промежуточным шагом между кодом, написанным «с нуля» и CMS. Он похож на шаблон, но таких ограничений как в CMS нет.
Какие бывают типы фреймворков
По типу задач в веб-разработке
Бэкенд-фреймворки
Работают на серверной стороне и отвечают за работоспособность приложения. Правила и архитектура позволяют создавать простые страницы и формы, формировать выходные данные и обеспечивать защиту от атак.
Laravel. PHP-фреймворк. Прост в освоении и подходит для средних и небольших проектов, когда нужно удобно и быстро написать код.
Узнать больше о фреймворке Laravel можно в этой статье.
Django. Популярный и мощный веб-фреймворк на языке Python. Помогает масштабировать проект в процессе работы. Работает по принципу DRY (Don’t repeat yourself), отличается стандартной структурой и наследованием шаблонов.
Symfony. Один из самых старых PHP-фреймворков. Часто используется для разработки больших порталов благодаря стабильности. Гибкий и масштабируемый.
Ruby on Rails. Фреймворк для разработки на Ruby. Подходит для разработки быстрых, отказоустойчивых и работающих под высокой нагрузкой сайтов и веб-приложений с динамичными web-интерфейсами и сложной бизнес-логикой.
Фронтенд-фреймворки
Отвечают за внешний вид проекта и не связаны с логикой работы. Позволяют улучшать и добавлять новые пользовательские интерфейсы, создавать одностраничные приложения, анимации и пр.
Vue.js. JavaScript-фреймворк с открытым исходным кодом, позволяющий создавать креативный интерфейс. Имеет понятную командную строку, позволяющую ускорить разработку за счет большой библиотеки плагинов, пресетов.
Bootstrap. Это открытый и бесплатный CSS-, HTML- и JS-фреймворк. Позволяет создавать проекты с отзывчивым и стильным дизайном. К преимуществам относится большое количество шаблонов, стилей, постраничный дизайн, высокое качество адаптивной верстки, низкий порог вхождения.
Узнать больше о фреймворке можно в этой статье.
Foundation. Как и Bootstrap, включает CSS-, HTML- и JavaScript-шаблоны и поддерживает графическое ускорение для плавных анимаций. Отличается улучшенным функционалом для мобильных устройств.
Фуллстек-фреймворки
Фреймворки решают задачи и на клиентской, и на серверной стороне.
Meteor. Обе стороны работают на JavaScript. Можно использовать для них одинаковый код. Работает в режиме реального времени: при изменениях в одном интерфейсе происходят изменения и в других.
Next.js. JavaScript-фреймворк, созданный поверх React.js. Разработан для решения проблемы React.js, которая связана с отрисовкой приложения на стороне сервера — SSR.
Nuxt. JavaScript-фреймворк, который разработан для создания универсальных приложений на Vue.js с помощью Node.js.
По размеру
Существуют многофункциональные фреймворки, предлагающие универсальные решения, а также инструменты под конкретные задачи — микрофреймворки. Их функциональность расширяют сторонние приложения. На их основе можно создавать небольшие проекты или совмещать с большими фреймворками.
Flask. Микрофреймворк, подходящий для создания сайтов на Python. Совместим со сторонними библиотеками и имеет много расширений. Отличается легкостью в настройке.
Узнать больше о фреймворке можно в этой статье.
Uikit. HTML-, CSS-микрофреймворк с легкой модульной структурой. Позволяет предварительно посмотреть страницу сайта в режиме реального времени, отметить синтаксическую подсветку для HTML.
Другие термины на «Ф»
ФрилансФайерволФайловая системаФункциональные языки программирования
Все термины
Scrum и Agile — в чем разница?
Эти два понятия регулярно путают, считая, что Agile и Scrum одно и то же. Обе методологии фокусируются на постоянном совершенствовании продукта, а не на его выпуске. Это гибкие структуры, суть которых в постоянном изменении, адаптивности, направленности на самостоятельную работу участников, нестандартных подходах к работе.
Разница кроется в масштабе двух подходов.
Agile — это особый образ мышления. Идея, стоящая за тем, к чему вы стремитесь — например, к адаптивности, самоконтролю или скорости выполнения заданий.
Scrum — это инструкция по применению. Четкий план, описывающий каждый шаг по внедрению Agile в разработку продукта. Можно сказать, что Scrum — это методология управления проектами с конкретными этапами, в которой четко определены роли и события.
Система управления проектами Scrum основана на пяти ценностях:
- Преданность (Commitment);
- Сфокусированность (Focus);
- Открытость (Openness);
- Уважение (Respect);
- Смелость (Courage).
В контексте Scrum все, что делают работники должно быть направлено на усиление этих ценностей, и ни в коем случае не подрывать их.
И это рабочая методика, так как 58% Agile-команд используют фреймворк Скрам. Благодаря ему члены Scrum-команды могут учитывать нужды клиентов на протяжении всей работы над проектом.
В Scrum нет стандартов идеального долгосрочного планирования, на которую опираются в традиционных рабочих подходах. Фреймворк сосредотачивается на выполнении задач на короткой дистанции.
Типы веб-фреймворков
Как было сказано выше, web-интерфейс базируется на трех технологиях – HTML, CSS, JavaScript. Задача HTML – разметить страницу для будущего оформления, CSS – оформить ее графически, а JavaScript – задать принципы взаимодействия с пользователями.
Проблема в том, что браузеры, призванные отображать созданный программистом код, развиваются отдельно от указанных технологий и отличаются друг от друга. Получается, разработчику нужно подстроиться под каждый браузер, чтобы сайт везде отображался так, как и задумано в проекте. Писать однотипный код с косметическими изменениями долго и накладно, поэтому и появились библиотеки. Сначала для JavaScript, потом подключились HTML и CSS.
В зависимости от того, с какой стороны работает фреймворк (у пользователя или на сервере), их делят на виды:
- Бэкенд-фреймворки. Связаны с сервером и работают на нем. Главная задача – обеспечение бесперебойной работы базы данных и сайтов с приложениями, обращающихся к информации. Функциональность у таких систем сильно ограничена, поэтому создать какой-то сложный интерфейс без дополнительных инструментов не получится. Чаще всего они применяются для проектирования базовых страниц и форм сбора, обработки данных, а также защиты от взлома. Примеры для языка PHP – Laravel и CakePHP.
- Фронтенд-фреймворки. Отвечают за внешнее представление сайта или приложения и работают непосредственно в браузере. Такой фреймворк гарантирует, что проект правильно отобразится на любом распространенном программном обеспечении пользователя. В этой среде происходит настройка пользовательского интерфейса с графикой, анимацией, выводом информации и т. д. Примеры для языка JavaScript – Vue.js и Angular.js.
- Фуллстек-фреймворки. Универсальный вариант. Такие фреймворки способны работать как в браузере у клиента, так и непосредственно на сервере. Примеры – Meteor и Nuxt.
Сегодня существуют кроссплатформенные фреймворки, способные запускаться на разных операционных системах (Windows, macOS, Linux), а также платформах (от смартфонов до ПК). Получается, требуется написать всего один вариант кода, который везде будет отображаться одинаково правильно. Плюс очевиден: скорость разработки повышается до максимума. Но приходится приносить в жертву производительность и качество интерфейса. К тому же, новичкам такие фреймворки покажутся крайне сложными. Примеры кроссплатформенных систем – Kivy, React Native, Electron, Flutter, Xamarin.
Этапы Scrum
В фреймворке Scrum можно выделить пять основных этапов:
- Предварительное планирование.Постановка целей, определение видения продукта. Лидер проекта обозначает задачи, намечает дорожную карту проекта. Создание и доработка бэклога продукта — списка функций, требований и исправлений ошибок, где для команды прописываются все этапы работы над продуктом. Обычно к этапу предварительного планирования объема работы присоединяются заинтересованные лица.
- Планирование.На этом этапе участники команды вместе занимаются планированием спринта и выбором функций для включения в его бэклог. Поскольку их обычно определяет точка зрения пользователя, они называются пользовательскими историями. Необходимо разбить большие требования (которые обычно называют «эпиками») на простые задачи с приблизительной оценкой времени выполнения. Стоит убедиться, что бэклог спринта достаточно небольшой, его получится выполнить в рамках планируемого времени, распределить задачи и назначить ответственных за пользовательские истории.
- Спринт, этап реализации.Работа идет над итерацией или инкрементом продукта (ощутимый результат работы одного спринта), который реализуется в конце спринта. Необходимо проводить ежедневные митинги или Scrum-собрания, на которых будет обсуждаться прогресс, задачи, потенциальные трудности.
- Тестирование и проверка.По окончанию спринта клиенты и пользователи продукта (заинтересованные лица) тестируют новые функции или улучшения продукта. Если все работает как надо, итерация считается завершенной.
- Ретроспектива.Анализ итогов спринта вместе со Scrum-командой, во время которого разбираются ошибки и выдвигаются предложения по улучшению работы. Общий бэклог продукта актуализируется в зависимости от результатов работы над обновлениями и смены приоритетов у заинтересованных лиц.
Кто НЕ ментор?
- Преподаватель. Потому что он, используя педагогические и методические подходы, учит вас только тому, что и как делается. Его задача — дать максимально возможные теоретические знания о тех или иных процессах.
- Тренер. Кратко рассказывает об определенной технологии выполнения того или иного действия и помогает закрепить ее использование на практике.
- Коуч. Действует по шаблонной схеме, используя ваши внутренние ресурсы и опыт для решения какой-либо задачи.
- Эксперт. Дает оценку ситуации в определенных узких сферах, основываясь на своих знаниях и опыте.
- Консультант. Дает свои советы (как правило, на основе лишь теоретических знаний) по изменению ситуации в соответствии с текущими обстоятельствами.
Что такое профессиональные навыки?
Профессиональные навыки — это то, чему вы учились. Это более традиционные умения, к числу которых обычно относятся способности, применяемые для выполнения работы. Такие навыки, как правило, более конкретны и предполагают активную работу для их получения и совершенствования. Профессиональные навыки иногда могут зависеть от выполняемых обязанностей или занимаемой должности.
Примеры профессиональных навыков
Развиваемые профессиональные навыки зависят от выполняемых вами обязанностей и занимаемой должности. Все они обычно входят в перечень обязательных способностей, указываемых в описании той или иной должности. Существует бесчисленное множество профессиональных навыков. Ниже приводится лишь несколько примеров по различным подразделениям:
Профессиональные навыки в области маркетинга и дизайна:
-
Разработка творческих заданий
-
Написание и редактирование текстов
-
Графический дизайн
-
Управление маркетинговыми кампаниями
-
Поисковая оптимизация (SEO)
Технические профессиональные навыки:
-
Облачные вычисления
-
Машинное обучение
-
Языки программирования (Javascript, Java, C++, HTML, Python)
-
Обслуживание серверов
Профессиональные навыки в области стратегий:
-
Бизнес-аналитика
-
Анализ данных
-
Визуализация данных
-
Интеллектуальная обработка данных
-
Анализ рисков
Профессиональные навыки в области разработки продуктов:
-
Стратегии выхода на рынок (GTM)
-
Исследования рынка
-
Исследования среди пользователей
-
Проектирование пользовательских интерфейсов
Профессиональные навыки в области финансов:
-
Бухгалтерский учёт
-
Отчётность по расходам
-
Прогнозирование
-
Ведение бухгалтерских книг
Профессиональные навыки в области ИТ:
-
Управление информацией
-
Сетевая безопасность
-
Соглашения об уровне обслуживания (SLA)
Общие профессиональные навыки:
-
Владение несколькими языками
-
Управление проектами
-
Специализированные инструменты, такие как Google Analytics или Salesforce
Изучение основных фреймворков и их функциональности.
В данной статье мы рассмотрим основные фреймворки и их функциональность. Фреймворк — это набор инструментов и библиотек, которые позволяют разработчикам быстро и эффективно создавать приложения и веб-сайты.
Ниже перечислены некоторые из наиболее популярных фреймворков:
1. Django
Джанго — это популярный фреймворк для веб-разработки на языке Python. Он предлагает мощные инструменты для создания веб-приложений, включая систему управления базами данных, аутентификацию пользователей, обработку форм и многое другое.
2. Ruby on Rails
Ruby on Rails (RoR) — это фреймворк для разработки веб-приложений на языке Ruby. Он использует принципы конвенции перед конфигурацией, что позволяет разработчикам быстро создавать приложения, следуя установленным стандартам и ясной организации кода.
3. AngularJS
AngularJS — это фреймворк для разработки одностраничных приложений на языке JavaScript. Он предлагает возможности для создания динамического контента, обработки событий и многое другое. AngularJS также облегчает работу с сервером через AJAX-запросы.
4. React
React — это JavaScript-библиотека для создания пользовательских интерфейсов. Она позволяет разработчикам создавать компоненты, которые эффективно управляют обновлением данных и отображением изменений на странице. React также позволяет легко интегрировать его с другими фреймворками или библиотеками.
5. Laravel
Laravel — это фреймворк для веб-приложений на языке PHP. Он предлагает набор инструментов для создания мощных и безопасных приложений. Laravel обладает чистым синтаксисом и поддерживает различные возможности, такие как маршрутизация, миграции баз данных, аутентификация и многое другое.
Каждый из этих фреймворков предлагает свои преимущества и подходы к разработке веб-приложений. Изучение этих фреймворков поможет разработчикам выбрать наиболее подходящий инструмент для своих задач и создавать качественное программное обеспечение.
Кто может стать Scrum-мастером
Если вы решили стать Scrum-мастером, стоит подойти к вопросу основательно. Позиция требует глубокого понимания принципов этого фреймворка и в целом методологии Agile для организации работы.
Необходимо и наличие базовых навыков менеджмента и определенного желания в их повышении. Вам должно быть интересно организовывать совместную работу сотрудников, строить рабочий процесс, изучать его слабые места, вникать в потребности и возможности его участников
Для успеха важно и анализировать ошибки, стремясь к постоянному совершенствованию продукта. Scrum-мастер — это важная и нужная позиция, которая требуется при внедрении фреймворка в управление проектами
Такой специалист при условии достаточной гибкости и тщательности может помочь достигать команде поставленных целей, оставаясь продуктивной и постоянно развиваясь.
Архитектура фреймворков
Чаще всего фреймворки используют общую архитектуру под названием MVC или Model-View-Controller. Она делит приложение на три части — модель, вид и контроллер. Это значит, что определённые блоки отвечают за работу с данными, то, как они отображаются и взаимодействуют между собой.
При помощи блока Model можно получить доступ к базам данных, облаку, сервисам, где содержится вводная информация. В нём обычно содержится не только список задач, но и уровни взаимодействия, статусы, комментарии.
Блок View несёт ответственность за отображение данных, взаимодействие с пользователем. От него во многом зависит то, как отображается функция, насколько удобно использовать приложение или регистрироваться на сайте.
Контроллер связывает два предыдущих блока так, чтобы данные корректно переносились из Model в View. Код контроллера проверяет, как продукт реагирует на действия, занимается обработкой запроса от пользователя и выдаёт конечный результат.
Отличие фреймворка от библиотеки
В библиотеках содержится набор функций для решения задач из опредёленной сферы. Например, есть библиотеки для работы с HTTP-запросами или большой системой файлов. Главное отличие их от фреймворков в том, что библиотеки не определяют структуру приложения, не вызывают связи между различными объектами.
Разработчик встраивает библиотеку в код, она не задаёт никаких ограничений. А при работе с фреймворком код, написанный программистом, дополняется или встраивается в уже готовую структуру. Фреймворки часто содержат в себе разные библиотеки — они могут быть реализованы на компилируемых между собой языках программирования.
Плюсы фреймворков
- Универсальность, так как фреймворки имеют стандартную структуру, их легко дорабатывать, расширять за счёт библиотек, множества других элементов. Разобраться с ними сможет любой программист, так как будет легко заметно, где базовая структура проекта, а где — надстройка.
- Надёжность, так как фреймворки гарантированно не содержат ошибок. Их защищённость высока, ничуть не уступает самописным системам или CMS. Да и нагрузку фреймворки выдерживают соответствующую.
- Экономичность, ведь код с фреймворками писать гораздо дешевле и быстрее.
Даже редактировать проекты можно быстрее, чем при использовании стандартных CMS.
SAFe
SAFe – Agile-фреймворк, цель которого – получить возможность использовать гибкие методологии в больших командах. Название расшифровывается как Scaled Agile Framework и само по себе говорит о масштабируемости. Модель ориентирована на экономику предприятия, очень популярна и активно используется в крупных коммерческих проектах. Фреймворк SAFe:
- унифицирует подход к выполняемым задачам, делает его более предсказуемым и упорядоченным. На оригинальный Scrum накладывается новый процессный слой, который детализирует работу;
- разделяет организацию на три уровня: командный, программный и портфолио. Уровни взаимодействуют между собой, команды разделяются на группы по 8–10 человек и создают так называемые поезда релизов – проекты, привязанные к одной программе. Каждая программа – отдельная статья бюджета;
- привязывает организацию разработки к экономике предприятия, обеспечивает четкий и понятный подход, поэтому крайне популярна в больших компаниях.
Цель фреймворка SAFe – распространить Agile-подход на крупные команды до 50, 100 и более человек.
Кто такой бизнес-трекер и чем он занимается
Бизнес-трекер (от англ. to track «отслеживать») — это эксперт, который оценивает рабочие процессы в компании и помогает команде в короткие сроки достичь конкретных целей.
Сейчас бизнес-трекеры работают в разных компаниях. Но в России эта профессия появилась в 2012 году как помогающая роль в программах для поддержки стартапов от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Такие программы называются акселерационными от английского accelerator «ускоритель».
Принцип работы акселераторов заключается в том, что они:
Принимают от стартапов заявки, в которых подробно описаны идеи и этапы разработки продукта.
Оценивают проекты и выбирают наиболее инвестиционно привлекательные.
Обеспечивают условия для дальнейшего развития: обучение, офис и технику при необходимости. Проводят лекции, мастер-классы, консультации с профильными экспертами.
Предоставляют финансовую поддержку, но только тем командам, которые проявили активность и продвинулись в развитии продукта за время проведения программы. Инвестором может выступать сама организация или несколько крупных компаний, которые объединяются для запуска программ, такие акселераторы называются корпоративными.
Бизнес-трекеры — важное звено в программах акселерации, потому что помогают стартапам выстроить бизнес-процессы с нуля. Для этого специалисты:
- диагностируют продукт или идею стартапов;
- помогают командам определить цель;
- выстраивают план действий;
- контролируют сроки исполнения;
- анализируют результаты.
В таких программах стартапы получают знания и опыт от экспертов, закрепляют всё это на практике под наблюдением бизнес-трекера.
После введения первых бизнес-трекеров в 2012 году команда ФРИИ определила, что стартапы с их поддержкой получают следующие результаты:
- налаженные бизнес-процессы — бизнес-трекер помогает распределить роли в проекте, чётко обозначить долгосрочные и краткосрочные цели, составить последовательный план действий;
- более быстрое достижение первых результатов — бизнес-трекер сравнивает метрики до и после, всё это отражается в отчётах;
- становятся привлекательнее для крупных компаний, которые готовы финансировать команды, приносящие выгоду инвесторам.
Эти результаты подтверждаются и данными отчёта Startup Genome, аналитического проекта об успехах стартапов: совместная работа с трекерами позволила проектам привлекать в семь раз больше инвестиций.
Как стать бизнес-трекером
Разница между CMS, фреймворками и написание кода с нуля
Разбираем на примере фронтенд-разработки. Предположим, вам нужно создать сайт. Есть 3 подхода, которые можно использовать: написать код с нуля, использовать framework или использовать CMS.
- Написать код с нуля. Открыть блокнот и с чистой строки написать весь сайт. Это удобно: можно сделать абсолютно все под себя. Ровно так, как вам нужно. Можно использовать любые технологии.Проведем аналогию с рисованием. Написать код с нуля — это как оказаться перед абсолютно чистым листом бумаги, имея под рукой все возможные инструменты рисования, от фломастеров до мелков. Полный полет фантазии.У этого подхода есть и минусы. Во-первых, это долго и дорого. Во-вторых, сложно. Нужно тщательно проверять работоспособность каждой функции, чтобы ничего не западало. В этом подходе высокий порог входа: разработчик-новичок не сможет создать полноценный продукт с нуля. Цена каждой ошибки высока.
- Использовать CMS. Возможно, вы слышали названия самых популярных из них: WordPress, Joomla, Drupal. Использование CMS — это почти противоположный вариант первому. Создать сайт с использованием CMS может любой уверенный пользователь компьютера, ему даже не обязательно быть разработчиком.CMS — это, по сути, уже готовый сайт. Вам остается только наполнить его содержанием: загрузить текст, картинки, видео и любой другой контент. И настроить внешний вид: шрифты, цвета, стили и другое. Если продолжать аналогию с рисованием, то использование CMS — это раскраска. За вас уже все нарисовали, промахнуться невозможно. Осталось только выбрать цвет фломастера и закрасить нужные части рисунка.
- Использовать framework. Framework — это промежуточный вариант по гибкости и сложности между написанием кода с нуля и использованием CMS. Если написание кода с нуля — это рисование любыми инструментами на чистом листе бумаги, а использование CMS — раскраска, то использование framework — это рисование в блокноте в клеточку. С одной стороны, вы все еще можете нарисовать что угодно и как угодно. С другой, уже есть направляющие линии и границы блокнота, так что рисовать проще.