Цель – очистить рынок
Перед стартом дискуссии руководитель «Градиент Альфа» Павел Гагарин не стал скрывать ключевую задачу будущей реформы – зачистка рынка от недобросовестных участников. «Конечно, это пугает, — отметил во вступительном слове сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Я сам проработал 14 лет в Администрации Президента и знаю, какое это страшное слово – реформа. Бизнес разрушается, а у чиновников зуд и раж – побыстрее отчитаться, жирную галочку поставить, а иногда – и звёздочку на погоны получить. Мы призываем регулятора раскрыть как можно больше информации, чтобы в процессе реформы взаимно обучиться и ему, и аудиторам».
И версия бизнеса
Создавая хорошие условия для бизнеса, представителей бизнеса, по российской традиции, не спрашивают. Это так, но только не в случае с круглым столом подкомитета по аудиторской деятельности «Деловой России».
Заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Фармфорвард» Илья Попов считает, что отмена обязательного аудита выльется в ухудшение деловой среды: «Более того, если нормы, о которых мы услышали, попадут в закон, это взвинтит наши издержки. Нам ничего не останется, кроме как набирать в свой штат сертифицированных аудиторов. А ещё мы опасаемся, что снижение конкуренции неизбежно приведёт к удорожанию услуг».
Попов поделился с собравшимися статистикой, согласно которой из-за сомнительной отчётности и аудита только российские фармацевтические компании потеряли в прошлом году $1,2 млрд – именно в такую сумму оцениваются недополученные контракты. «Мы ждём от вас повышения качества услуг, — обратился Илья Попов к аудиторам. — Потому что сейчас это рынок клиента – за деньги можно купить любое заключение. И это относится не только к мелким аудиторским компаниям. В «большой четвёрке» ситуация та же. Если вы не энергетик и не нефтяник, то вам светит, в лучшем случае, шаблонное заключение. К вам пришлют «пионеров» со степенью MBA, но реальной помощи в ведении бизнеса вы от них не получите».
Управляющий партнёр Management Development Group Дмитрий Потапенко пошёл ещё дальше, не стесняясь в выражениях и называя вещи своими именами: «Ребята-аудиторы, вы забываете, для чего вы нам нужны. А вы нам нужны для двух целей: либо получить деньги, либо не потерять их. Затевая реформу, нужно целиться не в аудиторскую отрасль, а, чтобы возникла причинно-следственная связь – благодаря аудиторам не потерять бизнесу деньги. Чтобы была возможность использовать аудит в качестве инструмента судебной защиты. А если хотите обязать всех проводить аудит, то, хорошо, мы будем покупать его. У своей аудиторской компании. Мы же все взрослые люди, и у каждого из нас в кармане печатей, как у дурня фантиков. Но не нужно рынок наводнять пустыми печатями. Так что цельтесь выше, почистите рынок от себя любимых. Если вы не сделаете этого сами, то государство сделает это за вас».
Подводя итоги круглого стола, член Генерального совета, председатель Комитета по финансовым услугам «Деловой России» Галина Изотова пообещала, что предложения и замечания участников будут переданы в ЦБ, Минфин, Госдуму и Совет Федерации.
Слово от законодателей
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков прокомментировал наиболее существенные болевые точки: «По поводу обязательного и необязательного аудита. Владельцы малого и среднего бизнеса жалуются мне, что аудируют отчётность только для того, чтобы выполнить требования законодательства. А потом кладут документ на полку. Это пустые, никому не нужные затраты. Мы готовы рассмотреть разумные пороги по выручке – кому аудит обязателен, кому – нет».
Такая же позиция у депутата и в отношении общественных фондов (предложениями ЦБ им разрешается не проводить аудит). Некоторые небольшие фонды не столь социально значимы, а потому, возможно, их стоит освободить от аудита, полагает Аксаков. СРО – как миссию по контролю первого уровня – он считает разумной оставить.
«Но одновременно нужно усилить и ответственность СРО. Никакой мягкотелости к своим членам, никаких поблажек!» – подчеркнул Анатолий Аксаков, добавив, что идея со страхованием ответственности ему нравится.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлёв дополнил слова коллеги предложениями по установлению двухуровневой системы на аудиторском рынке по аналогии с универсальными и базовыми банковскими лицензиями: «Если аудиторская компания хочет работать с крупными заказчиками, то, возможно, стоит для неё ввести прямое лицензирование. Если же речь идёт о небольших предприятиях, то вместо лицензий возможно следует оставить только контроль со стороны СРО».
Ни в Госдуму, ни в Совет Федерации официальные предложения от ЦБ ещё не поступали и вряд ли поступят до конца весенней сессии парламента. Анатолий Аксаков заверил аудиторов, что осенью он будет встречаться с ними, обсуждать, искать компромисс.
Аудиторы предложили создать для этого рабочую группу.«Можно. Но только это должен быть небольшой круг исключительно профессионалов. У меня в кабинете помещается не более 10 человек. Вот такой состав, не больше», — отреагировал депутат.
Версия регулятора
После столь мощной артподготовки слово дали представителю ЦБ. «Наша рабочая версия по поводу обязательного аудита на сегодняшний день следующая. Предприятие подлежит обязательному аудиту, если оно соответствует любому из трёх критериев. Либо объём выручки превышает 800 млн рублей. Либо сумма активов по балансу выше 400 млн рублей. Либо в компании трудятся более ста человек. Мы не хотим создавать спрос на профессию требованиями федерального закона. Аудиторское заключение должно нести в себе содержательную сущность и быть востребованным рынком», — считает Виктория Степаненко, заместитель руководителя департамента корпоративных отношений Банка России.
Что касается количества аудиторов в фирме, то регулятор рассматривает вариант, когда из 12 аттестованных аудиторов у трёх есть единый аттестат. Но и этот момент обсуждается, заверила Степаненко. Она также успокоила собравшихся, что нет цели запретить аудиторам совмещать несколько работ одновременно. «Но должно быть, как минимум, три специалиста в компании по основному месту работы», — уточнила она.
В ЦБ хотят, чтобы аудиторские фирмы были достаточно крупными, поскольку хорошие специалисты не могут стоить дёшево, а технологичные решения стоят своих немалых денег, которых нет у малого бизнеса. Иначе как обеспечить высокие стандарты качества оценки? В ЦБ рассчитывают летом провести ряд встреч с аудиторами в регионах, чтобы к осени законопроект был готов к отправке в Госдуму.
От реформы регулирования – к реформе развития
Президент рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков продолжил тему невмешательства государства в рынок: «Любая реформа у нас получается реформой регулирования, а хотелось бы сделать, наконец, реформу развития. Я бы наложил мораторий на любые изменения в регулировании года на три, а то и больше. Одновременно закручивать гайки и предлагать кусок хлеба не получится».
В «Эксперт РА», по его словам, давно «зачистили» рынок аудиторов от фирм-пустышек своими методами: «Когда мы присваиваем рейтинг какой-либо компании, мы внимательно смотрим на фирму, которая её аудировала. И если по нашим критериям аудиторы доверия не заслуживают, мы дисконтируем все показатели, выставляя рейтинг».
Полномочия государства нужно зафиксировать
Совсем нетривиальный взгляд на реформу озвучил Алексей Руф, председатель совета по общественному надзору за развитием бухгалтерского учёта, бухгалтерской отчётности, организацией государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности в РФ. С горечью вспомнив, что реформа индустрии не прекращается всю его профессиональную карьеру, а это три десятилетия, Руф призвал раз и навсегда закрепить за государством функции контроля, иначе оно заберёт у бизнеса в буквальном смысле всё.
«Товарищ Гагарин, моё выступление не будет плачем Ярославны, заверяю вас!, — обратился Алексей Руф к модератору круглого стола. — Помните указ президента от 2003 года? Президент тогда понял, что все умные ушли в бизнес, а функция контроля у государства осталась. И тогда президент сказал, что вмешательство государства в бизнес нужно ограничить. Зафиксировать стакан полномочий. Раз они профессионалы, то пусть сами себя и регулируют – такой был посыл путинского указа. А в результате? А в результате про указ забыли, государство перетянуло одеяло на себя. Метафоры Руфа были, что называется, не в бровь, а в глаз. Аудитор не ждёт, что с переходом под кураторство ЦБ его коллеги обретут счастье. «У государства нет заинтересованности в достоверной отчётности. Неужели она появится у ЦБ?» — засомневался Руф. «Да, это не плач. Это смех Ярославны», — заключил Гагарин, выслушав Руфа.
Конкретные предложения
Конкретные предложения озвучила руководитель Департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова. «В критериях обязательного аудита целесообразно сохранить показатели превышения объема выручки и суммы активов бухгалтерского баланса, — считает Татьяна Ильинова. — В настоящее время под обязательный аудит попадают компании с объемом выручки свыше 400 млн. руб. в год и активами баланса свыше 60 млн. руб. в год. Также все компании в форме акционерного общества. ЦБ предлагает исключить эти пороги и критерии, но такой шаг выведет из-под обязательного аудита более 75% бизнеса. При этом именно через обязательный аудит бизнес получает возможность оценить и предотвратить налоговые риски, негативные правовые последствия сделок, непродуманные управленческие решения, неправомерные претензии контрольно-надзорных органов, отъем бизнеса. Отмена этих порогов и критериев приведет к монополизации рынка аудита, 80-90% добросовестных аудиторских компаний и высококвалифицированных аудиторов исчезнут».
Также профессиональное сообщество предлагает сохранить минимальную численность аудиторской организации (три аудитора) и оставить только международные стандарты аудита в качестве критериев для оценки отчётности (ЦБ подумывает о своих). Кроме того, аудиторы хотят оставить за собой право контроля за работой коллег – через саморегулируемые организации (ЦБ планирует новую надзорную надстройку).