Виды конфликтов в трудовом коллективе.
- Межличностный. Конфронтация двух людей выполняет ряд функций: познавательная – люди обмениваются знаниями и взглядами на мир; конструктивная – выстраивается логическая цепочка и понятийный аппарат по какому-либо вопросу; развивающая – участники все-таки соглашаются на условия друг друга, так как стремятся сохранить хорошие отношения; инструментальная – когда конфронтация может стать способом избавления от проблемы;деконструктивная – конфронтация приводит к ухудшению или прекращению общения.Только последний вид требует вмешательства руководителя.
- Межгрупповой. В межгрупповом конфликтовании нет ничего личного или индивидуального, а есть разные позиции одной группы по отношению к другой. Формы протекания межгрупповой конфронтации: — столкновение – агрессивная форма, сопровождающаяся причинением вреда; — избегание – плавный уход одной конфликтующей стороны от встречи с другой; — господство – один из социумов имеет больше преимуществ и возможностей; — соперничество – стремление получить определенные блага и богатства; — аккомодация – в результате давления один из конфликтующих социумов поддается давлению со стороны другого; — ассимиляция – в результате один из социумов постепенно перенимает уклад жизни и законы существования другого.
- Между человеком и группой. Причины появления конфликта между человеком и группой: — преднамеренное несоблюдение общегрупповых норм в угоду своих потребностей и ценностей; — непреднамеренное несоблюдение общепринятых правил в силу неопытности или непонимания их; — непринятие порядка работы в коллективе из-за ряда обстоятельств личностного характера;— разногласия в целеобразовании, поставленных задачах и методах из решения; — борьба за лидерство; — противоборство лидеров; — неудачные моменты и поиск виновного. Формами протекания противостояния могут быть: открытая и скрытая агрессия, притеснение, обвинения, нападки, блокада и санкции, критика, нарушение личностного пространства и др.
Принципы системного мышления
Как мы уже видели, системное мышление основано на теории систем. В связи с этим его основополагающим принципом является построение универсальной модели, в которой изучаются все элементы, составляющие ситуацию, а также их последствия..
Из этого принципа извлекается методология четырех шагов, которая применяется во всех областях, в которых применимо системное мышление. Шаги могут немного отличаться в зависимости от темы, о которой вы говорите, но ее основные действия всегда одинаковы.
Четырьмя основополагающими принципами системного мышления являются: приобретение глобального видения, признание существующих систем и их взаимосвязей, признание элементов, которые их формируют, и изучение возможных решений и их последствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе..
Приобретение глобального видения
Первый необходимый шаг для применения системного мышления к ситуации — это рассмотреть ее в перспективе. Часто самые непосредственные последствия сценария мешают нам увидеть весь.
По этой причине, прежде чем начать анализ того же самого, необходимо спросить себя, на что мы упускаем с первого взгляда?.
Для этого существует ряд инструментов, которые помогают нам изучить возможные причины возникновения ситуации, а также все элементы, которые могут влиять на то же.
Таким образом, вы получаете новую перспективу и можете начать анализировать сценарий более эффективно.
Распознавание существующих систем и их взаимосвязей
Как только мы сможем избежать непосредственных последствий ситуации, которую мы изучаем, следующим шагом будет поиск всех систем, которые являются ее частью..
Это может включать как человеческие системы (рабочие группы, семейные отношения …), так и неодушевленные или даже нематериальные элементы..
Так, например, в рабочей проблеме одной из задействованных систем является сама компания и группы работников одного и того же; но они также являются, например, компьютерной системой, убеждениями людей, принадлежащих компании, или финансовым положением компании..
Прежде чем вы начнете искать конкретные решения проблемы, необходимо найти все системы, вовлеченные в ситуацию, и понять, как они влияют друг на друга..
Распознавание элементов, которые их образуют
Следующим шагом после определения всех систем, которые влияют на ситуацию, является поиск элементов, составляющих каждую из них. Кроме того, как и в предыдущем пункте, необходимо понимать, как они влияют друг на друга, а также синергизм и возникающие свойства, которые вызывают.
Например, в проблеме компании недостаточно определить, что группа сотрудников компании является одной из систем, влияющих на ситуацию. Необходимо сделать анализ еще на шаг вперед и попытаться понять позиции каждого из них..
Это делает системное мышление довольно сложным для применения. Тем не менее, это также позволяет намного эффективнее применять применяемые решения для улучшения ситуации каждого из участников..
Изучение возможных решений и их последствий
Наконец, после того как вы определили как системы, которые влияют на ситуацию, так и элементы, из которых состоит каждая из них, последний шаг — это тот, который отвечает за поиск решения проблемы, поднятой в начале анализа. Благодаря предыдущим шагам намного легче найти удовлетворительную альтернативу для всех сторон.
Однако на этом этапе не стоит принимать первую идею, которая возникает после анализа. Чтобы избежать будущих проблем, необходимо определить краткосрочные и долгосрочные последствия каждого из предложенных решений. Только тогда вы сможете выбрать тот, который будет наиболее эффективным для всех вовлеченных сторон.
Поведенческий, ситуационный и личностный подходы к лидерству. Миссия фирмы ООО «Русь» и построение дерева целей, анализ системы мотивации и организационной культуры. Оптимальный стиль руководства и рекомендации по совершенствованию качества менеджмента.
Подобные документы
Теория руководства, подход с позиции личных качеств. Поведенческий и ситуационный подходы. Источники силы, влияния, власти. Влияние путем сотрудничества, практическое использование влияния. Стиль руководства, его выбор в зависимости от ситуации.
реферат , добавлен 27.02.2010
Понятие лидерства в стиле деятельности руководителя. Поведенческий и ситуационный подходы к эффективному лидерству. Анализ разных классификаций и моделей стилей руководства, их достоинства и недостатки. Методика определения поведенческого типа личности.
курсовая работа , добавлен 05.02.2011
Пути развития карьеры. Баланс власти и ее формы. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Японский и американский опыт управления профессиональной компетентностью и квалификацией персонала.
реферат , добавлен 29.03.2015
Существующие теории лидерства и поведение руководителя управленческого персонала для достижения целей организации. Применение трех подходов к определению значимых факторов эффективного лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный.
курсовая работа , добавлен 27.11.2010
Основные характеристики и отличительные способности лидерства и менеджмента. Классические теории лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подход. Концепции эмоционального интеллекта, внутреннего стимулирования и «горячих групп».
курсовая работа , добавлен 01.12.2012
Исследование основных составляющих современного менеджмента. Формирование миссии и целей организации. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. Объекты и субъекты налогового менеджмента. Проблемы менеджмента в России и пути их решения.
реферат , добавлен 16.10.2016
Изучение классификации и моделей стилей руководства, их достоинств и недостатков. Анализ поведенческого и ситуационного подходов к эффективному лидерству. Управленческая решетка Блейка и Мутона. Типология Курта Левина. Теория жизненного цикла Бланшара.
реферат , добавлен 08.12.2012
Сущность эволюции теорий менеджмента. Взгляд А. Файола на администрирование и организационное планирование. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Процессный, системный и ситуационный подходы к изучению проблем управления концепциями.
курсовая работа , добавлен 12.05.2015
Виды власти и ее значение для деятельности организации. Основные цели менеджера. Формальная и реальная власть. Выбор руководителем правильной формы власти, истинность авторитета. Основные теории лидерства: личностный, поведенческий и ситуационный подходы.
реферат , добавлен 09.01.2012
Стили и методы руководства при управлении организацией. Исследование стиля руководства и методов управления в средней общеобразовательной школе. Подходы к использованию ситуационных подходов к лидерству при разработке эффективного стиля руководства.
Аннотация
Эта книга о принципах и методах целостного понимания сложных систем, о свойствах, поведение которых определяется характером связей между их компонентами и представлениями вовлеченных в них людей. Авторам удалось достичь необычного сочетания образности и глубины благодаря описанию проблемных ситуаций при помощи причинно-следственных циклов – цепочек усиливающих и балансирующих обратных связей. Такой подход дает уникальную возможность одновременно использовать свои способности к образному восприятию и логическому мышлению, чтобы найти неординарные творческие решения.
На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top вы можете ознакомиться
с описанием книги «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» и другой информацией о ней, а затем начать
читать книгу онлайн с помощью читалок, предлагаемых по ссылкам под постером, или
скачать книгу в формате fb2 на свой смартфон, если вам больше по вкусу сторонние
читалки. Книга написана авторами Ян Мак-Дермотт,
Джозеф О’Коннор,
относится к жанру Карьера, кадры,
добавлена в библиотеку 28.09.2018.
С произведением «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» , занимающим объем 213 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В онлайн читалках,
которые мы предлагаем посетителям библиотеки fb2.top, предусмотрен ночной режим
чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном.
Помимо этого, конечно же, можно читать «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» полностью в
классическом дневном режиме или же скачать книгу на свой смартфон в удобном
формате fb2. Желаем увлекательного чтения!
С этой книгой читают:
-
НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия
— Ян Мак-Дермотт -
Искусство системного мышления
— Ян Мак-Дермотт -
Принципы NLP
— Ян Мак-Дермотт -
НЛП и здоровье (Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия)
— Ян Мак-Дермотт -
Эмоции под контролем
— Анна Карпова -
Метод «Ключ» от комнаты страха твоего мозга. Заставь стресс работать на тебя
— Хасай Алиев -
Хороший юрист, плохой юрист. С чего начать путь от новичка до профи
— Вячеслав Оробинский -
Как коучинг помогает людям получать большие результаты в достижении своих целей
— Олег Григоренко -
20 способов, как заработать руками
— Павел Силуянов -
Йохан Кройфф. Победитель и тиран
— Шериф Геммур
Почему системы удивляют нас
В начале главы автор приводит ответ на вопрос выше
— Наши знания о мире — не что иное, как модель — Наши модели согласованы с окружающим миром — Они не способны полностью описать реальность
А дальше приводятся примеры того, почему предсказания моделей иногда отличаются от реальности
- Обманчивые события — модели, основанные на событиях часто не обладают предсказательной силой при изменении условий, так как они не опираются структуру системы, которая обуславливает ее поведение
- Линейное мышление в нелинейном мире — мир полон нелинейных зависимостей, но мы хорошо умеем мыслить линейно
- Несуществующие границы — не существует отдельных изолированных систем. Где провести границу системы, зависит от поставленной цели и вопроса, ответ на который мы хотим получить
- Уровни ограничений — в каждый момент времени наиболее важным для системы будет тот входящий поток, который накладывает на систему основные ограничения
- Вездесущие запаздывания — если в циклах обратной связи есть длительные запаздывания, для влияния на систему необходим талант предвидения
- Ограниченная рациональность — ограниченная рациональность каждого участника системы не всегда приводит к принятию решений, которые в дальнейшем увеличат благосостояние системы в целом
5. за пределами логики
3.1. когда температура тела поднимается, то температура тела падает (пот)
3.2. в причинноследственных связях нет логики, есть петли.
3.3. Самоприменение и рекурсия
3.3.1. Самоприменение — это когда оценка свойства отноистя к самой этой оценке ( не нужно смущаться, что ты смущаешься)
3.3.2. Рекурсия основана на многократном принципе самоприменения
3.3.3. пример: «Если сумеете, найди три ошипки в этом предложении.»
3.3.4. Матапозиция — позиция над системой. т.е. это единственный выход из парадокска Пример: вот мой тебе совет — никогда не слушать чужих советов. Лучший ответ -промолчать.
3.4. 2 типа ментальных моделей.
3.4.1. первые делают жизнь приятной
3.4.2. вторые ужасной
3.4.3. способы определения деструктивных моделей стр 117
3.4.3.1. 1. Составьте список трудностей
3.4.3.1.1. что препятствует в достижении моей конкретной цели
3.4.3.1.2. На каждую трудность вопрос — в чем проявляется эта проблема.
3.4.3.1.3. что должно произойти, чтобы это перестало быть проблемой.
3.4.3.2. 2. Метод левой колонки
3.4.3.2.1. для начала делим лист. В правую колонку пишем, что говорили, а в левую, что в этот момент думали.
3.4.3.2.2. анализ мыслей не даст решения, но позволит понять, а мыслили ли вы в сторону поиска решения?
3.4.3.3. 3. Прислушивайтесь к языку
3.4.3.3.1. суждения всегда высказаны кем-то.
Чего НЕ случится, если это НЕ произойдёт?
Причины конфликтов:
Распределение ресурсов. Р-сы всегда ограничены и рук-во должно решить, как распределить их между разл группами, чтобы наиб эфф-ным образом достигнуть целей орг-ции.
Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все
организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
Различия в целях
Специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
Различия в представлениях и ценностях. Представления о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели
Вместо того, чтобы объективно оценить
ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень
взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая
отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.
Типы конфликтов
-
Внутриличностный конфликт. Он может принимать различные формы
- ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы
- производственные требования не согласуются с личными потребностями, интересами, ценностями,
- ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.
-
Межличностный конфликт. Наиболее распространенный и проявляется по-разному:
- борьба руководителей за огранич рес-сы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. К этой группе относятся хорошо знакомые конфликты между двумя
кандидатами на повышение при наличии одной вакансии, - столкновение личностей.
Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
- борьба руководителей за огранич рес-сы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. К этой группе относятся хорошо знакомые конфликты между двумя
-
Конфликт между личностью и группой.
- если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности,
- руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных.
-
Межгрупповой конфликтеория.
- В организациях между форм и неформ группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и
попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности или конфликт между профсоюзом и администрацией.
- В организациях между форм и неформ группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и
Преимущества и недостатки модели
Причины, по которым этот способ управления персоналом стал одним из наиболее востребованных:
-
Удовлетворенность подчиненных. Они получают именно то руководство, которое им сейчас необходимо: поддержку, инструктирование или свободу принятия решений и доверие.
-
Повышение квалификации персонала. Сотрудники получают возможность развиваться на каждом этапе в комфортных условиях.
-
Индивидуальный подход к мотивации.
-
Высокий авторитет руководителя. Его ценят и уважают.
-
Гибкость при решении задач разного типа.
При правильном использовании ситуационного руководства и лидерства недостатков практически не появляется. Но у метода есть ограничение. Дело в том, что часто руководители выбирают стиль лидерства исходя из собственных склонностей, черт характера. Например, консервативные и склонные к контролю люди часто выбирают автократический стиль. И им будет крайне сложно научиться использовать ситуационную концепцию лидерства, указывать на достоинства сотрудников, а не на их обязанности, повышать их мотивацию. И наоборот: слишком демократичные лидеры не привыкли давать четкие инструкции, в которых нуждаются новички. Поэтому метод подойдет не каждому руководителю.
Главный минус ситуативного лидерства — высокие требования к самому руководителю. Далеко не каждому под силу быстро оценить ситуацию и применить нужный стиль
Также важно владеть всеми 4 подходами достаточно хорошо, чтобы не потерять авторитет, например, когда требуется быть более директивным.
Эффективное ситуативное лидерство зависит от многих факторов:
-
хорошие отношения с подчиненными;
-
достаточно тонкое, интуитивное восприятие других людей, нужно понимать, на какой стадии развития находится сотрудник;
-
умение переключаться с одного стиля лидерства на другой, комбинировать методы и использовать иногда противоположные инструменты менеджмента.
При выполнении всех факторов ситуационное лидерство определяется каксамый эффективный стиль руководства с максимальным количеством сильных сторон.
черты
Критика системного мышления
Действительно ли системное мышление настолько универсально и неоспоримо полезно? Как правило, да, ведь в структурировании и приведении к порядку и системности нет ничего плохого. Тем не менее китайский экономист Вей-Бин Занг в своей монографии о синергетической экономике размышляет на тему системного анализа и приходит к выводу, что данный тип анализа «заведомо предполагает устойчивость. В этом отношении он все еще находится в рамках традиционной экономики» .
Данные слова можно трактовать следующим образом: чтобы анализировать какое-то явление с точки зрения системного мышления (системного анализа), оно должно быть относительно стабильным и устойчивым. И действительно, сложно подвергать разбору на части постоянно меняющуюся структуру и уж тем более делать выводы о том, какие факторы на нее влияют. Однако все дело в том, что в жизни нет ничего устойчивого, и в еще большей степени это доказывает современный мир.
Что же делать? Ответ на поверхности – подстраиваться. Не в наших силах остановить поток перемен, происходящих буквально каждую секунду. И даже в таких условиях системное мышление может быть отличным методом по проведению качественного анализа с правильными выводами. Согласны?
И перед тем, как перейти к заключению, предлагаем пройти проверочный тест, чтобы закрепить знания:
Теперь же давайте подведем итог.
Польза использования системного мышления и уровни его освоения
Человек, обладающий умением мыслить системно, сможет реализоваться в любой сфере жизни.
Если это руководитель, то, применяя системный подход, он видит своё предприятие как единый механизм, понимая, что от функционирования системы, а не отдельно взятого человека, зависит успех в бизнесе.
Если системное мышление применять на бытовом уровне, то решение проблем может сэкономить деньги, время и здоровье.
Так какую же пользу может извлечь человек, пользуясь методами системного мышления?
- Уменьшает или исключает вероятность совершения ошибок.
- Нацеливает на построение целевых задач и эффективных решений.
- Учит понимать строение системы и грамотно ею управлять.
- Способствует обучению для построения новых систем.
- Ускоряет принятие верных решений и улучшает их качество.
- Позволяет комбинировать знания других эффективных моделей.
- Умение объективно и разносторонне оценивать объект или ситуацию.
- Учит прогнозировать развитие событий.
Выделяют пять уровней владения системным мышлением:
- Нулевой уровень (уровень некомпетентности). Нет навыков владения системным мышлением. Человек принимает решения спонтанно, не задумываясь о последствиях.
- Хаотично-фактический уровень. Человек видит только один признак из ряда признаков системы.
- Полифактический уровень (частично научный). Человек видит признаки системы, но не выявляет взаимодействия между ними.
- Достаточный уровень (целостно-научный). Человек выявляет как признаки системы, так и связи между ними.
- Системно-интегральный уровень (научный, высший). Человек настолько ориентируется в принципах строения систем, что способен создавать собственные.
Обладатели системного типа мышления замечают возникающие перемены в структуре, видят причины присутствия этих перемен, предугадывают возможные результаты.
Раздел IV. Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение
Принцип 12. Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами (генти генбуцу).
- Решая проблемы и совершенствуя процессы, ты должен увидеть происходящее своими глазами и лично проверить данные, а не теоретизировать, слушая других людей или глядя на монитор компьютера.
- В основе твоих размышлений и рассуждений должны лежать данные, которые проверил ты сам.
- Даже представители высшего руководства компании и руководители подразделений должны увидеть проблему своими глазами, лишь тогда понимание ситуации будет подлинным, а не поверхностным.
Принцип 13. Принимай решение не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты; внедряя его, не медли (немаваси).
Не принимай однозначного решения о способе действий, пока не взвесишь все альтернативы
Когда ты решил, куда идти, следуй избранным путем без промедления, но соблюдай осторожность.
Немаваси – это процесс совместного обсуждения проблем и потенциальных решений, в котором участвуют все. Его задача – собрать все идеи и выработать единое мнение, куда двигаться дальше
Хотя такой процесс и занимает довольно много времени, он помогает осуществить более масштабный поиск решений и подготовить условия для оперативной реализации принятого решения.
Принцип 14. Станьте обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа (хансей) и непрерывного совершенствования (кайдзен).
- Как только процесс стабилизировался, используй инструменты непрерывного совершенствования, чтобы выявить первопричины неэффективной работы, и принимай действенные меры.
- Создай такой процесс, который почти не требует запасов. Это позволит выявить потери времени и ресурсов. Когда потери очевидны для всех, их можно устранить в ходе непрерывного совершенствования (кайдзен).
- Оберегай базу знаний об организации своей компании, не допускай текучести кадров, следи за постепенным продвижением сотрудников по службе и сохранением накопленного опыта.
- При завершении основных этапов и окончании всей работы произведи анализ (хансей) ее недостатков и открыто говори о них. Разработай меры, которые предупредят повторение ошибок.
- Вместо того чтобы изобретать колесо, когда начинаешь новую работу или когда появляется новый менеджер, научись стандартизовать лучшие приемы и методы.
«Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» — книга Джеффри Лайкера, одного из создателей и руководителя программ Japan Technology Management Program и Lean Manufacturing and Product Development Certificate Program.
Эта книга рассказывает об истории возникновения и развития компании Toyota, о процветании, основанном на 14 принципах, а также о возможностях внедрения и применения системы бережливого производства в любой компании мира.
В России книгу выпустило издательство «Альпина Паблишер».
Общие принципы ситуационного подхода
Ситуационный подход основывается на том принципе, что эффективность различных методов управления зависит от конкретной, сложившейся в организации, ситуации. Итак, главное понятие в ситуационной теории – управленческая ситуация, определяемая как определенная совокупность обстоятельств, которые в конкретный период времени оказывают влияние на функционирование организации.
Исходя из принципов ситуационного подхода, динамичность организации обусловлена многими переменными факторами внутренней и внешней среды и отрицает возможность использования универсального метода управления. Самый эффективный метод управления – тот, который в наибольшей степени соответствует конкретной ситуации. Данный подход имеет своей целью разработку и применение на практике инструментов анализа сложившейся ситуации для принятия на основании его управленческого решения.
Важнейшая задача менеджера, согласно ситуационной теории – способность грамотного интерпретирования ситуации на основе анализа переменных факторов: размера организации, динамики, неопределенности и сложности внешней среды, особенностей производственного процесса.
6. Обучение.
2.2. учиться — процесс соотнесенный с обратной связью.
2.3. простое (адаптивное или первого порядка)
2.3.1. не затрагивает наших ментальных моделей.
2.3.2. первый тип — осуществляется в момент действия.
2.3.2.1. например закрыть точку в конце предложения.
2.3.3. второй тип — спустя определенное время
2.3.3.1. игра в тенис (перелет, недолет…)
2.4. порождающее обучение стр 135 (67)
2.4.1. в этом типе обучения есть возможность изменения ментальных моделей, за счет обратной связи
2.4.2. схема
2.4.3. характерные вопросы для данного типа мышления
2.4.3.1. каковы мои предположения относительно этого
2.4.3.2. о чем я еще мог бы подумать в этом направлении
2.4.3.3. что еще это может значить
2.4.3.4. как еще это можно использовать
2.4.3.5. еще пачка
2.4.3.5.1. предлагаемое действие основано напривычке или основе данной информации
2.4.3.5.2. каких результатов вы достигли в настоящем времене
2.4.3.5.3. получаем ли мы достоверную информацию о результатах прежних действий
2.4.3.5.4. знаете ли вы каков ваш нынешний результат
2.4.3.5.5. как вам удается это выяснить
2.4.3.5.6. что вы думаете о проблеме и о тех, кого она затрагивает
2.4.3.5.7. как долго вы готовы терпеть, прежде чем приступить к действию
2.5. определение обучения
2.5.1. Отсутствие обучение — совершение действий без учета обратной связи, соверение одних и тех же действий вне зависимости от результата. пример: привычки,
2.5.2. простое обучение — совершение действий с учетом обратной связи, но в рамках ментальной модели, которая не изменяется. Пример — метод проб и ошибок, механическая зубрежка…
2.5.3. порождающее обучение — обратная связь воздействует на ментальные модели и воздействует на них.