В них вложили более $500 млн, но они провалились: почему эти дорогостоящие стартапы не взлетели

Заброшенный сайд-проект, который превратился в бизнес с доходом в 700 млн долларов в год | savepearlharbor

Преимущества использования системы для поставщиков и для покупателей

Итого, что у нас получилось.

Для поставщиков туров (DMC):

  • Стало проще создавать сложные туры. Тур можно быстро собрать, поменять местами.

  • Быстрая калькуляция цен. Удобно посчитать стоимость тура, вы сами заводите цены на отдельные элементы.

  • Автоматический контроль актуальности. Когда тур не актуален, он снимется с сайта сам.

  • Многоязычная публикация туров. Можно быстро перевести информацию на другой язык, а если нужно, то подправить.

  • Модули туров на свой сайт.

  • Бесплатный канал дистрибуции. Мы хотели сделать продукт в стиле 1С:Турагентство, но продавать не просто отраслевое решение, но и сам канал дистрибуции. Бизнес-схема была такая: DMC-туроператор бесплатно размещает в нашей системе туры, а за счет того, что его тур продается через нас, мы получаем с этого процент. Т.е. если DMC-туроператор хочет, то все туры, созданные в этой системе, уйдут и к нам на продажу. Если не хочет, он можно продавать тур только через свой сайт. Но наша схема была, естественно, выгоднее.

Для туристов и турагентств:

  • Цены ниже, чем у конкурентов, потому что мы делали минимальную наценку, так как нам нужно было просто оправдать офис и вложения.

  • Огромный выбор экскурсионных туров. На момент пика развития там было порядка 1000 туров от 70 туроператоров и около 100 стран. Ассортимент был очень богатый. Если посмотреть на тот же sletat.ru, то по некоторым странам были только мы.

  • Удобно сравнить, быстро купить.

  • Консультируют профи туризма. По каждой стране у нас были свои менеджеры-специалисты. Потому что туры сложные, страны сложные, не все знают, что в этих странах. Взять, к примеру тот же Мадагаскар – должен быть специалист, который знает эту страну, потому что в туре все не опишешь. Это не Египет, где нужно просто рассказать, что будет в отеле на завтрак, обед и какие будут развлечения. На Мадагаскаре все сложнее – например, там в некоторых местах есть только двухзвездочные отели. И об этом нужно предупреждать туристов.

  • Модули туров на сайт турагентства.

  • Фингарантии туроператора.

Проект был признан. Нам вручали многочисленные награды.

  • В частности, на выставке туризма мы были награждены как Best IT-Travel Startup года.

  • На конкурсе инновационных проектов форума ITIF-2017 мы стали финалистами и заняли второе место. Причем самое интересное, что при наших инвестициях в размере 0,5 млн евро первое место занял проект Easy Travel, в который было вложено 24 млн евро, и в третье место тоже было вложено около 22 млн евро.

  • Многочисленные выставки: Travelpayouts – это партнерский travel-агрегатор, мы туда тоже попали. Допустим, у вас есть сайт про Францию, вы хорошо пишете (допустим, вы тревел-блогер). Вы вставляете на этот сайт наши модули, и среди вашего рассказа будут туры конкретно во Францию. А если вы рассказываете об Эйфелевой башке и истории ее создания, то в этом рассказе будут только те туры, где есть посещение именно Эйфелевой башни. Модули можно было настроить очень тонко: под себя, под дизайн, можно было убрать наш логотип и пр.

  • Более 500 сайтов установили себе эти модули. Более 10 000 запросов к нашей базе данных происходило ежедневно.

И все бы ничего, но проект мы закрыли.

Другие причины для закрытия P2P-площадок

Популярная P2P-биржа LocalCryptos 21 октября 2022 года отпраздновала пятилетие и в тот же день объявила о закрытии. Команда проекта объяснила это состоянием здоровья членов коллектива. Настоящая причина — в тот момент рынок находился в «медвежьей» фазе. Согласно отчету CoinGecko, в этот период наблюдалась высокая волатильность и спад на крипторынке. Это привело к снижению объемов сделок на всех P2P-платформах. 

Не так давно один из первых P2P-сервисов LocalBitcoins также прекратил работу. По их словам, причина — затянувшаяся криптозима. С 9 февраля 2023 года сервис перестал регистрировать новые аккаунты, а с 16 февраля остановил торговлю и ограничил функциональность кошелька, оставив только вывод средств.

Впрочем, крах терпят гораздо более масштабные проекты, что приводит к потере огромных сумм и вызывает волну паники.

Крипта, даркнет и Bitzlato

Начнём с одного из самых громких кейсов за последнее время. 19 января власти США закрыли доступ к криптобирже Bitzlato. Перед этим основателя и главного владельца площадки Анатолия Легкодымова в Майами. По версии Минюста США, Легкодымов помогал преступникам зарабатывать на незаконной торговле наркотиками и распространении вредоносного ПО.

Французская прокуратура совместно с партнерами из Испании, Португалии и Кипра арестовала инфраструктуру Bitzlato и задержала пятерых причастных лиц. Поводом для арестов и закрытия Bitzlato стали криптотранзакции, связанные с даркнет-маркетплейсом «Гидра». Проект был популярен в контексте торговли запрещенными веществами и данными из банковских утечек. Маркетплейс был уничтожен в апреле 2022 года.

По данным Европола, в общей сложности Bitzlato конвертировала связанные с преступной деятельностью активы на сумму около 1 млрд евро. Для операций с «Гидрой» через Bitzlato, по разным оценкам, провели более 700 млн долларов.

Кроме «Гидры», Bitzlato взаимодействовала с другими подсанкционными платформами, такими как Chatex и Blender.io, а также с кошельками различных хакерских групп и мошеннических проектов.

Случай с Bitzlato – не единственный проект, который закрыли из-за подозрительной деятельности.

Годовой отчет и 10-K: обзор

Публично торгуемые компании в США должны подавать множество документов в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC). Эти документы включают данные и информацию об их последних прибылях, денежных потоках, операциях и финансах, а также планы и прогнозы на будущее.

Двумя наиболее важными из этих документов являются годовой отчет и форма 10-K. Во многом схожи, оба предназначены для того, чтобы помогать текущим акционерам или потенциальным инвесторам, а также аналитикам-исследователям, финансовым менеджерам и другим финансовым профессионалам о результатах деятельности компании. Однако, несмотря на их совпадение, между ними есть существенные различия.

Ключевые выводы

  • Публично торгуемые компании будут составлять как годовой отчет, так и 10-тысячный годовой отчет.
  • 10-K обычно более подробный, чем годовой отчет, но в нем отсутствуют фотографии и графика.
  • Оба должны включать информацию о компании и финансовых показателях за последний год.
  • 10-K можно найти на веб-сайте SEC, а годовой отчет должен быть легко доступен на веб-сайте компании.

Причины закрытия проекта

Итак, почему же закрыли проект?

Причина номер один – кризис. Например, у нас был тур в Йемен на остров Сокотра, а в Йемене в тот момент началась война, плюс изменился курс доллара. И нам было очень тяжело справиться, так как люди заплатили по другому курсу.

Следующая причина касалась того, что рынок не готов к онлайну в области экскурсионных туров. По статистике:

  • авиабилеты в онлайне покупают около 80% человек;

  • пляжные туры в онлайне покупают только в 20% случаев, в остальных случаях люди приходят в турагентства или смотрят на сайте, а потом приходят в турагентства;

  • а экскурсионные туры, как оказалось, в онлайне не продаются.

Самое интересное, что хотя мы и позиционировали свою систему как полностью онлайн, к нам все равно приходили покупать в офис. И, наверное, это была главная ошибка, которую мы не учли.

Когда вы делаете стартап, сто раз подумайте, кто ваша целевая аудитория, и пойдет ли она покупать ваш товар/услугу именно в этом канале.

Еще интересно то, что я знал, что к нам в «Веселый Ветер» люди приходят тогда, когда уже все обсудили с менеджером по телефону. К нам приходили в офис, у нас были постоянные клиенты… и мы пытались продать это онлайн. Онлайн это не продается.

Изначально я сказал инвесторам, что мы уложимся в 3-5 млн рублей, но в итоге вложили около 40 млн рублей.

Вложения были не только в разработку, но и в маркетинг, в работу офиса, менеджеров, наполнение контентом. Если вы делаете свой технологический стартап, то есть три вещи, о которых стоит подумать сто раз:

  1. Платформа. Придуманная система была хорошей, но, возможно, рынок до нее еще не дозрел. Я думаю, что рано или поздно дозреет и подобные системы будут, просто еще рано.

  2. Платформу вы сделаете, все будет красиво, но дальше нужно озаботиться контентом. Если говорить об Easy Travel, он практически все деньги потратил на наполнение контентом. Он объездил практически все музеи мира, и в какой бы вы ни пришли музей, там будут аудиогиды от Easy Travel. Но он так и не смог их монетизировать и, по-моему, до сих пор не понимает, как это монетизировать дальше.

  3. Но самые большие средства нужны в маркетинг. Нужны миллионы долларов, чтобы что-то начали покупать. А в ситуации, когда такие туры в принципе не покупают в онлайн, вкладывать миллионы в маркетинг просто нерентабельно. Интересный момент, что когда «Веселый Ветер» запускал рекламу туров, одновременно такую же рекламу запускали и на Tourex. Но в «Веселый Ветер» приходило 7 заявок в день, а в Tourex – одна.

Итого, мы просто не потянули по деньгам – туры у нас просто не покупали. Покупали в «Веселом Ветре», который мы вообще не раскручивали как нетехнологичный. Но «Веселый Ветер» до сих пор жив, а Tourex закрыли.

И еще сыграло роль то, что в России очень узкий рынок туроператоров. После кризиса осталось 1000-1500 операторов. Это не тот рынок, на который нужно писать продукт. И этот рынок очень консервативный.

Возможно, в США такая система бы и подошла, потому что такое нужно было делать на глобальные рынки. Тут, конечно, еще вопрос – пошел бы в США 1С или нет.

Проблема еще в том, что в России нет рынка венчурного капитала. Когда мы заняли второе место на инвестиционном форуме, и там сидели инвесторы, то хоть бы один инвестор подошел ко мне или к тем, кто занял первое и третье место – нет. Они просто ушли в конце. Никому туризм не интересен. И не только туризм.

Если копнуть дальше, то если говорить о «единорогах» (компаниях, которые сделали миллиард на стартапе), то:

  • в России их нет;

  • в США порядка 700;

  • в Китае, по-моему, около 400.

Потому что в России нет рынка венчурного капитала. Поэтому, если вы хотите делать стартап, сто раз подумайте, вложится ли в вас кто-то здесь.

К сожалению, это так. Я за то, чтобы этот рынок был, но ситуация, к сожалению, такова.

На этом у меня все

Спасибо за внимание! Надеюсь, что я дал вам возможность получить какие-то уроки из этой ситуации

*************

Подвеска электромобиля Dyson

Подвеска электромобиля полностью независима от пневматических пружин и имеет систему поперечной устойчивости, которая, как отмечает Минардс, напоминает новаторскую систему «Hydrolastic» компании Moulton и заменяет стальные стабилизаторы поперечной устойчивости, которые используют большинство автомобилей.

Пневматическая подвеска электромобиля Dyson позволяла настроить электромобиль на трех различных высотах кузова dysoncyclone.com

Передняя подвеска использует широко поставленные двойные поперечные рычаги, а задняя представляет собой многорычажную систему. Пневматическая подвеска позволяет настроить электромобиль на трех различных высотах кузова относительно дорожного полотна: 270 мм в стандартной комплектации, 235 мм для крейсерской скорости на автомагистрали и 290 мм по выбору водителя для движения по пересеченной местности.

10-Q и 10-K часто задаваемые вопросы

Что означает 10-K?

10-K — это сокращение от формы 10-K, которая является документом, который Комиссия по ценным бумагам и биржам требует от всех публичных компаний подавать ежегодно. Форма представляет финансовую картину компании с подробным описанием ее доходов, активов и обязательств за предыдущий год.

Каков крайний срок подачи 10К?

Срок подачи 10-тысячных заявок варьируется в зависимости от размера компании.Фирмы стоимостью 700 миллионов долларов и более имеют 60 дней на подачу заявки после закрытия финансового года.У фирм от 75 до 700 миллионов долларов есть 75 дней.Фирмы с капиталом менее 75 миллионов долларов имеют 90 дней.

Как читать активы в отчете 10K?

Суть отчета 10-K состоит в его пяти частях. Они включают:

Часть I. Бизнес.  Это дает обзор основных операций компании, включая ее продукты и услуги (то есть, как она зарабатывает деньги).

Часть II. Факторы риска.  В них описываются все риски, с которыми компания сталкивается или может столкнуться в будущем

Риски обычно перечислены в порядке важности.

Часть III. Избранные финансовые данные

 В этом разделе содержится конкретная финансовая информация о компании за последние пять лет. В этом разделе представлен более краткосрочный обзор последних результатов деятельности компании.

Часть IV. Обсуждение и анализ  руководством финансового состояния и результатов деятельности. Также известный как  MD&A, это дает компании возможность объяснить результаты своей деятельности за предыдущий финансовый год. В этом разделе компания может рассказать свою историю своими словами.

Часть V. Финансовая отчетность и дополнительные данные.  Сюда входит проаудированная финансовая отчетность компании, включая отчет о прибылях и убытках, балансы и отчет о движении денежных средств. Письма высшего руководства компании и независимого аудитора, подтверждающие объем их проверки, также включены в этот раздел.

Почему отчет 10-K называется 10-K?

Отчет 10-K, вероятно, получил свое название от Положения SK, набора правил SEC, в которых изложены подробные требования к раскрытию информации для компаний в соответствии с разделами 13 или 15 (d) Закона о фондовых биржах 1934 года. Свода федеральных правил — 17 CFR Part 229, если быть точным.

Вождение электрического прототипа

Дайсон действительно управлял прототипом электромобиля. Он был доволен водительским сиденьем и одобрительно смотрел на низкую приборную панель. «За рулем было весело, — говорит он, — хотя мы не ехали очень далеко или быстро. Но в большинстве случаев мы ездим на машинах медленно, не так ли? У меня сложилось впечатление, что нашу машину было бы легко водить в пробке. И было приятно видеть электромобиль за пределами студии и знать, что мы выбрали правильную концепцию».

Когда миллиардер создает автомобиль, который назван в честь него, невольно задаешься вопросом, какие же автомобили он водит? Оказывается, что кроме Ferrari и небольшой коллекции Land Rover, любимым автомобилем сэра Джеймса Дайсона является Citroën SM 1970-х годов, который имеет длинную колесную базу и гидропневматическую подвеску, как и его последние творения.

По материалам: autocar.co.uk. Подготовил: hevcars.com.ua

Планы производства, Проблемы производства электромобилей, Электромобиль Dyson

  • ← Lordstown представит электрический пикап Endurance 22 июня 2020 года
  • Karma Automotive разработала 5 платформ E-Flex для быстрого создания электромобилей →

Проблемы дистрибуции сложных туров

Перечислю проблемы, которые встречаются при организации сложных туров:

  1. Долго искать. Попробуйте, например, найти тур в ту же Кению, Перу или ЮАР-Зимбабве-Ботсвана. Устанете.

  2. Много неактуального. Много туров, которых уже нет.

  3. Сложно сравнивать. Потому что, например, один человек написал, что в тур в Кению есть русскоговорящий гид, а другой не написал. Один отметил, какой звездности будут отели на маршруте, другой не указал и т.д. Сравнить невозможно, все описывают по-разному.

  4. Высокие цены. Потому что идет накрутка, благодаря большому количеству посредников.

  5. Долго согласовывать. Пока турист пошлет документы и их согласуют, может пройти много времени.

  6. Искажения информации. Часто турист получает то, что он не ожидал получить.

По некоторым странам экскурсионные туры приоритетны.

  • Взять, допустим, такую страну как Кения. Теоретически турист самостоятельно может поехать, но в Национальный парк его просто не пустят. Там нужен сертифицированный гид, потому что по парку ходят львы, они вас просто съедят. В любом случае придется покупать тур хотя бы у DMC.

  • Или взять, например, Перу. Я сам объездил все Перу на автомобиле, но это, во-первых, это намного дороже, чем ехать в группе; а во-вторых, я не увидел некоторых вещей. Хотя мне и удалось попасть на Мачу-Пикчу, я мог туда и не попасть, потому что с этим были свои сложности.

Понятно, что для пакетных туров агрегаторы есть. Египет, Тунис, Турция – туры в эти страны найти очень просто. Но как порой искать экскурсионные туры в некоторые страны – не совсем понятно. И понятно, что рынок у таких туров намного меньше, чем у пляжных, но он все же есть.

Разработка концепции Dyson EV

По словам Джеймса Дайсона, идея создать электромобиль возникла в 2014 году, когда Tesla была единственным производителем электромобилей премиум-класса. «Я был почти уверен, что люди начнут покупать электромобили, воодушевленные давлением со стороны сверстников, законодательства и интереса к зеленым вопросам. Мы уже имели опыт в области электродвигателей и разрабатывали новые аккумуляторы. А наука об управлении воздухом — обогрев, охлаждение и очистка — была большой частью нашего бизнеса. Так что я увидел коммерческую возможность».

Кампус Dyson Hullavington для разработки электромобилей dysoncyclone.com

Дайсон отметил, что его идея создания электромобиля была странным образом связана с его дружбой с покойным Алексом Моултоном (Alex Moulton), любителем маленьких машин (Mini) и велосипедов (его собственные успешные проекты). «Я часто слышал его аргументы в пользу маленьких машин, но мне казалось, что есть аргумент в пользу противоположной крайности», — говорит Дайсон. «И мне понравилась идея внедорожников, потому что они были популярны в Китае, где есть большой спрос на электромобили».

Основатель Dyson Джеймс Дайсон с прототипом электромобиля dysoncyclone.com

Большие колеса обеспечивают хороший дорожный просвет, утверждал он, в то время как конструкция с длинной колесной базой дает место для большой аккумуляторной батареи под полом салона, над которой может находиться семь пассажиров и регулируемый второй ряд сидений. Основное преимущество, по мнению Дайсона, заключается в том, что правильная компоновка обеспечивает пространство и вождение без «убивающей аэродинамику лобовой области» внедорожников.

Другими преимуществами больших колес были: тихий ход, низкое сопротивление качению, легкость в преодолении ударов и выбоин благодаря шинам Run-Flat, хорошая аэродинамика и сцепление с дорогой на снегу и мокрой дороге.

Прототип электрического внедорожника Dyson dysoncyclone.com

Экономическое обоснование Dyson было основано на первоначальном годовом объеме в 5000 автомобилей, проданных по базовой цене в £150 000 каждый, самые первые модели из которых должны были быть собраны в Халлавингтоне до того, как производство будет переведено в Сингапур.

Tourex.me

Возникла идея создать автоматизировать работу туроператора и создать систему Tourex.me. Первая архитектура, которая планировалась для этой системы, представлена на слайде.

Основой данных было взаимодействие с сайтом на 1С-Битрикс.

Конфигурация была написана с нуля на БСП, потому что никакого аналога мы не нашли. Конфигурация 1С:Турагентство у 1С-Рарус не поддерживала функциональность для туроператоров, поэтому оставался только вариант делать что-то с нуля.

Все это мы дали писать нашему подрядчику, и получилась какая-то беда.

Со стороны создания конфигурации 1С:

  • Все сроки были нарушены.

  • Было много ошибок в обменах и обмены были крайне медленные – чтобы обновить информацию на сайте, нужны были сутки.

  • Не реализован механизм подтверждения туров. Не было возможности понять, подтвержден заказ клиента туроператором или нет.

  • Не приходят уведомления о заявках.

  • Туры не актуализируются – могут висеть старые туры.

  • И еще миллион ошибок…

Со стороны сайта тоже беда бедой:

  • Тоже нарушены сроки.

  • Цены не конвертируются в рубли. Выведены цены в долларах, а указано, что в рублях.

  • Точки маршрута в анонсах в неверной последовательности.

  • Выдача в поиске неверно сортируется. С выдачей вообще было интересно. Представьте, что у вас в выдаче 100 позиций, они разбиваются на 20 экранов, и сортировка идет не по всем 100 позициям, только по тем, которые находятся на первом экране.

  • Нерабочая мобильная версия сайта.

  • В 1С-Битрикс переписали ядро и т.д.

Мы решили все это переделать сами, и у нас появилась команда:

  • был программист 1С;

  • был программист 1С-Битрикс;

  • контент-менеджер;

  • копирайтеры;

  • менеджеры, которые продавали каждый по своему направлению;

  • руководитель, который связывался с принимающими операторами.

Все было неплохо, и в итоге система разрослась и стала такой, как на слайде.

Эту систему уже можно было называть ERP, с точки зрения того, что ERP в целом – это система комплексного управления предприятием.

Звездочками на схеме отмечено то, что изначально не было запланировано.

Мы сделали:

  • распечатку маршрутов;

  • мультиязычность;

  • загрузку/контроль цен;

  • работу с заказами;

  • калькуляцию туров;

  • динамические пакеты;

  • квотирование;

  • осталось только прикрутить финансы и CRM, но мы хотели это сделать на какой-то другой системе.

Помимо того, что мы сделали такую систему, в которой можно было делать туры, мы еще сделали самое главное – схему дистрибуции этих туров. То есть если вы заходите в систему, вы автоматически получаете много каналов дистрибуции. Эту фишку можно использовать и в других отраслях.

Как эта схема действовала.

  • Поставщик заносил к нам туры (а туров у нас было достаточно много).

  • Через web-сервис данные отправлялись на Тревел-агрегаторы. Например, на sletat.ru, модули которого ставят онлайн-турагентства OnlineTours, Travelata, Workle и т. д.

  • Кроме этого, у нас еще были свои виджеты, которые можно было расположить на своем сайте. Например, если у вас DMC без лицензии на продажу путевок, но вы хотите сами продавать свои туры – не проблема! Расположите эти виджеты на своем сайте – покупатель будет думать, что он покупает у вас, а в действительности он покупает через нас.

Так выглядели эти виджеты.

Они все были адаптивными – работали и на сайте, и на мобильной версии. Можно было сделать множество настроек:

  • можно было настроить одного конкретного туроператора;

  • можно было настроить посещение одной конкретной достопримечательности и прочее.

Например, статья в Антарктиду, и в ней показывается только туры в Антарктиду.

7 интересных фактов о Бене Честнате и MailChimp

  1. Для Бена смесь запахов сигаретного дыма и лака для волос — это запах бизнеса. Его мама устроила парикмахерскую на их кухне, и именно так Бен в детстве познакомился с предпринимательством.
  2. При приёме на работу Бен ищет «скромных преподавателей», которые «настолько хороши, что просят критики». Ему нужны люди, которые достаточно уверены в своих силах, чтобы у них не было проблем с оспариванием их взглядов или с простым объяснением сложных понятий. Бен говорит, что, если человек не может рассказать что-то до глупости просто, он не подходит для MailChimp.
  3. Первый нанятый Беном человек и (предположительно технический) соучредитель Дэн Курциус на собеседовании солгал, что знает, как писать код. После того как он получил работу, он собрал прототип MailChimp, используя книги «HTML для чайников». Дэн так старался, что фактически создал (или украл) чистый функциональный код, который поразил Бена. Только через 10 лет соучредитель рассказал Бену о своей импровизации.
  4. Бен подтвердил, что отклонил предложение о приобретении MailChimp за миллиард долларов от неуказанной компании. В свою защиту он говорит, что «миллиард долларов не намного больше, чем несколько сотен миллионов».
  5. Держащийся в тени соучредитель Дэн Курциус регулярно и анонимно посещает предприятия малого бизнеса, использующие MailChimp, — от студий йоги до складов. Таким образом, компания получает бесценную обратную связь, например, так компания узнала о факте, что многие компании используют MailChimp как CRM, а не как инструмент электронной почты. Это действительно немного странно, когда на мероприятиях MailChimp крупнейшие критики позже узнают, что они разговаривали с соучредителем.
  6. Одна из любимых книг Бена — «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла.  Франкл — психиатр, переживший концентрационный лагерь во время Холокоста. В книге он документирует, как заключённые находят смысл и цель даже в самых бесчеловечных условиях.
  7. Девиз Бена: люби то, что делаешь, а не традиционное делай то, что любишь. Он говорит«Со временем все страсти угаснут, если вы превратите их в профессию, и единственный способ сохранить чувство цели — научиться любить ремесло, в котором вы хорошо разбираетесь».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: