Иностранные менеджеры привыкли работать в условиях системы
Павел Кирюханцев, вице-президент по развитию и маркетингу компании «Юнилэнд»
Мы российская компания, и все наши сотрудники считают, что надо работать в России и для России. При этом у нас есть огромное уважение к западной деловой традиции.
Пока мы не приобрели известность, к нам, как и к другим российским компаниям, иностранцы относились настороженно, а иногда и с предубеждением. Я считаю, что есть две основные причины такого недоверия: нестабильность экономической системы России и менталитет многих российских предпринимателей.
Нестабильность экономической системы ведет к нестабильности бизнеса. Можно вспомнить «черный вторник», когда обанкротились российские фирмы, а иностранные — понесли огромные материальные потери. Что касается менталитета, то постепенно из бизнеса уходят не совсем честные люди, которые пришли в него только для того, чтобы быстро обогатиться, пусть даже и обманув деловых партнеров. Происходит естественный отсев — на рынке остаются те, кто не гонится за сиюминутной выгодой, а работает на перспективу.
Иностранный менеджер может успешно работать в России и быть полезным. Подавляющее большинство иностранцев к работе в российских условиях неспособно. Их представления о менеджменте резко отличаются от того, с чем они реально сталкиваются в России. Крайне редко иностранцы по-настоящему эффективно работают в России с российским персоналом. Характерная проблема менеджмента западной компании: российские менеджеры, которым можно было бы многое доверить, ставятся в такие жесткие рамки, что их талант не раскрывается. Причина этого проста: на Западе вы привыкаете действовать в рамках жесткой системы, и именно система предопределяет почти все ваши шаги.
Среднестатистический западный менеджер более дисциплинирован и организован, чем среднестатистический российский менеджер. Но российские управленцы высокого уровня не уступают западным коллегам, а часто и превосходят их. Плюс иностранных менеджеров в том, что они с молоком матери впитали правила работы в системе бизнеса. Плюс российских менеджеров в противоположном: они изначально строили систему исходя из собственных приоритетов.
Бизнесмену работать в России сложнее, чем на Западе
Улф Гренлунд, генеральный директор компании Roxor, председатель Клуба шведских бизнесменов
Главная проблема в том, что русские думают иначе, чем западные люди, и работают по-другому. Это не только языковые проблемы, но и разные культурные традиции. Ты говоришь одно, но россияне понимают совсем другое.
Если вы заключаете сделку, продаете какие-то товары, то подписываете соответствующие контракты. Западные менеджеры ожидают, что далее все будет выполняться именно так, как зафиксировано в контракте.
Но если у российского менеджера возникают какие-то проблемы или ему предлагают те же товары, но на более выгодных условиях, то он почему-то убежден, что западный партнер должен изменить условия контракта. По меркам западного менеджера, то, что зафиксировано в договоре, обязательно для обеих сторон. Все остальное — проблемы клиента, поэтому западный менеджер никогда не будет вносить изменения в контракт.
Россия и российский бизнес имеют очень плохую репутацию в глазах людей, живущих на Западе. Большинство европейцев думают о России как о стране мафии, преступников, взяточников. Когда туристы попадают в российский аэропорт, то боятся даже поехать в город — боятся быть ограбленными. Это вызвано тем, что западная пресса любит публиковать сенсационные материалы негативного плана. Ведь никому не интересно читать о чем-то хорошем, но скучном.
Действительно, в 1991-1992 годах в России сложилась критическая ситуация: тогда была в большой силе организованная преступность. Сейчас ситуация стабилизировалась. Бизнесмену совсем не обязательно контактировать с мафией и платить деньги за покровительство.
Сегодня бизнес можно вести нормальным образом. Если хорошо работать, соблюдать законы и следовать здравому смыслу, то проблем не возникает.
В Петербурге много российских менеджеров, уровень которых не уступает уровню ведущих западных менеджеров. И постепенно их становится все больше и больше.
Лучшее, что могут сделать шведские бизнесмены, — отправить 10 тысяч студентов российских университетов учиться в Швецию.
ВОПРОС НЕДЕЛИ: Какие проблемы возникают в общении российских и иностранных менеджеров?
Павел Гончаров, менеджер по маркетингу фирмы «Т.А.К.Т»:
«В основном это касается проведения совместных мероприятий, например рекламных акций. Западный менеджер требует оформления результатов, в конкретной форме для дальнейшего анализа. Российские менеджеры часто недостаточно педантичны в этом вопросе».
Кирилл Медведев, менеджер петербургского представительства концерна Electrolux:
«С финляндскими менеджерами в основном языковые проблемы: если финн говорит по-английски с финским акцентом, то такой акцент не самый легкий для понимания. Американский менеджер считает, что действует всегда правильно».
Анатолий Смородов, заместитель генерального директора АО «Пирометр» по маркетингу:
«Если деловые партнеры нашли точки соприкосновения, то никаких проблем в общении нет. Правда, в начале сотрудничества могут происходить расхождения в терминах».
Евгений Креславский, директор Центра социального и психологического консультирования:
«Основные проблемы связаны с различным пониманием и оценкой будущего. Для российского менеджера любой результат важен сегодня. Западный менеджер оценивает результаты с точки зрения перспективы».
Брюс Хант, директор KPMG по консалтингу:
«Западные менеджеры зачастую не способны оценить и воспринять позитивный опыт российских коллег. Существенно различаются и отношения к правилам игры: для западного менеджера подписанный контракт имеет силу закона, а для российского – начало разговора».
Артур Джордж, адвокат Baker&McKenzie:
«Иностранные менеджеры применяют методы, которые используются и успешно работают в других странах мира. Однако они не понимают (или не хотят понять) особенности ведения бизнеса в России, культурные отличия и условия жизни россиян».
Светлана Загарских, президент аудиторской компании «Аудит-Ажур»:
«Очень часто иностранные менеджеры недооценивают профессионализм своих российских коллег. Если бы они стремились понять российский менталитет, то, возможно, быстрее приходили бы к согласию».