Неопределенность и транзитивность современности
Исследуя проблему занятости, российский социолог Ж.Т. Тощенко отмечал, что в наши дни традиционные понятия, такие как «рабочий класс», «крестьянство», «интеллигенция» и т.п., сделались размытыми и фрагментированными . Социально-классовая структура общества превратилась сегодня в калейдоскоп сообществ, которые не имеют или практически не имеют общих черт. Несколько ранее в качестве методологической проблемы это обозначил Б. Латур, показывая, что общества как такового не существует, а есть лишь сообщества, и прежде всего необходимо изучать их отношения и взаимодействия друг с другом. Общество есть абстракция, оно ничего не объясняет: это понятие само должно быть объяснено . Заметим, что в данный методологический контекст удачно вписываются эмпирические исследования молодежных движений Е.Л. Омельченко, которая показывает, что на смену субкультурам как феномену ХХ века в наши дни приходят новые, ценностно дифференцированные объединения людей, которые она назвала «солидарностями» .
Предлагаемая модель инновационного лидерства
Предлагаемая модель инновационного лидерства представляет собой модель многоуровневого процесса инноваций, в которой используется прямое и косвенное лидерство в процессах инноваций, упомянутых в предыдущем разделе, для продвижения инновационного процесса. В модели косвенное влияние лидерства влияет на процесс индивидуального творчества (этап генерации) и творчества команды (этап оценки). Прямое влияние руководства влияет на процесс творчества команды (фаза оценки) и процесс организационных инноваций (фаза внедрения). Поле индивидуального творчества (фаза генерации) в модели представляет процесс, когда человек генерирует первоначальную идею или идеи и предлагает их своей команде. Поле для творчества команды (этап оценки) представляет собой процесс реализации этой идеи командой, внесения изменений и доводки ее до создания прототипов, формализованных эскизов или моделирования. Блок организационных инноваций (реализация) представляет собой взятие этих прототипов , эскизов или моделирования и тестирование, оценку и, возможно, их массовое производство.
Рисунок 1. Модель прямого и косвенного влияния лидерства на инновационный процесс.
Следует упомянуть две очень важные ключевые особенности этой модели:
- Три этапа инноваций (генерация идеи, оценка и реализация) не являются независимыми друг от друга.
- Стадии в модели не следует рассматривать в «блокированном» виде, что означает наличие как обратных, так и прямых влияний и действий, влияющих на каждую из трех стадий. Например, идеи генерируются, обсуждаются и проверяются только для того, чтобы вернуть информацию в систему, начиная процесс с самого начала. Стрелки вперед и назад между индивидуальным творчеством и творчеством команды, стрелки вперед и назад между творчеством команды и организационными инновациями, а также стрелка от организационных инноваций к индивидуальному творчеству наглядно представляют эту ключевую особенность.
Сделка с «Яндексом»
В сентябре 2020 года «Яндекс» и «Тинькофф» объявили о предварительной сделке: интернет-компания должна была купить весь банк за $5,48 млрд.
В октябре «Тинькофф» сообщил о прекращении переговоров, а Тиньков написал сотрудникам письмо с критикой «Яндекса» и заявил, что сам сорвал сделку — компания хотела поглощения вместо объединения.
В декабре основатель продал акции «Тинькоффа» на $325 млн, которые принадлежали трасту его семьи.
У меня много акций до сих пор, нормальная была сделка, вовремя. Что касается сделки с «Яндексом», если вам кто-то когда-либо скажет, что сделка не сложилась, потому что Олег что-то не то сказал или Вася, или ещё…
Литература
- Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. // Психологические исследования: электронный научный журн. 2015. Т. 8. № 40. С. 1. . // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.05.2018).
- Бухаленкова Д. А. Представления об успехе в подростковом возрасте. Дисс… канд. психол. наук. М., 2018.
- Виханский О. С., Миракян А. Г. Новое тысячелетие: управленческие аномалии и современные концепции лидерства. // Российский журнал менеджмента. 2018. № 16(1). С. 131–154.
- Гусельцева М. С. Культурная психология: методология, история, перспективы. М.: Прометей, 2007. 292 с.
- Гусельцева М. С. Психология повседневности в свете методологии латентных изменений. Монография. М.: Акрополь, 2019. 375 с.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 408 с.
- Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблемы поколений – состязательность – экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000. 162 с.
- Марцинковская Т. Д. Современная психология – вызовы транзитивности. // Психологические исследования. 2015. Т. № 42. С. 1. . // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.04.2018).
- Омельченко Е. Л. Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 3–27.
- Тощенко Ж. Т. Феномен прекариата: теоретические и методологические основания исследования // Социологические исследования. 2019. Т. 45. № 9. С. 51–63.
- Тульчинский Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 230 с.
- Чиликина И. А. Локус контроля как социально-психологическая детерминанта представлений о лидерских качествах. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
- Anderson M. H., Sun P. Y. T. Reviewing leadership styles: Overlaps and the need for a new ‘full-range’ theory // International Journal of Management Reviews. 2017. № 19(1). P. 76–96.
- Bauman Z. Culture in a Liquid Modern World. Cambridge: Polity Press, 2011. 122 p.
- Barnett R. Realizing the university in an age of supercomplexity. Buckingham: Open University Press & SRHE, 2000. 200 p.
- Barthes R. G. How to Live Together: Notes for a Lecture Course and Seminar at the Collège de France (1976 – 1977). New York: Columbia University Press, 2013. 222 p.
- Bennis W. G., Thomas R. J. Geeks and Geezers: How Era, Values, and Defining Moments Shape Leaders. Harvard Business School Press: Boston, 2002. 224 p.
- Bloch E. Heritage of our times. Cambridge, UK: Polity Press, 1991. 394 p.
- Bradfort D. L., Cohen A. R. Power Up: Transforming Organizations Through Shared Leadership. JosseyBass: SanFrancisco, 1998. 384 p.
- Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity, 1990. 188 p.
- Krastev I. After Europe. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2017. 128 p.
- Latour B. Reassembling the social: an introduction to actor-network-theory. Oxford New York: Oxford University Press, 2005. 301 p.
- Lipman-Blumen J. The Allure of Toxic Leaders: Why We Follow Destructive Bosses and Corrupt Politicians – and How We Can Survive Them. Oxford: Oxford University Press, 2004. 320 p.
- Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Manchester, UK: University of Manchester, 1984. 144 p.
Ключевые направления инновационного лидерства
Генерация идей
Как упоминалось выше, разные стили и модели поведения могут быть более подходящими на разных этапах инновационного процесса. Текущие исследования подтверждают мнение о том, что в процессе генерации идей инновационное лидерство требует от лидера использования более трансформационного стиля лидерства. На этом этапе лидеру необходимо создать безопасную среду для сотрудников / членов команды, чтобы они могли озвучивать новые идеи и оригинальное мышление, а также предоставить работникам ресурсы для эффективной работы. Исследования также показали, что лидеры, которые проявляют нетрадиционное поведение, связанное с трансформационным лидерством, рассматривались как более сильные образцы для подражания и, как следствие, повышают творческие способности своих подчиненных. Например, основатели Google, как известно, носят в офисе накидки и кроссовки, что вдохновляет своих сотрудников на нестандартное мышление. Такое открытое лидерство демонстрирует, что неортодоксальные и нестандартные идеи и поведение не только принимаются, но и поощряются.
Оценка и реализация идеи
Помимо создания атмосферы для генерации идей, инновационное лидерство также требует от лидеров обеспечения того, чтобы процесс генерации идеи не заслонял собой процессы оценки и реализации. На этих этапах лидерства лидеры должны поддерживать одни идеи, отбрасывая другие идеи и воплощая в жизнь поддерживаемые идеи. Роль лидера должна сместиться от трансформационного стиля к более транзакционному стилю лидерства, который предполагает более прямое и критическое отношение к генерируемым идеям. Лидеру теперь необходимо обеспечить конструктивное обсуждение инновационных идей среди своих подчиненных. Это позволяет оценить полезность каждой идеи, исключить те, которые не кажутся жизнеспособными для организации или цели, и подтолкнуть те, которые кажутся жизнеспособными, в фазу производства. Для достижения этой цели лидер должен принять так называемое закрытое лидерское поведение. Вместо того, чтобы стимулировать генерацию идей, лидер должен сместить акцент с генерации новых идей на тонкую настройку существующих идей для достижения прогресса в достижении цели и, в конечном итоге, на реализацию идеи. Эта проблема балансирования различных стилей лидерства, когда это уместно, называется парадоксом генератора-оценщика
Важно учитывать роль двустороннего лидерства, поскольку лидер должен уметь переключаться между ролями и стилями лидерства, когда это необходимо, чтобы успешно руководить инновациями. Ниже обсуждаются парадоксы инновационного лидерства.
Рекомендованное редакцией
-
Сбер, Минобрнауки и крупнейшие работодатели предложили улучшить процесс практики студентов
Программа молодёжного и студенческого туризма «Студтуризм.рф» обеспечит стажировки и трудоустройство студентов
Яндекс Учебник запустил Математическую олимпиаду для школьников
> все статьи раздела
-
Армия-2022: марийские и московские учёные предствили разработки для оборонной промышленности и сельского хозяйства
Молодые ученые БашГУ помогут развитию авиационной промышленности
Политех провел первую встречу амбассадоров университета
> все статьи раздела
-
Юных героев наградили нагрудным знаком «Горячее сердце»
Вторая жизнь Командира
Ксения Безуглова: «Главное, что я могу дать людям — это надежду и веру в себя»
> все статьи раздела
-
Конкурс ВКР выпускников исторических факультетов. Заявки до 30 сентября
Всероссийский конкурс литераторов «Без срока давности». Заявки до 30 сентября
Успех к 30: взгляд на новый мир
> все статьи раздела
-
Более 400 студентов из Гатчины посетили фестиваль «Уличные культуры 2022»
Студенты УрГУПС заняли третье место во Всероссийских соревнованиях «Солнечная регата»
Фестиваль «Уличные культуры 2022» объединил более 300 студентов из донской столицы
> все статьи раздела
-
«У самого белого моря» в прокате с 8 сентября
Алексей Рыбников представляет концерт с участием звёзд «Голоса»
«У самого Белого моря»: фильм удостоен награды международного кинофестиваля «Одна шестая»
> все статьи раздела
-
Маршрут к мечте построен: запуск программ молодежного туризма «Больше, чем путешествие»
Who is Russia: команда иностранных-блогеров миллионников проедется по разным регионам России
Вышла итоговая версия путеводителя по сельскому туризму
> все статьи раздела
-
Форум Ладога-2016. Регистрация до 12 мая
Форум Амур-2016. Регистрация до 1 июня
Форум УТРО-2016. Регистрация до 21 мая
> все статьи раздела
От иерархической модели лидерства к распределенной (диффузной) модели
Вместо пирамидальной модели лидерства, характерной для мобилизационного состояния обществ в ушедшем двадцатом веке, в наши дни приходят модели распределенной власти. Однако методологические стратегии для обнаружения феноменов скрытого лидерства и латентных движений были изобретены гораздо раньше, чем появились сами эти феномены. Так, мы обнаружили, что продуктивная методология для изучения этой проблемы разрабатывалась во французском постструктурализме . Именно через методологическую оптику французского постструктурализма сегодня видны те аспекты личности и лидерства, которые формируются в процессе сопротивления социальному давлению и воздействию окружающей среды.
Освобождение от власти идеологии, сопротивление личности обезличиванию и управлению ее поведением со стороны общества и государственных структур было исследовано Р. Бартом, который разработал понятие «идиоритмия» . Он обнаружил, что всякая власть стремится установить в жизни общества определенный ритм — в речи ли, в дискурсе, в мышлении, в структурировании времени и т.д. Связывая деятельность общества с ритмами и контролируя его повседневную жизнь, власть, с одной стороны, стремится достичь своего предела, а с другой — создает определенное стилистическое единство. Р. Барт определил идиоритм как «особый ритм», как свободное пространство, существующее вне заданных ритмов и, следовательно, минимально соприкасающееся с государственными структурами, избегающее давления власти. Более того, этот вид свободного пространства имеет тенденцию выпадать из поля зрения формальных лидеров и властей, образуя своего рода «слепое пятно», blindspot . Таким образом, понятие идиоритмия описывает образ жизни личностей, которые не только сознательно строят свою жизнь в автономии, но которые способны создавать и поддерживать собственный индивидуальный или профессиональный ритм развития. На языке психологии — это и есть личности с внутренним локусом контроля.
Отметим, что идеи саморазвития, самоопределения и самоорганизации играют сегодня важную роль как в современной психологии, так и в социогуманитарных науках. Если мы используем предложенную Р. Бартом концептуальную модель для анализа современных молодежных движений, то следует предположить, что вместо привычных обществ, сообществ и субкультур в современности появляются новые идиоритмические структуры, которые служат диверсификации и самоорганизации в социокультурном пространстве и поддерживают индивидуальный темп и персональный ритм в развитии отдельной личности. Эти тенденции находят сегодня выражение в исследовании индивидуальных стратегий занятости, в разнообразии стилей жизни, индивидуализации поведенческих практик и т.д. Так, в исследованиях Е.Л. Омельченко показано, что в среде российской молодежи спонтанно формируются практики самоорганизации, возникают гражданские ценности (например, новый тип не государственного, а гражданского патриотизма сосредоточен на этичном потреблении и экологических проблемах)
Важно также отметить, что для фиксации происходящих изменений Е.Л. Омельченко использовала новые термины, показывая, что вместо «субкультур» в наши дни появляются «солидарности», основанные на стихийном ценностном единстве, а вместо официального патриотизма возникает феномен «повседневной гражданственности»
Как эффективно внедрять инновации
То, какой подход выберет компания для внедрения инноваций, зависит от ситуации в отрасли. Например, наработки, которые используют ядерные предприятия, отличаются сложностью. Руководители таких организаций должны получить одобрение государства.
В частных фирмах ситуация намного проще, но даже там при внедрении инноваций нужно сделать следующее:
- Разработать стратегию. У компании должны быть ориентиры, в какой сфере инновации помогут совершить прорыв. Из этого станет понятно, куда направлять инвестиции, чтобы достичь успеха. Необходимо определить, в какой области следует работать, когда начинать действия, как победить. Только при таком подходе затраты окупятся.
- Устранить препятствия и избавиться от стереотипов, которые препятствуют изменениям.
- Посмотреть на выявленные проблемы с разных точек зрения.
- Разработать портфель инноваций. Он должен быть сбалансированным, это уменьшит риски.
- Подготовить предприятие к масштабным изменениям, к внедрению новой бизнес-идеи. Это касается не только работы над структурой, но и адаптации производственных процессов.
Коллектив должен знать, для чего проводится работа. Оповещение служащих позволяет контролировать процесс перехода к новой стратегии, поддерживает высокую мотивацию в коллективе. Эту задачу берет на себя руководитель компании.
Что такое инновационное лидерство
Такое лидерство отличается тем, что руководитель постоянно транслирует инновационный вариант развития будущего организации. Но внедрением изменений занимаются не только глава компании и топ-менеджеры, но и рядовые сотрудники.
Инноватор тесно сотрудничает с командой, вдохновляет подчиненных. Он непрерывно работает над собой, постоянно оттачивает профессиональные навыки. Несмотря на то что экономическая среда меняется быстро, он готов подтверждать высокий уровень компетенции и браться за сложные задачи.
Глобализация экономики и появление технологических инноваций привели к тому, что лидерство трансформировалось. Руководитель предприятия перестал быть командиром, который диктовал условия подчиненным. К нему перешла роль вдохновителя. Он не говорит, как нужно поступать в той или иной ситуации, а дает команде возможность самостоятельно выработать решения. Сила такого лидера заключена не только в полномочиях, которые дает ему должность. Силу дает признание того, что сотрудники вносят вклад в развитие компании. Руководитель знает их достижения и уважает как специалистов.
В основе нового лидерства лежит знание миссии предприятия, сильных сторон организации и самого лидера. Работа руководителя заключается в том, чтобы сформировать эффективную команду.
Ключевым отличием руководителей такого типа можно назвать то, что они ведут людей за собой, следят за инновациями и внедряют их в компании. Они действуют в незнакомой среде и ставят эксперименты, избегая проторенных путей. Широко используется система наставничества.
Эти действия в совокупности позволяют совершить прорыв, вырвавшись вперед и оставив конкурентов далеко позади.
Различные представления о лидерстве в зависимости от субъективного локуса контроля
В диссертационном исследовании И.А. Чиликиной, посвященном изучению социально-психологических характеристик современной молодежи, было установлено, что представления о лидерстве и лидерских качествах связаны с определенным локусом контроля . Личностям с внутренним и внешним локусами контроля в повседневных жизненных стратегиях необходимы разные типы лидеров, а их самоэффективность зависит от того или иного стиля лидерства. Так, для личностей с внутренним локусом контроля большее значение имеют такие лидерские качества, как решительность, самоорганизация, активность, настойчивость. Их ожидания от лидерства определяются тем, что лидер сможет сформулировать четкую картину и перспективу коллективных действий. Иными словами, личная ответственность, ориентация на достижение собственного успеха, самостоятельность и независимость характеризуют тип лидерства с внутренним локусом контроля. Социальный статус играет важную роль в представлениях о лидерстве у личностей с внешним локусом контроля (экстерналы), тогда как для личностей с внутренним локусом контроля (интерналы) подобный профиль лидера является как раз наименее распространенным. Интерналы в своих представлениях о лидере больше ориентированы на внутренние, личные психологические ресурсы, т.е. на наличие навыков, способностей, знаний и персональных качеств, а не на внешние обстоятельства, которые недостаточно от них зависят. Различия в восприятии в группах интерналов и экстерналов показывали, что первые отдают предпочтение скорее внутренним качествам лидера, тогда как вторые делают акцент на внешних показателях и проявлениях лидерства . Люди с внутренним локусом контроля с большей вероятностью устанавливают внутренние, персональные и индивидуальные критерии лидерства. В свою очередь, для людей с экстернальным локусом контроля внешние показатели, такие как социальный статус и социальное признание, были гораздо более важны в профиле лидерства .
Заключение
Наша современность характеризуется полярными тенденциями глобализации и диверсификации социокультурной среды: в пределах одного общества сегодня сосуществует множество ценностей, моделей лидерства, стратегий успеха и жизненных практик. Изменения, происходящие с личностью и феноменами лидерства в современном обществе, обсуждаются в мультидисциплинарной парадигме посредством методологических координат: простота и сложность, единство и разнообразие, определенность и неопределенность, стабильность и транзитивность. При этом трансформации современности влекут за собой изменение жизненных стратегий личности и феноменологии лидерства. Наряду с представлениями об обществе, концепции личности и лидерства в психологии и педагогике также меняются. В ситуации трансформирующего общества новой социальной нормой становятся представления о разнообразии образов жизни и разных моделях успеха. Появляются новые термины и концептуальные модели, описывающие текущие изменения: например, вместо субкультур исследователи обсуждают «солидарности» — сообщества самоорганизующихся личностей, ориентированные не только на особый образ жизни, но и на общие и сходные ценности; понятие «идиоритмия» характеризует самостроительство особого образа жизни личностью с внутренним локусом контроля. Характерные для ХIХ и ХХ веков идеи о героях и толпе, а также иерархические модели лидерства вытесняются сегодня сетевыми моделями скрытого и диффузного лидерства, которые демонстрируют продуктивность самоорганизации и горизонтального взаимодействия личностей в сообществах.
Итак, в заключение еще раз сформулируем основные идеи данной статьи.
1. Диверсификация социокультурного пространства и рост самоорганизации сообществ связан с изменением моделей лидерства — переходом от иерархической модели лидерства к феномену сетевого (скрытого, диффузного, изменчивого, мобильного, неустойчивого) лидерства.
2. Вместо нормативной модели жизни в транзитивном обществе появляется разнообразие стилей жизни и моделей успеха
Однако, несмотря на тот факт, что современное общество поддерживает различные модели успеха, наиболее важной стратегией для достижения успеха становится самореализация, подразумевающая сознательное отношение к построению траектории собственной жизни, где личность опирается, прежде всего, на внутренний локус контроля. Именно внутренний локус контроля играет ключевую роль в выборе такого рода жизненной стратегии и производстве позитивного представления о собственном будущем
На наш взгляд, внутренний локус контроля является одной из значимых компетенций для достижения успеха и развития личности в транзитивном обществе. Одновременно вышеназванные обстоятельства являются стимулами для перестройки системы образования.
3. Текущие трансформации современности выступают вызовами перемен не только для педагогов и психологов-практиков, но и для исследователей. Так, для изучения появляющихся в наши дни неочевидных, трудно уловимых и диффузных феноменов необходимо изменить методологическую оптику, чтобы, например, заметить, что в этой новой реальности лидеры как таковые исчезают (исчезают — в обычном представлении о лидерстве, существовавшем в ХХ веке), появляются самоорганизующиеся сообщества, автономия личности сопутствует солидарности (ибо лишь самостоятельный человек способен совершать осознанный гражданский выбор), возникают новые социальные практики, а скрытые лидеры внезапно «рождаются» для решения текущих задач и снова растворяются в динамике мобильных сообществ, как только требующие их участия проблемы решены.
При всем при этом важную роль в понимании текущих изменений играет мультидисциплинарный подход. Социологические опросы и полученные эмпирические данные, портреты молодых людей, нарисованные этнографами и антропологами, теории смены поколений и т.д. — весь этот материал имеет для психологии и педагогики смысл, когда он интегрирован в широкую концептуальную рамку (обретая тем самым helicopter view). Именно мультидисциплинарный анализ создает здесь необходимые горизонты как для панорамного видения, так и для интеграции довольно разнообразных и нередко противоречивых исследований.