Результаты
Исследование предоставляет важные подтверждающие доказательства того, что классические методы могут доминировать в однофакторном прогнозировании временных рядов, по крайней мере, в отношении оцениваемых типов проблем прогнозирования.
Исследование демонстрирует худшую производительность и увеличение вычислительных затрат на машинное обучение и методы глубокого обучения для однофакторного и многоэтапного прогнозирования временных рядов.
Эти результаты настоятельно рекомендуют использовать классические методы, такие как ETS, ARIMA и другие, в качестве первого шага, прежде чем исследовать более сложные методы, и требуют, чтобы результаты этих более простых методов использовались в качестве основы в производительности, что более сложные методы должны ясно, чтобы оправдать их использование.
В нем также подчеркивается необходимость не просто учитывать осторожное использование методов подготовки данных, но и активно тестировать множество различных комбинаций схем подготовки данных для данной проблемы, чтобы определить, что работает лучше, даже в случае классических методов. Методы машинного обучения и глубокого обучения могут по-прежнему достигать лучших результатов при решении конкретных одномерных задач временных рядов, и их следует оценивать
Методы машинного обучения и глубокого обучения могут по-прежнему достигать лучших результатов при решении конкретных одномерных задач временных рядов, и их следует оценивать.
В исследовании не рассматриваются более сложные проблемы временных рядов, такие как наборы данных с:
- Сложные нерегулярные височные структуры.
- Пропавшие наблюдения
- Сильный шум.
- Сложные взаимосвязи между несколькими вариантами.
Исследование заканчивается честным недоумением, почему методы машинного обучения так плохо работают на практике, учитывая их впечатляющие результаты в других областях искусственного интеллекта.
Авторы делают комментарии в отношении LSTM и RNN, которые, как обычно полагают, являются подходом глубокого обучения для задач прогнозирования последовательности в целом, и в этом случае их явно низкая эффективность на практике.
Они комментируют, что LSTM кажутся более подходящими для подбора или переобучения набора данных для обучения, чем для его прогнозирования.
Предстоит проделать большую работу, и методы машинного обучения и методы глубокого обучения обещают лучшие данные временных рядов обучения, чем классические статистические методы, и даже делают это непосредственно на необработанных наблюдениях с помощью автоматического изучения особенностей.
Метод дихотомии
Если представить некую целевую функцию, то для начала потребуется найти ее экстремум на промежутке (a; b). Для этого ось абсцисс делится на четыре эквивалентные части, затем необходимо определить значение рассматриваемой функции в 5 точках. Далее выбирается минимум среди них. Экстремум функции должен лежать в пределах промежутка (a»; b»), который прилегает к точке минимума. Границы поиска сужаются в 2 раза. А если минимум расположен в т. a либо b, то он сужается во все четыре раза. Новый интервал также разделяется на четыре равных отрезка. В связи с тем, что значения данной функции в трех точках были определены на предыдущем этапе, далее требуется вычислить целевую функцию в двух точках.
Идеальное сочетание классических и современных методов обучения
Современные технологии и возможности интернета открыли новые горизонты в области обучения. Однако, классические методы обучения также остаются незаменимыми и эффективными. Идеальным вариантом будет сочетание этих двух направлений, которое позволяет ученикам получить максимальную пользу от образования.
Преимущества классических методов
Прямое взаимодействие: Классические методы обучения, как, например, лекции или групповые занятия, позволяют ученикам и преподавателям прямо взаимодействовать друг с другом
В результате этого взаимодействия, ученики могут задавать вопросы, обсуждать темы и получать ответы непосредственно от опытных специалистов.
Учение в группе: Классические методы обучения акцентируют внимание на работе в группе. Это позволяет ученикам развивать коммуникационные навыки, учиться работать с коллегами и решать проблемы совместно.
Структурированность: Классические методы обучения обычно предлагают структурированный подход к обучению
Учебные программы и учебные планы помогают ученикам организоваться и ориентироваться в изучаемом материале.
Преимущества современных методов
- Гибкость и доступность: Современные методы обучения, такие как онлайн-курсы и вебинары, предлагают гибкость и доступность. Ученики могут выбирать удобное время и место для обучения, и получать информацию в удобном формате, например, через видеолекции или интерактивные учебники.
- Интерактивность: Современные методы обучения, включая использование компьютерных программ и мультимедийных материалов, предоставляют ученикам возможность учиться в интерактивной форме. Например, с помощью заданий и тестов ученики могут проверить свои знания непосредственно на практике.
- Индивидуализация: Современные методы обучения позволяют индивидуализировать процесс обучения и адаптировать его под потребности каждого ученика. За счет использования специальных программ и технологий, ученик может выбрать содержание и темп изучения, а также получать персонализированный фидбэк от системы.
Идеальное сочетание классических и современных методов обучения позволяет совместить преимущества обоих подходов. Например, можно использовать классические методы для передачи основных понятий и концепций, а современные методы для углубленного изучения материала и проверки своих знаний. Такой подход помогает ученикам получить наглядную и полноценную картину предмета обучения, развить самостоятельность и эффективно использовать современные технологии в образовании.
Демонстрация
Метод демонстрации называют также методом показа. Он предназначен для создания у учащихся наглядного примера исследуемого объекта, процесса или явления посредством его непосредственного предъявления в ходе урока или занятия.
Исходя из содержательной части изучаемой темы и способов действий учащихся, используются разные вариации демонстрации:
- Личный показ изучаемого действия или приёма
- Показ при помощи обладающих особыми навыками учащихся
- Показ реальных объектов: инструментов, материалов, оборудования и т.п.
- Показ изобразительных средств демонстрации
- Показ видеоматериалов
Но всегда следует учитывать следующий дидактический принцип: демонстрация должна использоваться в оптимальных количествах, а средства предъявления должны показываться в конкретной последовательности
Эффективность процесса показа также зависит от правильного выбора объектов и способности педагога направлять внимание учащихся на основные моменты того, что демонстрируется
Условия эффективной демонстрации:
Учащиеся должны хорошо видеть то, что им демонстрируется
Учащиеся, если это возможно, должны воспринимать демонстрируемое не только при помощи зрения, но и при помощи остальных органов чувств
Самые важные характеристики демонстрируемого объекта или явления должны производить на учащихся максимально возможное впечатление и привлекать к себе их внимание
В процессе демонстрации учащиеся должны иметь возможность самостоятельно изучить демонстрируемое и оценить его
Демонстрация находится в тесной связи еще с одним методом – методом иллюстрации, хотя его, традиционно для отечественной дидактики, принято рассматривать в качестве самостоятельного.
Иллюстрация – это демонстрация явлений, процессов и объектов, а также их восприятие в символьной форме. Это осуществляется посредством картин, репродукций, схем, графиков, рисунков, фотографий, карт, плакатов и т.д.
Два этих метода применяются во взаимосвязи друг с другом, тем самым не только друг друга дополняя, но и усиливая действие друг друга. Если предмет демонстрации должен восприниматься учащимися в целостной картине, то принято применять собственно демонстрацию. Если же нужно указать на сущность предмета демонстрации или связь его элементов, то обычно используют иллюстративный метод.
Здесь же следует сказать, что благодаря внедрению в педагогическую деятельность всё новых источников зрительного преподнесения данных, таких как компьютеры, видеомагнитофоны, проекторы, кодоскопы и других, появилась возможность выделить другой относительно самостоятельный метод обучения, называемый видеометодом. Он предназначен как для преподнесения информации, так и для её контроля, систематизации, обобщения, повторения и закрепления.
Видеометод позволяет эффективно решить множество задач учебно-воспитательного процесса:
- Предоставлять новые знания о процессах и явлениях, которые невозможно увидеть обычным зрением, к примеру, об ударах крупных упругих тел, что происходит очень быстро, или о росте растений, что происходит очень медленно
- Объяснять принципы действия сложнейших механизмов в динамике
- Создавать особую языковую среду на занятиях по иностранным языкам
- Представлять видеодокументы на занятиях по любым наукам и дисциплинам
- Организовывать тестовые проверки
- Выполнять тренировочные работы и упражнения, производить моделирование и измерения и т.д.
- Создавать базы данных, необходимые для осуществления исследований и учебно-тренировочных занятий
- Вести компьютерный учёт успеваемости учащихся
- Реализовывать дифференцированный подход к организации педагогического процесса
- Рационализировать образовательный процесс, повышать его продуктивность, обеспечивать оптимальный объём поступающей информации и её усвоение посредством повышения качества педагогических методов
На эффективность видеометода влияет качество видеоматериалов и использующейся в процессе осуществления метода аппаратуры. В дополнение к этому, видеометод, по сравнению с остальными методами, значительно требовательнее к организации педагогической деятельности – она должна быть ещё более целесообразной, продуманной и точной.
Объяснение
Объяснение заключается в том, чтобы раскрыть смысл какого-либо явления, процесса или факта, для чего в последовательной форме излагаются его причинно-следственные связи и отношения.
В основном к объяснениям прибегают, когда изучаются теоретические основы каких-либо дисциплин, доказываются теоремы или решаются задачи по математике, химии, физике и т.п., а также раскрываются коренные причины и следствия природных явлений и социокультурной деятельности человека.
Во время объяснения педагог заостряет внимание учащихся на самых сложных вопросах. Принято считать, что основное место в объяснении отводится приёмам рассуждений и доказательств, ведь объяснение предполагает не только ответ на вопрос относительно чего-либо «Что это?», но и разъяснение: «Зачем?», «Как?», «Почему?» и т.п
Но, одновременно с этим, педагог должен придерживаться принципов логичности, точности, краткости и чёткой формулировки понятий и выводов.
В качестве метода обучения объяснение применяется с учащимися любых возрастных групп, но актуальность объяснения становится всё большей, начиная со средних и старших классов, когда учебный материал усложняется, а интеллектуальный потенциал возрастает.
Методы Agile
История компании
Контейнеры Tupperware с 2011 года
Tupperware был разработан в 1946 году компанией Эрл Сайлас Таппер (1907–83) в Леоминстер, Массачусетс. Он разработал пластиковые контейнеры, используемые в домашних условиях для хранения продуктов питания и обеспечения их герметичности, в которых использовалась запатентованная тогда «отрыжка». Таппер уже изобрел пластик для Tupperware в 1938 году, но этот продукт преуспел с появлением идеи «продажи через презентацию», проводимой на вечеринках.
Tupperware разработала прямой маркетинг стратегия продажи продуктов, известных как Вечеринка Tupperware
Партия Tupperware позволила женщинам 1950-х годов работать и пользоваться преимуществами получения дохода, не отнимая полностью независимость, предоставленную женщинам во время Вторая мировая война, когда женщины впервые начали выходить на рынок труда, все время сосредоточивая внимание на домашнем хозяйстве. «план вечеринки «Модель основывается на характеристиках, которые обычно развиваются в качестве домохозяйки (например, планирование вечеринок, проведение вечеринок, общение с друзьями и соседями), и создает альтернативный выбор для женщин, которые нуждаются или хотят работать
Брауни Мудрый (1913–92) осознал потенциал Tupperware как товара. Однако она поняла, что ей нужно проявлять творческий подход, и поэтому начала устраивать вечеринки Tupperware. Стратегию разработал Уайз, бывший торговый представитель Stanley Home Products. В результате Брауни Уайз стал вице-президентом по маркетингу в 1951 году. Вскоре Уайз создал Tupperware Party Inc.
В начале 1950-х годов продажи и популярность Tupperware резко выросли, во многом благодаря влиянию Wise среди женщин, продававших Tupperware, и некоторым из знаменитых «юбилеев», празднующих успех женщин Tupperware на роскошных и диковинных тематических вечеринках. Tupperware был известен в то время, когда женщины возвращались с работы во время Вторая Мировая Война только для того, чтобы ему сказали «вернуться на кухню»- как метод расширения прав и возможностей женщин и предоставления им опоры в послевоенном деловом мире.
Традиция проведения мероприятий Tupperware в стиле «Юбилей» продолжается и по сей день: в крупных городах проводятся митинги для признания и поощрения самых продаваемых и набирающих наибольшее количество людей людей, команд и организаций.
В 1958 году Эрл Таппер уволил Wise из-за общих расхождений во взглядах на бизнес-операции Tupperware. Официально Таппер возражал против расходов, связанных с юбилеем и другими подобными празднованиями Tupperware. Однако настоящая причина заключалась в том, что к Тапперу обратились несколько компаний, заинтересованных в его выкупе; он чувствовал, что не сможет продавать с женщиной на руководящей должности.Rexall купил Tupperware в 1958 году.
В Европе Tupperware распространился в 1960 году, когда Мила Понд устроила вечеринку Tupperware в Weybridge, Англия и впоследствии по всему миру. В то время строгий дресс-код был обязателен для женщин Tupperware, с юбками и чулками (колготками), которые носили все время, и белыми перчатками, часто сопровождающими наряд. Способствовал продвижению сторон метод под названием «пряник»: представители выезжали от двери до двери по соседству и попросите домохозяек «провести эксперимент», в котором морковь будет помещен в контейнер Tupperware и сравнен с «всем, в чем вы обычно их оставляете»; это часто приводило к планированию вечеринки Tupperware.
Rexall в 1977 году продала одноименные аптеки и переименовала себя в Dart Industries. Дарт слился с Kraftco создать Dart & Kraft. Компания распалась, и бывшие активы Dart были переименованы в Premark International. Бренды Tupperware был отделен от Premark в 1996 году; Premark был приобретен Иллинойс Инструментальный Завод три года спустя.[нужна цитата ]
В 2003 году Tupperware закрыла операции в Великобритании и Ирландии, сославшись на неудовлетворенность клиентов их моделью прямых продаж. С тех пор импортные поставки были ограничены. Компания объявила о формальном перезапуске в Великобритании в середине 2011 года. и нанял британский персонал, но в декабре перезапуск был отменен.
В мае 2018 г. израильская ежедневная TheMarker, сообщает, что Tupperware уйдет из Израиля, оставив без работы 2 000 агентов. В статье это решение приписывается региональной штаб-квартире, которая управляет другими странами Ближнего Востока.
В настоящее время Tupperware продается почти в 100 странах, после 1996 года — более сотни.
Мотивация обучения
Цель исследования состояла в том, чтобы наглядно продемонстрировать возможности набора различных методов машинного обучения по сравнению с классическими методами прогнозирования временных рядов на очень большом и разнообразном наборе задач прогнозирования одномерных временных рядов.
Исследование было ответом на растущее число работ и утверждений, что машинное обучение и методы глубокого обучения предлагают превосходные результаты для прогнозирования временных рядов с небольшим количеством объективных доказательств.
Авторы четко изложили три вопроса с потоком претензий; они есть:
- Их выводы основаны на нескольких или даже одном временном ряду, что ставит вопросы о статистической значимости результатов и их обобщении.
- Методы оцениваются для краткосрочного прогнозирования, часто на шаг впереди, не считая среднесрочных и долгосрочных.
- Для сравнения точности методов ОД и альтернативных методов измерения не используются.
В ответ на это исследование включает в себя восемь классических методов и 10 методов машинного обучения, оцененных с использованием одношаговых и многошаговых прогнозов в совокупности из 1045 месячных временных рядов.
Хотя результаты и не являются окончательными, они должны быть объективными и надежными.
Мнение SMARTGUIDE
Консультантами «Тапервер» преимущественно становятся женщины. То есть мужчинам придется побороться за свое место под солнцем. Для получения выплат нужно регулярно продавать продукцию, стоимость которой выше среднего. А это сильно ограничивает целевую аудиторию. Решение Tupperware о замене половины дохода на подарки консультантам выглядит сомнительным. Но их можно попытаться продать в рамках домашних презентаций. Бренд не разрешает консультантам менять дистрибьюторский центр по своей инициативе. Если перевестись в другое отделение, все достижения сгорают. Исключение — смена места жительства.
Взаимообучение
Взаимообучение можно назвать довольно специфическим методом обучения, основывающимся на взаимодействии между учащимися. Основное значение здесь имеет разность в их теоретических знаниях, практической подготовке и способностях. Суть метода состоит в том, что учащиеся обмениваются между собой основными и дополнительными данными, вместе отрабатывают навыки и умения и проверяют, насколько прочно усвоили материал.
Взаимообучение может быть разным:
- Парное взаимообуение, в котором каждый учащийся попеременно берёт на себя роль ученика и педагога
- Групповое взаимообучение, в котором одному из учащихся достаётся роль консультанта по какой-либо теме или дисциплине, и он выступает перед группой
- Коллективное взаимообучение, в котором по очереди перед классом, группой студентов или коллективом выступают консультанты по особым вопросам. Иногда самые подготовленные консультанты могут также быть помощниками педагога во время проверки знаний учащихся
Взаимообучение может применяться в работе с учащимися разных возрастных групп, хотя наиболее эффективным оно будет, конечно же, на второй (средние классы) и третьей (старшие классы) ступенях обучения. Если же планируется работа с младшими школьниками, то необходимо активное содействие педагога и его помощников (консультантов, старшеклассников и т.п.).
Основные методы дистанционного обучения
При таком способе обучения взаимодействие с преподавателем осуществляется посредством компьютерных технологий. От преподавателя требуется уверенное владение сетевыми инструментами, позволяющими организовать учебный процесс. Практические задания для учащихся следует подбирать с учетом технических характеристик компьютера. Внедрение новых технологий должно происходить поэтапно, давая студентам возможность сосредоточиться на учебном процессе.
Основные методы дистанционного обучения
Эти интерактивные методы в целом соответствуют устоявшимся, только обучение ведется через интернет.
- Видеоконференции, проходящие в форме лекций и семинаров. Взаимодействие студентов с преподавателем происходит с помощью современных сервисов, наподобие Zoom и его аналогов.
- Онлайн-дискуссии.
- Индивидуальные и групповые консультации. Преподаватель отвечает на вопросы, возникающие при решении задач, в чате и по электронной почте.
- Дистанционные лабораторные занятия и тестирование.
- Тренажеры с удаленным доступом. Преподаватель отправляет студентам ссылки на ресурсы, где они выполняют задания, а потом оценивает результат.
- Видеозаписи лекций и практических занятий.
- Викторины, блиц-опросы и турниры.
- Коллективная работа студентов и преподавателя с программными средствами.
Сущность методов исследования операций
Как уже было упомянуто ранее, они формируют методы оптимизации управленческих решений. Их основа — математические (детерминированные), вероятностные модели, представляющие исследуемый процесс, вид деятельности или систему. Данного рода модели представляют количественную характеристику соответствующей проблемы
Они служат базой для принятия важного управленческого решения в процессе поиска оптимально приемлемого варианта
Перечень вопросов, которые играют существенную роль для непосредственных руководителей производства и которые разрешаются в ходе использования рассматриваемых методов:
- степень обоснованности выбранных вариантов решений;
- насколько они лучше альтернативных;
- степень учета определяющих факторов;
- каков критерий оптимальности выбранных решений.
Данные методы оптимизации решений (управленческих) нацелены на поиск оптимальных решений для как можно большего количества фирм, компаний либо их подразделений. Они основаны на существующих достижениях статистических, математических и экономических дисциплин (теории игр, массового обслуживания, графиков, оптимального программирования, математической статистики).
Популярные современные методы обучения
Мы рассмотрели традиционные методы, которые учителя уже не одно десятилетие применяют в работе. Но в последние годы вузы, школы и онлайн-платформы всё чаще запускают дистанционные курсы, появляются всё новые программы и инструменты. Так что перед педагогикой встают новые задачи и специалисты вырабатывают новые методы. Остановимся подробнее на некоторых современных методах обучения.
Кейс-стади или разбор кейса
Кейс (case) — это заранее подготовленный учебный материал, в котором содержится описание ситуации, произошедшей в реальной практике. Метод учит студентов находить ответы на проблемные вопросы и принимать решения, а также предполагает творческий подход.
Особенности кейс-метода:
- учащиеся движутся от частного к общему, то есть метод индуктивный;
- в процессе решения кейса студенты получают навыки анализа, исследования и принятия решений;
- развивает навыки мышления и умение работать с большим количеством информации.
Метод разбора кейсов часто применяют в бизнес-образовании.
Ролевые и деловые игры
Ролевые игры в обучении развивают творческое мышление, формируют практические навыки и учат работать в группе. Игра вовлекает в учебный процесс максимум студентов и делает процесс увлекательным.
Во время ролевых игр ученики, наделённые определёнными ролями, исследуют какую-то тему. Такой метод — отличный способ поощрить творческое мышление учащихся, а не фокусироваться на оценках. Например, дети на уроке могут проходить квест и зарабатывать в процессе очки и опыт. Такой метод также поощряет не только усвоение знаний, но и развитие социальных навыков.
Деловая игра — это моделирование профессиональной деятельности, когда студенты (а деловые игры используют с учащимися старшего возраста) применяют свои знания в различных ситуациях. Педагогическая суть деловой игры в том, что она повышает самостоятельность студентов и готовит их к будущей работе.
Перевёрнутые классы
Метод перевёрнутых классов (англ. flipped classroom) предполагает, что учащиеся знакомятся с содержанием урока дома (читая книги или смотря видео), а практические задания делают в школе. Эта схема противоположна традиционной, в которой новую тему разбирают на уроке, а задания выполняют дома.
В «перевёрнутом классе» ученики в домашних условиях:
- смотрят онлайн-лекции,
- читают материалы онлайн-курса,
- читают тексты в цифровом и бумажном виде,
- проводят исследования.
В учебном же классе они вместе с педагогом:
- отрабатывают навыки,
- общаются с одноклассниками или однокурсниками,
- проводят презентации,
- делают лабораторные работы.
Главный плюс такого метода в том, что, осваивая новые знания, ученики работают каждый в своём темпе. Накопившиеся вопросы они могут задать педагогу на занятии, тем более на вопросы и разбор упражнений остаётся больше времени, чем в традиционном подходе.
Проектный метод
В фильме «Кадры» стажёров обучают, чтобы отобрать лучших для работы в Google, при этом используют проектный метод (создать приложение для обмена фото), метод викторины (опрос) и частично-поисковый (найти ошибку в коде). Источник фото: kinopoisk.ru
Метод проектов учит ставить цели и искать пути их достижения. В некоторых странах проектное обучение даже заложено в основу образования. Этот метод стимулирует детскую самостоятельность и помогает научить работать в коллективе. Важная особенность проектного метода — ученики приобретают знания самостоятельно через практику, а педагог здесь скорее наставник и консультант.
Проектное обучение может проводиться в различных форматах:
- офлайн и онлайн,
- индивидуально, в паре и в группе.
Во время проектной работы ученики получают ряд навыков:
- критического и творческого мышления,
- навыки работы в команде,
- анализа информации,
- самостоятельного поиска информации,
- публичных выступлений.
Проектный метод предполагает обучение через разработку проекта. Педагог предлагает ученикам сформулировать проблему и поэтапно её решить так, чтобы в итоге получился какой-то конкретный результат. Например, школьники заметили, что в соседнем со школой парке люди часто кормят белок едой, которая для них вредна. Они решили сделать проект, целью которого стало повысить осведомлённость гуляющих в парке о полезной для белок еде. В ходе проекта они собрали информацию, оформили её в виде яркого плаката и разместили его на стенде у входа в парк.
Упражнения
Упражнение по своей сути является сознательным повторением практических или умственных действий, направленным на формирование необходимых с точки зрения профессионализма умений и/или навыков.
Существует классификация упражнений по диалектическому назначению:
- Вводные упражнения, проводящиеся в большинстве случаев после практической демонстрации и нацеленные на достижение надлежащего выполнения отдельных частей продемонстрированных действий
- Основные упражнения, которые используются для того чтобы довести выполнение определённых действий до требуемого уровня и сформировать какие-либо умения
- Тренировочные упражнения, направленные на поддержку уже имеющихся навыков и сохранения высокого уровня умений
Также упражнения бывают:
- Специальными – это упражнения, которые повторяются многократно, и направлены на формирование навыков и умений, обусловленных педагогическим задачами
- Производными – это специальные упражнения, в которые включены уже применявшиеся ранее элементы. Такие упражнения помогают повторять и закреплять те умения и навыки, которые были сформированы ранее
- Комментированными – применяются, когда необходимо активизировать учебный процесс и сознательное выполнение учащимися заданий. Здесь педагог вместе с учащимися комментирует производимые действия, что помогает их лучше осознать и усвоить
Помимо этого, упражнения делятся на:
- Устные упражнения, связанные с развитием логического мышления, культуры речи и познавательных способностей учащихся. Предназначены они для помощи учащимся в овладении техникой чтения, логического представления информации, рассказа, устного счёта и т.п.
- Письменные упражнения, аналогичные устным. Их целью является сформировать, развить и упорядочить требующиеся умения и навыки. Письменные упражнения могут иметь форму орфографических, грамматических и стилистических диктантов, описания опытов, решения задач, конспектов, сочинений и т.д.
- Графические упражнения, применяющиеся в процессе изучения рисования, географии, черчения, физики и математики
- Лабораторно-практические упражнения, при помощи которых развиваются навыки манипуляции инструментами труда и специализированным оборудованием, а также навыки конструкторско-технического характера
- Производственно-трудовые упражнения, являющиеся комплексом специализированных трудовых действий производственного или учебного плана, например, изготовление деталей или устройств, выполнение конкретных трудовых приёмов
Эффективность упражнений зависит от того, соответствуют ли они определённым требованиям: нацелены ли учащиеся на сознательное улучшение качества своей деятельности, знают ли они правила выполнения требующихся действий, ведётся ли учёт и контроль условий, предназначенных для выполнения упражнений, ведётся ли учёт достижений учащихся, осуществляются ли повторения и какой промежуток времени разделяет эти повторения.