«немного ловишь кринж»: как в татарстане ездят на роботакси и когда оно станет полностью беспилотным

«руль сам поворачивает, а ты думаешь: „боже мой!“»: инструкция, как бесплатно протестировать беспилотное такси в иннополисе

Я заказал машину. Как долго мне ее ждать?

При заказе беспилотника, как и при обычном заказе через приложение «Яндекс.Такси», вам придет номер, марка и цвет машины, а также примерное время, через которое она к вам подъедет.

Время ожидания такси зависит от спроса, рассказали в пресс-службе «Яндекса». При этом в мэрии Иннополиса подчеркнули, что в среднем беспилотник придется ждать не более 6 минут. Находясь около общежитий университета, мы заказали такси к фермерскому рынку. Машина приехала буквально через две минуты.

Отличить беспилотное такси просто: это красно-белый автомобиль с небольшим блоком на крыше. В нем расположены различные камеры и датчики, которые собирают данные о ситуации на дороге

Чтобы наверняка убедиться в том, что перед вами беспилотник, обратите внимание на передние двери — снизу на них есть надпись: «Беспилотный автомобиль»

Как только мы сели и пристегнулись, машина тронулась.

«Да, на беспилотном такси я ездил. Конечно, первый раз ехать на нем страшно! Смотришь — водителя нет! Непривычно. Руль сам поворачивает, а ты думаешь: „Боже мой!“ На самом деле тут и ездить-то особо некуда: вот магазин, вот мой дом», — показал на соседние здания студент Университета Иннополис и сотрудник KazanExpress Никита Алексеев.

Сможет ли любой желающий прокатиться на беспилотном такси в Иннополисе?

В пресс-службе мэрии Иннополиса рассказали, что воспользоваться услугой беспилотного такси можно не только горожанам. Любой желающий может принять участие в тестировании сервиса. Для этого нужно подать заявку в консьерж-сервис ИТ-города, указав в ней свои фамилию, имя и отчество, а также номер телефона, привязанного к приложению «Яндекс.Такси». Обычно заявки обрабатываются в течение 24 часов, сообщили в мэрии города.

Мы решили проверить это и за сутки до визита в Иннополис отправили заявку в местный консьерж-сервис. Через минуту нам ответили, что данные приняты. Нам также прислали инструкцию, как воспользоваться беспилотным такси в ИТ-городе, и ссылку на техподдержку сервиса, куда можно обратиться при возникновении трудностей с вызовом машины.

«Иногда я езжу на беспилотном такси. Чтобы пользоваться этим транспортом, я ходила в мэрию и подписывала соглашение. Сейчас сервис доступен любому желающему — нужно только запросить консьерж-сервис и попросить добавить вас в число участников испытаний. Так сделали мои коллеги, и теперь они тоже могут ездить на беспилотнике», — поделилась инженер по тестированию в «Визиолоджи» Лолита.

После добавления в тест в приложении «Яндекс.Такси» должен появиться тариф беспилотного такси и синяя область на карте — зона действия беспилотника. Именно в пределах этой синей зоны можно проехать на беспилотном автомобиле. Два беспилотных автомобиля марки Toyota Prius курсируют между университетом, стадионом, медцентром, жилым кварталом, фермерским рынком и технопарком имени Попова.

На следующий день мы приехали в Иннополис, чтобы покататься на беспилотнике. К этому времени уже прошло 24 часа с момента подачи заявки на участие в тестировании. Однако обещанной синей области в приложении мы так и не увидели.

Нам пришлось обратиться в техподдержку сервиса. В итоге доступ к тестированию был открыт только через два часа, после чего нам удалось вызвать беспилотное такси с помощью приложения «Яндекс.Такси».

Насколько это безопасно?

Прокатиться на беспилотнике в гордом одиночестве пока не получится. Машина приедет не пустая, а с инженером-испытателем, который восседает на переднем пассажирском сиденье и контролирует процесс.

У него нет дополнительных педалей и запасного руля, но есть специальная красная кнопка, нажав на которую, оператор переведет автомобиль в ручное управление и сам пересядет за руль. Это возможно при возникновении внештатной ситуации. К примеру, если вам вдруг захочется на ходу открыть дверь.

На международном форуме автомобилестроения мэр Иннополиса Руслан Шагалеев сообщил, что при возникновении аварии нести ответственность будет именно оператор беспилотного такси.

Однако с августа прошлого года жители и гости наукограда более 2200 раз прокатились на беспилотном такси, и за это время в Иннополисе не было ни одной аварии с участием беспилотного транспорта, рассказали в «Яндексе». Заметим, Иннополис — небольшой город, где проживает всего 3 тыс. человек.

«Беспилотное такси ездит строго по правилам, держит полосу, соблюдает скоростной режим, пропускает пешеходов и включает указатели поворота при перестроении», — подчеркнули в пресс-службе Иннополиса.

«Я дважды ездил на беспилотном такси от работы до дома просто из любопытства. Чаще не езжу, потому что у меня есть своя машина, да и особо съездить здесь некуда. Любопытно сидеть сзади, смотреть, как руль сам крутится. Частенько бывает, я перехожу дорогу и вижу беспилотник. Он всегда на меня адекватно реагирует», — поделился сотрудник «Ситроникс Телеком Солюшнс» Илья Красильников.

«Это качества лучшего водителя — что я прочувствовал»

В безопасности беспилотного авто в «Яндексе» настолько уверены, что рискнули первым прокатить президента Татарстана. Рустам Минниханов как водитель-профессионал и любитель ИТ оценил агрегат и сравнил его с лучшим водителем.

— Пока сам не попробовал, кажется, что это нечто невозможное. У меня 100-процентная уверенность, что в ближайшие несколько лет это будет обычное явление. Я убежден, что беспилотный автомобиль более надежный, чем водитель, который купил себе права где-то, таких у нас много. Я профессионально могу ездить на авто и могу оценить, как плавно вся система работает. Это качества лучшего водителя — что я прочувствовал. Все повороты, все другие вещи очень комфортно и надежно проходит, поэтому рекомендую пользоваться, — ответил на вопрос «Реального времени» о впечатлениях от первой поездки Минниханов.

Минниханов рассказал, что в первый раз прокатился в беспилотном автомобиле 3 года назад на полигоне КАМАЗа, автогигант тоже работает в этом направлении. Изобретение казанцы и гости города могли оценить во время ЧМ по футболу, когда беспилотный автобус от КАМАЗа возил людей по прямой со скоростью 10 км в час, многие тогда шутили, что в шатл вставили начинку от робота-пылесоса.

— Иннополис — это самый современный город, он должен соответствовать своему названию, и мы благодарны нашим партнерам, которые вместе с нами работают. Пока 5 точек, потом 10, потом сколько надо. Наша главная задача показать, что в нашей стране мы ничем не хуже кого-то. В Европе пока такого нет

Нам важно всю эту систему отработать, на следующий год чемпионат мира по рабочим профессиям, кончено, мы надеемся, не только Иннополис, но и жители Казани смогут пользоваться возможностями беспилотных автомобилей, — сказал Минниханов

А не застрянем ли мы в сугробе?

На передней панели в салоне беспилотника установлен планшет, где виден маршрут поездки. Еще один планшет расположен между водительским и передним пассажирским сиденьями. Он обращен к пассажиру такси, который может отслеживать маршрут и траекторию поездки и видеть дорогу глазами беспилотника. Так, препятствия на его пути обозначены цветными значками: люди-кубы, схематичные автобусы и черточки-заборы.

С приходом зимы беспилотникам стало чуть сложнее на дорогах Иннополиса, считает водитель снегоуборочной машины Тимур Сабирзянов. По его словам, погодные условия нередко могут поставить беспилотный автомобиль в тупик.

«По-моему, пока машинки очень тяжело справляются с нашей техникой, которую встречают на дороге. Зимой для них много препятствий, на которые они реагируют дольше обычного. В таких случаях им могут помочь водители, которые сидят рядом», — отметил водитель снегоуборочной машины Тимур Сабирзянов.

Наша поездка заняла всего 5 минут. Подъезжая к месту назначения — фермерскому рынку, машина «задумалась», поскольку дорогу рядом замело, и ее еще не успели почистить. Спустя несколько секунд машина снова тронулась и без проблем преодолела часть заснеженной трассы.

Здесь беспилотник поджидало новое испытание — вместо остановки высился огромный сугроб. Эту проблему машина решила просто: нас высадили не на остановке, а чуть раньше — буквально в метре от нее. При этом никаких усилий инженера-испытателя не потребовалось.

«Сервис экспериментальный, мы проверяем много гипотез, и основная наша задача — отточить функциональность сервиса беспилотных поездок по городу в реальных условиях. Технология, которую мы создаем, должна одинаково хорошо работать в любую погоду и при любом трафике. Поэтому мы тестируем ее круглый год, в том числе и зимой», — подчеркнули в «Яндексе».

«Со стороны я смотрю и думаю: какая клевая штука! Но самому мне комфортнее гулять пешком, расстояния здесь довольно маленькие. Иногда думаешь: можно ведь съездить в магазин на такси. С другой стороны, это же всего пять минут ходьбы», — рассказал сотрудник МТС Виталий Смолев.

Оставляйте реакции

Почему это важно?

Первое в Европе беспилотное такси

Беспилотный автомобиль от пилотируемого водителем внешне отличается конструкцией на крыше. Там расположен лидар — лазерный радар, который очень точно считывает обстановку в радиусе 50 метров. Лидар — это основа всех беспилотных авто и самый дорогой девайс. Его стоимость 50 тысяч долларов, с такими ценами массовыми беспилотники быть пока не могут.

Часть объема багажника занимает компьютер, ручка переключения передач оснащена красной кнопкой — экстренное отключение автопилота. Такая же кнопка, только уже не стационарная, находится в руках инженера-испытателя «Яндекса». Машина хоть и называется беспилотной, но в салоне, кроме пассажиров, всегда находится человек. ЧП с беспилотным такси пока не было, но роботу еще не доверяют.

— Год назад мы начали эксперимент с беспилотными технологиями и не могли подумать, что всего лишь за год сможем вывести на дорогу беспилотный автомобиль. Этим летом наша машина впервые проехала в автоматическом режиме почти 800 километров от Москвы до Казани. Сейчас мы запускаем беспилотное такси, и может казаться, что много лет пройдет перед тем, как беспилотные автомобили выйдут на все дороги страны. Но мы уверены, что в ближайшие несколько лет они найдут применение в общественном транспорте, каршеринге или, например, такси. Это позволит сделать перевозки дешевле, доступнее, а самое главное, безопаснее, — говорит генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина.

Заявление в мэрию, тестировщик от Яндекса и невидимый водитель: все самое главное о такси

«На беспилотнике я часто катаюсь на работу», — рассказывает нам Ксюша из Иннополиса.

Девушка давно привыкла к такси, однако когда-то и для нее встреча с этой технологией была новшеством. Она вспоминает, как это происходило.

«Чтобы его вызвать и вообще воспользоваться услугами беспилотника, нужно подать заявление в мэрию — в консьерж-сервис в Иннополисе. Оставить номер телефона, после — подписать особое соглашение, по которому ты не имеешь претензий к такси и обязуешься не разглашать информацию об устройстве машины. Тогда в приложении Яндекс, к которому привязан твой номер телефона, становится доступна новая функция — вызвать беспилотник. Там указаны все точки, по которым такси ездит. И кстати — поездка на нем полностью бесплатная! Ты вызываешь, и к тебе приезжает машина. В ней, как правило, на переднем пассажирском сидении сидит тестировщик от Яндекса — это человек, который занимается непосредственно тем, что тестирует работу системы, смотрит, как все работает и находится в авто на случай каких-либо экстренных ситуаций. Водительское сидение пустое, а сама машина управляется бортовым компьютером. Такси еще требует пристегнуться, иначе никуда не поедешь».

Ксюша рассказывает, что беспилотное такси ездит довольно медленно, опасаясь различных деталей и посторонних предметов на дороге.

«Допустим, если он едет через пешеходный переход, то он скорее остановится за метра 3-4 точно перед тем, как увидит пешехода. Он подождет, пока человек полностью пройдет и только потом поедет дальше», — делится своим опытом девушка.

«В первое время немного ловишь кринж»

В целом беспилотным такси в Иннополисе пользуются довольно большое количество людей. Ксюша рассказывает, что иногда, когда бывает лень идти на работу пешком или во время плохой погоды, такси очень пригождается. И бесплатно, и удобно.

«Уже привыкли, — говорит она и вспоминает время, когда такси только появилось. — Сначала немного ловишь кринж ! Ты привык к тому, что обычно едешь на машине и там есть водитель, а тут водителя нет. Рулик крутится сам, сигналит сам, скорости на рычаге переключаются тоже сами. Это необычно, но сначала — потом привыкаешь. При этом предрассудков особо у меня не было. Все-таки это робот. Причем хорошо запрограммированный робот! По всем правилам дорожного движения он ориентируется даже лучше, чем самый опытный водитель. Плюс ко всему — это Иннополис. Движение там практически нулевое. Соответственно, вероятность того, что что-то случится, минимальная. За все все время, что такси у нас катается, а это уже больше года, — ни одного происшествия, насколько я знаю, не произошло».

В самой компании этот факт подтверждают. Там также отмечают, что беспилотный транспорт — это, прежде всего, про безопасность.

«Причина более 90% происшествий на дорогах – человеческий фактор, — рассказывает Елизавета Азнавур, PR-менеджер беспилотных автомобилей Яндекса. — В отличие от людей, беспилотные автомобили не могут отвлечься или намеренно нарушить правила. Они всегда строго соблюдают ПДД и постоянно сканируют все пространство вокруг себя на 360 градусов с помощью радаров, лидаров и камер. Для беспилотного автомобиля мало что может произойти внезапно: у него нет направленного фокуса внимания, он может контролировать и предсказывать действия многих участников дорожного движения одновременно, а вопрос о том, как будет распределяться ответственность и какие нормы будут регулировать беспилотные автомобили в будущем, предстоит решить уже законодателям».

«Если ты обучишь нейронную сеть чему-то, она будет это знать»

Сама Ксюша уже не сомневается в безопасности беспилотного транспорта. Эта услуга много раз уже показала свою эффективность на улицах города, однако девушка считает, что выходить в массовое движение крупных городов такси пока рано.

«Я прекрасно понимаю, что сейчас это такси не готово к тому, чтобы выехать на улицы даже в Казани, потому что движение там довольно плотное и водители зачастую непредсказуемо себя ведут, — делится она. — Я думаю, что в настоящих реалиях выпускать беспилотник как полноценное такси, без выделения какой-то своей полосы для него, наверное, не совсем разумно, потому что пока в экстренной ситуации беспилотник не сможет реагировать так, как смог бы отреагировать опытный водитель. Хотя может и сможет, я не знаю! Сложно сказать, потому что сейчас беспилотники еще не тестируются в плотном движении. Как только это будет происходить, то и всякие возможные предрассудки уйдут. Ведь это обучаемая система, она работает как нейронка. Если ты обучишь нейронную сеть чему-то, она будет это знать, а если она никогда не попадала в такую ситуацию, если у нее не было такого кейса, то конечно, эти знания не появятся».

Редакция ProKazan.ru провела собственный опрос. Его результаты отличаются от ранее указанного исследования «Автонет». Так, по результатам нашего опроса, 63% казанцев не сели бы в такую машину.

Яндекс понимает такую настороженность. В компании уверены: так происходит с любой новой технологией.

«Уровень доверия к ней растет вместе со знанием и опытом реального использования, — говорят руководители такси в России. — Это подтверждают и результаты исследования, и наш собственный опыт. По мере дальнейшего распространения беспилотного транспорта, уровень знания, а значит и доверия к технологии, будет расти».

Узаконить беспилотный транспорт

Беспилотное такси может ездить с максимально разрешенной на данном участке дороги скоростью, пропускает пешеходов, распознает и объезжает препятствия. Корреспондент «Реального времени» прокатился в качестве пассажира и убедился в том, что водитель-робот чересчур осторожничает на дороге… или просто послушно соблюдает все правила дорожного движения? Перед каждым пешеходным переходом снизит скорость, даже если пешеходов нет в поле зрения. Остановится перед знаком «Уступи дорогу», даже если «главная» — пустая. Притормозит, если увидит припаркованную у обочины машину — «из-за нее может резко появиться человек», объясняет действия своего цифрового напарника инженер-испытатель.

При виде на дороге или обочине человека, беспилотное авто впадает в ступор. Функции нажать на клаксон, чтобы пешеход испугался, подпрыгнул и убежал с дороги, нет, поэтому машина останавливается и ждет, пока помеха отойдет на безопасное расстояние. В целом передвижение показалось комфортным и безопасным, а то, что руль крутится сам по себе, совершенно не напрягало

В последнее время пассажиры не замечают даже реальных таксистов — все внимание смартфону, поэтому замена людей роботами, когда беспилотные такси доберутся до реальных дорог, будет незаметна и пройдет безболезненно

Пока в Иннополисе такси курсирует между пятью точками — главными объектами города, поэтому это больше напоминает маршрутку. Вызов происходит через бот, но перед этим все желающие пользоваться сервисом подписывают соглашение о том, что знают, что беспилотное такси работает в тестовом режиме, и согласны с возможными рисками. Если вдруг случится ДТП, что мало вероятно, учитывая «оживленное» движение в Иннополисе, то всю ответственность «Яндекс» пообещал нести сам. Как и положено, на автомобиль оформлен полис ОСАГО с инженером в качестве допущенного к управлению лица. Но вообще законов, регламентирующих беспилотный транспорт, нет, это, наряду с высокой стоимостью оборудования, препятствует распространению беспилотников на дорогах.

— Пока законодательство не прописано, и мы работаем с государственными органами в том, как эту базу подводить. Никогда же не было такого, и нужно законодательство писать полностью, — говорит Елена Бунина.

Сегодня в Иннополисе «Яндекс» и правительство Татарстана подписали соглашение о развитии в республике беспилотного транспорта. Оно предусматривает в Иннополисе создание тестовой зоны для передвижения автомобиля — это будет первым шагом на пути к легализации беспилотных авто в городах.

1/53

  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов

Дарья Турцева, фото Олега Тихонова, видео Дарьи Турцевой

ТехнологииITБизнесТранспортАвто Татарстан

Отсутствие тестировщика, коммерциализация и выход в город: планы Яндекса

Иннополис — первый в Европе город, где появился сервис беспилотного такси. Он быстро стал частью повседневностью для жителей города, популярность его продолжает расти. Сейчас идет активная разработка нормативной базы для перехода от тестирования к полноценной эксплуатации беспилотного транспорта

Так, следующим этапом станет отказ от страхующего водителя в авто и выход на города с плотным автодвижением.

«С точки зрения уровня развития технологии беспилотные автомобили Яндекса уже сейчас могут ездить в Иннополисе и других небольших городах без страхующего водителя, — говорят в компании. — Однако пока в России для этого нет законодательной базы. Текущее постановление Правительства №1415 требует, чтобы в салоне автомобиля находился инженер-испытатель. По мере дальнейшего развития технологии беспилотные автомобили смогут передвигаться в полностью автономном режиме в районах городов с более интенсивным трафиком, поэтапно приближаясь к решению самой сложной задачи – работе в полностью автономном режиме в час пик в крупных мегаполисах. По нашим оценкам при текущих темпах развития технологии Яндекс сможет осуществлять полностью автономные поездки в таких условиях уже через 3-4 года».

В дальнейшем этот вид транспорта начнет и свою коммерциализацию, превратившись из бесплатного сервиса в полноценную услугу. Сколько это будет стоить, пока неизвестно. Как отмечают в Яндекс, пока в России нет регулирования для коммерческого использования беспилотных автомобилей, поэтому и делать прогнозы о стоимости услуги для потребителей преждевременно. Однако руководители проектов уверены — такси будет становиться доступнее с каждым годом.

«Как и почти любая массовая технология, со временем он становится дешевле, при этом технологически совершеннее», — говорит компания, запустившая беспилотники в России.

Недавно на улицах Иннополиса появилось еще одно достижение автономного транспорта — это первый-робот курьер «Яндекс.Ровер». Пока он без опасения для людей передвигается по тротуарам, такси пройдет еще не один этап исследований до выхода в полноценную среду человека.

Напомним, что ранее мы общались с руководителем Лаборатории автономных транспортных систем Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис, к.т.н., Ph.D., Салимжаном Гафуровым. Он рассказал, как устроен беспилотный транспорт и какие еще достижения в этой области ждут своего открытия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: