Проблема выбора профессии
Профессия — это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.
Выбор профессии, планирование карьеры, трудоустройство: такие вопросы возникают не только у каждого подростка и выпускника школы, но и у его родителей, учителей. Своевременный и грамотный ответ на эти вопросы, а также психологическая и педагогическая помощь специалистов станут условиями благополучного выбора профессии и карьеры, определят успех личности в профессиональной деятельности, общественной и личной жизни.
Исходя из этого основная задача современной школы и родителей – подготовить выпускника к самостоятельной жизни, успешному выполнению им своих социальных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребёнок правильно выбрал профессию, сделал правильный выбор своей судьбы. Проблема выбора профессии сегодня обсуждается на государственном уровне.
Но и без того понятно, что ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность является важнейшей государственной задачей, насущной социально-экономической и педагогической проблемой. Эта идея отражена в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.
Стандарт ставит задачу – при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания уважительного отношения к труду.
Бесплатные возможности для школьников
В Москве функционирует большое количество профориентационных центров, которые предлагают свои услуги, но на платной основе. Рассмотрим несколько бесплатных вариантов:
Проект «Билет в будущее»
Он нацелен на раннюю профессиональную ориентацию школьников (6-11 классы) и проходит с июля по ноябрь. Чтобы принять участие, нужно просто зарегистрироваться на платформе проекта. Сначала ребенок проходит онлайн-диагностику (чем больше тестов он пройдет, тем точнее система подберет подходящие для него практические мероприятия). Результаты тестирования будут включены в цифровой профиль участника. Вторая часть — профессиональные пробы. На них дети под руководством наставника знакомятся с выбранной сферой деятельности (например, пишут код, готовят блюдо, вытачивают деталь на станке и т.д.). Важный момент: родители согласовывают участие ребенка в мероприятиях (им приходят соответствующие уведомления).
Сервис Яндекс Практикум
Эти курсы подойдут тем, кто хочет освоить профессии в сфере IT. Школьникам помогут разобраться в ключевых профессиях на рынке, а также в специфике самой работы (что входит в рабочий день IT-специалиста, как найти работу в этой области и сделать карьеру).
Московский день профориентации и карьеры
Участие бесплатное, но по предварительной регистрации. Этот ежегодный карьерный форум для старшеклассников обычно стартует осенью. В рамках мероприятия будущие специалисты знакомятся с ведущими экспертами из разных индустрий (10 секций); проходят профтестирование и получают рекомендации; посещают выставки различных вузов и колледжей.
Дни бесплатной профориентации MAXIMUM Education
Здесь ребенок может пройти профессиональное тестирование, а потом разобрать его результаты с экспертом на офлайн-консультации. Также ему помогут выбрать подходящее направление и вуз, а еще — продумать стратегию подготовки к экзаменам.
Приглашаем педагогов в первую аккредитованную онлайн-школу «БИТ»
Присоединиться
Реклама, ОАНО «МЦШ «БИТ», erid – 2Vtzque1Gxs
Пройти профориентацию в Фоксфорде
<<Блок перелинковки>>
Специалист по профориентации
В общеобразовательной школе миссию специалиста по профориентации выполняет школьный психолог. В его нагрузку чаще всего не входит обязательное индивидуальное консультирование каждого выпускника о профессиональном пути, однако к нему можно записаться на такую консультацию по своему желанию. По умолчанию школьный психолог проводит со старшеклассниками работу по методике Е. А. Климова и поясняет результаты.
Во многих городах также есть государственные центры профориентации, в которых можно получить как индивидуальную, так и групповую консультацию. В таких центрах проводятся лекции и практикумы по профориентации, а также экскурсии, игры и тренинги, куда можно записаться от школы или самостоятельно. Такие центры можно найти по запросам «государственный профориентационный центр» или «центр содействия занятости молодёжи» вашего города. Например, в Санкт-Петербурге это профориентационный центр «Вектор». Такие центры, как правило, размещают на своих сайтах расписание мероприятий на весь год, и можно выбрать из списка подходящие именно вам.
Какие есть специалисты по профессиональной ориентации?
Профориентация – что это такое и для чего нужна?
Специалисты, знакомые с методами профориентации, сегодня работают:
-
консультантами (работники, которые знакомят население с существующими профессиями, проводят тестирование, помогают определить наиболее приемлемый вид деятельности);
-
психологами (дают людям возможность выяснить, сделан ли их выбор под влиянием/давлением авторитетных людей и обстоятельств, или он на самом деле желанный);
-
рекрутерами (содействуют в выборе подходящей вакансии и подборе курсов и образовательных площадок, с учетом требований работодателя, имеющихся у кандидата навыков и личностных качеств);
-
сотрудниками в службах занятости (оказывают услуги по профориентации в конкретном регионе, учитывая требования нанимателя к конкретным должностям).
Выполнять профориентационную работу в образовательных учреждениях можно, освоив нашу дистанционную программу обучения. Вы познакомитесь с актуальным состоянием рынка труда, научитесь основам психологии и профориентологии, сможете помогать подрастающему поколению или желающим поменять сферу деятельности в выборе будущей профессии и составлении образовательной стратегии.
Найти дело своей жизни непросто, но бояться ошибок не следует, ведь поменять свою жизнь, открыть новые пути и стать счастливым – никогда не поздно!
Этапы профориентации
Карьерное ориентирование школьников включает три этапа:
- Пассивный поисковый период, который продолжается с 1-го по 7-й классы. В это время формируется интерес к труду, накапливается информация о различных профессиях, о собственных предпочтениях и способностях.
- Активный поисковый период включается в 8–9-х классах, во время учебы в которых ученик должен определиться, будет ли он продолжать обучение в школе или выберет область деятельности, не требующую получения высшего образования и отправится в ссуз.
- Этап профессионального определения приходится на старшие классы. В это время дети выбирают будущее дело жизни.
Проанализируйте свои желания
Каждый человек испытывает симпатии к тому или иному виду деятельности. И, выбирая профессию, необходимо отталкиваться именно от собственных предпочтений, поскольку работа занимает большую часть нашей жизни, и, если специальность не вызывает энтузиазма, жизнь может превратиться в ад
Важно понимать, где — личные предпочтения, а где — влияние моды, мнения друзей, родителей, учителей и других авторитетов
Учтите свои возможности
Популярная точка зрения о том, что любой человек при должном усердии может добиться чего угодно, очень привлекательна, но не совсем соответствует действительности.
Каждый человек рождается с определенным набором качеств, своими достоинствами и недостатками. Как не каждый может стать прима-балериной в Большом театре, так не каждый и сможет, к примеру, разрабатывать программное обеспечение или лечить людей.
Развивать свои слабые стороны — дело, достойное уважение. Но потратить массу сил, чтобы сравняться с кем-то, кому эти достижения даются без особого труда, от природы — это нерациональная трата собственного времени и усердия.
Гораздо продуктивнее определить направления, в которых вы сильны, и которые даются без чрезмерного напряжения, и развивать именно их, а также рассматривать профессии, которые требуют этих качеств.
Изучите современные профессии
Все профессии можно разделить на группы по актуальности:
- устаревшие, которые вот-вот исчезнут;
- актуальные на данный момент, но с сомнительным будущим;
- актуальные сегодня и в ближайшие 20 лет;
- новые, но перспективные;
- новые, но с сомнительными перспективами.
Также профессии делятся на востребованные и невостребованные.
Но это не все.
Профессия может быть чрезвычайно востребованной (например, юрист), но рынок труда может быть заполнен специалистами и, чтобы пробиться, нужно будет чем-то выделяться. Для молодого специалиста это может быть, к примеру, престижный диплом.
С другой стороны, новая профессия может быть невостребованной, конкурс при поступлении маленький, но через 5 лет на нее повысится спрос, а специалистов будет еще очень мало, поэтому они будут легко находить работу и много зарабатывать.
Как же разобраться во всех этих нюансах, все учесть и ничего не упустить? Вам в помощь — профориентация.
Проанализируйте ситуацию в области обучения
Недостаточно выбрать профессию: необходимо определиться с вузом.
Вуз не только должен давать актуальные знания и гарантировать высокое качество образования, но и быть доступным. К сожалению, часто престижные вузы требуют заоблачные баллы по ЕГЭ при поступлении на бюджет либо устанавливают высокую плату за обучение. Учитывая, что самые престижные вузы России находятся в столицах, где расходы на жизнь очень высокие, такое обучение по карману не каждому.
Подумайте о преимуществах бесплатного обучения в вузах Германии, которые предлагают широкий выбор программ обучения, в том числе, по новым перспективным специальностям.
Специалисты помогут вам выбрать вуз и программу обучения.
Делайте выбор
Основная ошибка — выбирать, не просчитав всех важных факторов и не получив консультацию специалиста. Пройдите профориентацию, чтобы сэкономить время и деньги.
Выбор профессии — одно из самых важных дел в жизни. Делать его приходится в юном возрасте, не имея достаточных знаний и опыта. Одним из самых существенных вложений в собственное благополучие, успешную карьеру и обеспеченную счастливую жизнь станет получение образования в Германии. Специалисты подстрахуют вас на всех этапах: от выбора направления до поступления в вуз.
Все профессии важны, но некоторые теряют актуальность
— менеджер космического туризма;
— консультант по здоровой старости;
— оператор медицинских роботов;
— дизайнер виртуальных миров;
В числе устаревающих профессий по мнению Сколково — библиотекарь, нотариус, журналист, турагент, сисадмин, билетер, лифтер, почтальон, шахтер, инспектор ДПС, водитель такси и другие.
Полный список устаревающих специальностей и популярных профессий будущего можно посмотреть здесь.
Самое главное при выборе профессии — здраво оценить свои возможности. Выслушать мнения окружающих и принять собственное решение. В случае, если совсем сложно с самоопределением, можно отложить поступление на год и попробовать устроиться на работу или стажировку в интересующую компанию. На практике проще будет понять, подходит Вам выбранное направление, или стоит продолжать поиск жизненного пути.
Выбор будущей профессии — важный и ответственный вопрос, который возникает у каждого выпускника школы. От того, насколько верно будет выбрана профессия, зависит и то, как сложится ваша дальнейшая жизнь.
Очень важно в начале пути правильно расставить приоритеты и определить тот путь, который позволит стать самодостаточным и успешным человеком
Основные критерии построения будущего
Для того чтобы определить, кем быть в будущем, необходимо разобраться в трех понятиях:
- «ХОЧУ» — любишь делать.
- «МОГУ» — есть возможности.
- «НАДО» — рынок готов платить.
Понятие «ХОЧУ» — это то, что хочет сам человек (интересы, склонности, таланты) подразумевает собой разъяснение того, к чему стремится индивидуум. Это личные качества, которые в каждом случае индивидуальны. Грамотное определение профессиональных склонностей играет ключевую роль в выборе специальности, и в частности кем быть. От этого зависит направление трудовой деятельности и успешность обучения. При этом следует учесть, что одного «ХОЧУ» — мало.
Следующий важный критерий, при выборе дела жизни «МОГУ» — это физические возможности, состояние здоровья и другие барьеры рынка. Почему барьеры? Потому что, если человек не обладает «идеальным здоровьем» ему не быть пилотом гражданского самолета. (Но он может быть пилотом своего самолета;)
Не менее важную роль занимает понятие «НАДО» — это спрос на рынке труда. Деятельность, за которую рынок готов и будет платить деньги. Необходимо узнать – какая профессия на рынке труда пользуется наибольшим спросом.
И теперь главный вопрос: кем быть в жизни по профессии? Все просто – успех это пересечение всех трех критериев: «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО»! Если есть пересечение, почему бы не получить соответствующее образование?
Направления работы в карьерном ориентировании школьников
В соответствии с современным определением, профориентация включает четыре направления:
- Информирование о текущей ситуации на рынке труда, актуальности профессий, появлении новых направлении и их перспективах, об их требованиях, а также возможностях и способах обучения и получения необходимой квалификации.
- Диагностика интересов и способностей человека при помощи специальных тестов и консультирование на основании полученных результатов. Помощь в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей человека и его соответствия требованиям той или иной специальности.
- Профессиональный отбор или заключение о пригодности человека к выбранной специальности.
- Профессиональная адаптация, которая помогает человеку адаптироваться к профессии.
Профессии будущего и тренды на рынке труда
Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.
Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.
Востребованными профессиями в ближайшее время все так же останутся специалисты IT-сферы (проектные менеджеры, тестировщики, разработчики), логисты, маркетологи, психологи, управленцы.
Новые профессии появятся в медицине, IT, биотехнологиях, сельском хозяйстве, энергетике, экологии, нанотехнологиях. Например, скоро станут востребованными онлайн-терапевты, сити-фермеры, проектировщики роботов, операторы дронов и разработчики интернета вещей.
О профессиях и навыках, которые будут актуальны в следующие пять лет, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям System Capital Management.
Профессии будущего. Рынок труда в 2025 году | Наталья Емченко
В каком возрасте стоит определиться с профессией
Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.
Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.
Компоненты профессиональной ориентации
Профориентация представляет собой масштабную комплексную систему, в которую включено множество направлений. Самыми популярными мероприятиями такого плана являются психодиагностическое или профориентационное тестирование, уроки профессиональной ориентации, экскурсии на предприятия, беседы с классным руководителем и школьным психологом. Также образовательные учреждения могут заключить договор с работодателем или колледжем (чтобы дети получили возможность попробовать себя в конкретной профессии), или же подключиться к региональным/федеральным проектам по профориентации.
Выделяют пять базовых компонентов системы профориентации детей:
Основные методы
На данный момент комплексная профориентация включает в себя следующие методы:
1) Рассказы о профессиях учащимся школ
Важно, чтобы их проводили компетентные специалисты, обладающие актуальными знаниями.
2) Экскурсии на предприятия и организации. Чаще всего в таких учреждениях есть любящий свою работу человек, способный заинтересовать и привлечь учащихся.
3) Лекции с представителями различных специальностей
Удобно проводить информирование о работе непосредственно с представителями разных профессий, приглашая их в учебные заведения.
4) Ярмарки вакансий в школах. Такие мероприятия позволяют собрать в одном месте сразу большое количество организаций. Учащиеся могут спокойно общаться с их представителями, чтобы узнать все тонкости и нюансы.
5) Тесты. Заполнение различных опросников. Их можно разделить по трем направлениям вопросов:
1. Мотивация. Помогает выяснить привлекательность той или иной специальности.
2. Способности. Склонность к точным или гуманитарным наукам, умственному или физическому труду.
3. Личностные. Определяют стороны характера и предпочтительное направление деятельности, взаимодействие с людьми, техникой, знаками.
6) Психофизиологическое обследование. Проводится для специальностей со специфическими условиями труда.
7) Игры, тренинги, моделирование ситуаций. Эффективный метод, позволяющие увидеть реакции в конкретных жизненных ситуациях.
Наблюдение за человеком непосредственно в его трудовой деятельности, например, во время испытательного срока.
Часть помогает сориентироваться в мире профессий на начальном этапе, часть – выбрать какую-то определенную.
Функции профориентации
Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.
Диагностическая функция
- Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
- Находит положительные качества личности
- Изучает познавательные интересы детей и взрослых
- Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
- Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
- Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности
Организационная функция
- Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
- Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
- Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
- Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
- Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)
Информационная функция
- Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
- Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах
Профилактическая функция
- Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
- Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий
Типичные ошибки выбора профессии
Существует масса ошибок, которые поджидают практически каждого при выборе будущего трудового пути:
- Ориентирование на степень престижности профессии.
- Давление родителей и других близких людей.
- Учеба в том или ином заведении «за компанию» со своими друзьями.
- Акцент на модные, а не на действительно нужные и востребованные специальности.
Если не учитывать индивидуальные особенности и личные психологические качества, то выбор той или иной профессии однозначно будет ошибочным. Спасти ситуацию поможет например, проведенное заранее тестирование.
Обратите внимание! Интерес к той или иной дисциплине может в будущем сыграть злую шутку
Важно помнить, что любая работа – это комбинация нескольких смежных, а порой и кардинально разных направлений деятельности
Недооценка или наоборот, переоценка своих талантов или возможностей также поведет по неправильному пути и заведет в тупик.
Процесс самоопределения выпускника сложен и тернист без профессиональной помощи
Что влияет на выбор профессии?
Профориентация – что это такое и для чего нужна?
Обычно человек делает выбор в пользу той или иной профессии, учитывая следующие факторы:
-
мнение родителей, старших родственников или других авторитетных людей;
-
статусность и престижность должности;
-
размер зарплаты;
-
доступность образования (близко к дому, в своем городе, возможность онлайн-занятий, адекватная стоимость обучения);
-
пример других (за компанию с друзьями, по стопам родителей или кумира);
-
личные таланты и склонности;
-
интерес и желания;
-
физическое состояние и наличие умений (если к той или иной деятельности есть противопоказания по здоровью, то вряд ли человек выберет такую профессию; отсутствие необходимых навыков или талантов тоже могут стать препятствием к освоению определенной профессии);
-
самореализация (быть хорошим специалистом, развиваться и профессионально расти – вполне адекватные желания каждого человека).
Иногда такие причины не оправдывают выбор, и ошибка может стоить слишком дорого. Поэтому сейчас профориентация и ее методики набирает популярность в обществе.
Профконсультирование
Правильно проведенная профориентация увеличит шансы человека на занятие тем видом трудовой деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и доставлять удовольствие и радость. Чтобы этого достичь, вся работа должна вестись опытными специалистами в области психологии и педагогики, работающими в сфере социальных и образовательных структур.
При прохождении тех или иных тестов, важно не забывать, что все результаты носят чисто рекомендательный характер. Не следует пренебрегать профориентацией, так как знатоки своего дела могут помочь не только верно определиться с будущим трудоустройством, но, возможно, откроют абсолютно новые направления и горизонты профессиональной деятельности
-
Что такое стиль кратко
-
Музыкально художественная деятельность в доу
-
Проект школа центр социальной активности
-
Какие из целей поставленных в начале крестоносного движения были достигнуты кратко
- Микляева виды образовательной деятельности в доу дифференциация понятий
Что дает профориентация?
Профориентация может дать множество преимуществ и полезных результатов. Например, при прохождении теста Холланда необходимо ответить на вопросы, которые позволяют определить интересы и склонности человека в отношении шести основных профессиональных направлений: реалистическое, исследовательское, художественное, социальное, предпринимательское и конвенциональное. В зависимости от того, какие ответы были выбраны, тест определяет, какие из этих направлений являются наиболее подходящими для данного человека.
Вот некоторые из преимуществ, которые станут доступными после прохождения теста на профориентацию:
- Ясность в выборе профессии: профориентация помогает уточнить и определить, какие профессии и карьерные возможности соответствуют вашим интересам, ценностям, навыкам и потенциалу.
- Сокращение времени на поиск работы: прохождение проверки позволяет сузить круг поиска работы и сосредоточиться на тех профессиональных областях, которые наиболее подходят вам.
- Развитие профессионального потенциала: система выявляет ваши сильные и слабые стороны, а также таланты и способности, что может способствовать развитию профессионального потенциала.
- Улучшение самоосознания: вы станете лучше понимать себя, свои ценности, мотивации и интересы, что может привести к повышению самооценки и уверенности.
- Повышение удовлетворенности работой: выбор профессии, соответствующей вашим интересам и потребностям, может привести к более высокой удовлетворенности работой и повышению качества жизни.
- Улучшение качества работы: работа в профессии, соответствующей вашим способностям и талантам, может привести к более высокому уровню качества работы, что в свою очередь улучшит производительность и результативность.
В целом, пройдя тест на профориентацию бесплатно, можно будет определить вашу профессиональную позицию и создать более ясное представление о том, чего вы хотите достичь в своей карьере.
Что такое профориентация
С трудностями выбора будущего рода занятий сталкиваются почти все
В словаре термин «профориентация» определяется как совокупность информационных и практических мероприятий по выбору специальности. Чтобы помочь человеку выяснить свои профессиональные предпочтения, был создан профориентационный метод.
Есть специальные методики, применяемые для выбора подходящей работы
Важно! Данный способ не только выявит природные, умственные, физические склонности и пожелания клиента, но и определит круг возможных будущих компетенций. Профессиональная ориентация может называться:
Профессиональная ориентация может называться:
- профориентация;
- выбор потенциальной профессии;
- ориентирование на специальность;
- самоопределение в работе.
Тем, кто еще продолжает задаваться вопросом, что такое профориентация и для чего она нужна, можно ответить, что под ней также понимают схему мероприятий по выявлению у испытуемого определенных навыков и предпочтений к тому или иному роду занятий. Система позволяет комплексно помочь в выборе будущей «дороги».
Где переучиться на перспективную профессию, и сколько времени для этого нужно
Готовность подростка к профессиональному самоопределению
Выбор профессии предполагает серьезный интеллектуальный труд и активные поиски. Эксперты в области профориентации оперируют понятием готовности к профессиональному самоопределению. Она выражается в интересе и способности человека к этому выбору, базирующихся на его личных ресурсах и имеющейся в распоряжении информации.
Чтобы понять уровни готовности учащихся к профессиональному самоопределению, важно дать грамотную оценку нескольким параметрам
Показатели | Маркеры | Важные составляющие |
---|---|---|
Внутренняя готовность | Осознание себя | Здоровая самооценка собственных склонностей, предпочтений и умений, достижений в учебе, особенностей характера и темперамента. |
Ответственность | Твердое понимание необходимости самостоятельного выбора вида деятельности и готовность нести полную ответственность за него. Сопротивление давлению родственников, учителей, близкого окружения. | |
Эмоциональное настроение | Мотивация и позитивное отношение к выбранной профессии, желание обучаться, оптимистический настрой, внутреннее спокойствие и стрессоустойчивость. | |
Информированность | Знание актуальных профессий | Понятие о специфике работы представителей интересующих профессий, об условиях, в которых придется трудиться, и заработной плате. Владение информацией о рынке труда и его тенденциях, видах и сферах деятельности в целом, об актуальных профессиях и тех, которые появятся в ближайшем будущем. |
Знание образовательной системы | Проинформированность об учебных заведениях своего региона и государства (высших и средних специальных). Осмысление перспектив образования в других странах. Изучение временных рамок и правил поступления, а также нюансов учебного процесса. | |
Умение анализировать информацию о профессиях | Понимание изменчивости вектора профессионального развития и того, что сегодня нельзя выбрать вид деятельности раз и на всю жизнь. Осознание, что специальности, которые автоматически обеспечивают богатство или карьерный успех, – это миф. | |
Принятие решения | Образование | Ориентация на личные способности и склонности при выборе высшего или среднего специального учебного заведения. Определение оптимального варианта по ценовой политике и времени обучения. |
Согласование с близкими | Совпадение желания школьника с точкой зрения ближайшего окружения (родственники, приятели, учителя). Акцент на насущных потребностях и трендах рынка труда. | |
Определенность в выборе | Обнаруженные наклонности к одному или нескольким видам деятельности. Результативность поисков ответа на вопрос «кем быть?». |