Спрос и предложение

Какие функции выполняют спрос и предложение?

Спрос и предложение выполняют следующие функции:

  • Поддержание пропорции развития производства. Любые нарушения пропорций производства немедленно проявляются на рынке в отношениях между спросом и предложением.
  • Регулирование рыночных цен. Они регулируют отклонения рыночных цен от стоимости товаров.
  • Отражение общественных отношений, т.е. между предложением и потреблением, продавцом и покупателем, складывающиеся в процессе обмена.

Величина спроса зависит от многих факторов. Это в первую очередь: полезность товара и его цена; количество потенциальных покупателей; наличие информации о товаре (осведомленность); уровень доходов населения; насыщенность рынка; наличие запасов у потребителей с учетом срока службы товара; предложение товаров-заменителей и их цены; инфляционные ожидания и т.д.

В условиях рыночной экономики важна величина спроса, определяемая не только желаниями покупателей, но и их возможностями исходя из уровня получаемых доходов. Такой спрос называется платежеспособным.

Совокупный спрос для рынка в целом определяется суммированием спроса отдельных покупателей на данный товар в конкретное время.

Наибольшее влияние на платежеспособный спрос оказывает цена товара. Для приобретения данного товара покупатели вынуждены отказаться от покупки другого нужного им товара. При этом они стремятся получить максимальное удовлетворение, то есть, израсходовать ограниченные денежные средства так, чтобы общая полезность всех покупок оказалась наибольшей.

Увеличение цены (P) обычно сопровождается снижением платежеспособного спроса (QD), так как, во-первых, купить более дорогого товара на ту же сумму можно соответственно меньше, а, во-вторых, при тех же ценах на другие товары покупатели в таком случае чаще будут отдавать предпочтение им. График зависимости (QD = f (P)) спроса от цены называется кривой спроса.

Предложение – это количество товаров, произведенных и представленных к продаже за конкретный отрезок времени.

Чем выгоднее производить товар, то есть, чем выше прибыльность при его реализации, тем больше будет предложение. Его величина определяется такими факторами, как: обеспеченность сырьем, топливом, оборудованием, специалистами и другими ресурсами; наличие производительной технологии; себестоимость, цена, налоги и т.д.

Предложение, как и спрос, существенно зависит от уровня рыночных цен. При увеличении цены величина прибыли на единицу продукции и уровень рентабельности возрастают. Поэтому товаропроизводители стремятся больше продать своей продукции. Кривая предложения – это зависимость (QS = f (P)) предложения (QS) от цены (P). Следует отметить, что если спрос реагирует на изменение уровня цен практически сразу, то предложение изменяется лишь спустя некоторое время, необходимое для изменения объема производства.

Ed=((700-800)/750)/((32-30)/31)=-0,1333/0,0645=-2,067.

В соответствии с законом спроса и предложения при их взаимодействии устанавливается равновесная рыночная цена P0. Однако в результате воздействия неценовых факторов состояние рынка непрерывно изменяется. Допустим, сначала увеличился спрос (например, из-за увеличения числа потребителей). Это приведет к смещению кривой спроса вправо от D к D1 (при той же цене величина спроса QD возрастет). Возникший дефицит товара приведет к увеличению равновесной цены с P0 до P1. Затем товаропроизводители предложат больше продукции для продажи, и кривая предложения также сместится вправо от S к S1. В результате равновесная цена переместится из точки P1 в точку P3. Новая цена равновесия P3 может оказаться как меньше, так и больше первоначальной P0, что зависит от факторов, определяющих новое состояние рынка.

Если первоначально увеличится предложение, то равновесная цена переместится в точку P2.

В командной экономике при установлении цены ниже равновесного уровня возникает дефицит товара, так как происходит быстрая его распродажа. И наоборот, если цена явно завышена, то наблюдается избыток товара из-за снижения платежеспособного спроса.

Следует отметить, что не только цена влияет на спрос и предложение, но также последние влияют на цену. При увеличении спроса покупатели начинают конкурировать между собой, и продавцы выбирают тех, кто предложит большую цену (как на аукционе). При увеличении предложения конкурируют продавцы, и покупатели могут выбирать товар по меньшим ценам (как при проведении тендерных торгов).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: