Особенности морской добычи нефти и газа

Статистические показатели добычи

Наибольшая доля добычи морской нефти (75 %) и газа (85 %) приходится на Мексиканский залив, озеро Маракайбо (Венесуэла), Северное море и Персидский залив. Добыча ведется, как правило, на глубине 300 м, для этого используют стационарные платформы, изготовленные из стали или бетона. Для разведки, как правило, на глубине 1200–1600 м используют плавучие суда и буровые установки. Самой более преуспевшей в это деле страной являются США, на ее долю приходится около 40 % всех установок.

Благодаря шельфовой добыче Великобритания и Норвегия совсем отказались от импорта и продают нефть в другие страны. Во многих странах прирост нефти за счет морских месторождений составил 35–50 %. Разведка шельфа — это одно из самых приоритетных направлений деятельности для многих стран, в том числе и для России.

Географическая энциклопедия

Однако поскольку эти выводы сделаны на основании статистических данных о запасах нефти областей Мексиканского залива и Калифорнии, они не могут быть обобщены применительно к месторождениям твердых полезных ископаемых. Исключения составляют, по-видимому, лишь месторождения серы в области Мексиканского залива, которые связаны с соляными куполами.

Итоговый тест по теме «Океаны». Вариант 1.

  1. В этом океане шельф занимает более 1/3 площади, рельеф дна сложный, с обширными горными хребтами, среди которых выделяется хребет Ломоносова, и глубоководными желобами и впадинами. Этот океан:

А. Тихий.

Б. Атлантический.

В.

Глава 4. Континентальный шельф

Континентальный шельф — область океанского дна, располагающаяся между средним уровнем отлива и участком резкого изменения наклона океанского дна, ограничивающим внутренний край материкового склона. Увеличение крутизны подводного склона происходит в среднем на глубине около 430 футов ниже современного уровня моря (Shepard, 1963). Полагают, что в прошлом эта линия находилась на глубине около 600 футов, поэтому неокеанологи называют обычно изобату 600 футов внешним краем континентального шельфа. Средний уклон зоны шельфов земного шара составляет менее одной восьмой градуса, или около 12 футов на милю, средняя ширина — около 42 миль, причем минимальная — меньше 1 мили, а максимальная — превышает 750 миль (Shepard, 1963). Распространение континентальных шельфов на земном шаре показано на рис. 13.

Рис. 13. Континентальные шельфы Мирового океана (зачернены).

Между шельфовым краем и глубоководной областью океанского дна располагается материковый склон. Его ширина в среднем составляет примерно 10-20 миль, а наклон — около 4°. Нередки склоны, характеризующиеся крутизной в 25°, а иногда даже в 45° (Trumbull, 1958).

Континентальные шельфы можно рассматривать как подводное продолжение окраинных областей прилегающей суши, ибо, как правило, в их геологическом строении немало общих черт со смежными регионами континента. Несмотря на то что континентальный шельф обычно считается плоской, лишенной примечательных особенностей, равниной, в этой части океана нередко встречаются каньоны, впадины и подводные возвышенности. В преобразовании наклона и глубины континентального шельфа принимают участие ледники, реки, коралловые постройки. В одних частях области шельфа происходит интенсивное накопление осадков, в других — их эрозия. Нигде в иных областях океана не наблюдается столь резких изменений в поверхностном слое осадков.

Выделяют два типа континентальных шельфов: широкий, относительно мелководный и монотонно ровный, встречающийся близ устойчивых берегов обширных равнин суши, и узкий, круто наклоненный, со сложным рельефом, связанный с берегами, вдоль которых простираются складчатые горы. Континентальный шельф первого типа окаймляет восточное побережье Соединенных Штатов, второй тип развит вдоль западной окраины американского материка.

Осадки в пределах области шельфа распределены неравномерно, без отчетливой связи с глубиной и удаленностью от берега. Однако некоторые обобщения все же возможны. Так, песок обычно распространен в зоне открытого шельфа, тогда как в закрытых заливах и во внутриконтинентальных морях преобладают глинистые илы. Во внешних частях открытых шельфов распространены более грубозернистые осадки и вскрываются коренные породы. В морской зоне обширных пляжей преобладают песчаные отложения.

Породы зоны шельфа, как правило, весьма схожи с толщами, развитыми в смежных областях суши. Поэтому минеральные залежи континентального шельфа имеют много общего с месторождениями тех же полезных ископаемых на материке как по характеру залегания, так и по качеству сырья. Это предположение, казалось, подтвердило изучение месторождений в области Мексиканского залива и залежей морских площадей близ Калифорнийского побережья и других районов.

Международно-правовой режим континентального шельфа.

Международно-правовой режим континентального шельфа, предусмотренный Конвенцией 1982 г., основывается на стремлении примирить взаимопротиворечащие интересы международного судоходства и все более настойчивые притязания прибрежных государств на расширение суверенитета над морскими пространствами за пределами территориального моря, обусловленные прежде всего возрастающим уровнем научно-технического прогресса.

Права прибрежного государства на континентальный шельф.

Согласно ст. 77 Конвенции 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Можно выделить следующие основные особенности суверенных прав:

Кроме указанных суверенных прав прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований, захоронения и других целей. Соответствующие положения можно обобщить следующим образом:

  • Согласно ст. 80 Конвенции 1982 г. статья 60, касающаяся искусственных островов, установок и сооружений в ИЭЗ, применяется mutatis mutandis к континентальному шельфу. Отсюда следует, что на континентальном шельфе прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование таких искусственных островов, установок и сооружений, а также обладает над ними исключительной юрисдикцией.
  • Прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований на континентальном шельфе в соответствии с п.1 ст. 56 и п.1 ст. 246 Конвенции 1982 г. В п. 2 ст. 246 разъясняется, что морские научные исследования на континентальном шельфе должны проводиться с согласия прибрежного государства.
  • Согласно п. 5 ст. 210 Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет право разрешать, регулировать и контролировать захоронения на континентальном шельфе.
  • Прибрежное государство в соответствии со ст. 81 Конвенции 1982 г. обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе.

Свободы других государств на континентальном шельфе.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (ст. 79, п. 1). Однако направление трассы трубопроводов на континентальном шельфе должно быть согласовано с прибрежным государством (ст. 79, п. 3).

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 78 Конвенции 1982 г. права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами, все государства пользуются свободами судоходства в этих водах и свободами пролета в этом воздушном пространстве. Тем не менее, как указывалось выше, прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований и захоронений на континентальном шельфе. Таким образом, свободы судоходства и пролета могут ограничиваться юрисдикцией прибрежного государства; в этом смысле правовой режим вод, покрывающих континентальный шельф, и воздушного пространства над ними отличается от правового режима открытого моря.

Внутренние воды — это часть территории государства, включающая реки, озера, каналы, водную территорию морских

Государство-архипелаг в соответствии с частью IV Конвенции ООН по морскому праву означает государство, полностью

Шельф — это прибрежная часть моря или океана относительно небольшой глубины с ровной поверхностью и незначительными уклонами. Границы шельфа начинаются с береговой зоны моря или океана и заканчиваются бровкой, где начинается резкое увеличение глубины. Образование таких прибрежных зон связано с тем, что примерно 18–20 тысяч лет назад они были частью суши, но из-за резкого таяния льдов ушли под воду. В теории существует два фактора, повлиявших на образование шельфов: эрозия и отложения осадочных пород.

Границы континентального шельфа

Границы континентального шельфа определяются в соответствии с международным правом, а именно Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS). Согласно UNCLOS, континентальный шельф каждого государства простирается до расстояния 200 морских миль от базовых линий, которые определяются в соответствии с международным правом.

Базовые линии — это линии, проведенные вдоль береговой линии государства, которые служат для определения его территориального моря и континентального шельфа. Они могут быть проведены вокруг островов, архипелагов или других природных образований, а также вдоль побережья.

Если континентальный шельф одного государства перекрывается с континентальным шельфом другого государства, то граница между ними определяется путем переговоров и соглашений между этими государствами.

Важно отметить, что границы континентального шельфа не всегда совпадают с границами территориального моря или экономической зоны. Континентальный шельф может простирается дальше, чем территориальное море, и может быть разделен между несколькими государствами

Границы континентального шельфа.

Вопрос о внешней границе континентального шельфа требует более детального рассмотрения.

Конвенция 1958 г. устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

  1. глубина (200 м); или
  2. техническая доступность (так называемый критерий эксплуатабельности).

Используемый в Конвенции 1958 г. критерий эксплуатабельности подводных районов не выдержал испытания временем, и уже к концу 80-х гг. XX столетия стало технологически возможным разрабатывать минеральные ресурсы морского дна на глубинах моря до нескольких тысяч метров и тем самым распространять права прибрежного государства на морское дно и его ресурсы далеко за пределы континентальной окраины в глубоководные районы морского дна. Указанный недостаток являлся одной из причин, вызвавших необходимость разработки новых правовых норм по определению континентального шельфа.

Статья 76, п. 1 Конвенции 1982 г. предусматривает два других критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

  1. расстояние 200 морских миль от исходных линий (критерий расстояния); или
  2. внешняя граница подводной окраины материка (географический критерий).

Таким образом, положения ст. 76 позволяют любому государству, независимо от морфологии морского дна, прилегающего к его побережью, даже в случае отсутствия географического шельфа и окраины, устанавливать 200-мильный континентальный шельф. Такое право дается прибрежному государству независимо от того, установило ли оно 200-мильную исключительную экономическую зону (далее – ИЭЗ).

Подводная окраина материка в соответствии с п. 3 ст. 76 Конвенции 1982 г. включает в себя находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает в себя дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, внешняя граница континентального шельфа может определяться на основе геологических параметров, изложенных в п. 4 ст. 76. В этом пункте предусматриваются два альтернативных метода проведения внешней границы континентального шельфа.

Оба метода в качестве отправной точки для отсчета расстояния до внешней границы континентального шельфа используют подножие континентального склона, которое при отсутствии доказательств об обратном определяется как точка максимального изменения уклона в его основании (ст. 76, п. 4.b).

Схема 1.1: Иллюстрация формулы мощности осадочных пород, приведенной в п. 4.a.i ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву. Толщина осадочных пород в точке, очерчивающей внешнюю границу континентального шельфа, должна составлять не менее 1/100 расстояния от этой точки до подножия склона.

Схема 1.2: Иллюстрация линии мощности осадочных пород, проведенной в соответствии с п. 4.a.i ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.

Схема 2: Иллюстрация линии, проведенной на расстоянии 60 м от подножия континентального склона в соответствии с формулой п 4.а.ii ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.

В любом случае, в соответствии с п. 5 ст. 76 Конвенции 1982 г., фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, не должны превышать 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не должны превышать 100 морских миль от 2500-метровой изобаты – линии, соединяющей глубины в 2500 метров (см. Схему 3).

Схема 3: Иллюстрация придельных границ континентального шельфа, приведенных в п. 5 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву. Показаны линия, находящаяся в 350 морских милях от исходной линии, и линия, находящаяся в 100 морских милях от 2500-метровой изобаты.

На каждом участке своего континентального шельфа прибрежные государства могут пользоваться любым из методов, закрепленных в п. 4 ст. 76 Конвенции 1982 г., извлекая максимальную выгоду для собственных интересов (см. Схему 4).

Схема 4: Иллюстрация внешних границ континентального шельфа, определенных с использованием формул п. 4, ограничений п. 5 и общего положения п. 1 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву. Участок A: 60 морских миль от подножия континентального склона; Участок B: 1% толщины осадочных пород; Участок C: 100 морских миль от 2500-метровой изобаты; Участок D: 350 морских миль от исходной линии; Участок E: 1% толщины осадочных пород; Участок F: 60 морских миль от подножия континентального склона; Участок G: 200 морских миль от исходной линии.

Добыча

Следующим этапом является непосредственно разработка нефтяного месторождения с целью добычи углеводородов. Этот процесс включает бурение разных видов скважин: эксплуатационных, контрольных, нагнетательных, которых в сумме может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч, и последующее извлечение сырой нефти на поверхность.

Основными видами бурения при разработке месторождений являютcя ударное бурение и вращательное бурение.

Ударное бурение заключается в раздроблении пород с помощью тяжелых ударов специального бурового инструмента, оснащенного лезвиями клиновидного вида. Раздробленные обломки породы выносятся из скважины на поверхность с помощью специальных водных растворов. Существует несколько разновидностей данного метода, такие как ударно-вращательное бурение, ударно-поворотное и др., суть, однако, остается прежней.

При вращательном бурении порода постепенно срезается так называемым долотом, на которое сверху давит буровая колонна. Срезанные обломки также извлекаются на поверхность с помощью специальных буровых растворов, которые кроме этого играют роль смазки и охлаждающей жидкости.

Буровое долото  
 

После того, как бур достиг нефтеносных пластов (вскрытие скважины), следует стадия непосредственного извлечения сырой нефти на поверхность. В пластах флюиды находятся под давлением, и, как правило, на начальной стадии извлечения нефть фонтанирует естественным образом. Однако, по мере истечения, давление уменьшается и появляется необходимость применения механизированных способов добычи. Основными методами являются использование разных видов насосов, а также нагнетание в скважину сжатого газа (газолифтный способ) или воды, которые выталкивают нефть на поверхность. Для этого процесса как раз используются специальные нагнетательные скважины.

Около 70% всех добывающих скважин в мире оснащены штанговыми, или плунжерными насосами, в качестве привода которых используются так называемые станки-качалки.

Добыча нефти с помощью станка-качалки  
 

Добыча нефти на морском шельфе

Шельф – прибрежная, относительно мелководная зона океана, с глубиной, как правило, 100 – 200 м. В зависимости от глубины, добычу нефти осуществляют различными способами.

Так, на мелководье обычно сооружают искусственные острова, с которых осуществляют бурение, аналогичное бурению на суше. Основной недостаток такого метода – риск разрушения плавучими массивами льда.

Другой способ – построение специальных дамб. Из получившегося «колодца» откачивают воду и производят бурение непосредственно на обмелевшем дне. В настоящее время эта технология потеряла актуальность.

В случае нахождения месторождения недалеко от суши, наиболее рационально бурить наклонную скважину с берега. Сегодня технологии развились на столько, что данный вид бурения позволяет попасть в нужную точку с расстояния в несколько километров.

Буровая платформа «Орлан» на месторождении Чайво в Охотском море (проект «Сахалин-1»)  
 

По мере удаления от берега, и, соответственно, увеличения глубины, усложняются и технологии добычи.

На глубинах до 40 метров монтирую стационарные буровые платформы, которые удерживаются на дне благодаря своей массе. Опоры такой конструкции как правило полые – в них можно хранить добытую нефть или оборудование. На участках с глубиной не более 200 метров используют полупогружные платформы, которые удерживаются с помощью якорей и системы динамической стабилизации, включающей в себя специальные двигатели, подруливающие устройства, энергоблок и систему управления. Бурение скважин на глубине более 200 метров осуществляют уже только с помощью специальных буровых судов.

Важным моментом, в первую очередь для окружающей среды является консервация или ликвидация скважин после завершения разработки месторождения.

Выходящая из скважины смесь сырой нефти, попутного газа, воды и механических примесей подвергается специальной обработке для последующей транспортировки на перерабатывающие заводы или с целью сбыта.

Значимость шельфа для государства

Континентальный шельф — это территория моря или океана, находящаяся за пределами любого прибрежного государства. Грубо говоря, если шельф не принадлежит ни одному из государств, он зовется континентальным. Именно за такие места в мире между прибрежными странами на данный момент ведется активная борьба за право на владение ими.

Ведь наличие в территориальной зоне государства шельфа — это не только географическая особенность, но и приятный бонус в виде сотен миллиардов долларов. Речь идет о добыче черного золота – той самой всеми желаемой нефти, за добычу которой идут порой целые полномасштабные экономические войны.

Шельфовые ледники — туризм будущего

Что такое шельф для государства, более-менее понятно, но немногие знают, что эта прибрежная часть материка может и должна быть привлекательна для людей, любящих экстремальный туризм. Правда, для того чтобы это явление стало более массовым, необходимо тщательно проработать меры безопасности, ведь погодные условия в этом случае представляют наибольшую угрозу для здоровья человека.

Эта сфера еще мало освоена, но однозначно можно сказать, что находясь в разных районах шельфа, можно любоваться прекрасными видами на огромные, переливающиеся синими цветами просторы. Шельфовые ледники уже сейчас можно назвать своеобразной визитной карточкой Антарктиды. И интерес к этой части света неуклонно растет. Поэтому все больше стран подумывают о создании инфраструктуры на этом континенте.

Что такое нефть

В некоторых местах зарождения добывали даже прозрачную нефть. Этот природный ресурс людьми начал применяться с давних времен. В составе нефти присутствует больше тысячи разнообразных элементов. Из них 90 % приходится на углеводороды. Именно по этой причине до сих пор нет единой формулы нефти. 10 % приходится на кислород и азот, а также серу и иные химические элементы (медь и алюминий, железо и магний). В углеродистой составляющей примерно 11–14 % приходится на водород, а остальное количество — на углерод.

При рассмотрении нефти чаще всего выделяют такие углеродистые связи:

  • ароматические;
  • нафтеновые;
  • парафиновые, занимающие примерно половину от всего количества.

Стоит помнить о том, что нефть является быстро воспламеняющимся составом. В воде она абсолютно не растворима. Температурный режим может колебаться в пределах от –35 до +121 градуса, в зависимости от содержания газов в веществе. Нефть обладает такими физическими свойствами, как оптические, электрические и тепловые.

Проблемы и вызовы, связанные с разработкой континентального шельфа России

Уважаемый читатель, мы живем в потрясающее время, когда технологии и наука помогают нам раскрыть все больше и больше возможностей для разработки континентального шельфа России. Однако, вместе с этими возможностями, у нас также возникают проблемы и вызовы, которые необходимо учитывать и решать.

1. Экологические вопросы

Одной из главных проблем, связанных с разработкой континентального шельфа, являются экологические вопросы. Ведь мы все понимаем, что природные ресурсы, находящиеся на шельфе, являются ценными и важными для нашей страны. Мы не только должны быть ответственными за их эксплуатацию, но и защищать окружающую среду.

Россия активно разрабатывает и внедряет передовые технологии, которые позволяют минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Экологическая безопасность должна быть на первом месте, и наша страна работает над тем, чтобы найти баланс между экономическими интересами и сохранением природы.

2. Технические сложности

Разработка континентального шельфа России также сталкивается с техническими сложностями. Глубокое море, суровые погодные условия и отсутствие инфраструктуры требуют особого подхода и разработки специфических технологий.

Однако, Россия имеет богатый опыт в области морской добычи, и мы продолжаем совершенствовать свои навыки и технологии для успешной разработки континентального шельфа. Мы усиливаем нашу исследовательскую и инженерную работу, чтобы преодолеть все технические сложности, перед нами стоящие.

3. Геополитические вызовы

Разработка континентального шельфа России также связана с геополитическими вызовами. Морские территории являются объектом территориальных споров и потенциальных конфликтов между различными странами. Это создает дополнительные сложности и требует от нас грамотного дипломатического подхода.

Однако, Россия предпринимает все необходимые меры для обеспечения своих интересов и защиты своей территориальной целостности. Мы призываем к диалогу и сотрудничеству с другими странами, чтобы найти решение, которое будет выгодно для всех сторон.

4. Экономические выгоды и вызовы

Разработка континентального шельфа России предоставляет огромные экономические возможности. Это позволяет нам сократить зависимость от импорта и создать новые рабочие места для наших граждан. Однако, с раскрытием этих возможностей, мы также сталкиваемся с экономическими вызовами.

Вложение капитала и создание необходимой инфраструктуры требует значительных инвестиций. Также, с изменением мировых цен на энергоносители, мы должны быть готовы к нестабильности рынка и быстро адаптироваться к новым условиям.

Несмотря на эти вызовы, Россия стремится развивать свои собственные ресурсы и создать устойчивую и независимую экономику. Мы работаем над созданием благоприятных условий для инвесторов и постоянно ищем новые пути для улучшения и развития экономической ситуации страны.

Заключение

Уважаемый читатель, разработка континентального шельфа России включает в себя множество проблем и вызовов. Однако, это не должно сдерживать нас, а должно вдохновлять на поиск решений и преодоление трудностей.

Мы верим в потенциал и возможности нашей страны, и уверены, что через совместные усилия государства, индустрии и населения, мы преодолеем все преграды и достигнем успеха в разработке континентального шельфа России.

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями.

Помимо определения внешних границ, может возникнуть вопрос о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными берегами. Согласно ст. 76, п. 10 Конвенции 1982 г., установление внешних границ не должно затрагивать делимитации континентального шельфа между такими государствами. Последний вопрос отдельно рассматривается в ст. 83, п. 1, которая предусматривает, что такая делимитация должна осуществляться путем заключения соглашения между всеми заинтересованными сторонами в соответствии с принципами справедливости и учетом всех относящихся к делу обстоятельств. При необходимости государства могут обратиться к процедурам урегулирования международных споров, предусмотренным в части XV Конвенции. Действительно, Международным Судом и международными арбитражами уже были вынесены решения по целому ряду подобных дел и выработаны определенные критерии, принципы и правила делимитации морских границ.

Понятие и характеристики континентального шельфа

Континентальный шельф — это находящаяся под водой часть континента, примыкающая к побережью и простирающаяся до глубины 200 метров от уровня низкой морской воды. Он является неотъемлемой частью территории государства и имеет особое геологическое и юридическое значение.

Характеристики континентального шельфа:

  • Геологическая структура: континентальный шельф представляет собой низину или плато с плавным переходом от суши в море. Он состоит из незаметного участка суши, ниже которого находится щит и седиментарные отложения.
  • Глубина: континентальный шельф имеет ограниченную глубину – до 200 метров от уровня низкой морской воды. В этой зоне свет проникает до дна, что обеспечивает благоприятные условия для развития морской флоры и фауны.
  • Биологическое разнообразие: континентальный шельф обладает высоким уровнем биологического разнообразия благодаря наличию прибрежных вод, морских трав и коралловых рифов. Здесь обитает множество видов рыб, ракообразных, морских млекопитающих и других организмов.
  • Экономическое значение: на континентальном шельфе располагаются ценные природные ресурсы, такие как нефть, газ, руды, а также рыбные запасы. Эксплуатация этих ресурсов приносит значительную экономическую выгоду.
  • Юридический статус: континентальный шельф является частью юрисдикции государства и пользуется юридическим режимом сухопутной территории. Государство имеет право осуществлять эксплуатацию и использование ресурсов на своем континентальном шельфе, а также устанавливать и применять правила экологической безопасности в этой зоне.

Основные понятия континентального шельфа
Термин
Определение

Граница континентального шельфа
Линия, которая определяет границу континентального шельфа и отделяет его от международных вод.

Глубоководный континентальный шельф
Участок континентального шельфа с глубиной более 200 метров.

Континентальный склон
Обычно следует за континентальным шельфом и образует открытое пространство, идущее постепенно вниз и отделяющее его от океанского дна.

Подводная граница
Линия, отделяющая континентальный шельф от надлежащей международного сообщества.

Технологии и оборудование для эксплуатации шельфовых месторождений

Буровые установки

Для добычи полезных ископаемых на шельфовых месторождениях используются специальные буровые установки. Они предназначены для проникновения в морское дно и создания скважин для добычи нефти, газа или других ресурсов. Буровые установки могут быть подвижными или стационарными и обладают высокой мощностью и точностью.

Платформы

Для обеспечения работы на шельфовых месторождениях строятся специальные платформы. Они могут быть фиксированными или плавучими и предназначены для размещения оборудования и персонала. Платформы обеспечивают стабильность и безопасность работы на море и могут иметь различные конструкции в зависимости от глубины месторождения и условий эксплуатации.

Подводные системы

Для обслуживания и контроля шельфовых месторождений используются подводные системы. Они включают в себя подводные роботы и манипуляторы, которые позволяют осуществлять инспекцию, ремонт и обслуживание оборудования на дне моря. Подводные системы также используются для установки и подключения подводных скважин и трубопроводов.

Трубопроводы и насосные станции

Для транспортировки добытых полезных ископаемых с шельфовых месторождений используются трубопроводы. Они проложены на дне моря и соединяют месторождение с береговыми станциями или судами. Насосные станции обеспечивают подачу и перекачку сырья по трубопроводам. Трубопроводы и насосные станции должны быть надежными и устойчивыми к воздействию морской среды.

Оборудование для обработки и хранения

После добычи полезных ископаемых они подвергаются обработке и хранятся на шельфовых месторождениях до транспортировки. Для этого используется специальное оборудование, включающее в себя сепараторы, компрессоры, резервуары и другие устройства. Оно позволяет очистить и подготовить сырье для дальнейшей транспортировки и обеспечивает его безопасное хранение на месторождении.

Технологии и оборудование для эксплуатации шельфовых месторождений постоянно совершенствуются и развиваются, чтобы обеспечить эффективность и безопасность процесса добычи полезных ископаемых на море.

Тонкая грань

Континентальный шельф включает в себя морские подводные недра, находящиеся за пределами территориальных морей – такое определение содержит и российское, и международное законодательство. По Конвенции о континентальном шельфе исключительные права на разведку и разработку недр, на проведение научных исследований, на добычу минеральных и биоресурсов на таких участках имеет прибрежное государство в границах, установленных международным законодательством.

Но как быть, если на один и тот же континентальный шельф претендуют несколько государств? Например, если их берега расположены друг напротив друга, а расстояние между ними укладывается в обозначенные законом нормативы? В этих случаях границы шельфа определяются соглашениями между государствами. Так, в начале 1990 годов Россия и США договорились о разделе шельфа Чукотского моря. Еще один вариант – «разделить» шельф по принципу равного расстояния от береговых линий. Если же согласия достичь не удается, спор разрешает Международный суд ООН.

На шельф Северного Ледовитого океана кроме нашей страны сейчас рассчитывают также Норвегия, США, Дания и Канада. Неудивительно: по прогнозам, недра арктических морей содержат 83 млрд тонн углеводородов. Кроме того, чрезвычайно высоки шансы на открытие новых месторождений на еще не изученных шельфах. А их большинство: по последним данным, разведанность шельфов не превышает 4%. То есть потенциально запасы углеводородов на этих участках могут оказаться в 25 раз больше уже выявленных и теоретически превысить 2 трлн тонн.

Более 80% уже выявленного объема природных богатств приходится на Баренцево и Карское моря. В целом самым крупным и одновременно самым неизученным является шельф Сибири в Северном Ледовитом океане. А всего под юрисдикцией России сейчас находится около 5 млн кв. км континентального шельфа в рамках 14 окраинных и внутренних морей, или 1/5 площади всех шельфов Мирового океана.

Весной 2019 года специальная подкомиссия ООН одобрила заявление России на расширение площади арктического шельфа, принадлежащего нашей стране, на 1,2 млн кв. км. Осенью 2019-го в ООН поступила новая российская заявка: на присоединение хребта Ломоносова, южной оконечности хребта Гаккеля, зоны Северного полюса и других участков морского дна в Арктике. Это заявление ООН рассмотрит в феврале 2020 года. Если оно будет удовлетворено, в распоряжении России окажется еще 5 млрд тонн углеводородов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: