Система государственных и муниципальных заказов

Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).

Отклонение может быть обжаловано, но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.

Товар холодильник, начало
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в предложении
1. Товарный знак Samsung * товарный знак Aristonстрана происхождения — РФ

1. Прямое упоминание товарного знака (производителя, бренда, фирмы) разрешено*** заказчикам для закупок услуг/работ с использованием этого товара. «Покраска стен краской TIKKURILLA или эквивалент»

Но подобное указание никоим образом не снимает обязанностей описывать этот товар в показателях, то есть указывать, чем же именно хороша эта краска (в цифрах)и каким минимально допустимым её свойствам должны соответствовать её эквиваленты (аналоги, конкуренты). Упоминание товарного знака запрещено для прямой поставки товаров, «закупка краски водоэмульсионной», «закупка холодильника».

***Кроме приведённых ниже исключений заказчику очень хорошо бы завести привычку никогда не указывать брендов в ТЗ, а сосредоточиться на разборе их технических характеристик. 

Исключения (там где можно и нужно указывать «фирму»): — запасные части или расходные материалы, совместимость которых обусловлена документацией уже используемых заказчиком изделий (картриджи для орг.техники и зап.части для авто являются уникальными в этом смысле видами закупок, т.к. в них законно требовать один единственный бренд-оригинал); 

— если не имеется другого способа обеспечить точное описание характеристик (ага, та самая виолончель Amati за 2 млрд. долларов)) Кроме шуточек, звучание уникальных инструментов действительно нельзя измерить в цифре, поэтому можно писать «Страдивари».

Товар холодильник
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в согласии
1. Товарный знак Samsung ничего не пишет товарный знак Aristonстрана происхождения — РФ
2. объём 200л не менее 200л 245 литров
3. количество камер 2 2 2
4. класс энергопотребления  А не ниже А А
5. кол-во рабочих циклов  более 20 000 более 20 000 более 20 000
6. температурный режим  от -10 до +5 не хуже чем от -10 до +5  от -15 до +8

2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа «минимум, максимум , менее, более, свыше, от, до»итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.

3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.

4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы «А+», «А super-eco» итп

5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно: никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки «более-менее «, показатель используется в диапазонах и их можно и нужно указывать в требованиях заказчика и предложении поставщика.

Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.

Упаковка (фасовка) товара — это тоже качественная характеристика, она также может быть затребована. Пример «молоко». Может быть фасовано в пакеты, а может доставляться в бидонах. С точки зрения участника молоко в пакетах во-первых: дороже, а во-вторых: не у всех производителей есть фасовочные линии, а значит это что? 

Как стать поставщиком

Бюджетные и муниципальные структуры, размещающие тендер на госзакупку, в обязательном порядке должны привлекать к участию в их реализации малый и средний бизнес. Доля, занимаемая подобными организациями, уже составляет не менее 15% от годового оборота. Работа по госзаказам помогает увеличить товарооборот и повысить объемы продаж, однако для того, чтобы получить подряд, придется постараться.

К чему должен быть готов бизнес, который собирается стать государственным поставщиком:

  • Соответствие критериям. Важны не столько размеры или форма организации, сколько безупречная история деятельности и отсутствие каких-либо параметров, которые могут вызвать сомнения в добросовестности. Не допускаются к государственным торгам организации, имеющие задолженности по налоговым выплатам.
  • Готовность к расходам. Чтобы вступить в систему, организация должна внести обеспечение по контракту, на который она претендует. Доля аванса составляет до 5% от стоимости контракта при отправке заявки и до 30% – в случае выбора исполнителем.
  • Полный пакет учредительных документов, включая доверенности и выписки, заверенные нотариально. В зависимости от вида оказываемых услуг могут также потребоваться свидетельства СРО или лицензии, а также документы, которые подтвердят полномочия генерального директора фирмы.

Если потенциального поставщика всё вышеперечисленное не пугает – можно приступать к регистрации. Процедура включает в себя шесть этапов.

  1. Одной из статей расходов на начальном этапе станет ЭЦП (электронная цифровая подпись). Купить виртуальный аналог личной подписи для документов можно в специальных центрах, занимающихся удостоверением личности. Наличие ЭЦП необходимо для получения доступа к торговым площадкам.
  2. Когда подпись будет готова – самое время регистрироваться на официальном сайте госзакупок. Там можно найти все актуальные заказы. Но не забудьте, что сами аукционы проводятся на ранее упомянутых электронных площадках…
  3. …на которых также нужно зарегистрироваться. Это бесплатная, но длительная и трудоемкая процедура: потребуется не просто придумать уникальный логин и пароль, но и пройти полную верификацию. Нужно будет загрузить все скан-копии учредительных документов, проверка которых занимает у сотрудников технической поддержки ЭТП до пяти рабочих дней. При этом для каждой электронной площадки данную процедуру придется повторять заново.
  4. Когда аккредитация пройдена – открывается доступ ко всем тендерам. Можно смело изучать рынок госзакупок, выбирать наиболее интересные контракты и подавать заявку на участие. Стоит помнить, что при отклике нужно вносить залог, так что не стоит претендовать одновременно на большое количество заказов – может не хватить средств на их обеспечение.
  5. У каждого заказа есть указанное время начала торгов. После подачи заявки остаётся лишь принять участие в конкурсе, предложив свои услуги по реализации поставленных задач, и ждать итогового решения заказчика. Заказчик выбирает поставщика на основании анализа всех полученных предложений. Организации с наиболее выгодными условиями, соответствующей всем критериям, присылают на электронную почту проект договора. Обмена бумажными экземплярами не предусмотрено. Все контракты заключаются в электронном виде – именно для этого нужна цифровая подпись.
  6. Контроль за соблюдением взятых обязательств. Сотрудничество с государственными структурами – это не только выгода, но и ответственность. Вся информация, связанная с текущим статусом реализации заказа, имеется в личном кабинете на сайте госзакупок. Туда же после выполнения работ приходит подтверждение со стороны заказчика.

Что является государственным заказом

Главный нормативный акт о государственном заказе — это Федеральный закон о контрактной системе №44-ФЗ. Он диктует:

  • Способы определения поставщиков, которые могут применять федеральные заказчики,
  • Обязательные требования к исполнителям заказов,
  • Условия контракта, возможность их изменения,
  • Порядок и сроки размещения документации о закупке, извещения, подачи заявок, заключения контракта.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь
. Это займет не больше минуты.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Согласно Федеральному закону №44-ФЗ под государственной закупкой понимается закупка для обеспечения нужд страны или муниципальных нужд. Речь идет о заказах товаров, различных работ и услуг, которые необходимы для нормального функционирования государственных организаций и учреждений, для выполнения ими различные правительственных и президентских программ. Для таких закупок выделяются деньги из бюджетов разных уровней.

Что такое госзаказ, его сущность и содержание

В понятие контрактной системы входят стороны закупок, осуществляемые ими действия, а также государственные нужды. Заказчиками, согласно п. 7 ст. 4 Закона 44-ФЗ, являются органы власти, бюджетные учреждения, госкорпорации, казенные учреждения, унитарные предприятия — государственные и муниципальные. Участником торгов является каждая фирма (или ИП), которая подала заявку, если эта заявка была принята комиссией по закупкам.

Поставщиками товаров, а также исполнителями услуг по контракту могут быть компании независимо от формы собственности, места нахождения и т.д. Но есть ограничение: участниками не могут быть офшорные компании (зарегистрированные на территориях с особыми условиями налогообложения).

Сущность государственных закупок состоит в том, что закупаемые товары или оказываемые сторонними организациями услуги должны удовлетворять нужды государства. Поскольку торги проводятся за бюджетные средства, за расходами госзаказчиков пристально следят. Они обязаны составлять планы и планы-графики , отчитываться об объеме закупок у некоммерческих организаций, малых предприятий. В отношении государственных заказчиков также периодически проводят проверки. Такой порядок предусмотрен 44-ФЗ. Как без ошибок подготовить документы к плановой проверке финконтроля,

Этот нормативный акт диктует и возможные способы выбора исполнителя контракта. Это конкурс, запрос предложений, запрос котировок, аукцион, а также закупка у единственного поставщика.

Государственный заказ как административно-правовой институт

Вопрос о правовой природе норм, регулирующих отношения, связанные с формированием и реализацией государственного заказа, на протяжении многих лет остается предметом научной дискуссии. Формальным поводом для спороВ бьгл и остается тот факт, что законодательное регулирование отношений По государственным закупкам традиционно обособлялось от гражданского законодательства. Такое положение дел объясняется тем, что классические договорные конструкции гражданского права не отвечают потребностям данной сферы, экономических отношений, специфика которой обусловлена двумя основными моментами: направленностью тщ удовлетворение государственных нужд и участием в этих отношениях субъектов публичного права. В дореволюционной России данные отношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках от 17 октября 1830 г. ; в 1923 г. был принят Закон «О государственных подрядах и поставках» . С монополизацией государством средств производства потребность в специальном регулировании-отпала, ибо любой договор в хозяйственной сфере был направлен на реализацию выраженного в плановых актах государственного заказа; восстановление в начале 90-х годов прошлого столетия полиформиз-ма отношений собственности привело к восстановлению-специального правового режима государственных закупок. На смену принятому в 1992 году

Закону РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» пришел Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». После введения в действие Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» формирование современной нормативно-правовой базы публичных закупок было в основном завершено, однако вопрос о правовой природе норм, образующих этот институт, в юридической науке окончательного разрешения не получил

Одни авторы, очевидно принимая во внимание факт расположения норм о государственных и муниципальных контрактах в ГК РФ, полагают последние разновидностью гражданско-правовых договоров. Другие, отталкиваясь от целевого назначения государственного контракта — реализация публичных интересов — отстаивают тезис о его административно-правовой природе43

Третья, на сего дняшний день, самая распространенная, точка зрения отражает своеобразный компромисс между первым и вторым подходами; компромисс этот достигается путем квалификации государственного заказа в качестве комплексного правового института.

Общепризнано, что критериями отграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования ; данное положение в правовой науке считается аксиомой. Между тем в литературе высказана мысль о том, что хотя «предмет регулирования есть то первичное, что в своей глубокой основе предопределяет своеобразие норм права, … он, находясь за пределами правовых норм, не является непосредственным основанием для разграничения правовых отраслей»46. Такое утверждение основано на весьма здравой посылке: правовые понятия необходимо выводить из правовых явлений, что в контексте исследуемой проблемы означает установление разграничительных признаков из самих норм; предмет же-правового, регулирования, представляющий собой совокупность общественных отношений, подвергающихся воздействию указанными нормами есть явление, лежащее за их пределами. Отсюда следует вывод о том, что основным непосредственным правовым критерием разграничения отраслей следует признать метод правового регулирования, взятый в его сущностном выражении . Нет нужды отрицать, что сущность метода правового регулирования предопределяется, в конечном счете, особенностями предмета, но влияние предмета на метод опосредовано, при самом упрощенном подходе, волей законодателями является в определенной степени субъективным. Есть немало примеров, когда, в зависимости от различных факторов (нередко совсем не объективного свойства), одни и те же отношения подвергались регламентации различными методами. Отношения государственного заказа — наглядное тому подтверждение. Как отмечал М.М. Агарков, если для правового регулирования обязательных поставок приходится прибегать более к положениям административного права, то будет правильным отнести этот институт к административному праву; если же приходится прибегать более к положениям общей части гражданского права, то их следует отнести к гражданскому праву

Как стать заказчиком

Размещать заказы на Госзакупках могут государственные и муниципальные организации, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В таблице размещен список всех учреждений, допускаемых до регистрации в качестве заказчика.

Регистрируются на сайте госзакупок только заказчики услуг/товаров. Чтобы участник мог подавать заявки, ему необходимо состоять в сводном реестре организаций. В нем заказчик формирует идентификационный код и происходит автоматическая регистрация на портале.

После этого нужно авторизоваться. Необходимо учитывать, что для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ регистрация разная. Если компания желает работать по обоим направлениям, то ей необходимо регистрироваться дважды.

Авторизация по 44-ФЗ

На главной странице выбрать «Личный кабинет участника» и во всплывшем окне нажать на ЛК 44-ФЗ.

Выбрать один из вариантов:

Появится информационное сообщение:

В нем говорится, что на основании сводного реестра вы зашли под руководителем организации. Для работы в ЕИС и участия в торгах необходимо в личном кабинете госзакупок назначить администратора вашей организации, то есть уполномоченное лицо.

В открывшейся анкете внесите данные руководителя.

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Должность, как по Уставу.
  3. Контактный телефон.
  4. Адрес электронной почты.
  5. Назначьте полномочия, выбрав из списка предложенных.

Руководитель компании должен назначить администратора, то есть человека, который будет заниматься закупками. На главной странице личного кабинета нужно пройти по «Зарегистрировать нового пользователя».

Откроется анкета, в которой обязательно заполнить все поля:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Должность согласно штатному расписанию.
  3. Контактный телефон.
  4. Персональная электронная почта.
  5. Адрес электронной почты организации, куда будут поступать уведомления от ЕИС.
  6. Подгрузить сертификат пользователя.

Программа проводит сверку прикрепленного сертификата и по окончании поставить свою ЭЦП для подтверждения.

На указанный адрес электронной почты поступит письмо, в котором содержится уникальный логин и пароль для входа в ЕИС.

Авторизация по 223-ФЗ

В этом варианте регистрация будет проводиться через портал Госуслуг. Руководитель компании проходит на портале ЕСИА регистрацию организации. Для этого понадобится получить в любом удостоверяющем центре квалифицированную ЭЦП. Ознакомиться перечнем УЦ можно на этой странице: https://e-trust.gosuslugi.ru/CA.

  1. Регистрация юридического лица на ЕСИА:
  2. Заполнить форму, где указать тип организации.
  3. Ввести данные: тип госоргана, местонахождение организации, ОКТМО, вышестоящее ведомство.

Пока вышестоящая организация не подтвердит принадлежность вашей компании к ней, будет указан статус: юридическое лицо.

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕР

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”. Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы. Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

Как отследить выполнение

Поставщик должен постоянно контролировать выполнение всех пунктов контракта, чтобы не платить штрафы и не попасть в реестр недобросовестных исполнителей на Закупказ.гов.ру. Необходимо отслеживать такие пункты как:

  1. Затраты.
  2. Объемы поставок, выполненные работы.
  3. Соответствие сроков запланированному графику.

Приемка товаров и услуг, поставляемых по госконтракту, проводится специально сформированной комиссией. Для этого приглашаются представители исполнителя, иначе заключение недействительно. Количество человек должно быть равно пяти. Результатом их работы станут только два действия:

  1. Приемка.
  2. Отказ от приемки.

Заказчик должен разместить отчет о приемке в текстовой форме не позднее 7 дней после подписания документа комиссией. Файл подгружается в ЕИС в формате: Word, Excel, PDF.

Способы госзакупок

Существует два основных вида государственных закупок:

  • конкурентные (с проведением конкурса между претендентами);
  • неконкурентные (когда заказ поступает непосредственно исполнителю).

Закупка на неконкурентной основе допускается для разовых контрактов, стоимость которых ниже ста тысяч рублей, а также для ситуаций, когда предоставление услуги может оказать только один поставщик (электричество, газ, отопление и водоснабжение).

Тендеры на конкурентной основе бывают открытого и закрытого типа. В первом случае к участию допускаются все желающие, во втором круг потенциальных поставщиков определяется самим заказчиком. Существует несколько видов конкурентных госзакупок: аукционы, сборы коммерческих предложений, конкурсы или котировочные тендеры

Они отличаются критериями выбора – если в аукционах побеждает тот, кто дал минимальную цену, то в конкурсах важно соответствие всем требованиям, предъявляемым к исполнителю. По данным статистических исследований ЕИС, госзакупки чаще всего проходит либо в форме электронного аукциона, либо в форме целевого заказа на неконкурентной основе. Существуют тендеры самых разных масштабов

Для компаний, предоставляющих не эксклюзивные услуги, проще всего начинать именно с аукционных заказов. Также можно сформировать коммерческое предложение и самостоятельно отправить его в муниципальное учреждение – если предложенные условия устроят заказчика, он вправе самостоятельно выбрать поставщика и заключить с ним договор

Существуют тендеры самых разных масштабов. Для компаний, предоставляющих не эксклюзивные услуги, проще всего начинать именно с аукционных заказов. Также можно сформировать коммерческое предложение и самостоятельно отправить его в муниципальное учреждение – если предложенные условия устроят заказчика, он вправе самостоятельно выбрать поставщика и заключить с ним договор.

Законодательство в сфере государственного заказа

Во всем мире происходят интенсивные процессы унификации процедуры государственных заказов. Унификация законодательства в области регулирования государственных закупок различных стран необходима для потенциальных поставщиков продукции и услуг, так как дает им возможность участвовать в аукционах в различных странах (независимо от национальной принадлежности поставщика) на равных условиях. Примерно такие же цели ставились и перед российскими законотворцами, занимавшимися разработкой российского законодательства о госзаказе и государственных закупках.

Регулирование государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей – ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересован в максимальной эффективности процесса. Одним из важных направлений в законотворческой деятельности во всем мире стала борьба за честную конкуренцию, которая, согласно экономической теории, должна привести к снижению цен.

В мировой практике уже давно разработана и применяется система мер и процедур, которые обеспечивают выполнение задач эффективного использования бюджетных средств при минимизации негативного влияния системы государственных закупок на конкурентную среду.

Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства.Существенное влияние на нормативно-правовое обеспечение сферы государственных закупок оказывает степень централизации экономики. В ряде стран выпускаются отраслевые нормативные акты, которые позволяют на базе национального законодательства сформулировать конкретные положения, отражающие специфику той или иной отрасли.

Планы-графики размещения заказов

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2021 г. (сайт zakupki.gov.ru)

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2020 г. (сайт zakupki.gov.ru)

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2019 г. (сайт zakupki.gov.ru)

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2018 г. (сайт zakupki.gov.ru)

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2017 г. (PDF — 207 Кб)

  • Обоснования плана-графика размещения заказов на 2017 г. (PDF- 2,2 Мб)

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2016 г. (сайт zakupki.gov.ru)

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2015 г. (PDF — 250 Кб)

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2014 г. (PDF — 250 Кб)

  • План-график размещения заказов Роспатента на 2013 г. (PDF — 150 Кб)

Информация об осуществлении закупок, а также информация о контрактах и договорах размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: zakupki.gov.ru

Размещение госзаказа: открытость равна эффективности

Размещение
государственного заказа осуществляется
на условиях тендера (конкурса, аукциона).
Информация о тендерах зачастую публикуется
в открытом доступе. Существуют официальные
сайты государственных заказов (сайты
госзаказов), где собрана целая база
государственных заказов, затрагивающих
абсолютно разные сферы деятельности
компаний-участников тендера. На сайтах
размещения государственных заказов
(сайтах госзаказов) могут быть представлены
как госзаказ
на строительство

каких-либо объектов (школ, больниц,
муниципалитетов и т.п.), так и государственный
образовательный заказ (например, на
подготовку специалистов необходимой
квалификации учебными заведениями).
Сайт размещения государственных заказов
(сайт госзаказа) – это, своего рода,
центр государственного заказа.
Открытое
размещение государственного заказа
признано наиболее эффективной технологией
выбора подрядчиков для выполнения тех
или иных задач, которые встают перед
органами государственной и муниципальной
власти.

Административно-правовые акты как форма выражения государственного заказа

Важнейшей институциональной составляющей административно-правового механизма формирования государственного заказа является система правовых плановых актов, обеспечивающая последовательную1 конкретизацию публичных интересов, выраженных категорией приоритетов социально-экономического развития, до качества государственных нужд, удовлетворяемых посредством договорных связей с участием субъектов предпринимательства- Построение этой системы требует, прежде всего, уяснения природы планового акта как административно-правовой формы; дальнейшее исследование предполагает дифференциацию юридических свойств последних с учетом их функциональной роли в системе планирования.

Вопрос о правовой природе плановых актов в юридической науке был и остается дискуссионным. При этом если в советский период данный вопрос подвергался всестороннему исследованию, то в настоящее время он фактически предан забвению.

Анализ действующего российского законодательства позволяет выявить ряд правовых форм, опосредующих государственное планирование в социально-экономической сфере. К их числу могут быть отнесены: прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации па долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы (разрабатываются в целом по Российской Федерации, народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, регионам); концепция социально-экономического развития

Российской Федерации на долгосрочную перспективу; программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; целевые программы социально-экономического развития (федераль-ные; межгосударственные, региональные, местные); ведомственные целевые программы «; программы финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятии , планы-заказы и планы развития, используемые при планиро-вании хозяйственной деятельности казенных предприятии .

В соответствии с п. 1 ст. Г. Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» государственный прогноз представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты прогнозирования социально-экономического развития; обязательны для органов законодательной и исполнительной власти при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики, в том числе иных плановых актов (п. 1 сг. 1, п. ст. 3 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации»). Прогнозы социально-экономического развития обязательны для бюджетных органов при разработке проектов бюджетов; изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение его основных характеристик. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей, которая используется при разработке программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации»), Программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров (п. 3 ст. 1 Федерального закона; «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации»).

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», утверждение федеральной целевой программы влечет правовые последствия, выражающиеся в возникновении у государственного заказчика обязанности по реализации программных мероприятий и права требования финансового обеспечения программы в объеме, установленном федеральным бюджетом.

Государственный заказ как метод управления

Понятие государственного заказа является ключевым для создания административно-правового режима удовлетворения государственных нужд; несмотря на это, исследованию данной правовой категории в науке административного права уделяется более нем скромное внимание. Результат этого — отсутствие единообразного подхода к данному понятию в позитивном праве, что, в конечном счете, негативно влияет на правоприменительную практику

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе»2, государственный оборонный заказ представляет собой правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации- Положение о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти определяет государственный заказ как задание на календарный. год5.установленное Правительством РФ органам исполнительной, власти , в. пределах средств, федерального бюджета, выделенных; на-эти цели. Согласно п,. ст; 527 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК.РФ) , государственный заказ — основание заключения государст-венного контракта:.Аналогичная.ситуациЯгНаблюдается и в юридической литературе:- госзаказ определяется?-как, договор,,заключенный-.органами государственной-власти или органами.местного самоуправления, бюджетным учреждением; уполномоченным\ органом; или организацией, от имени: Российской Федераци и- с: физическим и, и юридическими, лицами в, целях обеспече-ния. государственных или-муницйпальных- нужд, как:поручение,-выдаваемое-уполномоченным органом государственной -власти от именигосударства,.хот зяйственной организации на выполнение- определенной: хозяйственной: one-. рации;, оплачиваемой за-, счет средств- государственного бюджета, или.иных централизованных государственных средств (внебюджетных фондов)6, как конкретизированные потребности государства в той или иной продукции7 и т.п. При внешнем разнообразии представленных подходов, их сближает одна общая черта — все они игнорируют управленческую составляющую государственного заказа, представляя последний в качестве юридического основания (либо одного из элементов основания) перемещения материальных благ, выполнения работ, оказания .услуг в пользу субъектов публичного права. Отсутствие системного восприятия государственного заказа как инструмента государственного управления приводит к дисбалансу в правовом регулировании соответствующих отношении: действующее законодательство делает акцент на обеспечении экономической, бюджетной эффективности публичных закупок, представляя их в качестве правовой формы товарных связей, усложненных особым субъектом — государством. Отсюда — не имеющие под собой никаких объективных оснований дискуссии об отраслевой природе государственного заказа, попытки обосновать комплексный и даже гражданско-правовой характер образующих его норм» естественным образом обедняющие или элиминирующие вовсе управленческую сущность этого института,.

Государственный заказ представляет собой сложную систему управления, образуемую взаимодействием различных элементов: правового, финансового, организационного » объединяемых единой целью — удовлетворение государственных нужд. Последняя категория, выступающая в качестве системообразующего фактора, на наш взгляд, есть отправная точка исследования государственного заказа как административно-правового явления.

Понятие государственных и муниципальных нужд в ст. 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определяется посредством закрепления двух признаков: целевого (потребность, удовлетворение которой необходимо для осуществления функций публичного образования, исполнения международных обязательств РФ, решения вопросов местного значения) и финансового (источником финансирования являются средства бюджета и внебюджетные источники).

Виды государственных закупок по 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ подразделяются на несколько основных видов в зависимости от способа и условий их проведения.

Первый вид — открытые аукционы. В таких закупках участие могут принять все заинтересованные лица, которые соответствуют установленным требованиям. Их основная особенность заключается в том, что победителем становится участник, предложивший наиболее выгодные условия для государственного заказчика.

Второй вид — конкурс. В данном случае государственный заказчик выбирает наилучшее предложение среди представленных участниками. Победитель определяется на основании критериев, установленных в документации. Такой вид закупок особенно предпочтителен при необходимости оценки качества и сложности работ.

Третий вид — запрос котировок. Этот способ позволяет заказчику получить предложения от разных поставщиков и выбрать из них наиболее выгодное. Запрос котировок часто используется в случаях, когда закупки относительно небольшого объема и имеется большое количество потенциальных поставщиков.

Четвертый вид — двухэтапные конкурсы с ограничением участников. Здесь предварительно проводится отбор участников первого этапа, которые демонстрируют свою квалификацию. Затем на втором этапе проводится оценка и выбор наилучшего предложения из числа участников, прошедших отбор.

Пятый вид — запрос ценовых предложений. Этот вид используется в случае, когда на рынке товаров, работ или услуг существует много поставщиков, и закупка сводится только к выбору наиболее низкой цены. Государственный заказчик определяет критерии поставщика и запрашивает ценовые предложения, после чего выбирает победителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: