Дизайнерские украшения как успешный бизнес: с чего начинали два известных ювелира и я сама

Космический диплом

Еще со школы у Светланы Копыловой было желание возиться с металлом, мастерить что-то из него оригинальное, привносящее в эту жизнь красоту. Откуда это у нее пошло, она не знает. Ни у кого из родных склонности к этому нет, а профессиональный выбор далек от творчества.

Решила поступать на факультет изобразительного искусства и дизайна, специальность декоративно-прикладное искусство в вуз, тогда еще именовавшийся ДВГГУ. Ювелирному делу в рамках будущей специальности там не обучали. Для тех, кто хотел стать драгоценных дел мастером, работали платные курсы на базе вуза. Позволить себе эту роскошь Светлана долго не могла.

Подготовка курсовой по керамике. Фото: Из архива Светланы Копыловой

— Проходя мимо кабинета, я мечтала от том, как буду заниматься на курсах с этими ребятами, — вспоминает Светлана.

Огорчений добавляло и то, что спустя некоторое время после начала учебы выяснилось: специализация у ее группы будет даже не в области художественного дизайна, а в керамике, к которой Светлана никакой любви не испытывала. Кто-то бы, дважды уже разочаровавшись, бросил институт, но не Светлана. Она решила попробовать проложить свой курс в тех условиях, которые ей предложил вуз. И у нее получилось: при отсутствии в учебной программе ювелирного дела она смогла получить тему дипломной работы по этому направлению. Тема выпускной работы в буквальном смысле оказалась космической — «Эквилибриум».

Требовалось придумать и изготовить четыре комплекта ювелирных изделий, символами которых являются некие космические категории или объекты. И их нужно было наполнить смыслом, некоей философией. Так родилась ее первая коллекция — «Млечный путь», «Пояс Ориона», «Проксима Центавра» и «Антарес».

Защита «фантастического» диплома. Фото: Из архива Светланы Копыловой

— Я не знаю, что и как сложилось бы в моей профессиональной жизни, — продолжает Светлана, — если б ни мой первый учитель по ювелирному делу Александр Васильевич Рыбоконь и руководитель дипломного проекта Анатолий Александрович Конченков. Они мне очень много дали.

Но больше всего в будущего ювелира вложил сил, времени и знаний мастер-ювелир Валерий Цюпа.

— Он научил меня практически всему, что я сейчас умею, — с благодарностью в голосе говорит Светлана. — Он был моим основным учителем и наставником в ювелирном деле и остаётся им до сих пор.

Дипломные изделия Светланы Копыловой, оцененные комиссией на «отлично», по сей день хранятся в альма-матер.

И.о. ректора Юрий Прохоренко вручает похвальные листы выпускникам, окончившим университет с отличием. Фото: Из архива Светланы Копыловой

Запуск производства.

Что вам нужно, чтобы понять, как делать ювелирные изделия? Как вы будете создавать свои изделия – вручную или на фабрике, дома или на аутсорсинге – зависит от сложности дизайна, цены, материалов и требуемого уровня мастерства. В этом разделе мы рассмотрим четыре способа изготовления ювелирных изделий:

1. Производство ювелирных изделий ручной работы: единственные в своем роде.

Изготовление ювелирных изделий ручной работы может быть одним из самых сложных, но в то же время индивидуальных и универсальных методов производства. В зависимости от материалов и дизайна, некоторые методы изготовления таких украшений требуют специального обучения/сертификации и дорогостоящего оборудования. Если вы хотите узнать, как начать бизнес по изготовлению ювелирных изделий ручной работы, вам, возможно, потребуется освоить некоторые из этих методов, в том числе:

  • Пайка.
  • Серебряная/золотая ковка.
  • Литье.
  • 3D-печать.
  • Лазерная резка.
  • Обработка кожи.
  • Плетение.
  • Закрепка драгоценных камней.

Если вы не уверены, каким путем хотите пойти, начните с бесплатных онлайн-уроков. Когда вы поймете, в какой области хотите учиться, вы можете вложить деньги в платные занятия или пройти стажировку у опытного мастера, чтобы расширить свой набор навыков.

2. Изготовление украшений ручной работы: бижутерия.

Если вы хотите узнать, как начать бизнес по изготовлению украшений ручной работы, не вкладывая время и энергию в приобретение новых навыков, есть и другие варианты. Бижутерия ручной работы часто включает в себя сборку существующих элементов – цепочки, проволоки, бусин, литых подвесок и т.д. – и не требует специальной подготовки или оборудования, помимо основных ручных инструментов.

Этот вид бизнеса легче масштабировать, поскольку вы можете закупать элементы оптом и создавать шаблоны для сборки нанятым производственным персоналом.

Если дизайн и производство – это те элементы вашего бизнеса, которые приносят вам радость, а не сама работа по изготовлению украшений – наймите других исполнителей, которые помогут вам масштабировать творческую работу.

3. Производство ювелирных изделий: производственный аутсорсинг.

Вместо того, чтобы делать украшения своими руками, вы можете поручить производство ваших проектов кому-то другому. Это не идеальный вариант для ювелирных изделий, сделанных на заказ или единственных в своем роде, но он может быть экономически эффективным для модных украшений, производимых в больших количествах. Существует два основных варианта аутсорсинга для оптовых поставщиков, если вы хотите узнать, как начать ювелирный бизнес дома:

Местное производство

Преимущества

  • Привлекательность «местного производителя».
  • Возможно, более быстрая/надежная доставка.
  • Легкая проверка репутации и возможность быстрого выстраивания отношений.
  • Больше возможностей для контроля.

Недостатки

  • Более высокая стоимость.
  • Меньший выбор (меньше производителей, ограниченное количество материалов).
  • Возможное ограничение объемов производства.

Зарубежное производство

Преимущества

  • Более низкая стоимость.
  • Обычно больше вариантов материалов и процессов.
  • Возможность масштабирования до больших объемов.

Недостатки

  • Коммуникационные барьеры (культурные, языковые, часовые пояса).
  • Меньше возможностей для контроля.
  • Производственные и этические стандарты в разных странах могут отличаться.

Точные эскизы или 3D-рендеринг ваших проектов необходимы, если вы привлекаете производителя со стороны. Есть несколько вариантов, в зависимости от вашего уровня мастерства и бюджета:

  • Ручные инструменты для дизайна: карандаши, бумага для эскизов, шаблоны для дизайна ювелирных изделий ($).
  • Программное обеспечение для общего дизайна 2D или 3D: Photoshop, Illustrator, Sketchup ($$).
  • Программное обеспечение для дизайна ювелирных изделий: RhinoGold, MatrixGold, ($$$).

4. Производство ювелирных изделий: печать по требованию.

Самый удобный метод производства заключается в загрузке ваших эскизов в приложение для печати по требованию. Ваши оригинальные эскизы печатаются в 3D или воссоздаются в нержавеющей стали, дереве, пластике, золоте или серебре и отправляются непосредственно вашим клиентам.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.shopify.com/blog/203365449-start-a-jewellery-making-business

22.04.22

Судьбоносная встреча

Впервые я познакомилась со Стивеном Лагосом на Чикагской выставке сундуков. Эта встреча стала для меня судьбоносной, поскольку я знала, что он является основателем одного из наиболее известных в мире брендов, под которым выпускаются авторские ювелирные украшения. Я буквально преклонялась перед его талантом, поэтому завязать разговор было невероятно сложно. У меня сбивалось дыхание и подкашивались ноги. Но я пересилила себя, поскольку всегда хотела узнать, что вдохновляет его на создание своих шедевров. На удивление, несмотря на мировую славу, мужчина оказался очень вежливым и приятным в общении. Он с удовольствием ответил на мои вопросы, однако на выставке он презентовал новую коллекцию украшений, поэтому вокруг него крутилось много народу и поговорить по душам не получилось.

Еще мне удалось познакомиться с Дэвидом Юрманом, который также входит в число известных дизайнеров ювелирных украшений. Несмотря на то что его талант проявился в 16 лет, успех не пришел сразу. Парню пришлось долго и упорно работать, но его труды не прошли напрасно. Специалисты называют Дэвида настоящим феноменом. Дизайнер поделился несколькими советами, которые помогли ему добиться успеха. О них и будет рассказано далее.

Начало пути к успеху

Важно понимать, что профессия ювелира требует множество навыков и знаний. Чтобы стать настоящим мастером, необходимо учиться и развиваться

Моим первым шагом к обучению ювелирному делу стало посещение курсов в ювелирном колледже. Там я узнала о базовых техниках работы с металлами и камнями.

Я также самостоятельно изучала ювелирное искусство, следила за работами известных мастеров, изучала их приемы и методы

Для меня важно было иметь не только профессиональное образование, но и постоянно совершенствоваться в своем ремесле

Обучение и перспективы

На рынке существует множество различных курсов и программ обучения ювелиру. Кто-то предпочитает учиться в колледжах или университетах, кто-то выбирает индивидуальные занятия с опытным мастером

Важно подобрать подходящий вариант для себя и своих целей

Я научилась создавать украшения из драгоценных металлов и камней, а также освоила техники гравировки и эмалирования. На протяжении нескольких лет я продавала свои изделия на выставках и через интернет. Это помогло мне набраться опыта и получить первых клиентов.

Сейчас я работаю в Москве, где могу реализовывать свои идеи и создавать украшения на заказ. Заработок в ювелирной сфере может быть достаточно высоким — от 70 до 120 тысяч в месяц. Однако, для достижения такого уровня необходимо постоянно совершенствоваться и следить за новинками на рынке.

Советы по подготовке к обучению

Если вы хотите стать ювелиром, то вам необходимо обладать определенными навыками и знаниями. Во-первых, вы должны быть умелыми руками и иметь чувство прекрасного

Во-вторых, важно учиться и развиваться, следить за новыми техниками и тенденциями в ювелирной индустрии

Также необходимо знать основы профессии, уметь работать с инструментами и материалами. Хорошим стартом может быть посещение курса по основам ювелирного дела. Во время обучения вы познакомитесь с различными техниками и материалами, научитесь создавать простые украшения.

Не стоит забывать и о практике

Помимо обучения, важно самостоятельно создавать и продавать свои изделия. Это поможет вам набраться опыта и развить свой стиль в работе

Профессия ювелира Преимущества
Создание украшений Высокий уровень дохода
Творческая работа Возможность самовыражения
Рост и развитие Возможность совершенствоваться

Преодоление трудностей и проблем

Обучение и развитие навыков

Моё обучение началось с изучения базовых навыков ювелирного дела. Хотя я не посещала специальные курсы или школы, я самостоятельно научилась основам работы с ювелирными инструментами и изделиями. В интернете я нашла множество полезных видеоуроков и инструкций, которые помогли мне развить свои навыки.

Для дальнейшего развития я посещала местный ССУЗ, где получила профессиональные знания и навыки в ювелирной деятельности. Это был важный шаг для моего будущего в этой сфере.

Работа и обязанности

Сейчас я работаю в своём собственном мастерском и занимаюсь созданием украшений. Мои обязанности включают разработку дизайна, выбор материалов, обработку и сборку украшений. Я также занимаюсь продажей своих изделий на рынке и через интернет.

Для успешной деятельности в роли ювелира-самоучки необходимо уметь использовать модные тенденции и следить за новинками на рынке. Я всегда стараюсь быть в курсе последних трендов и предлагать своим клиентам актуальные украшения.

Советы для будущих ювелиров-самоучек

  • Постоянно развивайте свои навыки и знания в ювелирном искусстве.
  • Используйте интернет и другие ресурсы для обучения и получения информации.
  • Находите вдохновение в жизни и модных тенденциях.
  • Будьте готовы к трудностям и проблемам, и не останавливайтесь на достигнутом.
  • Используйте свои навыки и знания для создания уникальных и качественных изделий.

Ювелирное мастерство – это специальность, в которой можно добиться успеха даже без формального образования. Главное – это любовь к делу, постоянное обучение и стремление быть лучшим в своей области.

Носите свои украшения

Это, пожалуй, одно из главных правил. Дэвид еще в школе начал создавать свои первые украшения. Он продавал их за символическую плату. А повзрослев и пройдя обучение у других известных мастеров, он серьезнее подошел к своему делу. Однако его украшениями начали интересоваться только после того, как он начал сам носить их. Так, например, однажды, в середине 70-х годов, он надел одну из своих работ на художественную выставку, где и продал ее владельцу картинной галереи. После этого Юрман стал частенько выбираться на подобные мероприятия, развивая ювелирное мастерство и рекламируя свои изделия.

Изучив рынок и сделав свое имя узнаваемым, в начале 80-х годов дизайнер основал собственный бренд под названием David Yurman. Его ювелирные украшения стали быстро набирать популярность и продаваться через многие известные магазины, такие как Saks Fifth Avenue, Neiman-Marcus и Bloomingdales.

Роберто Койн

История успеха этого дизайнера совсем не похожа на Дэвида Юрмана, но она не менее интересна. Роберто Койн родился в Италии, а все итальянцы, как известно, обладают хорошим вкусом и утонченностью. Родители парня умерли молодыми в результате трагического случая, а его поместили в школу-интернат в Швейцарии, где он занимался изучением гостиничного бизнеса.

После выпуска Роберто какое-то время работал в отеле на Нормандских островах. Он был очень амбициозным и целеустремленным, благодаря чему в возрасте 24 лет стал одним из ведущих отельеров Европы. Однако мечтал парень совсем о другом. Его всегда манила красота и мода, поэтому в 32 года Койн решил вложить все свои сбережения в ювелирный бизнес.

Никакого опыта в этой области Роберто не имел, зато у него был хороший план. В 1984 году он наконец решился, и дела сразу пошли хорошо. На протяжении 12 лет он делал эксклюзивные украшения для многих всемирно известных личностей. К сожалению, в 1996 году дизайнер решил отойти от дел, но за этот небольшой период он навсегда вписал свое имя в историю. Этого ему удалось добиться благодаря непомерной страсти и искренней любви к своему делу.

Какими качествами должен обладать ювелир?

Профессия ювелира требует усидчивости, кропотливости, аккуратности и высокой концентрации внимания. Без этих качеств работать будет либо невозможно, либо крайне тяжело. Поэтому, чтобы в будущем не было эмоционального выгорания и усталости, ты должен понимать, с какой интересной и порой монотонной работой в будущем столкнёшься. Если сомневаешься в выборе, советуем пройти тесты на профориентацию. С их помощью ты сможешь определить, подойдёт ли тебе профессия ювелир по темпераменту, характеру, предмету деятельности и психотипу.

Надеемся, что сориентировали в профессии ювелир

За тобой осталось самое важное: выбрать место учёбы (в Беларуси или за границей) и готовиться к экзаменам и ЦТ. Желаем удачи!. ***

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях , Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

Всему научилась сама

Ювелирного образования у меня нет, я самоучка. Считаю, что внутренняя мотивация, настойчивость и огромное желание впитывать нужную информацию и находить ей применение помогли стать мне той, кем я являюсь сейчас.

Большинство практики я получала из книг, видеоуроков, блогов. Мастер-классы я посещала в онлайн-формате, никаких выездных. Я получаю опыт точечно — если у меня есть вопрос по ювелирной деятельности, я задаю его конкретно ювелирам, которые также работают через интернет и свободно делятся любой информацией.

Много таких, кто отказывается делиться опытом — это нормально в художественной среде — у ювелиров также. Например, мой знакомый ювелир, к которому я ходила, как муха назойливая, пытаясь запомнить, чем и как он работает, как обустроено его рабочее место, не взял меня к себе на обучение, а предпочел девушку из своей семьи. Конечно, было жаль, но именно благодаря его удивлению и похвале, когда я показала ему свои первые изделия, сделанные дома без особых инструментов, я поняла, что мне уже нужна мастерская.

Рабочие процессы

Помимо самообразования я ходила в спортзал, развивала в себе физическую силу, чтобы уметь раскатать металл на ручных вальцах, поскольку это сложно сделать вручную женщине. Так я выиграла в 2016 году первенство среди девушек по пауэрлифтингу.

Про украшения

Я позиционирую себя как художник — у меня нет четких рамок, в которых я могла бы творить. Я работают с огромным количеством материалов, постоянно испытываю для себя какие-то новшества и пробую вносить какие-то необычные элементы в свои изделия.

Я работают в разных техниках — гравировка, чеканка, использую и литье, научилась работать с воском и листовым металлом. Чаще всего мне приходится работать с серебром и, конечно же, натуральными, полудрагоценными камнями: аметистом, гранатом, сердоликом. Очень люблю агаты, прениты, кварцевые породы, яшму, лабрадорит, турмалины и лунный камень.

Сейчас я делаю только практически ювелирные украшения: кольца, кулоны, браслеты, серьги, колье. Бижутерию только под заказ. Также занимаюсь обработкой медвежьих когтей — у нас в городе есть охотники, можно сделать красивое украшение для мужчины.

Стилистика украшений разная, в основном работаю в минимализме, который мне самой ближе, больше мне подходит и нравится моим клиентам. Он своеобразный, в таком ключе, котором я его вижу — много использую фактур всяких, какие-то рисунки, выпилы и так далее.

Вдохновение приходит из абсолютно разных источников — музыка, кино, природа. Чаще всего для меня источником вдохновения являются образы самих людей — я их вижу, дорисовываю их образы в голове и тут же начинаю выдавать идеи, рисовать эскизы, рассматривать вариации. Так же я вдохновляюсь архитектурой, и особенно урбанистикой. Люблю бывать в заброшенных зданиях, заводах и различных объектах, оставшихся со времён распада СССР.

Разные народности, культуры — все это очень интересно, и весь мир такой многообразный, что не вдохновляться им невозможно.

Профессия ювелир: особенности

Мнение эксперта

Екатерина Колоколова:

«Ювелирами называют мастеров, которые занимаются изготовлением, ремонтом или реставрацией изделий на основе драгоценных и полудрагоценных камней, цветных и драгоценных металлов. Специальность подразумевает сочетание в ее представителе творческих способностей и технических навыков. Эксперты в этом направлении способны создать объект с нуля, не прибегая к помощи посторонних. Описание профессии указывает на необходимость наличия у ювелира массы практических навыков.»

Разнообразие техник, приемов, видов ювелирных работ привело к разделению профессионалов по областям:

браслетчик — в зависимости от разряда готовит элементы для браслета или собирает изделия различной сложности. Эксперты делают эскизы, сами изготавливают части предмета, занимаются подготовкой материалов, создают высокохудожественные элементы;

гравер — создает уникальные украшения на заказ, наносит на них надписи (гравировки);

филигранщик — украшает изделия напаянным или ажурным узором;

закрепщик — создает восковые модели будущих изделий, закрепляет в готовых продуктах элементы (например, камни);

цепочник — в зависимости от разряда изготовляет простые или особо сложные цепочки, используя однотипные и/или фасонные звенья различных профилей;

монтировщик — собирает изделия из готовых частей, аккуратно и надежно крепит их друг к другу, выполняет завершающую обработку предметов.

В процессе работы ювелиры используют разнообразные техники, приемы, методы обработки материалов. В большинстве случаев им приходится выполнять очень тонкую работу, требующую особой сноровки, иначе заготовка может быть испорчена.

Ювелир работает с драгоценными металлами, но бывают и умельцы, работающие с более дешевыми материалами, из которых производится бижутерия.

«Учёба ювелирному дизайну была моей мечтой сердца»

— Станислава, как развивалась ваша карьера до увлечения ювелирным дизайном?

— Я долго искала себя и за это время успела много где поработать. Начинала менеджером по продажам и журналистом в журнале Chief Time, продолжила развиваться как маркетолог в образовательном центре.

Потом я устроилась бренд-менеджером в компанию BergaModa, которая занимается производством дизайнерской одежды, выводила её на онлайн-площадки и изучала фешен-рынок. А позже — в торговый дом «Серебро». Там я тоже изучала рынок, только уже ювелирный, создавала с подрядчиками коллекции для розничной сети и разрабатывала упаковочные решения.

В торговом доме я научилась рисовать наброски украшений, от и до изучила изделия и концепции ювелирных брендов. И меня так увлекла эта работа, что однажды я задалась вопросом: «А что, если научиться создавать украшения самой?» Также я вспомнила, какое удовольствие мне приносила реакция близких на мои украшения из бисера, замши и ниток в детстве, и захотела снова испытать эти приятные чувства.


Коллекции от бренда Teo Santini, которые Станислава разрабатывала с иностранными партнёрами для рынка России и стран СНГФото: личный архив Станиславы Павловой
Коллекции от бренда Teo Santini, которые Станислава разрабатывала с иностранными партнёрами для рынка России и стран СНГФото: личный архив Станиславы Павловой
Коллекции от бренда Teo Santini, которые Станислава разрабатывала с иностранными партнёрами для рынка России и стран СНГФото: личный архив Станиславы Павловой

Казалось, мне ничего не мешало стать дизайнером. Но тогда эта задумка не осуществилась.

— Что же произошло?

— Думаю, что я ещё морально не дозрела и не осознала, какие нужно предпринять шаги на пути к дизайну. Вместо этого пришлось снова искать работу, так как проект, для которого я создавала ювелирные коллекции, приостановили.

После этого я устроилась бренд-менеджером в компанию «Поляна» и открыла с коллегами два грузинских ресторана. Позже я доросла до позиции бренд-директора, но уже в другой организации, продуктовом дистрибьюторе «Далимо». Управляла там отделом дизайнеров и менеджеров, разрабатывала и запускала новые бренды, продукты и проекты.

Несмотря на то что я серьёзно поднялась в карьере, получила высокую должность и финансовый рост, меня угнетало чувство неудовлетворённости жизнью. Для счастья мне будто чего-то не хватало.

— И тут вы снова задумались о дизайне?

— Да, так и было. Когда я искала причины своего состояния, поняла, что ювелирный дизайн — моя мечта сердца, которую я точно хочу реализовать. И что, куда бы я ни пошла работать, всё равно буду вспоминать о том, что побоялась её воплотить.

Тогда я твёрдо решила стать ювелирным дизайнером. Избавилась от сомнений и оценила риски перехода в другую профессию. Уже обучаясь на курсе, я пообещала себе, что компания «Далимо» станет моей последней работой в найме. Я надеялась, что однажды смогу работать на себя и воплощать все свои идеи.

— Тяжело было оставить стабильность и начать с нуля в новом деле?

— Да, очень. Но ещё тяжелее было решаться на каждый последующий шаг. Сначала пройти обучение на курсе, затем оставить интересную работу, а после открыть мастерскую и создать свой бренд.


Фото: личный архив Станиславы Павловой

Получите образование дизайнера ювелирных изделий

Большинство успешных дизайнеров ювелирных изделий работают, имея профильное образование, и это не удивительно, ведь работодатели предпочитают нанимать независимых и подготовленных специалистов, которые не требуют времени и затрат на обучение. Поэтому, если вы хотите стать профессионалом высокого уровня с высокой оплатой и выделиться среди конкурентов, вам необходимо получить образование.

Есть два пути, по которым можно пойти, чтобы стать дизайнером аксессуаров:

– Окончить программу Бакалавриата по дизайну аксессуаров в институте Марангони, а затем там же поступить на узкоспециализированную программу Магистратуры по дизайну ювелирных украшений.

В рамках обучения на данных программах вы получите серьезную теоретическую подготовку по истории искусства, методологии дизайна, материалам, современным технологиям, а также маркетингу, брендингу и коммуникациям. Во время практических занятий и мастер-классов вы изучите весь процесс производства ювелирных украшений, начиная от разработки идеи и заканчивая созданием собственной коллекции.

– Получить опыт работы по созданию украшений, а затем окончить программу Магистратуры по дизайну ювелирных украшений в Istituto Marangoni.

До поступления в институт вы можете самостоятельно изучить основы ювелирного искусства, сначала работая над переделкой существующих украшений, затем над разработкой собственных простых колец, брошек или колье. После подготовки портфолио с работами, вы можете претендовать на поступление на программу Магистратуры по дизайну ювелирных украшений.

Во время обучения вы научитесь проводить предварительные исследования рынка и потребностей покупателей, предугадывать тенденции дизайна и моды, реализовывать ваши креативные идеи в актуальные ювелирные украшения, используя новейшие технологии или принципы традиционного мастерства ручной работы.

В обоих случаях, по окончании обучения, у вас будет накоплен достаточный опыт работы и сформировано профессиональное портфолио, которые позволят работать независимым дизайнером, сотрудничая с международными брендами класса люкс, получить место штатного дизайнера или запустить собственный бренд ювелирных украшений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: