Субъекты и объекты государственного управления

Структура и функции

  • Первичные органы исполнительной власти – министерства, ведомства, агентства, комитеты и другие организации, отвечающие за реализацию государственной политики в определенной сфере (экономика, образование, здравоохранение и т.д.);
  • Региональные и местные органы исполнительной власти – управления, департаменты, администрации и другие организации, которые осуществляют исполнение государственной политики на территории соответствующего региона или муниципалитета;
  • Государственные органы управления – президент, правительство, парламент и другие высшие органы государственной власти, которые руководят общегосударственным аппаратом и принимают ключевые решения;
  • Службы государственной безопасности и правоохранительные органы – Федеральная служба безопасности, МВД и другие службы, ответственные за обеспечение безопасности государства и правопорядка;
  • Судебная система – суды всех уровней, которые рассматривают дела по гражданским, административным и уголовным делам и принимают решения в соответствии с законом;
  • Контрольно-надзорные органы – Роскомнадзор, Росстандарт и другие организации, которые осуществляют контроль за соблюдением законодательства в различных сферах;
  • Финансовые органы – Минэкономразвития, Министерство финансов и другие организации, которые занимаются финансовым регулированием и управлением государственными финансами.

Функции общегосударственного аппарата управления включают:

  1. Разработку и реализацию государственной политики – определение основных направлений деятельности государства, разработка законодательных и нормативных актов;
  2. Регулирование общественных процессов – создание условий для стабильного развития экономики, социальной сферы, науки, культуры и других областей жизни общества;
  3. Координацию деятельности различных органов и подразделений государства – согласование работы министерств, управлений и других организаций для достижения общих целей;
  4. Осуществление контроля – проверка соответствия деятельности организаций и граждан закону и нормативным актам;
  5. Обеспечение государственной безопасности – защита государства от угроз внешней и внутренней безопасности;
  6. Участие в формировании бюджетных решений – разработка и утверждение государственного бюджета, контроль за его исполнением.

Понятие системы управления

Процесс управления — это воздействие на объект с целью изменения его состояния или формы.

  • техническую (машины и оборудование);
  • технологическую (ряд процессов, стадий производства);
  • организационную;
  • социальную (единство социальных отношений);
  • экономическую.

Система управления включает:

  1. структурно-функциональную подсистему (реализует принцип единства структурных и функциональных элементов системы);
  2. информационно-поведенческую подсистему (обеспечение действий необходимой информацией);
  3. подсистему саморазвития (принцип самостоятельности, независимости развития отдельных элементов).

Классификация управления

Как известно, общественные отношения весьма многообразны. Они имеют разный характер, что обуславливается разнообразием сфер деятельности человека. Регулировать такое многообразие достаточно сложно. Очевидно, что разные отношения требуют различные способы воздействия и специфические подходы к регулированию. Соответственно, это обуславливает многообразие видов управления. Классификация административной деятельности осуществляется по разным основаниям

Принимая во внимание сферы жизнедеятельности общества, выделяют управление:

Всем обществом.
Экономикой.
Социальной сферой.
Политикой.
Духовно-идеологической сферой.

Основываясь на природе управляющего субъекта, выделяют такие виды управления:

Государственное. Субъектом выступает государство.
Общественное. В этом случае субъект – общество и его институты.
Менеджмент. Субъектом здесь является предприниматель, собственник.
Территориальное (местное). Субъект – население, проживающее в границах конкретного муниципалитета.

Существует также классификация по структуре социальных отношений. Здесь выделяют управление политико-экономическим и социально-духовным развитием общества.

Субъект управления

Назначение субъекта управления — обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Управляемость — способность системы воспринимать управляющее воздействие и реагировать на него соответствующим образом.

Субъекты управления — центры активности, центры ответственности.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления (для вышестоящих руководителей).

Главная цель функционирования субъекта управления — выработать управленческое решение, которое обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.

Цели субъекта управления рассматриваются на 2 уровнях:

  1. на интегративном уровне — субъект управления функционирует для того, чтобы привести систему к поставленным перед ней целям, поэтому степень достижения целей системы в целом является критерием эффективности функционирования субъекта управления;
  2. на локальном уровне (на уровне самой системы).

Требования к субъекту управления:

  1. субъект управления должен реализовывать закон необходимого разнообразия (количественная сторона);
  2. система управления должна иметь все те свойства и характеристики, которые присущи кибернетической системе (данные требования характеризуют качественную сторону):
    • единство;
    • целостность;
    • организованность;
    • эмерджентность.
  3. субъект управления должен быть принципиально активным, который знает цели, знает пути их достижения и постоянно генерирует функции. Принципиально активная система состоит из активных элементов;
  4. система управления должна быть всегда центром ответственности;
  5. субъект управления должен быть законопослушным;
  6. субъект управления должен быть более высокого социально-культурного уровня по отношению к внешней среде, чтобы быть способным адекватно реагировать на воздействие внешней среды и влиять на развитие этого уровня;
  7. субъект управления должен иметь более высокий по отношению к объекту творческий и интеллектуальный потенциал.
  1. система целей управления;
  2. функциональная модель системы управления;
  3. структурная модель;
  4. информационная модель;
  5. модель коммуникаций (системы отношений);
  6. модель эффективности;
  7. механизм управления;
  8. операционная (технологическая) модель.

Организация как система и объект управления

С точки зрения системного подхода к организации, она априори является особым объектом управления (субъект управления – руководство, администрация).

Под производством понимается и оказание услуг, и выполнение работ.

Если обратится к главной цели существования коммерческих организаций, которые, в первую очередь и внедряют принципы и методы управления, то все они должны, в итоге, быть ориентированы на увеличение прибыли предприятия. Таким образом, с этой точки зрения управление организацией как особым объектом предстает как система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

В современных условиях макроэкономической нестабильности и интенсификации конкуренции возрастает внешнее давление на коммерческие организации, что требуется повышения эффективности управления.

Все та же жесткость конкуренции принуждает к переосмыслению традиционного понимания отношений между предприятием и ее контрагентами. У них не противоречивые интересы, на самом деле они вместе движутся к одной цели. Поэтому нужно более внимательно рассмотреть комплекс взаимоотношений предприятия с его окружающей средой.

Схема взаимодействия организации с окружающей средой

Все участники этой системы будут максимально удовлетворены в случае, если покупатель заплатит предприятию за произведенные им товары такую сумму, чтобы после уплаты налогов государству, которые являются отчислениями обществу, а также после уплаты дивидендов акционерам и собственникам и после расчетов с поставщиками у предприятия осталось сумма средств, которая будет направлена на удовлетворение собственных нужд.

Достижение такой ситуации возможно, если предприятие делает ставку на качество производимой продукции, услуг или работ, а также качество организации в целом, как особого объекта управления, т.е. включая работу персонала, производство, взаимодействие с внешней средой.

Органы управления

Совокупность органов управления (подразделений, должностей), которые реализуют его функции, связанных между собой каналами коммуникации и находящихся в определенном взаимном соподчинении и соотношении, составляют управленческий (административный) аппарат. Части аппарата, которые взяты в определенном взаимном расположении и связаны системой распределения полномочий, официальных отношений, задач, ответственности, формируют организационную структуру (нельзя путать со структурой самой компании).

Органы управления подразделяются на:

  • органы функционального управления, которые предписывают необходимые способы разрешения управленческих проблем,
  • органы линейного управления, которые руководят подразделениями основной деятельности организации,
  • органы общего управления (высшее руководство компании).

Совокупность органов управления, которые решают общую задачу, формирует звено управления, а совокупность органов одного уровня формирует управленческую ступень.

Необходимо иметь в виду, что управление осуществляется при помощи официальных и неофициальных средств (неформальных контактов между сотрудниками, совокупности группировок и их лидеров).

Полная система управления, таким образом, состоит из двух частей – неофициальной и официальной, которые нужно рассматривать в целом.

Во главе органа управления находится управленческая должность – организационная единица, которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности; все остальные должности лишь обеспечивают эти действия и являются по отношению к ней подчиненными. Должность существует, пока реализует относящиеся к ней функции, исходя из которых на лиц, занимающих ее, возлагаются определенные служебные обязанности.

Исследование функциональных подсистем системы управления

Функциональные подсистемы образуются в результате горизонтального разделения труда работников управления. Чтобы проанализировать функциональную структуру аппарата управления необходимо осуществить ряд специальных работ:

  1. Изучить функции структурных подразделений. При этом выявляется, насколько они соответствуют фактически выполняемым видам работ и задачам, возложенным на эти подразделения по положениям о подразделениях и другим нормативным документам
  2. Изучить функции каждого отобранного для детального обследования рабочего места на соответствие видов выполняемых работ должностным и квалификационным характеристикам сотрудников аппарата управления. При этом могут быть составлены подробные организационно-функциональные схемы и графики распределения обязанностей

Источниками данных по этому кругу вопросов являются:

Положения

Приказы

Прочие нормативные документы

Отчеты о выполнении работ

Протоколы производственных совещаний

Материалы комиссий, исследовавших аппарат управления

Документация по кадрам, штатные расписания

Статистическая отчетность по труду

Устный, анкетный опрос сотрудников, различного рода собеседования

Семинар 6 (02.04.2015)

  1. Линейная структура управления (от директора до рабочих, в производственной структуре)
  2. Составить развернутый перечень функций, которые будут выполняться на предприятии (сдать отчет в бухгалтерию, закупка сырья, сбыт продукции), после сгруппировать для того, чтобы можно было создать звенья по управлению

Функции:

Составление бухгалтерского отчета (бухгалтерия)

Учет товаро-материальных ценностей (бухгалтерия)

  • Закупка сырья (отдел снабжения)
    • Поиск поставщиков
    • Организация закупок
    • Доставка
  • Организация сбыта продукции (отдел сбыта)
    • Поиск потенциальных покупателей
    • Реклама и продвижение
    • PR

Юридическое сопровождение и написание нормативных документов (юрисконсульт)

  • Проведение платежных операций (финансовый отдел)
    • Расчеты за материалы
    • Расчеты по оплате труда
    • Расчеты с налоговыми органами
    • Расчеты с покупателями
    • Расчеты с соц. страхом

Стимулирование труда (отдел кадров)

Обеспечение функционирования транспортного комбината (транспортный отдел)

Создание условий для бесперебойного электроснабжения (энергетическое хозяйство)

Обеспечение основного производства инструментами и оборудованием (инструментальный цех)

  • Организация условий безопасного труда (служба безопасности)
    • Охрана
    • Пожарная безопасность

Снабжение ГСМ (транспортный отдел)

Поиск и привлечение сотрудников (отдел кадров)

Обучение персонала (отдел кадров)

  • Удовлетворение биологических потребностей персонала
    • Столовая
    • Уборная

Организация досуга рабочих (отдел кадров)

Поддержание производства в рабочем состоянии (ремонтный цех)

Лекция 4 (16.04.2015)
 

Регламентирование управленческого труда

Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство

Управление более широкое понятие, чем менеджмент. Например, можно управлять и коллективом, и автомобилем. Но… менеджмент автомобиля? Не звучит!

Менеджмент более широкое понятие, чем руководство. Руководство как часть менеджмента отражает поведение менеджера в системе «начальник – подчиненный».

Цель:

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии управляемого объекта, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта.

Характеристика современной ситуации в развитии объектов менеджмента

Современные объекты менеджмента характеризуются неопределенностью развития, возрастающим уровнем риска, необходимостью системного подхода к решению проблем, высокой зависимостью от внешней среды. Эти особенности связаны с изменениями в характере труда (повышение роли работника в принятии решений), усилении разнообразия внешней среды.

Содержание менеджмента

Менеджмент определяется в нескольких аспектах (с нескольких точек зрения):

— Наука управления;

— Искусство управления;

— Вид деятельности;

— Аппарат управления.

Категории:

— Объекты и субъекты менеджмента;

— Виды менеджмента;

— Функции менеджмента;

— Методы менеджмента;

— Принципы менеджмента.

Объекты менеджмента:

— функциональные области: производство, сбыт, снабжение, инновации, персонал, финансы и т.п.;

— уровень иерархии объекта: рабочее место, элемент структурного подразделения, структурное подразделение, организация, комплекс, отрасль, национальная экономика;

— вид объекта: операция, проект, система. Можно управлять операцией, проектом, системой.

Субъекты менеджмента:

Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные ответственностью и полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации

Иерархический уровень:

— высший (топ-менеджмент, руководители организации);

— средний (менеджеры структурных подразделений, филиалов);

— низший (руководители бригад, групп, секторов, организаторы определенных видов работ).

Виды менеджмента:

По признаку объекта:

— общий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц (профит-центров);

— функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности организации (функциональными областями) или ее звеньев (маркетинг, персонал, финансы, производство и т.п.).

По признаку содержания:

— нормативный менеджмент – разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений;

— стратегический менеджмент – выработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;

— оперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функции менеджмента:

Функция — устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности.

— Общие функции: формирование целей, планирование, организация, контроль, регулирование;

— Технологические функции: разработка решений и установление коммуникаций;

— Социально-психологические функции: делегирование полномочий и мотивация сотрудников.

Показатели эффективности аппарата управления и принципы оптимизации структуры управления

Качество функционирования аппарата управления определяют по изменению показателей эффективности и по следующим результатам деятельности организации в целом (Магданов. 2012. – С. 56–62):

  • состояние функциональных характеристик организации, еë выходных параметров (в том числе выручки, активов, прибыли), а также тенденции их изменений;

  • состояние структурных характеристик организации (в том числе операционной модели и организационной структуры), а также тенденции их изменений.

  • результаты деятельности по развитию организации (в том числе развитию персонала, выполнению стратегических целей и реализации философии управления).

Построение аппарата управления обусловлено значительными объёмами управленческой работы, которая реализуется посредством горизонтального и вертикального принципов разделения труда. Горизонтальный принцип заключается в расстановке руководителей во главе отдельных подразделений и отделов, в то время как вертикальный предполагает создание управленческой иерархии для достижения лучшей координации отдельных бизнес-процессов. Совершенствование трудовых процессов в аппарате управления требует оптимизации управленческой структуры в соответствии с принципами (Пудовкина. 2008. С. 87–93):

  • специализации (углублённое разделение труда в аппарате управления);

  • пропорциональности (оптимальное соотношение между различными звеньями структуры управления);

  • прямоточности (установление оптимального пути передачи информации);

  • непрерывности (минимизация технологических перерывов в процессах управления);

  • ритмичности (установление режима труда, планомерность работы различных подразделений);

  • комплексного подхода к исследованию трудовой деятельности (привлечение специалистов различного профиля к оценке качества функционирования управленческого аппарата).

Положение о структурном подразделении аппарата управления

Положение о структурном подразделении аппарата управления — это организационно-правовой документ, регламентирующий назначение и место подразделения в системе управления

Он утверждает структуру подразделения, цели, основные функции и задачи, права, ответственность, связи с другими подразделениями. Положение как документ позволяет:

Официально закрепить распределение функций между подразделениями аппарата управления

Официально закрепить права подразделений в части принятия решений и использования ресурсов

Установить коллективную ответственность

Установить функциональные взаимосвязи между подразделениями по каждому комплексу задач управления

В соответствии с требованиями унифицированной системы организационно-распорядительной документации положение о подразделении должно состоять из следующих разделов:

  1. Общие положения
  2. Задачи
  3. Функции
  4. Права
  5. Ответственность
  6. Связи

В разделе общие положения указывается полное и точное название подразделения, определяется место подразделения в системе управления, указывается в чьем непосредственном подчинении оно находится, кем возглавляется (должность), указывается порядок назначения и освобождения от должности начальника подразделения, устанавливается внутренняя структура подразделения, подчиненность и взаимодействие сотрудников, в общих чертах определяется цель и направления деятельности подразделения.

В разделах задачи и функции четко формулируют закрепленные за подразделением виды работ. При этом не должно быть дублирования с другими подразделениями. В этих же разделах определяется, какие вопросы подразделение решает самостоятельно, а в решении каких вопросов только принимает участие. Этот раздел может быть представлен в табличной форме. Чаще всего эту таблицу называют картой задач и функций.  Если разделы задач и функций в табличной форме, то раздел связи в положении не делается.

Положение разрабатывается начальником отдела, согласовываются с соответствующими службами, утверждается директором.

Существуют другие виды описания должностей:

  1. Спецификация работ
  2. Спецификация должностей

Спецификация работ — это описания работ, из которых складывается деятельность в данной должности. Это комплексное описание, учитывающее виды работ, нормы работы, характерные черты труда, отчасти описываются требуемые качества работника. Спецификации работ не заменяют, а дополняют должностные инструкции, конкретизируют их.

Спецификация должности — это наиболее полная оценка должности. Здесь стремятся учесть все, и саму работу, и требуемые качества работника. Конкретные варианты описания должностей могут сильно отличаться друг от друга. Но есть некоторые общие компоненты, например:

  1. Должностные обязанности
    1. Точное наименование рабочего места
    2. Номер рабочего места в структурном подразделении
    3. Обязанности, которые должны выполняться лицами, занимающими данное рабочее
    4. Указания о возможном разделении и кооперации труда внутри подразделения
    5. Нормы времени и нормы выработки на выполнение отдельных видов работ
  2. Квалификационные требования
    1. Требования, связанные с необходимыми затратами физических усилий
    2. Требования, связанные с необходимыми затратами умственных усилий
    3. Профессиональные знания
    4. Специальные знания
    5. Опыт работы
    6. Указания о методах оценки работы
    7. Необходимость творческого мышления при решении служебных вопросов

Функции управления

Функция управления — это вид трудовой деятельности человека, направленный на уравновешивание состояния организации с внешней средой, вступая при этом в систему управленческих отношений (см. также Функции менеджмента).

По этим признакам можно выделить две основные группы функций управления:

  1. общие функции управления — это функции, которые определяют вид управленческой деятельности независимо от места её проявления;
  2. конкретные функции — это функции, которые определяют направленность труда человека на конкретный объект. Они зависят от организации, направлений её деятельности. Конкретные функции управления возникают в результате горизонтального разделения труда.

К общим функциям управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения общих её целей.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий (подразделений), входящих в фирму. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Организовать — значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права для использования ресурсов организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (технических, финансовых, производственных и других) объекта управления при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

По способу осуществления координация может иметь вертикальный или горизонтальный характер.

Координация по вертикали приобретает значение субординации — подчинение функций одних компонентов другим, а в менеджменте — служебное подчинение младших старшим, что основывается на нормах служебной дисциплины. Задача вертикальной координации — организация эффективной связи и сбалансирование структурных подразделений и их работников различных иерархических уровней.

Горизонтальная координация состоит в обеспечении сотрудничества руководителей, специалистов и других работников подразделений, между которыми нет отношений подчинения. В результате достигается согласованное единство взглядов на общие задачи.

Мотивация — процесс побуждения себя и других к действию для достижения общей цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого значения, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача данной функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану.

Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководителем. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей будет поставлено под угрозу.

Самостоятельность принимаемых решений

В довольно крупных по своему масштабу организациях возникает необходимость делегировать полномочия, то есть передавать часть принимаемых решений в компетенцию менеджеров среднего и низшего звена. Если так будет передаваться значительная часть принимаемых решений, то ведут речь о децентрализации власти на предприятии. Централизация, как и децентрализация, вне конкретных условий не представляет ни положительных, ни отрицательных характеристик управленческой системы. Но при построении рациональных организационных форм необходимо определенное соотношение централизации и децентрализации. Для этого, в первую очередь, необходимо провести оценку степени децентрализации в конкретных условиях. Такую оценку дают, основываясь на коэффициенте децентрализации решений (Кдец).

Само по себе количество решений практически не несет никакой информации, поэтому коэффициент децентрализации необходимо дополнять оценками важности решений, которые принимаются на нижних стадиях управления, а также степень самостоятельности последних. Важность решений количественно может быть оценена на основании затрат, связанных с их реализацией

Если говорить о степени самостоятельности, то она может быть оценена качественно, базируясь на характере взаимоотношений с вышестоящими уровнями

Важность решений количественно может быть оценена на основании затрат, связанных с их реализацией. Если говорить о степени самостоятельности, то она может быть оценена качественно, базируясь на характере взаимоотношений с вышестоящими уровнями

Выделяют три степени самостоятельности решений:

  • низкая – все решения предварительно согласовываются с высшим руководством;
  • средняя – высшее руководство информируется о принятом решении;
  • высокая – самостоятельное принятие решений и периодический контроль со стороны высшего руководства.

Используя совокупность количественных и качественных показателей, можно дать объективную оценку уровню децентрализации в организационной структуре управления.

При определении в организации наиболее рационального уровня принятия того или иного решения, необходимо обратить внимание на ряд аспектов. Информационный аспект – рассматривает существование наиболее благоприятных условий на одном из уровней иерархии, с позиций оперативности и качества принимаемых решений

Данный фактор предполагает предоставление полномочий той ступени, которая обладает максимумом оперативной информации по рассматриваемому вопросу. Вместе с этим необходимо, чтобы решение не только было принято быстро, но и было высокого качества. А так как качество решение определяется во многом качеством полученной информации, которая использовалась для его разработки, то это предполагает наделение полномочиями того уровня, который обладает наиболее объективной, достоверной и не искаженной информацией

Информационный аспект – рассматривает существование наиболее благоприятных условий на одном из уровней иерархии, с позиций оперативности и качества принимаемых решений. Данный фактор предполагает предоставление полномочий той ступени, которая обладает максимумом оперативной информации по рассматриваемому вопросу. Вместе с этим необходимо, чтобы решение не только было принято быстро, но и было высокого качества. А так как качество решение определяется во многом качеством полученной информации, которая использовалась для его разработки, то это предполагает наделение полномочиями того уровня, который обладает наиболее объективной, достоверной и не искаженной информацией.

Экономический аспект требует учитывать:

  • наличие ресурсов, необходимых ля успешной реализации принятого решения;
  • материальную мотивацию работников соответствующих подразделений в процессе принятия и реализации управленческого решения, с точки зрения интересов всей организации.

Социальный аспект предполагает, что современный уровень организационной культуры вовлекает всех работников организации в процесс принятия решений и формирование демократического стиля руководства.

Объекты управления

Объект управления (управляемая подсистема) — это элементы организации, воспринимающие управленческое воздействие и подчиняющие ему свою деятельность.

Объекты организационной деятельности – это весь спектр взаимосвязанных структурных подразделений компании (участки, отделы, цеха, сектора, группы исполнителей, лаборатории и т.д.).

Для того чтобы данное взаимодействие было эффективным, субъектам управления необходимо:

  • осуществлять двустороннее взаимодействие между собой, что облегчает исправление ошибочных решений, которые были приняты на верхних звеньях управленческой структуры;
  • быть совместимыми, соответствовать друг другу, что даст им возможность полностью осуществлять свои потенциальные возможности;
  • быть заинтересованными в принятии рациональных решений и их безукоризненном исполнении;
  • в рамках единства обладать относительной самостоятельностью, которая позволяет оперативно откликаться на изменения ситуации.

Вышеперечисленные условия создание управляемой организации, т.е. ее рациональную реакцию на управленческие воздействия.

По мнению П. В. Шеметова, управление трактуется как:

1. Элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности – что уже было рассмотрено;

2. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу;

3. Соединение искусства науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей;

4. Искусство заставить события свершиться.

Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, и в настоящее время известен практически каждому. В общедоступном понимании менеджмент обозначает умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Термин «менеджер» независимо от уровня управления обозначает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Менеджер – управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.

Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Управление — это процесс работы вместе с людьми и через них для достижения организационных целей эффективными способами.

Управление предприятием – деятельность по координации различных ресурсов организации.

Это определение управления отличается от определения управления в прошлом тем, что менеджеры не только отдают приказы, они работают вместе с людьми и через других людей. Менеджеры сегодня нуждаются в творческом воображении и активном продвижении смелых новых направлений этическими и чувствительными методами. Хорошие, эффективные менеджеры являются игроками одной команды, действующими по желанию и при активной поддержке других людей, которыми управляют противоречивые личные интересы.

1.2. Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство», «администрирование», «организация»

С понятием менеджмента тесно связаны понятия организации, руководства и администрирования.

Слайд 8Принципы регулирования трудовых отношений: единоначалие (у каждого работника только

один начальник — непосредственный руководитель); неукоснительное подчинение каждого работника своему непосредственному руководителю; строгая дисциплина и порядок; единые правила корпоративных отношений для всего персонала; соответствие денежного вознаграждения затратам и результатам труда; персональный подход к оплате труда каждого работника. Рациональная организация трудовых отношений отвечает на вопросы: «Как нужно каждому работать, как работникам строить отношения с руководителями и коллегами, как оплачивается труд, как руководителям управлять персоналом?».

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ADMINISTRATIVE MANAGEMENT SYSTEM) , ЕЕ СТРУКТУРА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: