Особенности развития цифровых экосистем в государственном и корпоративном управлении и перспективы государственно-частного партнерства

Смартфоны Xiaomi

Смартфоны – основной продукт Сяоми, известный во всем мире благодаря отличному сочетанию стоимости и функциональности. Впрочем, то же самое можно сказать и об остальной продукции Xiaomi. Смартфоны Сяоми – не просто средство для коммуникации и развлечений. Во многих случаях именно эти устройства применяют в роли пультов дистанционного управления для активации, настройки и контроля функционала других разработок китайского бренда.

Смартфоны Сяоми идеально адаптированы для управления всеми смарт-гаджетами от этого производителя, в том числе элементами системы Smart House, умной бытовой техникой и всевозможными «игрушками» (от электросамокатов для детей до современных моделей беспилотников). Специалисты Xiaomi непрерывно совершенствуют функционал фирменных приложений, благодаря чему они работают максимально быстро и без сбоев.

Именно смартфоны Xiaomi являются ключевым элементом созданной экосистемы, а потому их применение становится не просто обоснованным, но и максимально рациональным решением. Тем более что все нужные функции присутствуют даже в бюджетных моделях смартфонов этого бренда. Впрочем, управление – лишь опция. В остальных аспектах современные модели телефонов Xiaomi также ничем не уступают разработкам конкурентов, а во многом даже превосходят их. Особенно если учитывать высокое качество аксессуаров – наушников, портативной акустики, фирменных моноподов и зарядных устройств.

 

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

  1. Информационные образовательные ресурсы.
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Что такое цифровые экосистемы

Чаще всего сервисы цифровых экосистем работают в сферах e-commerce и fintech. При этом экосистемное направление развития компаний:

  • обеспечивает высокую конкурентоспособность всех участников экосистемы;
  • генерирует прибыль от нетрадиционных видов деятельности;

  • увеличивает пользовательскую базу и снижает затраты на привлечение клиентов;

  • увеличивает стоимость экосистемы и успешность бренда.

Для цифровых экосистем характерны доступ ко всем сервисам через единый аккаунт (технология единого входа, Single Sign-On) и объединение сервисов общим брендом. Интеграция всех сервисов в рамках цифровой экосистемы обеспечивает появление «бесшовного пользовательского опыта», который подразумевает беспроблемное переключение клиента между различными сервисами, входящими в такие экосистемы.

3 Роли в цифровой экосистеме

Прежде чем вы начнете представлять себя строителем экосистемы, вам необходимо глубоко погрузиться в вашу компанию и ваши предложения. Это также означает, что вам необходимо определить, какие экосистемы важны для вас и какую роль вы будете играть в какой экосистеме.

В целом существует 3 различные роли, которые ваша компания может играть в экосистеме.

Организатор экосистемы

Эти компании берут на себя риск, сложность, а также проблемы построения цифровой экосистемы. Это такие компании, как Amazon, Alibaba, Ping и т.д., которые позволяют другим участвовать в экосистеме и продавать товары и услуги через эту систему.

Модульный производитель

Это компании, которые вносят свой вклад в экосистему и монетизируют стоимость в различных экосистемах. Одним из самых известных производителей модулей может быть PayPal. С помощью своих услуг они предлагают различные платформы и экосистемы услуги, чтобы иметь единый платежный шлюз, чтобы клиенты могли легко платить. Производитель модулей может добавить основные услуги к экосистемам, которые отвечают потребностям потребителей, бизнеса, а также покупателей и продавцов в определенном смысле.

Покупатель

Клиентом может быть человек или предприятие, которое извлекает выгоду из экосистемы. Забронировав Airbnb, вы становитесь клиентом экосистемы, которую создал и организовал Airbnb.

Иногда границы бывают изменчивыми. Так, например, пользователь Facebook является одновременно создателем (контент) и потребителем (реклама). Кроме того, компании могут иногда использовать, иногда организовывать, а иногда добавлять услуги в несколько цифровых экосистем.

Какие бывают экосистемы

Однако не только крупные финансовые компании создают экосистемы. Для внедрения и интеграции платформы не важен размер бизнеса, главное – объём входящих лидов и задачи, которые компания хочет решить с помощью нового инструмента.

Экосистемы бывают собственными и внешними. Первый тип можно поделить на более мелкие: вертикальные, горизонтальные и гибридные. Они различаются по механизму работы площадки.

Внешняя экосистема – это вариант для компаний, у которых ограниченный поток заявок, и им нужно его увеличить для роста бизнеса. Собственная платформа станет для них дорогим и даже бессмысленным средством для роста бизнеса, разумнее подключается к чужой платформе, которая поможет выйти на новых клиентов.

Какому бизнесу нужна экосистема

Вадим Сабашный подчеркивает, что задуматься об экосистеме нужно в первую очередь компаниям, бизнес-процессы которых попадают в зоны риска. Например, тем, чьи поставщики решений отзывают свои лицензии или прекращают обслуживание.
Для любой компании, у которой возникает кризис роста, цифровая трансформация будет полезной, полагает эксперт.
По словам Алексея Хромова, любые инвестиции в экосистему окупятся за счет более быстрого принятия решений, реорганизации продуктового портфеля, более гибкой настройки приложений для сотрудников, чтобы сделать их работу комфортной, — это снижает текучку, повышает удовлетворенность работой и мотивацию. Эксперт приводит в пример систему заказа гостевых пропусков PASS24.online, которую его компания помогла внедрить крупной финансовой организации. Благодаря интеграции новых функций существующая система компьютерного зрения компании теперь считывает номера машин, а система рекомендаций выдает сообщения о доступных местах на парковке в том случае, если конкретное место уже занято. Это экономит организации тысячи человеко-часов, а сотрудникам — время для поиска места, поясняет Хромов.

Инновационные схемы финансирования

Один из ключевых вопросов любого инфраструктурного проекта — вопрос финансирования. Все участники дискуссии согласились с тем, что инновационные подходы к ИТ-проектам требуют инновационных схем финансирования.

С коллегой категорически не согласился Дмитрий Комиссаров:

Он формулирует два ключевых элемента задачи создания цифровой инфраструктуры государства:

Правда, замечает министр, есть ответ на вопрос о поддержке развития решений таких компаний:

Вопрос, насколько эффективен сам ныне действующий механизм венчурных инвестиций, министр предложил пока вынести за скобки:

Где уже есть примеры экосистем

В исследовании Global Education Futures приведено около 40 примеров уже действующих экосистем. Авторы ориентировались на команды, которые стремятся воздействовать на локальную или глобальную ситуацию: на общественное равенство, развитие технологий, городской и культурной среды, регенеративной экономики.

Так, американский проект LRNG в Чикаго упрощает людям всех возрастов доступ к обучению для построения карьеры. Доступ происходит через онлайн-платформу и мобильное приложение, где представлены онлайн-курсы. Провайдеры курсов — местные и национальные работодатели, вузы, сети библиотек, а ученики самостоятельно объединяются на платформе в группы. Многие курсы для обучающихся бесплатны, другие доступны за небольшую плату.

Колумбийский проект OpEPA сосредоточен на экологических целях: он объединяет государственные и частные школы, а также учёных на выездных занятиях по изучению природы.

Есть в исследовании и несколько примеров из России, но большинство из них вряд ли известны широкой аудитории. Павел Лукша объясняет, почему:

«Мы исследовали международный тренд, а не внутрироссийский. На самом деле примеров экосистемного подхода, как минимум в неформальном образовании, в России довольно много. В докладе я старался приводить примеры, интересные для зарубежных коллег, использовал возможность продвинуть российское инновационное образование за пределы России. О наших хороших интересных проектах мало кто знает и внутри страны. Например, я вхожу в наблюдательный совет проекта „Экокласс“. Это онлайн-платформа для обучения экологии, одна из самых больших в мире. Её используют 50 тысяч учителей — это очень хороший показатель. Но кто об этом говорит?»

В числе российских инициатив, подробно описанных в исследовании, — проект по развитию региональной образовательной экосистемы Якутии, где в ближайшие два года планируется построить «Парк будущих поколений». Это государственная инициатива, что выглядит противоречием ключевому принципу экосистем — распределённому, неиерархичному управлению. Павел Лукша считает, что государственные команды тоже могут выступать катализаторами экосистем, если создают сообщество независимых участников:

«Пример Якутии интересен тем, что там сложилась интересная сильная команда под руководством Айсена Николаева. Они занимают руководящие посты, но это люди предпринимательского типа. Первыми в стране они применили такой подход: собрали 20 команд со всей Якутии, которые делали образовательные программы вокруг темы креативной экономики. Это выглядит как стартап-акселератор, но, по сути, формируется сообщество людей из разных точек региона, которые разделяют общий образ будущего и ищут решения, чтобы выстраивать длинные траектории развития учащихся через свои программы. Фактически это заготовка экосистемного действия с вовлечением нескольких команд колледжей, школ, учреждений дополнительного образования».

Другие примеры — инициативы в сфере дополнительного и альтернативного образования, в том числе петербургский проект гражданского образования для взрослых «Трава». Он построен на принципах горизонтального сообщества, ориентирован на локальные проблемы и изучение города. Но при этом активисты соотносят свой проект с глобальными трендами.

Как работает экосистема

Средние и крупные предприятия базовых отраслей экономики не реализуют весь потенциал роста производительности. Для решения этой проблемы Правительство помогает им внедрить цифровые сервисы посредством цифровой экосистемы нацпроекта. При этом важным моментом, по мнению министерства, является то, что сервисы экосистемы будут работать без создания дополнительных вычислительных мощностей непосредственно на предприятии и не потребуют найма дорогостоящих экспертов.

На экосистему повышения производительности предприятий направят 3,2 млрд руб.

Цифровая экосистема будет, в том числе, содержать систему виртуальных рабочих мест руководителей и сотрудников предприятий, которые обеспечат работу по направлениям обучения, исследования предприятия, проведения изменений, оперативного мониторинга бизнеса и производства, работы по сбыту и закупкам. Таким образом, будет сформирован инструмент развития бизнеса, с которым можно будет работать непрерывно, не ожидая приезда экспертов, говорится на сайте министерства.

Сергей Пимков, Selectel: Какие IaaS-решения нужны бизнесу в 2022 году
Облачные сервисы

Количество сервисов будет постепенно увеличиваться: до конца 2021 г. появятся не менее 25 решений для ситуаций, с которыми может столкнуться бизнес.

Что представляет собой цифровая государственная экосистема?

До этого в статье описывались только коммерческие цифровые экосистемы, но государства и госорганы тоже важные владельцы экосистем. Пусть и не очень быстро, но цифровизация приходит в сферу взаимодействия граждан с госорганами. Но здесь правильнее их рассматривать как внутренние экосистемы, а не внешние, так как основная их цель — не заработок, а, наоборот, оптимизация издержек.

Единый портал госуслуг и его московский партнер Mos.ru — две самые популярные государственные цифровые экосистемы в России. По моему субъективному мнению, на текущий момент 60-80% контактов с государственными органами и бюджетными организациями можно провести сидя дома с ноутбуком в руках. Или, по крайней мере, найти, по какому адресу с этим вопросом идти, записаться на конкретное время, выяснить, какие документы нужны, предварительно заполнить заявления и анкеты. 

В этом случае очень важна общая аутентификация между государственным и региональными порталами, а также разовое наполнение профиля всеми необходимыми документами, чтобы потом при заполнении каждого заявления не искать свой СНИЛС.

При этом для полноценной и качественной цифровизации нельзя просто взять и добавить компьютер или мобильное приложение в процесс, устоявшийся 20 лет назад. Процессы должны меняться и упрощаться для их потребителей. В том числе для этого и развиваются офлайн-центры «Мои документы».

Цена и доступность

Спек лист:

Вот конфигурация Huawei MateBook 14, отправленная в Ditching для ознакомления

ЦПУ: 1,8 ГГц Intel Core i7-8565U (четырехъядерный, 8 МБ кэш-памяти, до 4,6 ГГц)Графика: Intel UHD Graphics 620; Nvidia GeForce MX250 (2 ГБ GDDR5)БАРАН: 16 ГБ LPDDR3 (2133 МГц)экран: 14-дюймовый, 2160 x 1440, сенсорный IPS-дисплей (185 ppi, 300 нит, контрастность 1000: 1, 100% sRGB, соотношение сторон 3: 2)Место хранения: 512 ГБ SSD (NVMe PCIe)Порты: 1 х USB-C 3.1, 1 х USB 3.0, 1 х USB 2.0, 1 х HDMI, разъем для гарнитурыВозможности подключения: 802.11ac Wi-Fi, Bluetooth 5.0камера: HD (720p, 0,9MP) веб-камераВес: 3,28 фунта (1,49 кг)Размер: 12,11 x 8,81 x 0,63 дюйма (307,5 ​​x 223,8 x 15,9 мм; W x D x H)

Huawei MateBook 14 будет выпущен в США в мае, и вы можете приобрести модель начального уровня за 1199 евро (около 1340 долларов, 1040 фунтов), хотя пока у нас нет точных цен для США или Великобритании. За эту цену вы получите процессор Whiskey Lake Intel Core i5 (ЦП), 8 ГБ ОЗУ, 256 ГБ SSD, сенсорный дисплей QHD и графический процессор Nvidia MX250 (GPU).

Однако, если вы хотите модель, которую мы рассмотрели здесь, она обойдется вам в 1499 евро (около 1690 долларов, 1300 фунтов). По более высокой цене вы получите процессор Intel Core i7, 16 ГБ оперативной памяти, 512 ГБ SSD и сенсорный дисплей QHD.

Наиболее очевидная конкуренция будет исходить от самого Huawei, в MateBook X Pro. Спецификации почти идентичны в ноутбуках Huawei для профессионального уровня, но включают Thunderbolt 3, вдвое больше места для хранения и дисплей с более высоким разрешением за дополнительные € 400 (около $ 449, £ 350, AU $ 630) на начальном уровне.

Мы любим Thunderbolt 3 и дисплеи с высоким разрешением так же сильно, как и все остальные, но трудно оправдать трату таких дополнительных денежных средств. Huawei MateBook 14, очевидно, является лучшей ценностью здесь.

Что касается новейшего 13-дюймового MacBook Pro от Apple, то модель начального уровня обойдется вам в 1799 долларов (1749 фунтов, 2699 австралийских долларов) за аппаратное обеспечение, которое примерно эквивалентно начальному уровню для Huawei Matebook 14. Если вы хотите MacBook Pro, который соответствует MateBook, рассмотренный здесь, обойдется вам в 2499 долларов (2399 фунтов, 3799 австралийских долларов). Huawei MateBook 14 здесь также является очевидным выбором, особенно если учесть, что MacBook Pro не имеет выделенной графики.

Изображение 1 из 12

Изображение 2 из 12

Изображение 3 из 12

Изображение 4 из 12

Изображение 5 из 12

Изображение 6 из 12

Изображение 7 из 12

Изображение 8 из 12

Изображение 9 из 12

Изображение 10 из 12

Изображение 11 из 12

Изображение 12 из 12

Время работы немного смущает

Что касается времени автономной работы, то лично для меня вопрос спорный. В целом, ультрабук работает чуть больше дня при минимальных нагрузках, но стоит их повысить до средних, и ситуация сильно меняется.

Например, при работе с документами мне хватало гаджета где-то на 7-8 часов. Это не самый плохой результат и даже вполне неплохой, но, глядя на MacBook, всё-таки хотелось бы чуточку больше.

В играх или других ресурсоемких задачах батарея на 56 Вт*ч «утекает» за 2-3 часа. Зато при подключении к розетке производительность может вырасти примерно на 5%. Для тех же игр это около 5-10 FPS, в зависимости от тайтла.

Что любопытно, даже при высоких нагрузках он не тарахтит, как большинство Windows-ноутбуков. Двух встроенных вентиляторов с головой хватает, чтобы наслаждаться умеренной тишиной.

Какие примеры цифровых экосистем есть?

Следующий (он же текущий) виток развития цифровых экосистем очень хорошо иллюстрируется несколько утрированным примером экосистемы «Яндекса».

У Ивана начала барахлить мышка. Иван с помощью «Яндекс.Браузера» во включенном по умолчанию «Яндекс.Поиске» ищет компьютерную мышь. Поискал, посмотрел, за это время мышка барахлить перестала. Иван уже бы и забыл о своем поиске, но мышка снова забарахлила, а потом еще. 

Года три назад в истории бы добавилась возможность прямо на странице «Яндекс.Маркета» сделать заказ в выбранном магазине и оплатить его, то есть «Яндекс» начал пропускать через себя еще и платежи. А при заказе на прошлой неделе Иван обнаружил бы, что для всех заинтересовавших его моделей мышей есть вариант: «Яндекс.Маркет», который еще и на 10% дешевле, чем у ближайших конкурентов. 

Конечно же, Иван доверился этому варианту. В момент Ивану прилетел чек от «Яндекс.ОФД», а уже на следующий день товар ему привез «Яндекс.Курьер». То есть в конечном варианте: Иван через «Яндекс» на «Яндексе» нашел товар, который купил у «Яндекса» и который был доставлен «Яндексом». Может ли у термина «цифровая экосистема» быть более понятное описание?

Как так получилось? Сервис «Яндекс.Маркет» существует почти двадцать лет и большую часть этого времени являлся просто агрегатором. Со временем корпорация «Яндекс» убедилась, что пользователей становится все больше, а монетизация сервиса могла быть и лучше. Поэтому теперь на «Яндекс.Маркете» можно покупать у «Яндекс.Маркета», еще и ощутимо дешевле. 

Аналогичная история была и с «Яндекс.Такси»: в 2015 году это был просто агрегатор диспетчерских центров таксопарков. Сейчас участие таксопарков в процессе свелось к минимуму, новые водители берут в лизинг машины у партнеров «Яндекса», регистрируются в программе водителей и получают платежи, прошедшие через «Яндекс», за исключением комиссии самого «Яндекса».

ID клиента и эффективная воронка продаж

Чтобы бизнес был успешным, он должен расти вокруг клиента. Именно этот принцип лежит в основе CDP (Customer Data Platform). Платформа данных клиента содержит максимально полную информацию о целевой аудитории и помогает решить проблемы, с которыми сталкиваются все компании.

Проблема 1. Компания собирает не все лиды и, соответственно, теряет часть воронки

В большинстве случаев в CRM заводятся текущие клиенты и наиболее горячие потенциальные. Все остальные заявки в лучшем случае валидируются как некачественные лиды, в худшем — никак не учитываются и пролетают мимо воронки. Таким образом мы теряем потенциального клиента в самом начале пути. Для повышения продаж «некачественные» лиды тоже необходимо классифицировать, обрабатывать и далее принимать соответствующие решения, стоит ли, например, расширять спектр услуг для данных клиентов.

В идеальной ситуации это нужно делать по умолчанию, а в кризис — когда заявок ощутимо меньше и покупатели приходят с меньшими бюджетами, — тем более.

Проблема 2. Компания собирает не все данные о клиенте — соответственно, не знает его

К этой же проблеме относится ситуация, когда данные активно собираются из разных источников, но корректно не сопоставляются. В середине воронки возникают проблемы с «дожимом» пользователей: компании не хватает информации, чтобы сформировать для клиента персонализированное УТП.

Идеальная ситуация: каждое действие пользователя находится под вашим контролем. Именно это происходит в глобальных экосистемах, о которых мы говорили в начале. Компания знает, из какого канала пришёл человек, с какой рекламной кампании, какие у него потребности сейчас и что ему понадобится позже. Все эти данные агрегируются в одном месте, расширяются и накладываются на текущую базу.

Так формируются ID пользователей. С их помощью легче понимать потребности каждого клиента, сегментировать аудиторию и предлагать то, что ей необходимо в данный момент.

Проблема 3. Нет продуманного апсейла

За исключением крупных ecommerce-игроков, в большинстве компаний апсейл происходит в ручном режиме. Однако даже в случае сравнительно небольшой клиентской базы физически невозможно помнить, какому человеку, какой товар и когда стоит предложить. Так клиенты теряются в конце воронки.

Правильный путь: не забывать о клиентах сразу после покупки, а закольцевать воронку, настроив автоматический апсейл по определённым аудиторным сегментам. Например, в сфере продажи новостроек после совершения сделки можно в разные промежутки времени предлагать машиноместо, кладовку, дизайн-проект и другие услуги.

Смысл экосистемы в том, что все эти данные не нужно собирать и обрабатывать вручную — они автоматически подтягиваются из интегрированных систем и запускают нужные бизнес-процессы.

И здесь мы подходим к важному неочевидному моменту. В стандартном представлении экосистема — это среда для клиентов. Но чтобы она успешно справлялась с точки зрения внешних пользовательских историй, у вас должен быть налажен бэкенд.

Но чтобы она успешно справлялась с точки зрения внешних пользовательских историй, у вас должен быть налажен бэкенд.

Предпосылки для внедрения экосистемы

Эксперты выделяют несколько возможных предпосылок создания экосистем.

  • Внутренние — для обеспечения работы и эффективности труда сотрудников. Обычно запрос на экосистему возникает на этапе IT-зрелости компаний. Ее внедрению способствует и меняющийся подход к организационной структуре, когда предприятие трансформируется из вертикальной структуры в платформу или «хаб умов», которые создают продукты вместе.
  • Внешние — компания нацелена на внешнюю аудиторию, собирается привлечь больше пользователей и создает продукт специально под них. Такой подход требует больших инвестиций.

Возможны ли экосистемы вокруг университетов

Можем продолжить мысль авторов и посмотреть, где ещё в российском образовании возникают хотя бы отдельные черты экосистем. Сегодня в ряде российских вузов создаются персональные образовательные траектории для студентов на базе партнёрств с будущими работодателями и другими участниками рынка образования. Но университетов, готовых применять по-настоящему экосистемный способ мышления и действия, в России сейчас не больше десятка, считает Павел Лукша. Потому что для построения экосистемных моделей партнёрств им нужны две вещи:

«Первое — вы должны быть уверены, что у вас есть ценность в этом процессе, которая и позволяет запустить экосистему. Такой ценностью может быть, например, локация или уникальное знание. И ведущие университеты такими характеристиками обладают. Но большинство живут по инерции: когда-то они сложились как отраслевые или региональные, и теперь не придумывают заново, зачем они нужны. Они продолжают жить в своей прежней модели, но интуитивно чувствуют, что предложить им нечего. А в этом случае очень страшно выходить на новую платформу, позволять людям за пределами своего контроля о чём-то на ней договариваться. Вдруг они потом решат вообще от вас уйти? Тут возникает второй компонент после ценности — компетенция. Вам нужно суметь выступить организатором экосистемы, сопроводить процесс её развития».

«Создание экосистемы — очень мощный инструмент, только когда вы сами готовы меняться и двигаться, использовать энергию, которая пойдёт от людей, когда они начнут кооперироваться», — подытоживает Павел Лукша. Но он уверен, что в перспективе университетов, готовых создавать экосистемы, станет больше.

Например, региональные экосистемы могут возникать в процессе реализации «третьей миссии» университетов — их участии в социальном, территориальном, региональном развитии. Для этого университет как раз и должен интегрировать множество игроков на своей платформе.

Однако более перспективными точками роста экосистем, чем университеты, Лукше представляются неформальные образования. Например, сообщества на базе IT-платформ для профессионального образования, в первую очередь в сфере хай-тек. И инновационные проекты для городской и региональной экономики, в которых образование становится драйвером развития территории. Просто в этих сферах больше энтузиастов с новым типом мышления, которым близка идея сотрудничества для высокой цели. Именно такие люди способны дать толчок инновациям:

«Люди из этой сферы отказываются жить по старым правилам. Их можно считать сумасшедшими экспериментаторами, но спустя некоторое время становится ясно, что они просто были на переднем крае. Я считаю, мы присутствуем при зарождении новой парадигмы».

Можно не сомневаться, что и за пределами «настоящих» образовательных экосистем будут воплощаться отдельные присущие им черты. Даже если университеты не готовы пока становиться платформами для независимой кооперации разных игроков, они не могут игнорировать самые острые вызовы современного мира.

Образовательные программы отстают от реальности? По этой причине вузы давно уже создают партнёрства с представителями бизнеса — работодателями, для которых учат будущих сотрудников. Если в таких партнёрствах участвуют достаточно крупные и влиятельные компании, то эти союзы строятся не по иерархичной модели, сторонам приходятся серьёзно считаться друг с другом.

Устаревшие формы обучения не выдерживают конкуренции с онлайном? Выстраивать с нуля новые форматы у себя долго и хлопотно, значит, имеет смысл вступить в партнёрство с онлайн-платформой, где такие процессы уже отстроены. А в выигрыше от таких партнёрств — студенты, потому что они получают образование, лучше отвечающее вызовам реальности.

Виды цифровых экосистем и примеры сервисов

Экосистемы можно классифицировать по обширному перечню признаков.

Для примера рассмотрим три ключевых признака классификации экосистем:

  • функциональность;
  • открытость для управления данными;
  • открытость для управления инфраструктурой.

Современные экосистемы редко бывают монофункциональными – решающими узкий круг задач, в основном цифровая экосистема многофункциональна. В ином случае, говорят, что она имеет ограниченный набор функций, например, таких:

1. Обеспечение обмена информацией между пользователями.

Типичные примеры сервисов, которые могут входить в такую систему (реже – становиться самостоятельной системой с ограниченной функциональностью): социальные сети, мессенджеры, видеохостинги.

2. Организация доступа к продуктам и сервисам и обеспечение пользования ими.

В качестве примеров можно назвать программное обеспечение, сервисы такси, учреждений медицины, банкинга.

3. Обеспечение заключения сделок между физлицами, компаниями (совершение юридически значимых действий).

4. Управление бизнес-процессами.

Это CRM-платформы, ERP-решения, учетные сервисы, чаще всего в рамках экосистемы функционирующие под одним брендом. Их могут дополнять различные маркетинговые решения, с помощью которых компания продвигает свои товары и услуги.

Та или иная цифровая экосистема может эволюционировать в результате сочетания и расширения возможностей различных функций. Некоторые современные сервисы, изначально предназначенные для поиска информации, активно развиваются в направлении использования функционала, позволяющего покупать или продавать товары и услуги онлайн.

По степени открытости для управления данными экосистемы могут быть:

1. Преимущественно закрытыми (когда управляют данными, в основном, владельцы, администраторы системы).

Типичные примеры:

  • экосистемы с функционалом для организации доступа к программному обеспечению (антивирусному, бухгалтерскому, для обработки документов);
  • экосистемы с функционалом для организации доступа к справочно-правовой информации;
  • экосистемы официальных СМИ.

2. Преимущественно открытыми (когда значимой частью данных управляют внешние пользователи).

Именно внешние пользователи размещают в цифровой системе данные, обрабатываемые затем с помощью технологий, приложений и ресурсов соответствующей сети. Работоспособность различных элементовэкосистемы обеспечивают администраторы. Иногда они участвуют и в процессах ввода данных, например, при модерации правил ресурса.

По степени открытости для управления инфраструктурой цифровая экосистема может быть:

1. Преимущественно открытой для пользователей при создании или изменении различных компонентов системной инфраструктуры.

2. Преимущественно закрытой для пользователей в указанной области (то есть главную роль в разработке и управлении инфраструктурой играют администраторы).

В первом случае речь может идти как раз о сервисах на основе low-code или же традиционной концепции open source. Пока что они уступают по популярности цифровым платформам от специализированных разработчиков, но постепенно становятся все более распространенными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: