iTechArt Group: «Интервью длится около двух часов»
Богдан Зиневич, Recruiter/Team Manager iTechArt Group рассказывает, что в компании есть общий стандарт проведения интервью — наиболее валидным методом является интервью по компетенциям.
Мы стремимся к объективности, решения принимаются на основе конкретных свидетельств из опыта кандидата, а не на основе мнения интервьюера. А вот тестовыми заданиями мы пользуемся очень редко.
Интервью состоит из нескольких блоков:
- Вопросы рекрутера (оценка soft skills);
- Техническая часть с вопросами техспециалистов и нанимающего менеджера;
- Вопросы рекрутера на английском;
- Вопросы от кандидата.
Одна из особенностей интервью в iTechArt Group — это длительность (около 2 часов). За это время компания получает полную информацию для принятия решения о найме. Но само решение принимается очень быстро: сразу после интервью встреча обсуждается с менеджером, все делятся мнениями и делают выводы. Обратная связь кандидату обычно представляется в течение нескольких часов или дней.
Что касается резюме, то рекрутерам iTechArt Group, по их словам, не нужно много времени на его изучение:
Многим известно, что рекрутер может за 8-10 секунд составить впечатление о резюме кандидата. На практике бывает и быстрее, так как смотрим сразу критически важные пункты в резюме: владение английским языком, опыт работы, технологии.
Если с этими пунктами все хорошо, то можно внимательнее изучить профиль. Это также происходит быстро, у рекрутера уже выработалась насмотренность. В ИТ есть два наиболее популярных формата резюме – Linkedin-профиль кандидата и резюме на сайте hh.kz. Я бы рекомендовал пользоваться этими форматами или следовать их шаблону при создании своего резюме.
Богдан Зиневич отдельно рассказывает о том, какие soft skills важны для компании: проактивность, ориентация на развитие, клиентоориентированность
Важно, чтобы человек мог работать в команде, общаться с заказчиком, развиваться сам и развивать других. Значимую роль играет уровень разговорного английского, потому что iTechArt Group работает с клиентами из США и Западной Европы
Также есть качества, которые важны для определенных направлений — например, ориентация на результат для Sales manager.
В конце Богдан подчеркивает, что не бывает плохих и хороших кандидатов. Есть те, кто подходит и не подходит в данный момент именно на эту роль.
Роль начального экрана во время онбординга
Начальный экран — это часть последовательного онбординга. Используйте его для обучения и вовлечения пользователей. Идеальный empty state выполняет следующие задачи:
1. Обучает пользователей
В первую очередь, экран «нулевого состояния» должен помогать пользователям понять контекст. Формирование ожиданий относительно того, что произойдет дальше, помогает людям почувствовать себя комфортно. При этом лучший способ донести эту информацию — показать или рассказать, как будет выглядеть экран, заполненный контентом, или дать четкие инструкции.
2. Побуждает к действию
Большинство начальных экранов сообщают, для чего они нужны и почему вы их видите. Но эффективные empty states еще и рассказывают, что вы можете сделать дальше
Обучение пользователей важно, но настоящим успехом начального экрана будет побуждение к действию. Рассматривайте его как отправную точку и сделайте так, чтобы он стимулировал активность пользователей
3. Создает приятный пользовательский опыт
Помимо того, что ваше приложение должно быть функциональным (решать проблемы) и удобным для использования (быть простым в освоении), оно также должно приносить удовольствие.
Мягкие навыки и коммуникация: важность и как продемонстрировать их на собеседовании
На собеседовании в ИТ компанию, рекрутеры обращают большое внимание на мягкие навыки и способность к коммуникации. Ведь даже если у кандидата есть все необходимые технические знания, но он не может грамотно и четко объяснить свои идеи или не умеет слушать собеседника, это может негативно сказаться на его профессиональном успехе
Чтобы успешно продемонстрировать свои мягкие навыки и коммуникативные способности на собеседовании, рекомендуется придерживаться следующих советов:
- Слушайте внимательно. Показывайте интерес к тому, что говорит собеседник, не перебивайте его и не прерывайте. Умение эффективно слушать — это важный навык коммуникации, который поможет установить хорошие отношения с коллегами и клиентами.
- Говорите четко и ясно. Используйте понятные и простые слова, избегайте специализированной терминологии или объясняйте ее, если считаете, что собеседник не знаком с данным термином. Объясняйте свои идеи структурированно и последовательно.
- Будьте уверены в себе. Выражайте свои мысли уверенным и решительным тоном. Это поможет показать вашу профессиональную компетентность и убедить собеседника в ваших способностях.
- Покажите свою способность к командной работе. Расскажите о своем опыте работы в команде и о том, как вы справлялись с различными задачами, требующими сотрудничества и координации.
- Умейте обосновывать свои решения и аргументировать свои действия. Это поможет показать вашу аналитическую способность и логическое мышление.
- Не бойтесь задавать вопросы. Поставьте пару вопросов о компании, ее ценностях, команде, проектах и пр. Это покажет ваш интерес к работе и вашу готовность адаптироваться к новой команде и среде.
Помните, что мягкие навыки и коммуникативные способности являются частью ваших общих профессиональных навыков. Хорошая коммуникация с коллегами и клиентами может повлиять на ваш успех в карьере в ИТ компании. Проявите свою способность эффективно общаться на собеседовании и у вас будет больше шансов на получение желаемой работы.
Второй этап — геймплей
Работа на этом этапе — что-то вроде Vertical Slice. В том смысле, что к его концу игра будет выглядеть относительно законченной. На этом этапе ускоряется работа над кор-механиками, поскольку появляется возможность проверить их в разных локациях, энкаунтерах и типах оружия. Как во время работы над VS, знания и опыт, полученные на работе над одними уровнями, помогают в дальнейшем на других уровнях.
Основной фокус этого этапа — сражения с противниками (энкаунтеры). В первую очередь, чтобы почувствовать темп игры. Как много противников надо, какого типа, в каких количествах, как часто? Также это хорошее время, чтобы подумать о луте
(loot, термин для обозначения трофеев, найденных персонажами игроков на телах убитых монстров — прим. ред.
)
. Где игрок найдет восстанавливающие здоровье зелья, где обнаружит секретный проход к сокровищам, а где наткнется на сундук, охраняемый боссом.
На этом этапе дизайнеры также работают над скриптовыми сценами. От диалога, который игрок может подслушать, до выбегающих в коридор противников при приближении игрока.
Для того, чтобы работать с энкаунтерами, необходимо создать навмеш. Его придется поддерживать на протяжении всех последующих этапов, поэтому лучше сейчас сделать его достаточно качественно, чтобы потом сэкономить время на его поддержке.
Как говорилось раньше, между последующими этапами одного уровня проходит достаточно времени, чтобы собрать обратную связь. Получив обратную связь с первого этапа, level-дизайнер обрабатывает её на втором этапе. А значит, вносит правки в расположение базовых элементов уровня. Поэтому тут нужно не напутать с последовательностью действий, создав навмеш там, где потом всё будет переделано.
Говоря о геймплее, нужно понимать, что он не только про то, чтобы тыкать в людей заостренным концом оружия. Если у вас есть план на небоевое действие, вроде пазлов или диалогов, то самое время сделать их хотя бы на уровне болванки, чтобы проверить свою идею в геймплее и узнать её влияние на темп игры.
Как ни странно, на этом этапе level-дизайнеры занимаются оптимизацией. Казалось бы, зачем? Ведь помещения на уровнях пока ещё пустые и проблемы с оптимизацией незаметны. А если заметны, то это потому, что код находится на ранних стадиях. Так какой же смысл тратить время на работу по оптимизации? А смысл в том, что раз дизайнер закончил менять расположение крупных элементов на своём уровне, то значит, он может заняться оптимизацией их видимости.
На что похожа оптимизация в Skyrim, можно посмотреть на этом видео:
Работа по оптимизации довольно утомительная, но её так или иначе придётся сделать. Так что лучше сделать её пораньше, чтобы на поздних этапах освободить время на задачи, которые делают игру лучше, а не просто запихивают под требуемый FPS.
Есть несколько вещей, которых нужно избегать на этом этапе. Во-первых, нужно подавить в себе желание удалить уровень и переделать его с нуля. Конечно, прошло достаточно времени и появились новые ассеты, а в голове полно новых идей, которые кажется проще сделать с чистого листа, чем пытаться вставить в имеющийся уровень. Но это лишь условный рефлекс, результатом которого будет просто другой уровень, который не обязательно окажется лучше предыдущего. Он просто будет другим. А значит, подобная переделка — лишь трата времени, бесполезная работа.
Также на этом этапе избегается работа по тщательному скриптованию. Как писалось выше, для проверки в геймплее хватит чернового качества. Но если вы потратите время и всё тщательно заскриптуете, то есть шанс, что после проверки плейтестом получите обратную связь о неуместности пазла и необходимости выкинуть всю проделанную работу.
На этом этапе level-дизайнеру будет приходить много обратной связи. Художники на его локациях будут отсматривать свои конструкции. Геймдизайнеры и программисты будут проверять свои фичи, бегая по его уровням. Возможны показы уровня на проекторе, когда целая группа лиц будет давать устные комментарии. А также уровень будет в обязательном порядке отсмотрен ведущим level-дизайнером и художником.
Ключевой момент в работе с обратой связью — не реагировать на неё. По крайней мере, не делать этого немедленно. Ведь это так легко — отвлечься на хорошее предложение, которое на самом деле очередное «как сделать по-другому», а не «как сделать лучше». Так что всю обратную связь надо записывать, каталогизировать, но реагировать лишь спустя достаточное время, чтобы накопить замечания, приоритизировать и определить, как какие пункты обрабатывать.
Как выглядит процесс отбора кандидата в IT-компанию
В зависимости от компании, процесс найма может быть абсолютно разным. Часто отбор кандидатов состоит из нескольких ступеней:
- Первичное собеседование с рекрутером.
- Техническое интервью: проходит с вашим будущим руководителем и одним или несколькими сотрудниками компании.
- Тестовое задание: этап до или после технического собеседования.
- Cultural fit интервью; есть не во всех компаниях. Помогает понять, сработаетесь ли вы с командой, а команда — с вами.
- Финальное интервью.
В Опен Медиа процесс собеседования кандидатов на технические должности обычно проходит в 2 этапа: первый этап — знакомство и техническое интервью, второй — тестовое задание (есть не всегда).
В обязательном порядке до технического интервью мы даём тестовое задание для кандидатов на позиции джуниор. Традиционно кандидатов на неё очень много, и тестовое сразу помогает понять, насколько человек заинтересован в вакансии, оценить его навыки и предметно поговорить на собеседовании.
На С++ вакансии в зависимости от того, указаны ли личные репозитории в резюме кандидата, даём тестовое задание или сразу назначаем техническое интервью.
В тексте этой статьи мы не будем останавливаться на тестовом задании, а поговорим лишь о техническом интервью.
// Просто о сложном
Очень часто на собеседованиях просят описать то или иное понятие так, чтобы даже восьмилетний ребенок понял, о чем идет речь. Как правило, всю мысль нужно уложить в 3 предложения, поэтому не стоит тратить время на сочинение невероятного сюжета. Постарайтесь выделить главное и обозначить его роль в простых словах. Если у вас есть знакомые дети, например племянники — замечательно! Главное не доведите их до истерики постоянными разговорами о непонятных вещах.
1. Объясните, что такое база данных в трех предложениях, чтобы понял ваш племянник. (Google)
База данных — это машина, которая запоминает большое количество информации о разных вещах. Люди используют ее, чтобы вспомнить эту информацию, когда им нужно. Пойдем играть в футбол.
2. Как бы вы описали код восьмилетнему ребёнку. (Apple)
Код — это правило, согласно которому информация превращается в шифр. Его нужно писать аккуратно и внимательно. Код, как и почерк, может многое рассказать об авторе.
Бонусный этап — этап красоты
После того, как третий этап закончен, приходит бонусный этап наведения красоты и порядка. Команда художников переходит от создания нового контента к улучшению имеющегося. Оптимизация выходит на первый план. Дизайнеры и художники должны сделать всё необходимое со своей стороны. Чтобы если на уровне обнаруживается проседание производительности, то программисты знали, что это что-то в коде, а не потому что на уровень прошлым вечером залили новый контент.
На этом этапе над уровнем работают художники, добавляя мелкие объекты окружения, эффекты и настраивая освещение. А звуковой инженер делает свой проход по уровню. Level-дизайнер на этом этапе держит руки в стороне от своего уровня. Художники сделают работу по оформлению быстрее и лучше, освободив level-дизайнера для других задач.
Главная задача level-дизайнера — не убирать руки слишком далеко. Необходимо быть в контакте с художниками и помогать им, если есть затруднения. В том числе не относиться к художникам как к уборщикам, которые прибирают за level-дизайнером тот бардак, что он им оставил.
Пока идёт этап красоты, level-дизайнеры подготавливаются к следующему этапу.
Environment
Место, которое предстанет перед зарубежным заказчиком во время сеанса видеосвязи, должно вас красить. Если трудно найти хорошее место — организуйте его на фоне закрытой монотонной шторы (особенно, если собес вечером). Если всё плохо и демонстрации мешков с цементом и трубок обоев не избежать — сделайте собес из офиса.
В крайнем случае подготовьте вступительную фразу, чтобы объяснить происходящее: «My apologies, I have no single opportunity today to have a meeting from other place, so lets focus on the Interview».
- Убедитесь, что внешний шум не испортит интервью.
- Убедитесь, что бытовой шум не испортит интервью: посудомойка, отжим стиральной машины, велотренажёр и любимая половинка на нём, голодное домашние животное и т. д.
Mindset
Настраиваем мозги. Отключаем негативное мышление. Найдите на ютубе уроки Брайана Трэйси: как работать с паузами, как вести переговоры
Крайне важно настроить себя и свои мозги на успешное прохождение интервью, важно понимать: то, что вас позвали на интервью, уже говорит само за себя. Вас выбрали из десятков других и готовы с вами пообщаться
Это 65% успеха. Остаётся спокойно пообщаться и получить предложение в команду.
На онлайн интервью в первую очередь смотрят на вас с вопросом: а не псих ли ты часом неустойчивый? А действительно ли так хорош, как пишешь в резюме? Поэтому не лишним будет соблюдать спокойную уверенность, на вопросы отвечать без лишних эмоций и шуток, сухо и технически грамотно. Представьте себе, что общаетесь со своим старым другом, которого давно не видели, он тоже программист, но работает на другой технологии, в целом всё понимает, но ему интересно знать, что у вас за технология. Спокойно рассказывайте про свою технологию своему старому другу!
На собеседовании — вы официальное лицо компании, поэтому лучше всего придерживаться бизнес-этики. Даже если вы проходите интервью из дома — все равно оденьтесь, как будто идёте на собеседование в офис Apple
Smart casual или business, выбирать вам. Самое важное, чтобы в этой одежде вам было комфортно и приятно. Пока ваше общение с заказчиком не вышло на регулярный рабочий уровень, лучше всего придерживаться бизнес-стиля одежды
Будьте осторожны с принтами на майках.
БОльшую часть времени собеседования старайтесь смотреть в камеру, но периодически позволяйте себе отводить глаза. В целом это позволит вам спокойно подсматривать в заготовки с фразами и не выглядеть роботом. Создайте в себе ощущение, что интервью уже пройдено и вам нужно поделиться технической информацией со старым другом.
На вопросы старайтесь отвечать чётко, кратко, если нового вопроса не последовало — продолжайте развивать тему или переспросите: «Should I cover more details in my answer?».
Старайтесь не уходить в продолжительные рассуждения и не отвлекайтесь на посторонние темы, не прыгайте с темы на тему. Если вы не знаете ответа, попросите перефразировать вопрос, возможно интервьюер неправильно его задал, а вы выиграете немного времени: «Could you please rephrase your question?» Если после уточнения вы все еще не видите, за что зацепится, — смело говорите, что вы не знаете точного ответа и обязательно изучите этот вопрос после собеседования (запишите вопрос в блокнот).
Нельзя использовать слабые или ослабляющие ваш ответ конструкции: 1. I have a feeling … 2. I believe … 3. I would love to … 4. I’m not sure, probably it is … 5. I’m not enough confident in this question … Используйте чёткие и конкретные конструкции в тех областях, где вы чувствуете себя экспертом и вас точно не подкопать: I’m 100% sure the answer is YES. I’m expert in this area and from my experience I can say that framework — is the best possible choice for that solution. Главное не перегнуть с амбициями и самоуверенностью, вы должны источать профессионализм и уверенность в разговоре, чтобы заказчику хотелось вас скорее нанять, отдать вам все свои проблемы и быть уверенным, что вы их решите.
В свою очередь интересуйтесь деталями проблем заказчика, действуйте так, будто вас уже наняли. Заказчику должно быть с вами комфортно, поэтому свою речь стоит строить таким же образом, без резких заявлений, без категоричности и т. д. Не стоит относиться к собеседованию как к чему-то особенному в жизни, даже если вы выложитесь на 200% и будете самым лучшим кандидатом — вас могут не взять, потому что компания решила сократить издержки и ваша позиция закрылась. Относитесь к собеседованию, как к редкому удовольствию и возможности показать себя иностранцам — свой уровень, опыт, интеллект и желание решать серьёзные технические проблемы.
Если вы по каким-то причинам не прошли — изучите свои записи из блокнота, сделайте работу над ошибками, если это необходимо, и готовьтесь к следующему собеседованию
Как подготовиться к техническому интервью
Некоторые разработчики придерживаются принципа «чем больше ходишь, тем лучше становишься готов», а кто-то ходит на собеседования для поддержания формы, не ища работу.
Вне зависмости от вашей цели воспользуйтесь этими практическими советами от наших программистов:
Перед собеседованием соберите портфолио на GitHub с техническими проектами.
Build your own X — репозиторий с гайдами о том, как создать свой проект в различных областях: от AR и ботов до эмуляторов, баз данных и ОС.
- Не нервничайте и спокойно демонстрируйте свои знания, не боясь показать, что чего-то не знаете.
- Чётко и без воды отвечайте на вопросы.
- Заранее ознакомьтесь с продуктами компании.
- Ориентируйтесь на свой опыт и знания, приобретённые в процессе работы: не страшно, если вы чего-то не знаете; главное — ваше глубокое понимание того, чем вы уже пользуетесь, и способность найти решение за пределами своих знаний.
- Если не знаете ответа на вопрос, вслух размышляйте, где бы вы нашли решение или предложите альтернативное решение из вашего опыта. Интервьюер ожидает от вас мыслей и рассуждений.
- Предлагая альтернативное решение, порассуждайте, чем ваш подход лучше или хуже.
- Если не знаете с чего начать решение задачи, попросите у интервьюера намекнуть на решение, начните с самого очевидного решения или даже псевдокода, чтобы было от чего отталкиваться.
- Проговорите алгоритм решения устно: тогда, возможно, и кодить не придётся.
- Заранее настройте камеру и звук, если собеседование проводится удалённо.
Чего не нужно делать, если не знаете ответ на вопрос
Невозможно знать ответ на любой вопрос, даже после многолетней практики: при небольшом опыте многое ещё не встречалось, а сеньоры и тимлиды уже успели многое позабывать. Но чего точно не нужно делать, если в голове ни одного решения, так это долго молчать, оправдываться, что обычно вы всё помните, а сейчас вдруг забыли.
Лучше честно сказать, что вы не встречали этого в работе и поразмышлять над альтернативным решением или тем, как бы вы стали искать ответ на этот вопрос на практике.
Ресурсы для подготовки к техническому собеседованию с примерами вопросов и задач
Программисты Опен Медиа при подготовке к собеседованиям выписывают себе что-то из прочитанных книг и статей, вспоминают задачи, которые приходилось решать в работе, а также смотрят записи открытых интервью.
Мы собрали несколько ресурсов, которые могут помочь подготовиться к техническому собеседованию:
- Tech Interview Handbook: справочник для технических собеседований со шпаргалками и практическими советами.
- Coding Interview University: базовый курс с вопросами и планом изучения информатики; подходит тем, кто только начинает ходить на тех. интервью.
- System Design Primer: полезный репозиторий для тех, кто готовится к собеседованию по системному дизайну.
- Awesome Interview Question: список вопросов по широкому кругу тем и языков: от C и C++ до .NET, CSS, различных технологий пользовательского интерфейса и баз данных.
- Interview: сборник с ресурсами, которые помогут подготовиться к техническому собеседованию.
- Coding interview: база с интервью по кодингу с типовыми вопросами, чтобы понять подход к настоящему собеседованию.
- GitHub репозиторий с коллекцией вопросов, которые могут встретиться на техническом собеседовании, а также информацией для знакомства с процедурами, связанными с процессом найма. От резюме до интервью — здесь полный пакет.
- Cracking the Coding Interview Steve Yegge’s Blogspot: книга, которую наряду с Codeforces, рекомендуют HR Гугла.
- Interview Warmup: тренажёр от Google, который погоняет вас по всем популярным вопросам в направлениях IT support, Data Analytics, UX Design и других, проанализирует ваши ответы и даст рекомендации, что ещё нужно подтянуть.
- Интересные задачки с технических собеседований: статья на Хабре с примерами задач от интервьюера и кандидата в одном лице.
- Я пришел на собеседование с лайвкодингом — и меня с позором размазали: просто весёлая история расслабить нервы перед интервью 🫠
Ваше поведение и стиль общения в процессе интервью.
- Четко представьтесь.
- Не жуйте жевательную резинку.
- Улыбайтесь.
- Уверенное рукопожатие и прямая осанка.
- Постарайтесь правильно услышать и запомнить имя интервьювера.
- Обращайтесь по возможности по имени.
- Избегайте сленга, используйте хорошую грамматику.
- Избегайте упоминания о личных, семейных и финансовых проблемах.
- Избегайте разговоров о политике, религии, сексе.
- Не браните своего предыдущего начальника, коллег по работе.
- На собеседовании примите удобную позу, старайтесь поддерживать с собеседником контакт глаз.
- Не перебивайте собеседника. На интервью должен лидировать интервьюер, не старайтесь подавить его своими знаниями.
Будьте готовы отвечать на вопросы любого характера, но если Вы посчитаете, что вопрос не вежлив, спросите интервьюирующего, имеет ли вопрос отношение к работе.
После окончания собеседования поблагодарите за уделенное время.
Собеседование: что важно знать
Формально цель собеседования — встреча с кандидатом для оценки навыков. Если смотреть шире, это также существенный вклад в имидж компании. Оцениваем не только мы, но и нас. В эпоху соцсетей, когда информация распространяется с космической скоростью, об этом стоит помнить. Сегодня вы не дали обратную связь кандидату, а завтра в чате программистов вас объявят компанией-динамо и количество откликов на вакансии сократится вдвое. Чтобы у кандидата сложился позитивный образ компании и он с восхищением рассказывал о вас друзьям, коллегам и своему коту — позаботьтесь вот о чём.
Гайд “Как организовать разработку
IT продукта с привлечением внешней команды”
Получить гайд
Подготовка
Собеседование начинается с подготовки. Как минимум — знать имя человека и на какую должность он пришёл трудоустраиваться. Нет хуже вопроса для первой встречи, чем: «Как вас зовут? Так так, и на кого вы к нам пришли?» В 99 случаях из 100 — работать после этого человек не останется. В идеале следует предварительно ознакомиться с резюме, записать возникшие вопросы, найти информацию о компаниях, в которых работал кандидат, чтобы получить общее представление об опыте. Все инструменты оценки также должны быть продуманы и зафиксированы.
Знакомство
Важный этап, формирующий впечатление о компании, — знакомство. Он начинается, как только кандидат открыл дверь и вошёл в кабинет. Именно первое впечатление играет значимую роль в принятии решения. Ничего сверхъестественного для создания дружественной атмосферы не требуется: поздоровайтесь, поддерживайте визуальный контакт, представьтесь и задайте открытый вопрос. Например, поинтересуйтесь, легко ли удалось добраться до офиса или найти парковочное место. Если это онлайн-встреча, узнайте хорошо ли вас видно и слышно. Обозначьте время, которое займёт разговор, озвучьте план действий. Это также поможет снизить уровень стресса собеседника, что облегчит процесс оценки и повысит точность.
Соответствие ожиданий и презентация вакансии
Ожидания и мотивы лучше выявлять прежде, чем перейти к оценке. Может оказаться, что кандидат не уделил должного внимания условиям. Например, рассчитывает на неполный рабочий день, а вакансия подразумевает full-time. Или же у кандидата есть убеждения, которые полностью противоречат принципам компании. Лучше выявить это на первых минутах встречи, чем после часового забега по теории программирования
Также выявление мотивов помогает презентовать вакансию с учётом интересов соискателя — вы понимаете, где расставить акценты и на что обратить внимание. Старайтесь дать всю важную информацию о предстоящей трудовой деятельности — чем меньше у кандидата останется вопросов, тем выше вероятность того, что он примет оффер
Техническая грамотность
Это важно! С первой встречи с разработчиком должен пообщаться человек, который обладает необходимой квалификацией для оценки и предметного диалога. Иначе собеседование может оказаться пустой тратой времени кандидата, что плохо отразится на HR-бренде и имидже компании
Никто не любит терять время, как в офисе небольшой компании, так и в огромной корпорации. Если вы обладаете необходимой квалификацией — здорово, будет проще. Если нет — обязательно пригласите того, кто разбирается в продукте и технологии. Наши тимлиды периодически участвуют в собеседованиях с разработчиками для компаний-клиентов, совместно с HR — набирают специалистов в штат для поддержки продукта.
В процессе интервью
Совершенно нормально в начале интервью уделить 5 минут вопросам общего характера: как дела? Как сегодня погода в вашем городе? Главное, следить за тем, чтобы это не растягивалось более чем на несколько минут, будьте готовы ответить на аналогичный встречный вопрос. Обычно это делается, чтобы снять напряжение, поэтому не пугайтесь, когда вас спрашивают — «как вас там, завалило снегом в Беларуси?»
Small talk не любят сами американцы, т. к. из вежливости ты можешь стоять 30 минут в очереди за хлебом, пока продавец и пенсионер наговорятся. Не позволяйте small talk продолжаться более 5 минут. Если заказчик увлекается этим, верните его в русло интервью простыми фразами о самом интервью (можно поглядывать на часы на руке, но не слишком часто). Можно спросить: «Are we waiting for someone else to join our meeting or can we start?» Если окажется, что ждёте, — наслаждайтесь small talk-ом, пока не придёт этот человек.
Обязательно откажитесь от слов-паразитов, «эканий» и тонких тем. Не стесняйтесь делать паузы в ответах, не лишним будет использовать хорошую конструкцию для взятия паузы, например: «Give me a moment to think about it» — и изображаете задумчивость. Откажитесь от тем, касающихся политики, религии, личных взглядов на происходящее в мире, любые чувствительные темы для тех или иных слоёв населения планеты должны быть табу. Если вам задают провокационный вопрос (что маловероятно): «Как вы относитесь к геям?», спокойно отвечайте: «My personal opinion that everyone should be respected». В целом любую чувствительную тему можно отключить ответом, что вам это не интересно и вы хотите сфокусироваться на технических вопросах: «This question is not in the scope of my interests, can we please discuss computer science instead?» Исключайте любые слишком персональные вопросы и ответы на них, всегда можно сказать: «My apologies, but this question is too personal for me, could you please ask another one?»
Лучшая стратегия — сохранять нейтральное хладнокровное настроение, адаптируясь под интервьюера. Сами не шутите, не смейтесь и без причины не улыбайтесь. Ваш сдержанный смех, улыбка должны быть ответной реакцией на смех или шутку со стороны заказчика.
Если чувствуете, что всё летит в тар тарары, не вините себя, не отчаивайтесь, не вините интервьюера или вопросы, просто спокойно и выдержанно закончите отвечать на вопросы и сделайте вид, что всё отлично. Не стоит добавлять никаких ослабляющих фраз (я плохо выспался и т. д.). Просто оставьте всё на суд заказчика, пускай сам решает, что делать. Отметьте все трудные вопросы в блокноте, обсудите с коллегами и займитесь их изучением, следующее интервью будет более удачным.