Война четырёхкратного альянса

Эх, дороги : в 41-м году на пути немецко-фашистских армий встало российское бездорожье : off-road drive

Байдарское ущелье

После Коби Терек остается в стороне. Дорога теперь идет вдоль реки Байдара, правого притока Терека, и поднимается все выше — к перевалу через Большой Кавказский хребет.

“Пост Коби находится у самой подошвы Крестовой горы, через которую предстоял нам переход. Мы тут остановились ночевать и стали думать, каким бы образом совершить этот ужасный подвиг: сесть ли, бросив экипажи, на казачьих лошадей, или послать за осетинскими волами?” (А. С. Пушкин “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”). В те времена переход через Крестовый перевал, на который здесь начинается постепенный подъем, был труден и опасен, и из-за крутизны склонов, и из-за погоды.

Мост через реку, по которому идет дорога, называется Кулагинский, по имени инженера, который проектировал его. Река Байдара и ущелье получили название по фамилии семьи Бидаровых, которые поселились около Крестового перевала в 18 веке. (Название рекм Бидара впоследствии исказилось и стало Байдара.) На протяжении более 100 лет несколько поколений этой семьи оказывали помощь и давали приют путешественникам. В непогоду, в метель, когда ничего вокруг не было видно, здесь постоянно звонил колокол, указывая путникам дорогу к теплу и ночлегу. Иногда Бидаровы в сопровождении собаки разыскивали путников, занесенных снегом. В 1941 г. члены семьи Бидаровых уехали из этих мест.

Неподалеку у дороги еще некоторое время оставались видны развалины двух саклей (справа, если подъезжать к перевалу с северной стороны). Эти сакли упоминаются в романе “Герой нашего времени”, в повести “Бэла”, — здесь укрывались от непогоды на пути из Тифлиса путешественники. “Вот мы и свернули налево и кое-как, после многих хлопот, добрались до скудного приюта, состоящего из двух саклей, сложенных из плит и булыжника и обведенных такою же стеною; оборванные хозяева приняли нас радушно. Я после узнал, что правительство им платит и кормит их с условием, чтоб они принимали путешественников, застигнутых бурею”. И здесь Лермонтов дослушал историю горской девушки Белы, начатую Максимом Максимовичем на подъеме к перевалу с южной стороны.

В Байдарском ущелье бывают обвалы и лавины. В многоснежные зимы узкое Байдарское ущелье становится непроходимо из-за лавин, скатывающихся по его крутым склонам. Поэтому на дороге для защиты от снежных завалов во всех опасных местах построены железобетонные сводчатые галереи.

“Въ зимнее время это наиболъе опасный и трудный участокъ дороги, такъ какъ здѣсь падает въ ущелье съкрутыхъ и высокихгорныхъ склоновъ множество снѣжныхъ заваловъ, прерывающихъ иногда сообщенiе на нѣсколько дней”, — предупреждает путеводитель по Кавказу конца 19 века. Завалы чаще всего бывают на определенных, одних и тех же участках. Завалы и, соответственно, построенные галереи имели свои названия, часто связанные с событиями, произошедшими здесь.

Одну из галерей называют “майорша” (это галерея перед минеральным источником, если двигаться с севера на юг). Про этот завал рассказывают такую историю. В начале 19 века ехала по направлению к перевалу в богатой карете жена майора. Ее сопровождала служанка. Госпожа была сварливая и крикливая. Из-за чего-то рассердилась на девушку, высадила ее из кареты и заставила идти пешком. Сама же продолжала кричать и возмущаться. И тут от крика майорши со склона сорвалась снежная лавина и скинула карету на самое дно байдарского ущелья. Девушка же осталась жива и невредима.

Через несколько километров у дороги будет минеральный водопад

Это место сложно пропустить, склон ярко-рыжего цвета привлекает внимание; здесь останавливаются машины и экскурсионные автобусы, туристы фотографируются на фоне скал, порыжевших от стекающей по ним минеральной воды, набирают воду в бутылки. (Но вообще-то минеральную воду лучше пить сразу, прямо из источника, потому что в бутылке она быстро окисляется и теряет свои полезные свойства.)

Сам нарзанный источник находится примерно на 25 метров выше над дорогой. Источник теплый, его температура 11,5 ° С. Рыжие, оранжевые тона объясняются содержанием железа в воде; попадая на поверхность, железо окисляется и окрашивает склон. Наличие в воде углекислоты и железа связано с казбекским вулканическим очагом.

Рядом на парковке какие-то ларьки, палатки с фруктами. Здесь же есть оборудованный минеральный источник, где можно набрать воды, он на противоположной от водопада стороне дороги.

Гора Казбек

Казбек — одна из самых высоких гор Кавказа, седьмая по высоте (наряду с Эльбрусом и еще несколькими “пятитысячниками”). Высота горы 5033 м (5033,8, если очень точно).

Это потухший стратовулкан, последнее извержение которого, по мнению ученых, произошло 6 тысяч лет назад. Новые извержения не исключены, о чем говорят происходящие с регулярными интервалами небольшие землетрясения в области Казбека.

Грузинское название горы — Мкинварцвери, что означает “гора с ледяной вершиной”, “ледяная вершина” (иногда говорят Мкинвари, то есть, “ледяная”); по-осетински гору называют Урсхох, то есть “белая гора”; жители Тушетии зовут эту вершину Львом, а Пшавы — Гергети.

Русское название — Казбек — происходит от имени владельца земель у подножия горы. Его имя стало названием аула Казбеги, а по аулу было принято название горы. Название Казбек в русских источниках появляется в конце 18-го или в самом начале 19 века, то есть, когда начинается строительство Военно-Грузинской дороги.

У кавказских народов есть легенды, связанные с Казбеком. Одна из них говорит, что именно на этой горе к скале в пещере был прикован богатырь Амирани. Амирани, великан и герой, — один из древнейших персонажей грузинской мифологии, схожий с греческим Прометеем. В фольклоре некоторых других народов Кавказа тоже есть сказание о великане, заключенном в пещеру или прикованном к скале на Казбеке.

Хорошая видимость бывает чаще с утра и до полудня. А к середине дня вокруг вершины Казбека обычно собираются облака. Но может быть по-разному. Утром вершина может быть в тучах. Бывает, гора показывается и на закате. Казбеку свойственно в течение дня внезапно прятаться в облаках и внезапно появляться, иногда всего на несколько минут.

Степанцминда, Гергети, Троицкая церковь

Через несколько километров (13 км от границы) будет большой районный центр — Степанцминда, через который проходит Военно-Грузинская дорога. Отсюда открывается великолепный вид на одну из самых высоких вершин Кавказа — Казбек. Главной рукотворной достопримечательностью этого места является Троицкая церковь (Цминда Самеба по-грузински) на горе под Казбеком.

Силуэт Троицкой церкви, стоящей на горе на фоне Казбека с ледяной вершиной, — одна из визитных карточек Грузии.

. Горный пейзаж. Казбек

Степанцминда — довольно крупный поселок, или даже небольшой городок, расположенный у подножия горы Казбек на высоте 1700-1800 метров над уровнем моря. Со всех сторон Степанцминду окружают прекрасные и величественные горы.

Вопрос экологии

Но не все так просто: хотя сами самокаты и производят куда меньше вредных выбросов, чем автомобили или мопеды, если копнуть поглубже, за ними тоже тянется весьма внушительный карбоновый след. 

Вредные выбросы в атмосферу образуются как при изготовлении электросамокатов (разработка алюминия и плавильное производство требуют больших затрат энергии и воды, серьезный вред планете наносит и производство литий-ионных аккумуляторов), так и при их транспортировке (чаще всего из Китая). Ежедневное обслуживание прокатных электросамокатов тоже добавляет серьезную долю CO2 — отработавшие в течение дня разрядившиеся гаджеты необходимо вечером собрать и отвезти на подзарядку, и как правило этим занимаются крупногабаритные автомобили.

Исследование, проведенное в  2019 году в Университете Северной Каролины, показало, что топливные затраты на 1 км транспортировки самокатов для подзарядки превышают аналогичные показатели для обычного автобуса (не говоря уже про электроавтобусы, которые сейчас становятся все популярнее в мегаполисах). Под давлением экоактивистов кикшеринговые компании попытались найти «зеленое» решение этой проблемы — сейчас сервис Lime привлекает волонтеров для самостоятельного сбора и подзарядки самокатов — за это они получают «право первой ночи» при аренде через приложение. Но пока не похоже, чтобы желающих принять участие в этой затее было очень много — волонтеры жалуются, что местоположение самокатов с разряженной батареей далеко не всегда отображается точно, и поиски становятся небезопасной затеей, когда они проходят в неблагополучных и темных районах города. Кроме того зарядные устройства волонтерам приходится покупать самим, и счета за электричество им тоже никто не оплачивает. 

Заснеженные самокаты в Сочи. Фото: Артур Лебедев / РИА Новости

Но если для проблемы подзарядки самокатов в перспективе можно найти решение — в конце концов кикшеринговые компании могут обзавестись экологичными электро-пикапами — остается другой, куда более серьезный вопрос: утилизация. Кикшеринговые компании не разглашают информацию, сколько удается сохранить в рабочем состоянии самокат, используемый для ежедневной аренды. По данным the Wall Street Journal в Сан-Франциско от 200 до 650 самокатов были украдены или необратимо испорчены только в первые две недели после запуска кикшерингового приложения в городе. В журнале Quartz в 2019-м году был опубликован анализ открытых данных кикшеринговых компаний Lime и Bird в Луисвилле, Кентукки: результаты показали, что в среднем жизненный цикл электросамоката, сдаваемого в аренду в городе, составил 1 месяц!

Кикшеринговые компании ответили тем, что добавили в свои парки новые более крепкие модели — способные «продержаться» до года, а также запустили приложения со специальным программным обеспечением, которое позволяет продлить жизнь гаджету, защищая его от падений. 

Несмотря на все эти усилия далеко не всем самокатам суждено прожить долгую жизнь и завершить свое существование достойно — будучи переработанными по всем правилам утилизации. В США этот процесс тоже пытаются законодательно урегулировать: многие города не выдают лицензию кикшеринговым компаниям до того, как те предоставят план экологичного использования оборудования, включая подробную информацию об утилизации. Но даже в самых экологически продвинутых городах мира оказалось невозможно застраховаться от того, что часть прокатных самокатов заканчивает свой век в канавах и реках. Например, в июне в Кельне водолазы обнаружили около 500 электросамокатов на дне Рейна. Кикшеринговые компании, действующие в городе, объединились, чтобы помочь поднять этот опасный для экологии «груз» со дна реки. Однако непонятно, сколько еще других подобных гаджетов, остается в городских реках по всему миру. 

Главная проблема же связана с тем, что аккумуляторы электросамокатов не приспособлены к длительному пребыванию в воде — через некоторое время литий может начать выделяться в воду. В числе самокатов, которые были извлечены со дна Рейна, были те, что сочились «липкой жидкостью». К счастью, исследования речной воды в Кельне не показали превышения уровня загрязнения, но и времени с момента появления кикшерингового сервиса прошло пока не так много —  он существует с 2019-го года. 

Всё для удобства клиента

Идея выпустить электросамокат принадлежит заместителю гендиректора «Протона» Виталию Сухову, а команда конструкторов, занявшись ее практическим воплощением, решила создать модель повышенной надежности, с дополнительными удобствами для пользователей и облегченным техническим обслуживанием. «Была поставлена задача сделать конструкцию с минимальным количеством разъемных соединений, так как многие серийные самокаты из-за большого количества соединений быстро разбалтываются, что делает их некомфортными и даже опасными в эксплуатации. Мы также хотели максимально скрыть все коммуникации — проводку, тормозные тросы, включая сопряжение рама—вилка», — рассказывают на заводе.

Вилку сделали неразборной — цельной и сварной, полностью спрятали провода и трос, что важно в антивандальных целях для использования самоката в кикшеринге. Рама тоже сварная, без болтовых соединений

Компоновку проводки и оборудования системы осуществили так, чтобы максимально сократить время сборки и разборки самоката, замену любого элемента системы — это снижает затраты на сервис. В отличие от большинства аналогов с колесами в 8–10 дюймов установили колеса в 14 дюймов, что облегчает управление самокатом, особенно для неопытных пользователей. Аккумуляторная батарея тоже быстросъемная, что сокращает время простоя и позволяет держать меньшее количество единиц техники на одной площадке. Подумали и о том, чтобы на платформе самоката разместить специализированный наждак, как у профессиональных скейтбордистов, для максимального сцепления подошвы обуви с поверхностью при любых погодных условиях.

Выпустив партию самокатов базовой модели, на заводе сразу приступили к ее усовершенствованию. К примеру, базовая не имеет переднего тормоза и подвесок, но конструкторы уже рассматривают варианты установки как барабанного тормоза, так и дискового — для большего удобства эксплуатации изделия. Разработано несколько вариантов передней подвески эластомерного типа, которые, в отличие от традиционных телескопических, не имеют трущихся элементов. «Сейчас наши подвески проходят тесты и мы работаем над параметрами узла и его дизайном, хотим унифицировать конструкцию, чтобы была возможность выбирать комплектацию или менять ее в процессе эксплуатации, не прибегая к сложным операциям и высоким затратам», — говорит Владислав Сысоев.

В базовой модели нет и складного механизма, который актуален для индивидуального использования и перевозок самоката в багажнике автомобиля или в общественном транспорте. Складной механизм разрабатывается и тоже будет защищен от разбалтывания в процессе эксплуатации.

1960-е

  • Портативные аудиоформаты: 8-дорожечные и четырехдорожечные картриджи против компакт-кассеты и менее известной кассеты с магнитной лентой DC-International (представленной Grundig). Несмотря на то, что в середине-конце 1970-х годов он был довольно успешным, 8-дорожечный проигрыватель в конечном итоге проиграл из-за технических ограничений, включая переменное качество звука и невозможность перемотки. Точно так же меньшие форматы микрокассет , разработанные Olympus , и миникассеты , разработанные Sony , были произведены для приложений, требующих более низкого качества звука, таких как диктовка и автоответчики.
  • Форматы стереовещания FM-радио: система Crosby и система GE / Zenith. Система Crosby была технически лучше, особенно в передаче чистых стереосигналов, из-за использования поднесущей FM для стереозвука, а не поднесущей AM, используемой GE / Zenith. Многие радиостанции, построенные в этот период, позволяли пользователю выбирать режимы прослушивания Crosby или GE / Zenith. Однако система Crosby была несовместима с более прибыльными услугами SCA, такими как вещание в магазине и фоновая музыка. Владельцы FM-станций успешно лоббировали в FCC принятие в 1961 году системы GE / Zenith, которая была совместима со стандартом SCA.

Главные участники рельсовой войны

В рельсовой войне участвовали различные группы и индивидуальные лица, которые имели свои интересы и цели. Некоторые из них играли ключевую роль в развитии и последствиях конфликта.

Железнодорожные магнаты:

Во главе железнодорожных магнатов стояли такие богатые предприниматели, как Корнелиус Вандербильт и Джей Гулд. Они стремились управлять и контролировать железные дороги, доминировать на рынке и максимизировать свою прибыль. Железнодорожные магнаты использовали свои связи с политиками и деньгами, чтобы защитить свои интересы.

Железнодорожные рабочие:

Рабочие, занятые на строительстве и обслуживании железных дорог, были основной силой, влиявшей на ход рельсовой войны. Они боролись за более высокую оплату, лучшие рабочие условия и права на профсоюзную организацию. Рабочие часто сталкивались с изматывающей и опасной работой, низкими зарплатами и жестким контролем со стороны железнодорожных магнатов.

Фермеры:

Фермеры были одной из самых затронутых групп в рельсовой войне. Строительство железных дорог привело к проникновению цивилизации в дикую местность, на которой они жили и работали. Фермеры лишались земли и ресурсов, а конкуренция от железных дорог снижала цены на их продукцию. Фермеры выступали за защиту своих интересов и прав, включая справедливую компенсацию за использование их земли.

Индейцы:

Строительство железных дорог проникало в индейскую территорию, что приводило к ухудшению ситуации для многих старожилов. Они теряли свои земли, доступ к ресурсам и святые места. Индейцы боролись за сохранение своих традиций, культуры и выживание.

Политики:

Многие политики обращались к рельсовой войне из-за ее важности для экономического развития страны. Они поддерживали или противостояли интересам железнодорожных магнатов, фермеров, рабочих и индейцев

Политики использовали рельсовую войну для достижения своих политических целей и популярности среди избирателей.

1950-е годы

  • Комитет национальной телевизионной системы NTSC был вновь созван в январе 1950 года, чтобы принять решение о пересмотре их исходного формата, чтобы разрешить цветное вещание. Columbia Broadcasting System предлагала варианты конкурентного формата, которые были несовместимы с существующим форматом NTSC.
  • В начале 1950-х годов в автомобили были внедрены 12-вольтовые электрические системы, чтобы обеспечить большую пусковую мощность для больших двигателей, которые в то время становились популярными; при уменьшении тока. Системы на шесть вольт все еще были популярны, так как до этого десятилетия были обычным явлением. Однако системы на 12 вольт стали стандартом де-факто.

«НВ» запускает спецпроект «Первая. Мировая. Великая», посвящённый 100-летию Первой мировой войны, и в первой же публикации анализирует сходства в международной ситуации начала ХХ века и сегодняшней геополитической реальности.

Начало XX века. На фоне экономических проблем повышается революционная активность масс (на фото – эпизод русской революции 1905 года) 

Ровно сто лет назад человечество стояло на пороге Первой мировой войны. Стартом одного из самых кровавых конфликтов в истории цивилизации считается 

1 августа. Именно в этот день немецкий посол в Петербурге Фридрих фон Пурталес дрожащими руками вручил российскому министру иностранных дел Сергею Сазонову ноту об объявлении войны и… прослезился. Однако существует мнение, что Первая мировая началась немного раньше, а именно 28 июля. В этот день сербское правительство получило из Австро-Венгрии телеграмму об объявлении войны.

Как бы то ни было, в дни 100-летнего юбилея со дня начала этой войны «НВ» запускает серию статей под рубрикой «Первая. Мировая. Великая». В ближайшие недели наша газета будет публиковать размышления историков, философов, культурологов, политологов, уникальные архивные документы, фотографии, воспоминания современников, репортажи о памятных мероприятиях…

Открывает же цикл публикаций в рамках спецпроекта статья, посвящённая геополитическим аналогиям между 1914 и 2014 годами и анализу международной ситуации в начале ХХ и XXI веков.

…Первая мировая, унёсшая более 20 миллионов жизней, по праву считается водоразделом между XIX и ХХ веками. Революции в России, гибель великих европейских монархий, появление новых государств, повсеместное «восстание масс», тоталитарные режимы последующих десятилетий, переворот в науке и новые направления в искусстве – всё это рождалось в мучительных схватках 1914–1918 годов

Вызвав, как выстрел в горах, лавину и кучу последствий, она обречена на повышенное внимание специалистов. Но для нас эта бойня интересна и по другой причине – в силу огромного числа параллелей между политической ситуацией начала XXI века и первых десятилетий ХХ века

Оглянитесь вокруг. При наблюдении за текущими тенденциями порой сложно отделаться от ощущения дежавю: на наших глазах почти дословно «прокручиваются» события столетней давности.

Да, сегодня предсказания грядущей планетарной катастрофы остаются уделом маргиналов, сама вероятность мировой бойни кажется низкой, а вера в торжество разума и прогресса рождает чувство самоуспокоенности. Но разве нечто подобное мы не проходили в 1914 году? А ведь тогда люди искренне верили, что большую бойню можно предотвратить с помощью Гаагских мирных конгрессов!

Как бы то ни было, а в сегодняшнем мире стремительно нарастает политическая напряжённость, множится число локальных конфликтов, набирает обороты гонка вооружений, а между крупными игроками ведётся ожесточённая борьба за «место под солнцем. Чувство общей ответственности за судьбы планеты уступает место радикальным идеологиям, националистическим предрассудкам и милитаристскому угару.

Да и на символическом уровне перекличек хоть отбавляй. Вот в 1912 году в Атлантике затонул самый крупный корабль того времени «Титаник», а в 2012-м – у берегов Италии пошёл ко дну круизный лайнер «Коста Конкордия» (в переводе – «берег согласия»). Далее. 17 июня 1908 года гигантский метеорит упал в районе реки Подкаменной Тунгуски, а 15 февраля 2013 года – метеорит поменьше в Челябинской области

Наконец, некоторые публицисты проводят параллели между… Лениным и Ходорковским, обращая внимание на то, что оба эмигрировали в Швейцарию

Так повторим ли мы ошибки прошлого? Наступим ли снова на «исторические грабли» столетней давности? Хочется надеяться, что в одну реку нельзя войти дважды. Но для этого необходимо внимательнее присмотреться к аналогиям в международной ситуации начала ХХ и XXI столетий. История на то и существует, чтобы уберегать человеческий род от бесконечных повторений трагедий прошлого, служа спасительным маяком в тумане современности. Недаром же говорят: «Предупреждён – значит вооружён».

Итак, какие же параллели между 1914 и 2014 годами в первую очередь бросаются в глаза?..

Начало XX века. Технический прогресс приводит к появлению новых вооружений 

Начало XX века. Происходит образование противоборствующих коалиций (на фото – британский король Георг V в сопровождении французских политиков)

«Эра свобод»: Швеция на пути к войне

Поражение в Северной войне трансформировало политическую систему Швеции — началась так называемая эра свобод, во время которой королевская власть серьёзно ограничилась деятельностью сословно-представительного органа власти, риксдага. На протяжении нескольких десятилетий на политическом пространстве королевства формировались две партии, серьёзно влиявшие на внутреннюю политику страны: «колпаки» и «шляпы». Первые поддерживались старой шведской аристократией и занимали подчёркнуто прорусскую позицию, тесно взаимодействуя с дипломатами Романовых в Стокгольме. Вторые объединили вокруг себя купеческие и промышленные круги и с 1730-х годов отстаивали идеи реванша и возвращения потерянных во время войны с Россией территорий.

До начала 1740-х годов бал правила партия «колпаков», что отражалось и на внешней политике шведского королевства. В 1724 и 1735 годах Швеция и Россия заключили договоры, которые, пользуясь современной терминологией, можно назвать пактами о ненападении. Северное королевство обещало своему могущественному соседу не участвовать в войнах против него, за что Петербург покрывал часть задолженностей Стокгольма.

Ситуация резко поменялась в 1738 году. Не без усилий Франции, стремившейся ослабить влияние России в Европе, на очередных выборах в риксдаг победила партия «шляп», сразу взявшая курс на будущую войну с Петербургом. Париж активно выделял субсидии на эти цели, а Стокгольм спешно перебрасывал войска в Финляндию. «Шляпы» надеялись, что их планам помогут осуществиться отвлечение русских сил на Турцию и Австрию — последняя вскоре стала причиной очередного крупного конфликта «галантного века», войны за австрийское наследство.


Взятие Очакова в 1738 году — один из эпизодов Русско-турецкой войны. (wikipedia.org)

В Петербурге, безусловно, знали о перемене в настроениях в Швеции и пытались препятствовать возможному союзу Стокгольма и Стамбула, однако эти усилия сыграли с Россией злую шутку. Летом 1739 года русские офицеры по приказу генерал-фельдмаршала Миниха перехватили шведского посыльного майора Синклера, который вёз на родину письма от высокопоставленных османских государственных деятелей, и убили его, что стало одним из поводов разразившейся в 1741 году войны. Примечательно, что и Анна Иоанновна, и пришедшая ей на смену Елизавета Петровна от преступления открещивались, но на всякий случай исполнителей сослали, правда, ненадолго — уже в 1743 году офицеры были повышены в звании.


Майор Малкольм Синклер. (wikipedia.org)

Так или иначе, инцидент с Синклером стал лишь удобным поводом для «шляп» начать реализацию своего реваншистского плана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: