Генеральный директор uber трэвис каланик уволился после того, как инвесторы наконец укрепили свои позиции

10 лучших цитат из super pumped: битва за uber

Сколько стоит собственный капитал Трэвиса Каланика?

Трэвис Каланик вошел в список Forbes 400 самых богатых американцев в количестве 190 человек с текущим состоянием в 6,3 миллиарда долларов. Он является мультимиллиардером, генеральным директором и соучредителем автомобильного сервиса Uber, основанного на приложениях. Согласно Forbes, Трэвису 78 лет.thсамый богатый человек в СШАТрэвис занимает 64-е место в списке самых влиятельных людей мира по версии Forbes за 2016 год.

Изображение: Трэвис Каланик, миллиардер из США.

В 1998 году Трэвис вместе с Майклом Тоддом и Винсом Бусамом покинули Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, чтобы полностью поддержать Дэна Родригеса, запустившего Scour Inc. (мультимедийную поисковую систему в Интернете) и Scour Exchange.

В августе 2000 года 33 крупнейшие медиа-компании мира потребовали от Scour уплаты 250 миллиардов долларов. Тем не менее, компания объявила о банкротстве и в конце концов была продана на аукционе. В то время как UBER сейчас работает в 570 городах по всему миру, а его стоимость составляет 70 миллиардов долларов.

В 2001 году Каланик основал новую компанию под названием Red Swoosh, связанную с Scour Exchange. Шесть лет спустя они заявили, что компания была арестована Akamai Technologies за 19 миллионов долларов. В декабре 2016 года Трэвис стал членом бизнес-консультативного совета Дональда Трампа, группы, сформированной для консультирования президента по вопросам создания рабочих мест, включая: Генеральный директор Tesla и SpaceX Илон Маск, генеральный директор IBM Джинни Рометти, а также руководители Boeing, Disney, GE и GM.

Говоря об инвестициях Каланика, он и его подруга Энджи Ю купили таунхаус на верхних холмах в районе Сан-Франциско Кастро. Позже таунхаус назывался «Джем Пад» и имел свой аккаунт в Twitter.

Что в сериале правда, а что нет

Сериал основан на одноименном нехудожественном труде «На взводе. Битва за Uber» (англ.: Super Pumped: The Battle for Uber) американского журналиста Майка Айзека, вышедшем в 2019 году. Айзек до книги много писал про Uber для New York Times, и я бы сказал, что книга в немалой степени основана на его статьях в этом издании.

Как и ранее разобранный нами «Плейлист», сериал «На взводе» — это художественная экранизация нехудожественного произведения. Поэтому, конечно, отдельные моменты в фильме несколько драматизированы — ну, чтобы смотреть было интереснее.

Во-первых, в сериале периодически показывается мир фантазий Каланика. Он, допустим, рассказывает о том, как полюбовно расстался со своей партнершей, — но потом картинка вокруг него исчезает, Каланик остается один уже на зеленом или синем фоне, и нам потом показывают, что случилось в реальности. И обычно в реальности все куда хуже, чем говорит сериальный Каланик.

Во-вторых, сериал богат на визуальную составляющую: анимированные надписи на экране, мультяшные и компьютерные фрагменты.

В-третьих, главные герои периодически ломают четвертую стену и обращаются напрямую к зрителю.

А еще у сериала есть закадровый повествователь, личность которого не установлена, — но голос его принадлежит великому режиссеру Квентину Тарантино. Этот факт в сериале, кстати, никак не обыгрывается — и я бы не узнал, что это Тарантино, если бы не смотрел сериал с субтитрами для людей с проблемами слуха: там подписывают имена всех, кто говорит.

Но, несмотря на клиповую форму, сериал в целом довольно точно рассказывает обо всех событиях истории развития Uber и выхода компании на IPO.

Она действительно использовала программу Greyball для уклонения от чиновников — хотя, по словам ее руководства, Greyball был нужен для того, чтобы защитить водителей Uber от враждебно настроенных таксистов. Как только история с Greyball всплыла, компания поспешила «дать честное слово» ее больше не использовать и удивительным образом избежала судебных исков со стороны чиновничьих ведомств.

Про аэропорты и волну удалений Uber леволиберально настроенной публикой все тоже правда. И про почти что удаление Uber из App Store правда. И то, как Каланик поругался с водителем Фаузи Камелем насчет низких доходов водителей и это видео оказалось потом в общем доступе.

Настоящая и Сьюзен Фаулер с ее кампанией против сексизма внутри Uber. Арианна Хаффингтон в сериале играла примерно ту же роль, что и в реальности, — подруга и защитница Каланика до определенного момента. В реальности позвали Арианну в компанию как медийную личность — на ее месте могла оказаться и легендарная телеведущая Опра Уинфри.

А что же тогда в сериале неправда? В основном разные мелочи.

Так, в сериале Каланик приписывает идею создания Uber себе и «забывает» про ее изначального автора Гаррета Кэмпа — в реальности Каланик такого не делал.

Или как Uber заполнил мусором кучу пустых картонных коробок и поставил их перед мэрией Сан-Франциско: якобы там лежали петиции водителей Uber о разрешении компании работать в городе и это было свидетельством того, что таких петиций было больше, чем мэрии казалось.

История основана на реальном случае. В Сент-Луисе Uber поставил 9 коробок перед мэрией и подписал: «Одна тысяча петиций», — все коробки были наполнены бутылками с водой.

Самый значительный недостоверный момент в сериале, на мой взгляд, — это ситуация с домогательствами Остин Гейдт. Гил — вымышленный персонаж. А в реальности в приставаниях к Гейдт обвиняли инвестора Шервина Пишевара.

Также хотелось бы отметить то, что сериальные актеры в целом не похожи на реальных людей, которых они играют. Например, тощий Гордон-Левитт не очень похож на Каланика. Парадоксальным образом на него больше похож Кайл Чандлер, который играет в сериале Герли.

Но непохожесть актеров — это, конечно, не минус per se.

Действительно ли Каланик хотел перемен

Правда в том, что мы никогда не узнаем — потому что вскоре после того, как Каланик написал это письмо, он был вынужден уйти в отставку.

Но из психологии мы знаем одно: крупная трагедия часто оказывается катализатором серьезных изменений. Другими словами, тяжелая травма или смерть любимого человека часто побуждают нас действовать по-другому.

Неизвестно, видело ли когда-нибудь правление «Убера» письмо Каланика. Но в то время как уход в отставку дал ему возможность развиваться, совет директоров и новый генеральный директор Uber могли бы извлечь выгоду, дав Каланику шанс остаться руководящей силой компании, которую он помог построить.

Потому что «Убер» нуждался в Каланике так же, как и в Хосровшахи.

Невосполнимая потеря

Хосровшахи, приняв на себя управление компанией, изо всех сил пытался вывести «Убер» на «следующий уровень». Рыночная капитализация компании упала почти на 30 миллиардов долларов. И продолжает терпеть убытки в миллиарды долларов в год без четкого плана прибыльности.

Нет никаких сомнений, что Каланик должен был уйти в отставку. Это была, с одной стороны, своевременная мера. Однако, с другой стороны, есть вероятность того, что по прошествии достаточного количества времени он снова сможет возглавить Uber.

В качестве примера можно привести очень интересное письмо, которое Каланик написал сотрудникам Uber незадолго до своего ухода. Это письмо мало кто читал, а большинство никогда о нем даже не слышали.

Twitter и Джек Дорси

Дорси, Стоун и Уильямс стали соучредителями компании Obvious, из которой затем выделилась Twitter, Inc.

16 октября 2008 года Уильямс взял на себя роль генерального директора, а Дорси стал председателем совета. По мере роста популярности сервиса, Дорси пришлось выбрать улучшение работоспособности в качестве основного приоритета.

Дорси назвал коммерческое использование Твиттера и его API как две вещи, которые могут принести доход компании. Его три руководящих принципа, которые являются общими для всей компании: простота, лаконичность и мастерство.

В 2015, 2016 и 2017 годах Дорси добровольно отказывался от заработной платы, мотивировав это «верой в долгосрочный потенциал и ценности компании». Его зарплата за 2018 год составила $1,4.

В 2008 году Дорси был уволен с поста председателя совета директоров. Ходили слухи, что Дорси большую часть рабочего времени тратит на свои хобби, такие как рисование или шитье прямо на рабочем месте. Также Дорси обвинили в употреблении спиртных напитков на работе.

В итоге, Дорси уволили, предложив ему взамен позицию «молчаливого наблюдателя» в совете директоров.

В 2015 году он вернулся в компанию.

Противоречие Uber-культуры: Каланик ушел, Хосровшахи пришел

2017 год был тяжелым для Uber.Проблемы начались в феврале, когда бывшая женщина-инженер Uber уволила компанию за ее сексистскую культуру в сообщении в блоге на 3000 слов.Утверждалось, что корпоративная культура Uber была крайне враждебной, сексистской и довольно оскорбительной для большинства людей. Сообщение быстро стало вирусным, и в последующие месяцы ряд высокопоставленных сотрудников были уволены или уволены по причинам, связанным с обвинениями.После публикации в блоге совет директоров призвал к внутреннему расследованию, которое стало известно как «Расследование владельцев» (его возглавил бывший генеральный прокурор Эрик Холдер. В результате расследования было вынесено 47 рекомендаций, направленных на улучшение культуры и условий труда, и, согласно к уберу, увольнению более 20 сотрудников.

В последующие месяцы скандалы, казалось, преследовали и компанию, и ее генерального директора.В прессу были выпущены письма, подтверждающие, что сексистские настроения исходят сверху вниз, в том числе от самого Каланика.Он также был замечен на видео, когда он спорил с водителем Uber о снижении тарифов, что не укрепило его имидж в глазах общественности.

Одновременно с этим компания Alphabet (GOOGL ), Waymoподала на Uber в суд, утверждая, что их бывший сотрудник украл секреты, связанные с технологиями беспилотного вождения.Это дело было урегулировано в начале 2018 года. Кроме того,The New York Times сообщила, что Uber использовала функцию, которая позволяла ему работать в незаконных областях, в результате чего было возбуждено уголовное дело.21 год

21 июня 2017 года Каланик ушел в отставку после восстания акционеров. После того, какнемного больше,чем задва месяца было объявлено,что Дара Khosrowshahi-то-генеральный директор Expedia (EXPE ) -would взять на себя.Хосровшахи приехал в Нью-Йорк в 1978 году со своими родителями, спасаясь от иранской революции.Он начал свою карьеру в области финансов в инвестиционном банке и в конечном итоге стал финансовым директором IAC / InterActiveCorp (IAC ), должность, которую он занимал в течение семи лет, прежде чем стать генеральным директором Expedia.(Примечание редактора: Investopedia — это компания, принадлежащая IAC. ) В 2020 году Дара Хосровшахи останется генеральным директором Uber.

Принимать решение по Каланику будет Каланик

Cооснователь и гендиректор (CEO) Uber Трэвис Каланик (Travis Kalanick) может быть отстранен от своих обязанностей из-за проблем в компании.

Как сообщил Reuters источник в совете директоров, окончательное решение пока не принято. Пока, по итогам совещания, свою должность оставляет старший вице-президент Uber и соратник Каланика Эмиль Майкл (Emil Michael).

Кроме того, по итогам заседания совета директоров, к руководству компании в качестве «независимого директора» присоединилась финансовый директор Nestle и член совета директоров Alibaba Ван Линг Мартелло (Wan Ling Martello).

Причиной кадровых решений стали сексуальные скандалы внутри Uber, к расследованию которых привлекли сторонних юристов. В феврале 2017 г. бывший инженер-разработчик компании Сьюзан Фоулер (Susan Fowler) опубликовала в своем интернет-блоге пост, в котором пожаловалась на домогательства и отсутствие надлежащей реакции на происходящее со стороны топ-менеджмента компании.

Совет директоров Uber намерен сместить создателя сервиса Трэвиса Каланика с должности гендиректора

По итогам расследования ситуации в Uber юристы обнаружили «избыточное количество автономии» в компании, численностью более 12 тыс. сотрудников – в отделах, где требовался жесткий контроль финансовых и человеческих ресурсов, и которые курировал Трэвис Каланик. Юристы также сообщили о 215 зафиксированных ими жалобах в компании на сексуальные домогательства, дискриминацию, некорректное поведение и издевательства над сотрудниками (жалобы оформлены исковыми заявлениями). Между тем, по словам источника в компании, Каланик имеет в Uber достаточный вес, и «какое бы решение по нему ни было принято, это будет решение самого Каланика».

Суть

Uber — одна из самых пристально отслеживаемых компаний в мире, вошедшая в историю как когда-то самый ценный в мире стартап, который нарушил современную индустрию совместного использования пассажиров и транспорта, как мы ее знаем. Хотя COVID-19 помешал планам Uber стать прибыльными, обозначив большие потери в его бизнесе по доставке пассажиров, стратегические инвестиции компании в подразделение по доставке еды Uber Eats, а также недавнее предложение 22 Калифорнии сулит хорошие перспективы для бизнеса. Компания. Возможно, скоро время покажет, сможет ли Хосровшахи поднять оценку Uber до первоначально запланированных 120 миллиардов долларов.

Александр Карп

Уже немолодой человек 1967 года рождения (на главном фото) является соучредителем и гендиректором компании-разработчика программного обеспечения Palantir Technologies. Проект «Палантир» начинался в качестве стартапа со смутными перспективами, но со временем превратился в крайне любопытную структуру – мировое око.

Фирма занимается накоплением и обработкой гигантских массивов данных. Если и существует всемирный искусственный интеллект, то он опирается на базу данных «Палантира». Несложно догадаться, кто заинтересован во всеобъемлющем мониторинге. Главными клиентами Palantir Technologies являются спецслужбы США и крупнейшие финансовые структуры. Интересно, что помимо Александра Карпа костяк проекта в 2004 году составили выходцы из команды PayPal – кузницы кадров многих высокотехнологичных проектов.

Насколько успешен Александр Карп (Alex Karp) как бизнесмен? Получше многих из нас. Со своим состоянием 1,3 миллиарда долларов он не сходит со страниц «Форбс». А о деятельности «Палантира» и вовсе ходят легенды.

Письмо, которое могло изменить все

В 2017 году, прямо в разгар самых серьезных испытаний Uber, Каланик внезапно столкнулся с серьезной трагедией: его родители попали в странную аварию на лодке, в результате чего его мать погибла, а его отец получил серьезные ранения.

Каланик немедленно отправился в отпуск, чтобы присмотреть за своим отцом. Вскоре после этого, Каланик написал длинное и сердечное письмо своей команде (оно было приобретено интернет-сайтом Gizmodo и опубликовано через два года после его написания).

В письме Каланик признал ошибки своего руководства. Также он рассказал о конкретных областях, которые, по его мнению, необходимо изменить, и о том, как он планирует это сделать. Это включало в себя пересмотр, переосмысление и обновление ценностей компании, которые были незаконно присвоены и неправильно истолкованы. Каланик также рассказал о внесении изменений в руководящую группу, в том числе о найме нового главного операционного директора, который будет сотрудничать с ним, а также о новом вице-президенте и стратегии.

Каланик также пообещал начать создавать культуру ответственности, которая поставит людей на первое место и будет поддерживать то, что он назвал «сердцем и душой» Uber, а именно водителей.

«Поместить людей на первое место означает рассматривать каждое взаимодействие с водителем не как транзакцию, а как отношения — это то, во что мы намерены инвестировать в течение многих лет», — написал Каланик.

«Преобразование нашей культуры потребует времени, но мы стремимся инвестировать в то, чтобы сделать Uber отличным местом для работы. Это только начало».

Трэвис Каланик

Uber – это название мелькает даже чаще, чем слово «стартап». В ряде стран «Убер» стал синонимом такси. Компания перевернула с ног на голову устоявшийся рынок индивидуального извоза. То тут, то там нелегальные «бомбилы» и лицензированные таксисты устраивают акции протеста, а правительства вставляют палки в колеса Uber.

Однако фирма гнет свою линию, подминая очередную страну. Недавно ишь чего учудили: заявили о создании аэротакси – летающих транспортных средств. Более того, проект уже выходит на стадию испытаний в Германии. Скоро кадры из фантастического «Пятого элемента» про таксиста Брюса Уиллиса станут реальностью.

Трэвис Каланик (Travis Cordell Kalanick) – идеолог и соучредитель самого успешного стартапа в истории. И хотя Uber стал лишь третьим по счету крупным проектом американского предпринимателя, именно он помог заработать львиную долю из 5,3 миллиарда долларов его личного состояния.

The Early Years

Travis was born in Los Angeles to a retail advertiser and a civil engineer. As a child he had similar fantastical career aspirations as any child; for Travis, this meant being a spy when he grew up. But the stubborn determination – and confidence – we still see in Travis today was revealed at a young age when he started selling Cutco knives door-to-door. Although he was not destined to be a door-to-door salesman, he did excel at it, and by the age of 18, Travis was launching his first business, New Way Academy. New Way Academy was an SAT-prep tutoring service aimed at helping students boost their SAT score, and a former classmate described Travis at the time as:

«Капитал прожиточного минимума»: как идут дела у настоящего Uber

Uber (NYSE: UBER) сегодня торгуется на бирже и работает. Согласно отчету компании за первые 9 месяцев 2022 года, выручка разделяется на три сегмента.

Обычно я стараюсь при описании структуры бизнеса компании ориентироваться на самый последний ее годовой отчет: у разных сегментов возможны сезонные флуктуации активности. Но Uber — особый случай.

В 2020—2021 годах выручка компании сильно просела из-за коронакризиса, и описание структуры продаж Uber с опорой на результаты этих лет вышла бы не очень объективной: отчеты 2020 и 2021 сейчас не очень репрезентативны, поскольку в 2022 пандемия волшебным образом закончилась и Uber смог нарастить выручку до исторических максимумов. Поэтому будем ориентироваться на последний отчет компании, который содержит результаты за первые 9 месяцев 2022 года.

Главный враг Uber сейчас — это американский рынок труда. Там низкая безработица и растут зарплаты, что демотивирует потенциальных водителей работать на Uber, мешает компании оптимизировать издержки и не дает ей выйти на прибыль.

Поэтому Uber в своей отчетности старается скрыть реальное положение дел мошеннической математикой: по «скорректированной EBITDA» бизнес компании как бы прибыльный. Но, на мой взгляд, Uber был и остается рискованной и убыточной компанией. И ее убыточность особенно страшна сейчас, когда ставки по займам растут.

Впрочем, дополнительным источником ликвидности для Uber могут стать доли в аналогичных сервисах типа DiDi: их стоимость осенью минувшего года оценивалась в районе 4,4 млрд долларов. Но с тех пор много воды утекло и стоимость долей Uber в этих компаниях могла упасть под влиянием негативной биржевой и экономической конъюнктуры.

Теоретически Uber мог бы выйти на прибыль, купив Lyft, — я как раз рассуждал на эту тему в двойном обзоре этих компаний. Но маловероятно, что регуляторы одобрят такую сделку.

Scour

Following high-school, Travis enrolled at UCLA to study computer engineering, and he met Michael Todd and Vince Busam through the college Computer Science Undergraduate Association. Michael and Vince were working on a side project that they – along with three other students – launched as Scour in late 1997, and Travis joined them as one of Scour’s first employees in 1998. This decision was probably not supported by his parents since it also involved him dropping out of college. Scour was one of the first publicly available peer-to-peer apps – predating Napster by 18-months – indexing publicly shared files that other users could then download.

Despite an investment from former superagent Michael Ovitz, Scour was not able to avoid copyright infringement lawsuits launched by the Motion Picture Association of America, the Recording Industry Association of America, and the National Music Publishers Association. The company filed for bankruptcy protection in 2000, and in 2001, along with Scour’s former engineering team, Travis started Red Swoosh – another peer-to-peer file sharing app, similar to Scour.


WayBack Machine

Скандалы в Uber

Напомним, скандалы сопровождают Uber весь последний год.

В марте 2017 г. компанию покинул президент Uber Джеф Джонс (Jeff Jones), объяснивший журналистам, что его «представления об управлении, от которого зависит его дальнейшая карьера, несовместимы с тем, что он увидел в Uber».

В мае Минюст США начал уголовное расследование по факту использования в Uber программного инструмента для обмана чиновников. Кроме того компания оказалась должна

Эти проблемы развивались на фоне масштабной тяжбы Uber с Google из-за документации по разработке беспилотного автомобиля. Представитель работающей в составе компании Waymo заявили, что их экс-сотрудник Энтони Левандовски (Anthony Lewandowski) перешел на работу в Uber вместе с более чем 14 тыс. украденных конфиденциальных документов. Ущерб оценен в $500 млн, а Waymo теперь добивается полного запрета работы сервиса конкурентов.

Что касается ухода из Uber его бессменного главы Трэвиса Каланика, эксперты полагают, что это может стать прецедентом в Силиконовой долине, где все технологические стартапы ассоциируются, в первую очередь, с их создателями.

Как упростить работу с электронными подписями
Документооборот

Почему Uber нужны оба

Хосровшахи принес с собой большую часть того, что искал Каланик. Некоторые из первых шагов нового генерального директора продемонстрировали признаки высокого эмоционального интеллекта — способности инвестировать в людей и строить отношения.

Но у Каланика было то, чего не было у Хосровшахи: у Каланика был энтузиазм, страсть, вера в то, что «Убер» действительно может изменить мир. Если вы посмотрите интервью Хосровшахи, вы не увидите того же волнения. И этого следовало ожидать — невозможно заменить страсть основателя.

Именно поэтому был привлечен Хосровшахи — чтобы обуздать энтузиазм Каланика, чтобы успокоить шторм. Но со временем стало ясно, что Uber нужны оба, потому что только именно так можно увеличить шансы на успех.

Первоначально Хосровшахи хотел попытаться восстановить отношения с Калаником и дать ему важную должность. Но когда последний начал продавать свои акции, стало ясно, что он больше не считает себя частью «Убера». Во всяком случае, не этого «Убера».

Тем не менее еще не все потеряно. Возможно, вы помните другого основателя/бывшего генерального директора, которого выгнали из его компании. Основатель, который был лишен контроля, затем продал (почти) все свои акции в компании, которую он помог построить с нуля.

Этот основатель продолжал создавать великие вещи. В конце концов, компания даже попросила его вернуться. Он восстановил свои позиции в качестве генерального директора и стал одним из самых значительных личностей, изменивших историю. Компанией, конечно же, была Apple. И основателем был Стив Джобс.

Каланик, кажется, идет по тому же пути. Он уже основал новую компанию с высокими целями, стартап под названием CloudKitchens. С CloudKitchens он надеется обеспечить более дешевую доставку еды, сокращая расходы для ресторанов, которые хотят увеличить объемы доставки.

А пока остается надеяться, что когда-нибудь, когда пройдет достаточно времени, Хосровшахи и совет «Убера» рассмотрят вопрос о возвращении Каланика, и вместе они смогут построить что-то великое. Если нет, возможно, этот момент мы запомним как начало конца Uber.

Эндрю Мейсон и Groupon

В 2008 году Эндрю Мэйсон представил публике Groupon — потребители объединялись в группы для получения скидок. Идея оказалась успешной, а Мэйсон стал миллиардером.

1 декабря 2010 The New York Times написала, что Groupon отклонила предложение выкупить компанию за $6 млрд.

18 декабря 2012 кабельный канал CNBC назвал Мэйсона «Худшим руководителем года».

28 февраля 2013 года Эндрю Мэйсон был уволен из Groupon. Эрик Лефковски, один из сооснователей компании, от лица совет директоров поблагодарил Мэйсона за «лидерские качества, креативность и преданность интересам Groupon».

Groupon продолжила выплачивать бывшему гендиректору зарплату в течение шести месяцев. Такой же срок он смог пользоваться медстраховкой и другими льготами.

Покинув компанию, Мэйсон сохранил свою долю голосующих акций (20%), но вышел из совета директоров.

How did Uber start?

After 7-years of highs and lows, even when ending with a successful acquisition, most people – even committed app makers – would take a brief break before moving on. But not Travis, who in addition to continuing to work for Akamai, travelled extensively, and began investing in various startups and businesses. He eventually left Akamai in August 2008, and later that same year found himself at the LeWeb conference with Gary Vaynerchuck, Garrett Camp, and Melody McCloskey. Garrett spoke with Travis about an idea he had to cut the cost of black car services. Writing on the Uber blog in 2010, Travis describes it as:

And indeed they have, not only at launch, but ever since. At launch – July 2010 – Uber was only available in San Francisco, and only for black car service. They began expanding nationally and internationally the next year, first to New York, and then to Paris; UberX, the service most Uber users are familiar with, did not launch until July 2012. By late 2016 Uber is available in more than 540 cities across 66 countries, and is constantly experimenting with more services such as:

UberRush (Chicago, New York & San Francisco)UberPOOL (selected cities)UberBOAT (Turkey, and other cities during special events)
UberCHOPPER (special events)
UberYACHT (special events)UberEats (selected cities)

Uber has courted controversy from the beginning, receiving their first cease and desist notice just 3-months after launch, but the challenges Travis faced at both Scour and Red Swoosh had obviously prepared him for this. And unlike Scour and Red Swoosh, Uber has never had problems attracting investors, so Uber’s challenges are largely related to regulators and the transport industry, which is what one would expect with any disruptive innovation.

Вместо заключения: не(до)рассказанная история Uber

«На взводе» — это яркий, вульгарный и тупой сериал — под стать истории самого Uber, накачанного венчурными деньгами стартапа с самодовольными и наглыми основателями.

Критики довольно низко оценили сериал из-за его клиповой формы и некоторой карикатурности, но, на мой взгляд, такая подача материала здесь более чем уместна, потому что исходная история была примерно такой. «Да уж больше и нельзя себя выдать, батюшка Родион Романович!»

Есть, правда, несколько моментов, которые в сериале стоило бы подсветить.

Во-первых, «экономическая аморальность» Uber: основатели компании создали убыточный стартап практически без шансов выхода на прибыль — и сбагрили его инвесторам, обогатившись.

Герли инвестировал в Uber 11 млн долларов, и стоимость его доли в компании в феврале 2022 оценивалась в районе 8 млрд. Очень здорово, что Герли и другие ранние инвесторы в Uber смогли заработать благодаря теории большего дурака. Но менее сомнительным с экономической точки зрения мероприятием Uber не становится. Этот момент в сериале не отражен.

Более того, само IPO в 2019 году в сериале не показано. А оно было провальным: цена акций в начале IPO была 45 $ — ниже, чем инвесторы Uber изначально хотели, — но потом она упала до 42 $, ниже цены размещения. Так что IPO компании считается провалом.

Сериал в целом игнорирует экономическую и бизнес-составляющую Uber. Фактически бизнес-стратегия Uber в реальности выглядит так:

  1. Въехать в муниципалитет, даже если разрешения на работу нет.
  2. Набрать кучу водителей, в том числе и давая им бонусы и низкие комиссии.
  3. Демпинговать.
  4. В случае судов с муниципалитетами мобилизовать водителей и лоббистов для борьбы с муниципалитетами.
  5. Захватив рынок, повысить цены и комиссии, приведя водителей к жалкому состоянию.

Эта стратегия в сериале показана, но очень фрагментарно и неравномерно. И то, что компания терпела и терпит огромные убытки — ее итоговая маржа отрицательная и исчисляется десятками процентов, — проговаривается вскользь, периодически герои говорят про «нужно поднять еще денег от венчурных инвесторов».

Один автор удачно назвал деятельность Uber и подобных ей компаний «субсидированием стиля жизни миллениалов».

Во-вторых, сериал игнорирует разрушительные последствия массовой рецепции Uber. Да, в сериале показывается негативное влияние на водителей, надрывающихся за гроши в сервисе. За час работы американский водитель Uber зарабатывает в среднем 8,55—11,77 $, многие водители ездят по 10 часов в день.

В среднем по США минимальная почасовая оплата — примерно 11,5 $, а ведь водителям еще нужно платить за топливо, техосмотр, ремонт и другие важные для транспорта вещи.

Но кроме самих водителей Uber есть еще и другие пострадавшие — таксисты. В том же Лондоне до Uber водители лицензированных такси-кэбов могли зарабатывать достаточно для того, чтобы обеспечивать своей семье уровень жизни среднего класса. Но с Uber, когда каждый может быть таксистом, рынок заполонили извозчики-любители, и доходы у обычных таксистов упали.

То же самое произошло и в Нью-Йорке, да и вообще по всему миру. А многие водители сдавали сложные экзамены, например как лондонские кэбмены, и брали целевые кредиты на извоз. Некоторые таксисты от отчаяния кончают жизнь самоубийством.

Кстати, я ни разу не сказал, что в интересах потребителей платить за такси много — или что пользователи должны отказаться от услуг такси-агрегаторов и перейти на традиционные, более дорогие таксопарки. Но раз уж авторы «На взводе» занимают моральную позицию, яростно порицая Каланика за то, что тот не поддержал делом протесты таксистов на запрет въезда жителей стран третьего мира в США, то было бы как минимум логично добавить в сериал и перспективу традиционных таксистов. А ее нет.

В целом «На взводе» сойдет, если вы ищете краткий, но емкий пересказ истории Uber. В этом плане сериал даже лучше книги, на которой он основан: книга написана суховато, а сериал очень яркий.

Но если вы ищете хорошей драмы про стартапы, то лучше посмотрите нетфликсовский «Плейлист» про Spotify. А за интересными персонажами и классными актерскими работами лучше последить в «Не сработало» про WeWork.

Red Swoosh

At the 2011 FailCon, Travis Kalanick spoke about his time at both Scour and Red Swoosh as a case-study of failure, dubbing himself the “non-luckiest entrepreneur of the year.” Akamai Technologies acquired Red Swoosh for $19-million in 2007, but that was in spite of the many missteps Travis and his co-founder made along the way. These included problems with the IRS, an acrimonious split from his co-founder, and even having to code himself after Google poached his last engineer.

This talk again shows Travis Kalanick’s stubborn determination to achieve what at times seems impossible. During his time at Scour and Red Swoosh, Travis would face each new obstacle and resolutely refuse to concede defeat. And each time he would somehow find a way through, even if it meant eating ramen while living with his parents. A former Red Swoosh employee summed it best when he stated:

Трэвис Каланик и Uber

В 2009 году Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп создали Uber, мобильное приложение, позволяющее связать пассажиров с наёмными водителями для получения услуг извоза. В настоящее время Uber работает в 58 странах и более чем 300 городах по всему миру.

Продвижение Uber встретило противодействие в некоторых городах Северной Америки, в частности в Вашингтоне, Чикаго, Торонто и в Нью-Йорке.

Компания работает в условиях жесткой конкуренции на рынке, насыщенном поставщиками подобных услуг, а также собственными клонами, в таких городах, как Лондон.

В ноябре 2014 года Каланик подвергся критике за следование тактике «выиграть любой ценой» при управлении компанией.

21 июня 2017 года Каланик покинул пост руководителя Uber, но сохранил место в совете директоров.

В 2008 году на технологической конференции LeWeb он встретился с Гарретом Кэмпом, основателем StumbleUpon, и там они обсудили идею Uber

После ряда проблем, связанных с юридической, налоговой и финансовой сторонами и ссорой между партнерами, компания была на грани провала. Но Каланику удалось найти решение. И компания Akamai Technologies приобрела Red Swoosh в 2007 году через 6 лет после запуска.

После этого Каланик провел целый год, путешествуя по разным странам. В 2008 году на технологической конференции LeWeb он встретился с Гарретом Кэмпом, основателем StumbleUpon, и там они обсудили идею Uber.

Через год Каланик, Гаррет Кэмп, Оскар Салазар и Конрад Уилан запустили свой стартап — UberCab, мобильное приложение для вызова личного водителя. Это была первая версия.

В начале 2010 года Кэмп и Каланик начали первые эксперименты с прототипом Uber. Испытания прошли успешно. В том же году Райан Грейвс вошел в состав компании в качестве генерального менеджера. Также в это время UberCab запустился в Сан-Франциско. Ажиотаж после запуска привел к тому, что компании удалось привлечь средства от инвесторов First Round Capital Криса Сакки и Napster Шона Фэннинга.

Через год Uber уже открылся в Нью-Йорке, который сейчас является одним из самых важных городов для компании, и в Париже, который стал первым зарубежным городом для приложения.

В 2012 году в приложении появилась новая опция UberХ, по ней стоимость поездок была на порядок ниже обычной. Так они смогли привлечь массового клиента и увеличить число водителей в приложении.

Эван Шпигель

Если вы считаете себя продвинутым пользователем, то наверняка знаете о мессенджере Snapchat. В 2011 году, когда запускался стартап, на рынке доминировали казавшиеся непотопляемыми гиганты Skype, WhatsApp и в меньшей степени ICQ. Первые шаги делал Viber. Если «Ватсап» еще сохраняет лидерские позиции, то «Аська» уже окончательно ушла в небытие. «Скайп», по мнению юзеров, также «испортился», хотя все еще популярен в силу инерции пользователей.

Что предложила команда Эвана Шпигеля, в которую также вошли известные личности Бобби Мерфи и Реджи Браун? Посылать сообщения через мобильное приложение, которые будут через 24 часа самоликвидироваться, удаляться. Оказывается, услуга оказалась востребованной. Сегодня количество активных пользователей перевалило за 170 миллионов человек. А состояние 29-летнего Эвана Шпигеля (Evan Thomas Spiegel) достигло 3,4 миллиарда долларов США.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: