Что такое космический туризм?
Один путешественник или компания летят на околоземную орбиту, открытый космос или МКС. В чем-то этот вид туризма похож на земной, только вот путешественник должен иметь не только много денег, а еще отменное здоровье и свободные полгода, которые уйдут на подготовку к главному путешествию в жизни. Космический туризм подарит незабываемые впечатления: преодолев гравитацию, человек получит возможность парить в космическом пространстве не только в шаттле, но и без него. Высота, Когда большинство стран мира закрыло свои границы в связи с пандемией коронавируса, встал вопрос об альтернативном туризме. И если путешествовать по нашей планете пока затруднительно, может, стоит освоить космическое пространство?на которую поднимется путешественник – 100 километров (или больше) ввысь.
Главные впечатления, которые получит космический турист – это:
- Эмоции от самого полета
- Впечатляющие виды сменяющихся за окном пейзажей
- Вид Земли, окруженной созвездиями
- Свое невесомое тело
- Извержения вулканов
- Рассвет, который случается 16 раз в сутки.
Кстати, это путешествие всегда сопровождается долей риска: получить окончательное разрешение от комиссии на полет человек может… непосредственно в день вылета после контрольного медицинского осмотра. Полгода подготовки и деньги, потраченные на авантюру, возврату не подлежат.
Lunar Gateway
Самой амбициозной из станций ближайшего будущего должна стать Lunar Gateway. Ее сооружение будет осуществляться в рамках программы Artemis. Так что разместится она не на околоземной орбите, а на окололунной.
Строительством Lunar Gateway занимаются NASA, ESA, а также японское и канадское космические агентства. Это будет относительно небольшая станция, объем которой составит около 125 м³. Ее сооружение должно начаться в этом десятилетии. Конкретные сроки будут определяться успешностью запусков ракет SLS.
В отличие от остальных станций, главной задачей Lunar Gateway будет не проведение экспериментов, а роль промежуточного хаба для астронавтов и роботов, направляющихся на поверхность Луны. В перспективе она может стать отправной точкой для миссий, которые NASA будет отправлять на Марс.
Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!
Присоединяйтесь: https://t.me/ustmagazine
Космическая станция будет состоять из модулей
Строительство российской станции, как и многих других крупных космических объектов, будет вестись при помощи модулей. Если верить открытым источникам, первым делом в космос будет отправлен один из двух модулей: научно-энергетический (НЭМ) или универсальный узловой «Причал». Первый предназначен для проведения научных экспериментов и обеспечения станции электричеством. Второй модуль нужен для того, чтобы к станции могли пристыковываться пилотируемые корабли «Союз МС» и грузовые «Прогресс МС».
Космический корабль «Союз МС»
Впоследствии к станции будут присоединены шлюзовой и трансформируемый модули. Первый предназначен для того, чтобы космонавты смогли выходить в открытый космос для проведения ремонта и научных исследований. Трансформируемый модуль, как ожидается, станет основной жилой частью станции. Получается, что станция РОСС будет состоять из пяти модулей, а ее масса составит примерно 60 тонн. Устаревшие модули в будущем можно будет заменять новыми, поэтому теоретически срок службы станции можно считать неограниченным.
Благодаря собственной станции, российские космонавты смогут проводить научные эксперименты
Полеты вокруг невидимой с Земли стороны Луны
Космическое турагентство Space Adventures предлагает не только путешествие на земную орбиту, но также и полеты вокруг невидимой с Земли стороны Луны. Для этого планируется использовать уже проверенные в космических полетах российские корабли. В первый лунный тур будут отправлены два частных лица в сопровождении космонавта-профессионала. Космический аппарат будет пролетать над поверхностью Луны всего в нескольких сотнях километров, откуда каждый турист, принявший участие в этом полете, сможет наблюдать освещенную дальнюю часть земного спутника, а потом увидит и сам восход нашей планеты над его поверхностью.
По планам турагентства до конца года на российском космическом аппарате «Союз МС» на МКС будет доставлено два туриста, а в 2023 году туда же прибудут и два космонавта. Из пресс-релиза Роскосмоса стало известно, что во время экспедиции один из туристов в сопровождении профессионального космонавта из России покинет корабль и совершит выход в открытый космос. Там он, как ожидается, пробудет в течение полутора часов.
Зачем вообще снимать кино в космосе?
Для рекламы и пиара
Как первый фильм, снятый в космосе, «Вызов» привлек огромное внимание СМИ и зрителей
«Как маркетинговый ход, по-моему, замечательно. Я бы посмотрел, например, мне интересно, что сняли».
Евгений «BadComedian» Баженов
А среди мотивов государственной поддержки проекта – поднятие престижа российской космической отрасли.
«Если еще и работники ракетно-космической отрасли будут пользоваться таким уважением в отрасли, тогда, поверьте мне, мы будем точно первые в космосе по всем параметрам. А для страны вот это самоощущение, гордость за себя, не только за прошлое, не только за Королева, Гагарина, Глушко и других там, Терешкову и так далее, надо гордиться настоящим».
Дмитрий Рогозин, бывший глава Роскосмоса
Из станции откроется отличный вид на Землю
Одной из самых главных отличий российской станции от международной является то, что она будет находиться на высокоширотной орбите и пролетать в районе полюсов с углом наклона 98 градусов. Международная станция находится чуть ниже, и угол ее наклона лишь немного выше 50 градусов. По словам экспертов, благодаря своему расположению, станция сможет видеть 100% территории России и всей Земли в частности, в то время как с МКС было видно лишь 20% российских земель. Простор для наблюдений и исследований будет как никогда широк, но полеты в районе полюсов станут причиной серьезных ограничений.
Космонавтам откроется отличный вид на Землю
Orbital Reef
В 2027 году на околоземной орбите должна появиться первая полностью коммерческая станция под названием Orbital Reef. Состоять она будет из надувных модулей. Ее строительство осуществляют компании Sierra Space и Blue Origin. Кроме того, в реализации этого проекта принимает участие множество различных организаций — от Amazon до Аризонского университета.
Основной станции станет большой цилиндрический модуль, к которому по бокам будут пристыковываться другие отсеки. Ее общий объем составит 830 м³, что более чем в два раза превышает пространство, которое может предложить астронавтам МКС.
Планируется, что на станции будет работать до 10 человек. Какие эксперименты они будут там проводить, пока неизвестно. Но доставлять людей и грузы на станцию будет новый космоплан Dream Chaser, строительство которого сейчас завершает Sierra Space.
Предыстория: почему туристы в космос летали-летали, а затем перестали
Первым туристом в космосе стал американский миллионер Деннис Тито, побывавший на МКС еще в 2001 году. За ним последовали еще шесть американцев и один канадец. Все они, что характерно, летали на борту кораблей «Союз» «Роскосмоса».
Дело тут не только в относительно высокой безопасности «Союзов» (последняя гибель людей на борту этого типа кораблей случилась в 1971 году, а их американской альтернативы, шаттлов, — в 1986 и 2003 годах). Более важным был коммерческий фактор. Пуск российского космического корабля стоил десятки миллионов долларов, поэтому тот же Тито заплатил «всего» $20 миллионов за попадание на орбитальную станцию. Один пуск американских шаттлов стоил уже $1,5 миллиарда: туристов, достаточно богатых для такого транспорта, найти слишком сложно.
Но уже с 2009 года даже «Роскосмос» потерял возможность доставлять туристов за пределы земной атмосферы. Причем не по своей вине: случилось это из-за свертывания программы шаттлов на стороне США. Штаты отказались от них из-за их очевидной небезопасности для астронавтов: всего за время программы Space Shuttle на американских космических «челноках» погибло 14 человек — в несколько раз больше , чем на всех остальных средствах для полетов в космос, вместе взятых.
В результате отказа США от шаттлов (а других пилотируемых средств для космических полетов NASA пока не имеет) российские «Союзы» оказались вообще единственным средством доставки людей на МКС. От этого «лишние» места для космических туристов в них исчезли — все заняли профессиональные астронавты.
И вот уже десять лет космического туризма просто нет.
Виды космического туризма
Самый распространенный вид путешествия на орбиту – полет на ракете-носителе на международную станцию. Цель – пребывание в космосе несколько дней, ознакомление с бытом космонавтов. Однако такой способ имеет ряд недостатков. Главный – большая стоимость подобных путешествий. Заплатить несколько миллионов за такую могут не все желающие. Начинать подготовку нужно за месяц до начала полета. Поэтому были разработаны альтернативные виды космических путешествий.
Сегодня туроператоры предлагают следующие способы космического туризма:
- полеты на реактивных истребителях в пределах стратосферы;
- создание нулевой гравитации во время планирования самолета;
- суборбитальное путешествие на специальном воздушном транспорте
Орбитальные полеты – новый вид услуг в этой области. Сложность такого вида путешествий заключается в единственном варианте длительного пребывания на околоземной орбите. Для этого нужно посетить МКС. Из-за малой вместительности станции и стоимости транспортировки это снижает возможности для путешествий.
Интересно: планируется постройка новой станции на иноземной орбите. Она будет выполнять несколько функций, в том числе – станет первым орбитальным отелем.
«Вызов» определил Голливуд и лично Тома Круза?
Да. Весной 2020 года глава американского космического агентства Джим Брайденстайн заявил: «NASA будет рада сотрудничать с Томом Крузом в съемках фильма на космической станции». Позже появилась информация, что актер вместе с режиссером Дагом Лайманом отправятся на МКС в качестве космических туристов в октябре 2021 года.
Впрочем, как таковой «космической гонки» за первый фильм в космосе между США и Россией не было. Американский проект – инициатива Тома Круза, но помешали плотный график актера и неуверенность студии Universal Pictures, что сам факт съемок в космосе отобьет огромный бюджет фильма.
50 лет строительства космических станций
Первые космические станции появились 50 лет назад. Весной 1971-го была запущена советская «Салют-1», а двумя годами позже — американская SkyLab. Это были достаточно простые цилиндрические конструкции размером приблизительно с городской автобус. Однако постепенно «Салюты» становились все больше, а люди жили на них все дольше и дольше.
Фантастика рисует нам образ будущего, где люди живут в космосе на станциях, размер которых измеряется километрами. Нам до этого далеко. Но 5 орбитальных жилищ, которые будут созданы с нуля или достроены, впечатляют.
Первая в мире космическая станция SkyLab
Роскосмос
Недавно отечественное агентство начало разрабатывать собственную программу по туризму в космосе. В рамках этой программы «Роскосмос» хочет построить роскошный космический отель на борту МКС, в котором у гостей будут свои отдельные помещения, включающие четыре спальни, медицинские и гигиенические отсеки, а также гостиную. Планов тренировок еще нет, но, скорее всего, это будет сокращенный вариант профессиональной программы, длящийся два года. Для того, чтобы остаться в этом «отеле на краю света» на 1 – 2 недели вам придется заплатить 40 миллионов долларов, за пребывание в течении месяца – 60. Увы, скорее всего предложение будет действовать не так долго, так как предположительно его откроют в 2022, а уже в 2028 МКС планируют вывести из строя.
Космический туризм – история
Деннис Тито с экипажем станции “Мир” – Талгатом Мусабаевым и Юрием БатуринымДеннис Тито с экипажем станции “Мир” – Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным
Официально отсчет истории космического туризма можно начать 28 апреля 2001 года, когда на борт Международной космической станции поднялся первый “гражданский” – американский миллионер Деннис Тито. Полету первого туриста предшествовали сложные переговоры между корпорацией “Мир” и NASA, которое не было в восторге от перспективы полета Тито, месяцы физической и технической подготовки. Несмотря на то, что Дэннис заплатил за тур $20 млн, он старался быть полезным, помогал космонавтам и взял на себя заботу о “кухне”. За 8 дней на борту станции пассажир и члены экипажа успели крепко сдружиться. С этих пор Тито просит называть его не туристом, а космонавтом и часто говорит, что стал наполовину русским.
Анюше Ансари, первая женщина – космический турист Анюше Ансари, первая женщина – космический турист
После такого удачного опыта дорога для космического туризма была открыта. Маршрут был единственный – посещение МКС. Перевозку осуществляло Российское космическое агентство – после катастрофы шаттла Columbia в 2003-м NASA было запрещено доставлять непрофессионалов в космос. Вслед за Деннисом Тито в космос отправлялся примерно один турист в год:
- 2002-й: Марк Шаттлворт – южноафриканский IT-миллионер. Во время полета пообщался с Нельсоном Манделой;
- 2005-й: Грегори Олсен – американский технологический миллионер, профессор Принстонского Университета;
- 2006-й: Анюше Ансари – ирано-американский ученый, предприниматель, миллионер. За время подготовки выучила русский язык;
- 2007-й и 2009-й: Чарльз Симони – венгро-американский программист, IT-миллионер, единственный двукратный турист;
- 2008-й: Ричард Гэрриот – британо-американский программист, предприниматель. Потратил на полет большую часть состояния, выучил русский и ни о чем не жалеет;
- 2009-й: Ги Лалиберте – канадец, основатель Cirque du Soleil, во время полета одновременно режиссировал 14 шоу в разных странах мира.
Каждый из туристов заплатил по $20 млн и потратил почти год жизни на предполетную подготовку. Но уже в начале 2000-х начала разрабатываться более удобная, дешевая и быстрая альтернатива, которая, тем не менее, позволяла любому желающему почувствовать себя космонавтом – суборбитальный туризм. На сцену выступили частные компании.
В чем уникальность «Вызова»?
Обычные зрители вряд ли что-то заметят. Современные технологии позволяют точно показать невесомость, а простым видео с орбиты уже никого не удивить. Зато для киноиндустрии фильм Клима Шипенко – огромный прорыв.
Во-первых, во всем мире будут изучать операторскую работу, актерскую игру, оборудование и прочие особенности съемок в космосе.
Во-вторых, всем интересна себестоимость проекта, созданного на орбите.
В-третьих, Клим Шипенко и Юлия Пересильд прошли уникальную четырехмесячную программу подготовки, хотя обычно к полетам готовятся около года. Этот опыт будет учитываться, в том числе при тренировках космических туристов.
Космическая станция будет состоять из модулей
Строительство российской станции, как и многих других крупных космических объектов, будет вестись при помощи модулей. Если верить открытым источникам, первым делом в космос будет отправлен один из двух модулей: научно-энергетический (НЭМ) или универсальный узловой «Причал». Первый предназначен для проведения научных экспериментов и обеспечения станции электричеством. Второй модуль нужен для того, чтобы к станции могли пристыковываться пилотируемые корабли «Союз МС» и грузовые «Прогресс МС».
Космический корабль «Союз МС»
Впоследствии к станции будут присоединены шлюзовой и трансформируемый модули. Первый предназначен для того, чтобы космонавты смогли выходить в открытый космос для проведения ремонта и научных исследований. Трансформируемый модуль, как ожидается, станет основной жилой частью станции. Получается, что станция РОСС будет состоять из пяти модулей, а ее масса составит примерно 60 тонн. Устаревшие модули в будущем можно будет заменять новыми, поэтому теоретически срок службы станции можно считать неограниченным.
Благодаря собственной станции, российские космонавты смогут проводить научные эксперименты
Зачем владелец Amazon хочет стать туроператором?
И все же надо понимать: Starliner будет проектом, эксплуатирующим то, что уже создано для нетуристической, «государственной» космонавтики. Этот корабль сделан для NASA, и туристы здесь — лишь способ немного подзаработать. Если не будет полетов к МКС — никто на нем ради туристов никуда не полетит, потому что стоимость одного пуска одноразовой ракеты Atlas 5 слишком велика, чтобы оправдать ее одной продажей турпутевок на орбиту.
Куда перспективнее здесь выглядит компания Blue Origin. Ее основал — еще в 2000 году — Джефф Безос, владелец Amazon. Не следует думать, что это просто хобби для одного из крупнейших бизнесменов планеты. Сам Безос называет Blue Origin своим «самым важным делом» — и чтобы профинансировать его, он ежегодно продает акций Amazon на миллиард долларов.
На сегодня компания провела уже 12 тестовых беспилотных запусков своей ракеты New Shepard, оснащенной двигателями BE-3 собственной разработки. Это одноступенчатая ракета, садящаяся на хвост. Отсутствие второй ступени не дает ей выводить капсулу-корабль для пассажиров на высоту более 106 километров, но границей космического пространства (она же линия Кармана) считается 100-километровая отметка. Поэтому носитель Blue Origin — самая настоящая, хотя и суборбитальная ракета для полетов в космос.
Суборбитальными называют такие носители, которые не могут вывести космический корабль на устойчивую орбиту вокруг Земли: они способны только на несколько минут «повиснуть» в ближнем космосе, а потом начнут неизбежное снижение на Землю. Именно такими будут полеты туристов на New Shepard. Корабль, доставляемый в космос этой ракетой, имеет объем герметичного пространства 15 кубометров. Это позволит разместить там шесть человек без каких-либо неудобств. Тем более что суборбитальный полет будет длиться лишь десять минут, а не многие часы или даже сутки, как при рейсе на МКС.
LunchboxLarry/flickr.comNew Shepard, созданная Blue Origin, — первая в истории полностью многоразовая ракета с вертикальным взлетом и посадкой
Очередные испытания New Shepard успешно прошли 11 декабря 2019 года: корабль поднялся на высоту 104,9 километра, продемонстрировав безупречную работу всех систем. На высоте ракета и корабль разделились. Затем последний спустился на парашютах до поверхности планеты и перед самой посадкой включил твердотопливные малогабаритные ракетные двигатели — для смягчения удара при приземлении. Ракета же, как обычно, мягко села на собственных двигателях, не используя парашюты.
BLUE ORIGINРакета New Shepard
Безос планирует провести первый пилотируемый пуск New Shepard уже в 2020 году . Это значит, что он и Boeing идут «ноздря в ноздрю», и пока трудно точно сказать, кто из них сможет доставить туристов в космос первым.
Одно ясно уже сейчас: в случае успеха туристической программы Blue Origin она сможет пропустить через себя куда больше частных клиентов. Дело в том, что ее ракета для суборбитальных полетов — полностью многоразовая, а вот Atlas 5, которую планирует использовать Boeing, — одноразовая. Само собой, стоимость их миссий будет различаться во много раз. Поэтому полеты на New Shepard будут заметно дешевле, чем в Starliner от Boeing (а значит, и дешевле российского предложения).
Какие планы у компании Axiom Space
Еще одна компания из США, Axiom Space, решила создать свою космическую станцию для астронавтов-профессионалов и туристов из разных стран. На КС AxStation, по замыслам ее создателей, будут находиться помещения для ведения исследовательской работы в космосе, обсерватория для панорамного обозрения, жилые помещения для астронавтов и туристов, а также специальный шлюз, дающий возможность покидать корабль и выходить в открытый космос.
Все работы по проектированию внутреннего интерьера космической станции AxStation проводились Филиппом Старком, архитектором из Франции. Он известен тем, что специализируется на фешенебельных отелях и виллах по всему миру.
Новые проекты орбитальных станций
Соединенные Штаты сделали ставку на привлечение частного капитала в космическую отрасль.
- В марте NASA объявило о выделении грантов для частных компаний, которые займутся разработкой околоземных космических станций. Агентство готово частично профинансировать от двух до четырех проектов. Размер гранта составит от $300 до $400 млн.
- Впоследствии эти станции должны заменить для американских астронавтов МКС.
Первые концепции
- О планах создания собственной космической станции недавно объявила американская Sierra Nevada Corporation. Она представила проект станции LIFE, состоящей из нескольких надувных отсеков. Отправить ее на орбиту планируется с помощью обычной ракеты-носителя, а надуть уже на месте.
- Доставлять экипажи и грузы на станцию, как ожидается, будет многоразовый корабль Dream Chaser.
Хьюстонская компания Axiom Space намерена уже в 2024 году начать запуск коммерческих модулей, которые будут использоваться для проживания и проведения научных экспериментов.
- Первоначально модули будут пристыкованы к МКС. К моменту ее вывода из эксплуатации Axiom планирует завершить строительство, и станция сможет продолжить работу на орбите уже автономно.
- Компания рассматривает различные источники финансирования, в том числе организацию туристических полетов на борту капсул SpaceX Crew. Первый полет запланирован на 2022 год.
- Новая станция должна стать частью инфраструктуры для дальнейшего изучения космоса, в том числе полетов на Луну и Марс.
Российский проект околоземной космической станции
Россия в начале апреля объявила о намерении отказаться от участия в проекте МКС. Окончательное решение будет принято после 2024 года. На смену МКС должна прийти Российская орбитальная служебная станция (РОСС).
- Полностью развернуть станцию на орбите планируется в два этапа до 2035 года.
- На первом этапе станция будет состоять из четырех модулей: базового, аналогичного ему НЭМ (научно-энергетический модуль), узлового и шлюзового.
- На втором этапе к ним планируют добавить целевой и производственный модули, а также платформу обслуживания космических аппаратов.
У России уже есть опыт развертывания собственных станций — от небольших «Салютов» и «Алмазов» до многомодульной станции «Мир», которая провела на орбите 15 лет и была затоплена в Тихом океане в 2001 году.
И конечно, Илон Маск
Хотя именно два проекта, описанных выше, первыми доставят туристов в космос, рассказ о нарождающейся отрасли был бы неполон без описания планов третьего игрока. SpaceX, лицом и евангелистом которой стал небезызвестный Илон Маск, уже испытывает полетами прототипы Starship — огромной двухступенчатой ракеты. Ее финальная версия будет иметь массу сильно больше 4000 тонн, что сделает корабль крупнейшим из когда-либо строившихся человечеством носителем. Внутренний герметичный объем его корабля (он интегрирован во вторую ступень Starship) составит около 1000 кубических метров — в десятки раз больше любой капсулы для туристов, создаваемой конкурентами. Это даже больше, чем у целой МКС.
Thorenn/wikimedia.org
SpaceX нужны деньги, чтобы отбить разработку такой колоссальной системы. Собственно, Маск уже договорился с японским миллиардером Юсаку Маэдзавой о том, что тот станет первым в истории космическим туристом, облетевшим Луну. Полет продлится не менее шести дней и — если он состоится — будет заслуживать звания самого эпического случая туризма во всей истории. Японец собирается взять с собой несколько художников, которые, как предполагается, создадут в пути какие-то новые произведения искусства (проект #dearMoon ).
Space Exploration Technologies Corp./wikimedia.orgStarship с японским миллиардером на борту облетает Луну в представлении художника
Большой проблемой проекта ожидаемо оказался его колоссальный размах. Публично его стоимость никто не озвучивал, но речь в любом случае идет о многих миллиардах долларов. Часть из расходов на создание носителя будет покрыта за счет туризма, но какая — пока тоже не вполне ясно: например, ни Маск, ни Маэдзава не раскрывают сумму, которую японский миллиардер внес за свой будущий полет вокруг Луны. Метановый двигатель Raptor для Starship уже создан и испытан, и первые прототипы корабля уже показали на нем взлет и мягкую посадку. Но в проекте очень много нового и необычного: корпус из нержавеющей стали, торможение корабля в атмосфере никогда ранее не применявшимся способом (разворотом поперек воздушного потока) и многое, многое другое. В нем даже горючее такое, что никогда ранее не использовалось: жидкий метан.
В теории все это очень неплохо смотрится. Метан при сгорании не дает сажи, из-за чего Starship можно будет эксплуатировать сотню пусков подряд без ремонта (SpaceX надеется даже на многие сотни пусков подряд), — если все получится, носитель, несмотря на огромные размеры, будет в конечном итоге дешевле одноразовых ракет. Нержавеющая сталь имеет при низких температурах прочность выше, чем у современных космических кораблей.
Но все эти новшества также подразумевают, что испытывать и доводить новый корабль для туристов придется дольше обычного.
Наконец, SpaceX — да и никто другой в мире — пока не имеет опыта создания систем жизнеобеспечения для такого огромного корабля. Только система поддержания пригодного для дыхания воздуха в объеме тысячи кубометров — уже большая сложность. Илон Маск рассчитывает, что полет Маэдзавы, этот самый амбициозный случай туризма в истории, состоится уже в 2023 году. Но не стоит удивляться, если это случится на год-два позже: в конце концов, для этого надо будет ни много ни мало построить и тщательно испытать самый большой космический корабль в истории Земли.