4. Urbanbase
Этот корейский стартап специализируется на 3D-платформах для проектирования зданий и дизайна интерьеров с использованием технологий VR/AR. Запатентованная технология Urbanbase позволяет создавать 2D- и 3D-планы помещений за несколько секунд.
У проекта есть B2C-платформа по созданию обстановки помещения на основе VR и мобильное приложение, позволяющее создавать дизайн интерьера с помощью технологии AR.
Компания продает некоторые инструменты для недвижимости, проектирования домов, архитектуры, розничной торговли и т.д. через B2B. Среди более чем 40 клиентов и партнеров Urbanbase есть такие крупные бренды, как LG, iLoom и Daelim.
Рынок тренажеров
Самым востребованным B2B-продуктом считаются VR-тренажеры – симуляторы, с помощью которых компании обучают своих сотрудников. Чаще всего VR-программы нацелены на отработку штатных или чрезвычайных ситуаций, что повышает квалификацию штата и, соответственно, доходность бизнеса. В 2019 г. аналитики KPMG оценили уровень внедрения VR в российскую металлургию и нефтедобычу в 33% и 25%.
Одним из лидеров российского рынка VR-тренажеров считается компания PromVR, выпускающая универсальные и персонализированные симуляторы для производственных, промышленных и строительных предприятий. Обучение с помощью инструментов PromVR позволяет минимизировать риск травматизма и повысить уровень знаний сотрудников. Также проект поставляет тренажеры в высшие и средние специальные учебные заведения. Самыми востребованными сценариями считаются высотные и сварочные работы, техника безопасности и оказание первой помощи.
Анализ развития корпоративных AR и VR-решений в РФ, проведённый специалистами Modum Lab, показал, что выручка поставщиков VR-тренажеров с 2021-го по 2022 г. выросла на 33%, превысив отметку в 540 млн рублей. Объем выручки AR-проектов за аналогичный период составил 183 млн рублей с приростом в 67%.
Общая выручка флагманов российского VR (эксперты рассматривали 50 компаний) в 2022 г. достигла 1,9 млрд рублей, превысив показатели 2021 г. на 83%. Несмотря на то, что РФ не входит в список мировых лидеров VR-индустрии, российский рынок развивается, пусть даже с нехваткой финансирования, сложными отношениями с иностранными поставщиками и узким выбором гаджетов.
VR в отечественном e-commerce
На долю цифровой коммерции приходится 17% от мирового объема продаж. По мнению экспертов GWI и Statista, e-commerce и, в частности, онлайн-торговля одеждой будут активно развиваться: на начало 2023 г. на приобретение вещей, электроники и еды в интернете было потрачено $871 млрд, $765 млрд и $244 млрд соответственно. Ниша e-commerce является активным потребителем VR-решений, позволяющих продемонстрировать все преимущества товара в удаленном режиме.
В России одним из крупнейших поставщиков VR для рынка цифровой торговли считается стартап ReRooms. Сервис представляет собой маркетплейс, ориентированный на ремонт помещений. Технологии компании позволяют проектировать трехмерные модели и демонстрировать их потенциальным клиентам через мобильное VR-приложение. Таким образом покупатель может «побывать» в своей новой квартире и полюбоваться ремонтом.
Разумеется, зрелищность ReRooms мгновенно повышает прибыль дизайнеров и поставщиков товаров для дома и ремонта. Партнерство с площадкой уже заключили свыше 500 художников интерьера и 400 продавцов. К 2023 г. благодаря сервису было выполнено более 7000 дизайнерских проектов. Ежемесячный оборот товаров на маркетплейсе превышает 20 млн рублей. В 2018 г. компания провела раунд финансирования, получив инвестиции в размере 40 млн рублей. Ранее основатели вложили в проект 20 млн рублей собственных средств.
Основатели ReRooms Дмитрий Борисов и Юрий Гольдберг:
– Наша глобальная задача – сделать так, чтобы всю техническую работу выполняла машина, а дизайнерам оставались только творчество и психология, без которых в этой сфере никак. Ежегодно в России строится около 2 млн квартир, но только 3% новых хозяев заказывают услугу дизайна. Все потому, что средняя стоимость индивидуального дизайн-проекта для двухкомнатной квартиры составляет от 100 тыс. рублей. Люди думают, что за такие деньги нарисуют все сами, и начинают творить на ходу. В итоге тратят примерно на 20% больше денег и на 30% больше времени, чем те, кто сразу пошел к профессионалу.
В будущем предприниматели намерены запустить нейросеть, способную генерировать дизайнерские решения на базе потребностей клиента, снизить среднюю стоимость услуг до 10 тыс. рублей и выйти на иностранные рынки.
А как у них?
Есть подобные проекты и вне России. Наиболее известны два, это Starlink от компании SpaceX под руководством миллиардера Илона Маска и OneWeb — британский проект, инвесторами которого выступают Airbus Group, Bharti Enterprises, Hughes Network Systems и другие крупнейшие компании. Если сравнивать с российским, то основное отличие в том, что зарубежные орбитальные группировки в первую очередь отличаются наличием хоть какой-то бизнес-модели.
Разнятся и источники финансирования. Для SpaceX это деньги самой компании и из других проектов Илона Маска, а также всё, что удастся насобирать у потенциальных инвесторов. У OneWeb еще круче — целый конгломерат коммерческих компаний. В случае же «Сферы» малореально, чтобы в создание вложился еще кто-то, помимо государства и подконтрольных ему компаний. Кроме того, бизнес-модель российского проекта пока вообще непонятна. Да и бизнес ли это или просто государственный проект с неясной до конца полезностью.
Отдельно стоит отметить, что зарубежные проекты стартовали достаточно громко под популистскими лозунгами «Интернет в каждый дом». Но после первого запуска компании SpaceX в феврале 2018 года, когда были выведены на орбиту два тестовых спутника, всё затормозилось. В настоящее время на конец 2018 года стоит первый запуск спутников проекта OneWeb с космодрома Куру во Французской Гвиане, но судя по отсутствию новостей, особенно касательно участия «Роскосмоса» в этом проекте, и у британцев тоже не всё так гладко и быстро.
SpaceX успешно запустила спутник PAZ на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии /Фото: Global Look Press/SpaceX
Для того чтобы в проект захотели вложиться сторонние компании, требуется прозрачная модель, четкая и грамотная юридическая платформа и прописанный бизнес-план. А вот с этим пока у проекта «Сфера» всё не очень здорово.
VARDIX и Владимир Баринов: Погружение в 3D-волшебство и AR/VR-инновации!
24 мая в 17:00 по времени столицы, AstanaHub, ведущий технопарк стартапов, совместно с CEO группы компаний VARDIX — Владимиром Бариновым, провел прямой эфир в своем телеграм канале на тему «Перспективы и сообщество AR/VR-стартапов».
Владимир Баринов — продюсер, 3D-эксперт, инженер проектов в сфере интерактивности, обучения, рекламы, кино, медицины и развлечений, основатель группы компаний VARDIX.
AR (дополненная реальность) и VR (виртуальная реальность) — это сферы, которые в настоящее время обладают большим потенциалом и предлагают интересные перспективы для стартапов. Оба направления развиваются быстрыми темпами и находят применение в различных отраслях, таких как игровая индустрия, образование, медицина, архитектура, туризм и многие другие.
Сообщество AR/VR-стартапов.
Сообщество AR/VR-стартапов активно развивается и насчитывает множество компаний, занимающихся различными аспектами этих технологий. Существуют специализированные конференции, выставки и сообщества, где предприниматели и разработчики могут обмениваться опытом, находить инвесторов и партнеров, а также получать обратную связь от экспертов в сфере AR/VR. В конце 2018 года VARDIX и AstanaHub совместно приступили к инициативе по объединению профессионалов в области компьютерной графики и виртуальной/дополненной реальности. Это усилие привело к формированию специализированной конференции по 3D-графике, известной как CG-SREDA.
VARDIX, в свою очередь, активно стремится поделиться своим опытом и взамен получает ценную обратную связь, что значительно повышает профессиональный уровень всех разработчиков в различных областях. Мы поддерживаем эффективное взаимодействие с крупными компаниями Казахстана, специализирующимися в области 3D-графики, совместно стремясь достичь общей цели.
Перспективы AR/VR-стартапов.
Возможности AR/VR-технологий постоянно расширяются, и с каждым годом появляются новые инновационные продукты и сервисы. Одной из ключевых причин роста интереса к AR/VR-стартапам является совершенствование технологий и улучшение доступности оборудования. AR/VR-стартапы также получают поддержку и финансирование от венчурных капиталистов, инвестиционных фондов и крупных технологических компаний. Это помогает стартапам привлекать талантливых специалистов, внедрять новейшие технологии и масштабироваться на рынке.
В целом, перспективы AR/VR-стартапов весьма благоприятны. С ростом интереса к дополненной и виртуальной реальности, ожидается, что появятся новые технологии, улучшится качество продуктов и услуг, а также расширятся сферы применения. Это создает отличные возможности для предпринимателей и инноваторов, желающих внести свой вклад в развитие AR/VR-индустрии и изменить нашу реальность.
Если у вас имеются вопросы и / или предложения, можете связаться с нами через страницу контактов.
Процесс создания VR180
Создатели «не должны выбирать между созданием видео в разрешении 360 и / или предоставлением нового контента для своих подписчиков», – говорит представитель Google Лиз Маркман.
«Создателям легко создавать видеоролики VR, так как им не приходится менять стиль съемки или методы производства», – заявляет она TechNewsWorld. «Не нужно думать о том, что стоит за камерой».
YouTube поддерживает VR180, поэтому он «работает везде, где есть YouTube», – отметила Маркман. VR180 также поддерживает видео в прямом эфире.
Вскоре они смогут редактировать видео, используя знакомые инструменты, такие как Adobe Premiere Pro.
«Промышленность VR еще не готова к взлету», – говорит он TechNewsWorld.
3. Visual Camp
Стартап разработал алгоритмы отслеживания взгляда в мобильной среде, виртуальной и дополненной реальности. Технология VisualCamp позволяет изучать особенности использования смартфонов и VR/AR-дисплеев, помогает анализировать поведение студентов во время онлайн-занятий, следить за взглядом водителя и т.д.
Технологии стартапа, запущенного в 2014 году, изначально были оптимизированы для мобильных устройств: компании удалось создать эффективные алгоритмы, увеличивающие быстродействие и снижающие загрузку процессора.
Проект уже доказал свою техническую конкурентоспособность и уникальность на фоне конкурентов. В апреле 2020 года VisualCamp запустил сайт SeeSo — мобильный SDK, который позволяет разработчикам наблюдать за взглядом пользователей и оценивать их концентрацию.
В июне 2020 года компания запустила SeeSo 2.0 — аналогичный мобильный инструмент. «Переход множества сервисов в онлайн-формат из-за пандемии увеличил спрос на технологии отслеживания взгляда», — рассказал Сук Юн-Чан, CEO Visual Camp.
А зачем?
Информации по проекту почти нет, она обрывочна и неточна, хотя до старта его реализации осталось совсем немного времени. Недавно о проекте «Сфера» в рамках телевизионной программы «Большая игра» рассказал Дмитрий Рогозин, руководитель «Роскосмоса». Понятно, что в прямом эфире достаточно сложно подобрать аргументы и рассказать обо всех особенностях программы, но то, что услышали зрители, было достаточно странным.
Предполагается, что при помощи проекта «Сфера» можно будет пересчитать все деревья в лесных массивах России и решить имеющиеся кадастровые проблемы, прямо из космоса проверив границы земельных участков. Кроме того, организовать визуальное наблюдение строительства крупных объектов, таких как Крымский мост.
Такие же слова можно сказать и об остальных аргументах
Безусловно, это всё полезные вещи, но тратить от трети до половины Федеральной космической программы, не имея четкой, важной и сверхполезной цели, тоже выглядит странно. Не хотим же мы запускать спутники чисто ради запуска
Дмитрий Рогозин, руководитель государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» / Фото: REUTERS/Yuri Kochetkov/Pool
Остается связь и интернет. Еще пару лет назад стоило бы сказать, что со дня на день придет «Интернет вещей» и изменит ситуацию в корне, но годы идут, а «Интернет вещей» пока всё так же остается ближайшим, но всё никак не наступающим будущим. Проблема с обычной связью и мобильным интернетом в том, что в настоящее время в России мобильный интернет достаточно дешев и распространен, нет большого спроса на нового оператора, так или иначе мобильный интернет есть практически везде, кроме совсем уж отдаленных и нежилых уголков нашей Родины, где редкие нуждающиеся в нем вахтовики и полярники располагают спутниковыми терминалами.
Поэтому до того, как приступить к созданию орбитальной группировки «Сфера», ее создателям предстоит сначала доказать самим себе и правительству Российской Федерации необходимость создания подобного проекта. Пока же аргументы в пользу запуска аж 600 спутников выглядят не очень убедительно. При наличии же четких аргументов есть шанс, что проектом заинтересуются сторонние инвесторы. В общем, впереди огромное количество дел и очень мало времени.
Пока же этого не произошло, для большинства людей проект «Сфера» выглядит способом выбросить в космос единовременно очень и очень много денег. А их Федеральной космической программе и так не хватает.
Многоразовые космические челноки (шаттлы)
Идея создать космический корабль многоразового использования для частых полетов в космос возникла в NASA под конец реализации лунной программы, в начале 70-х годов прошлого века. Планировалось, что в космосе будут построены орбитальные станции, куда потребуется частая транспортировка людей и грузов.
Изначально планировалось, что и челнок, и его носитель будут многоразовыми. Стоимость одного полета в космос будет составлять 10-15 млн долл., а полеты будут проходить раз в две недели. Однако, как это часто бывает с космическими проектами, к первому запуску все планы 10 раз поменялись, а изначальная смета Space Shuttle оказалась превышена более чем вдвое.
Сделать полеты в космос дешевыми не удалось: разработчики отказались от многоразового носителя в пользу одноразового, что подняло стоимость запуска сразу до 150 млн долл. Кроме того, многие детали в самом челноке приходилось ремонтировать или заменять сразу после полета, и на подготовку к следующему запуску уходило по два месяца. При изначальном бюджете в 5 млрд долл. стоимость программы перевалила за 12 млрд долл., и в конечном итоге недавно она была закрыта — за своей неэкономичностью и выработанностью ресурса.
Шаттл оказался хотя и уникальным, но и коммерчески невыгодным проектом. С оглядкой на американцев в СССР создали его аналог — систему «Энергия»-«Буран», который, впрочем, оказался таким же дорогостоящим и нерентабельным проектом. За 14 лет в создание советского шаттла было вложено 16 млрд советских же рублей, а сам челнок совершил всего один полет, после чего проект приказал долго жить из-за недофинансирования и развала СССР.
Российские цели мирового масштаба
Петербургский стартап Piligrim ухитрился не только выйти на массовый рынок, решив проблему отсутствия у потребителей дорогих гарнитур, но и прорваться на мировую арену, запустив парки дополненной реальности во Франции, Латвии, Италии, Эстонии и Болгарии. AR-парки Outdoor позволяют туристам путешествовать во времени: гостю понадобится только смартфон, чтобы увидеть, как выглядели представленные памятники архитектуры в прошлом, и стать свидетелем знаковых исторических событий.
С 2017 г. стартап работает над глобальным проектом Arcona. Основатели Piligrim намерены создать слой дополненной реальности, способный охватить всю планету, совместив виртуальный и настоящий миры. Звучит фантастически, однако в 2020 г. Piligrim уже показал, на что способен, запустив AR-инсталляцию, посвященную Великой Отечественной войне, в 1100 городах одновременно. Воспользоваться уникальной российской системой дистанционного размещения AR-контента можно было через специальное мобильное приложение стартапа.
Умное использование технологий
VR180 делит угол обзора пополам, поэтому зрители, просматривающие видео в браузерах и на смартфонах, будут видеть два объекта изображения на 180 градусов, одно изображение одним глазом, другое изображение другим.
Это «более естественно и широко распространено с точки зрения технологии камеры», заметил Розен из ABI.
Он отметил, что Google — не первая компания, предоставляющая такую возможность. Например, Lucid VR отправляет первую поставку уже в этом месяце.
Однако, основываясь на оценке ранних версий технологии, в ABI «обнаружили, что не удалось должным образом справиться с некоторыми сложностями с 3D-видео», – говорит Розен.
Вероятно, Google будет интегрировать VR180 в портативные устройства, в том числе смарт-очки, чтобы конкурировать со Snapchat, предположил он.
1. EVR Studio
Приключенческая VR-игра Project M. от EVR Studio была впервые представлена публике в 2016 году на Seoul Unreal Summit и напоминает фильм с подробно прописанными персонажами. При ее создании использовалась технология искусственного интеллекта.
EVR Studio выпустила еще две коротких игры, действие которых происходит в мире Project M: Dream и Daydream, а в июне 2018 добавила в проект двух новых героинь. Технология виртуальной реальности позволяет игрокам общаться с друзьями, прыгать с парашютом и отдыхать на пляже. EVR Studio получила начальное финансирование от Kakao Ventures и Altos Ventures.
Партнеры
Всего договор с NASA подписали семь стран. Среди них — Австралия, Великобритания, Италия, Канада, Люксембург, ОАЭ и Япония. Все они так или иначе примут участие в программе «Артемида».
В данной ситуации важно понимать, что когда речь заходит о проекте таких масштабов, наряду с научным фактором всегда появляется несколько других. Космос — это не только независимая научная среда, но и один из способов проецировать экономическое и политическое влияние
Несмотря на относительную независимость, которую космические исследования приобрели с концом холодной войны, сегодня им опять приходится следовать за общими тенденциями в мировой политике, такими как противостояние США с Россией и Китаем, а также рост амбиций на геополитическое влияние.
С космическими агентствами Австралии, Великобритании и Канады NASA сотрудничает довольно часто (Канада так и вовсе участвовала в создании МКС). Кроме того, в политическом плане эти страны довольно близки, так что их присоединение к программе кажется логичным. Глава британского космического агентства Грэм Тернок, например, так высказался о договоре: «Подписание соглашения служит сигналом о том, что мы намерены играть лидирующую роль в космическом пространстве. Мы надеемся углубить наши отношения с США в области космоса. Этот волнующий шаг открывает новые возможности для британских компаний и ученых, которые смогут стать частью миссий NASA по полету на Луну и на Марс».
Включение в договор Италии также закономерно — NASA имеет тесные связи с европейским космическим агентством (ЕКА), которое займется постройкой некоторых модулей Лунной орбитальной станции. Италия же является наиболее активным участником ЕКА наряду с Францией. Люксембург в первую очередь руководствуется экономическими факторами, как и Япония (хотя для Токио важны и тесные политические связи с США).
Так, Люксембург первым в Европе озаботился принятием законов, санкционирующих коммерческую добычу ресурсов в космосе. Япония, как уже было отмечено, инициировала распространение положений «Соглашений» в том числе и на астероиды, которые богаты самыми разными ресурсами (например, редкоземельными металлами). Японское агентство (JAXA) концентрирует свои силы на изучении астероидов, через пару месяцев зонд «Хаябуса-2» передаст пробы грунта с астероида Рюгу. Пока это научная работа, однако экономический потенциал отрицать нельзя.
Эмиль Сайфуллин:Космическая лихорадка: астероиды и право
На общем фоне интересно выглядит вступление в импровизированный альянс ОАЭ. Изначально космический центр Мухаммада бин Рашида сотрудничал с «Роскосмосом» в вопросах доставки арабских космонавтов на МКС. Однако эксклюзивное сотрудничество продлилось недолго — вскоре центр заявил, что планирует параллельно воспользоваться услугами NASA. В любом случае, в сентябре 2020 г. стало известно, что два арабских космонавта будут тренироваться в космическом центре NASA в Хьюстоне. Подписание «Соглашений» закрепило поворот ОАЭ в сторону США. Здесь уместно вспомнить, что для Штатов Эмираты являются одним из ключевых партнеров на Ближнем Востоке.
Разумеется, далеко не все космические державы подписали договор с NASA. Кто-то, вероятно, сделает это позднее — Агентство уже заявило, что несколько стран планирует присоединиться. Наиболее вероятным кандидатом видится Франция — она единственная во всей Европе обладает возможностью запускать ракеты. Кроме того, в прошлом году советник по национальной безопасности уходящего президента США Дональда Трампа Роберт О’Брайен пригласил к участию Бразилию. В принципе, отношения у США и Бразилии довольно тесные, хотя с уходом Трампа встает вопрос, продолжит ли президент Жаир Болсонару сближение со Соединенными Штатами. Тем более, что на сотрудничество с Бразильским космическим агентством также рассчитывает и конкурент США — Китай. Поэтому пока неясно, чью сторону примет развивающаяся латиноамериканская страна.
Бразилия — не единственная страна, которая не заняла явной позиции по «Соглашениям». Есть еще, например, Индия. Официально космическое агентство Индии пока не делало никаких заявлений касательно договора. Индийский совет по международным делам Gateway House опубликовал статью, в которой призывает агентство подписать «Соглашения», открывающие новые перспективы для стремительно развивающейся Индии. Впрочем, сомнения космического агентства Индии понятны — прямо сейчас его космонавты проходят тренировки в Центре подготовки им. Ю. А. Гагарина. В отличие от ОАЭ, Индию с США не связывают какие-то прочные партнерские отношения, а потому в выборе союзников она пока колеблется. Вполне возможно, что в итоге Индия решит не принимать ничью из сторон.
Apple
The Information и Bloomberg предполагают, что Apple может выпустить гарнитуру смешанной реальности (MR — поддерживает и AR, и VR) в следующем году, примерная стоимость — $3 000.
У девайса будет два дисплея с 8К-разрешением и десяток камер. В ремешки-крепления для головы будет вмонтирована «технология пространственного звука» (её уже используют в наушниках AirPods Pro и AirPods Max).
Репортёр The Information Алекс Хит показал рендер прототипа:
Гарнитура будет иметь встроенные лидары, чтобы определять расстояние до предмета — ПО сможет создавать и проецировать VR- и AR-объекты на дисплеях наиболее точно.
Подтверждением серьёзной заинтересованности Apple в разработке собственной MR-гарнитуры служит и то, что купертиновцы купили несколько компаний, имеющих непосредственное отношение к VR и AR. Среди «приобретений» — разработчик прозрачной оптики, производитель гарнитур, а также несколько бизнесов, которые создают ПО и контент для дополненной и виртуальной реальности, включая Akonia Holographics, Vrvana, Metaio, Emotient, Flyby Media, Spaces и NextVR.
Российский конкурент OneWeb не заинтересовал инвесторов
Проект по созданию глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (ГМИСС) «Эфир», который должен был конкурировать с британской OneWeb и американской SpaceX в области покрытия планеты широкополосным интернетом, решили исключить из нацпрограммы «Цифровая экономика». Инициативе так и не удалось привлечь инвесторов. Ее задачи можно решить в рамках спутниковой программы «Сфера» с меньшими затратами, считают в «Роскосмосе».
«Роскосмос» решил исключить проект по созданию ГМИСС «Эфир» из паспорта федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». С таким предложением выступил представитель госкорпорации на заседании рабочей группы нацпрограммы 20 сентября, рассказал “Ъ” участник заседания и подтвердил представитель АНО «Цифровая экономика». «Бизнес не имел возражений, и по итогам состоявшегося обсуждения было принято решение поддержать предложение “Роскосмоса”»,— отметили в АНО.
Представитель вице-премьера Максима Акимова уточнил, что с правительством решение пока не согласовано.
«Эфир» — часть проекта «Сфера», анонсированного президентом РФ Владимиром Путиным в ходе прямой линии в июне 2018 года. По базовому сценарию предлагалось развернуть систему из 288 спутников с орбитой высотой 870 км, что позволило бы обеспечить «полное покрытие земной поверхности». «Эфир» позиционировался как «космическая шина данных» для предоставления услуг спутниковой телефонной связи, интернета, получения данных от датчиков и систем интернета вещей, беспилотных средств и т. д., а его конкурентами назывались OneWeb и SpaceX.
Как OneWeb не пускают на российскую орбиту
Предполагалось, что система будет создана на базе отечественных космических аппаратов и абонентского оборудования, при этом вся «Сфера» будет состоять из более чем 600 спутников. Финансирование заложено в проект бюджета на 2020–2022 годы, говорил вице-премьер Юрий Борисов.
Проект «Сфера» сохранится и, по сути, заменит «Эфир», говорит высокопоставленный источник, знакомый с ситуацией: «ГМИСС — завязанная группировка, в то время как “Сфера” — комплексный проект, включающий и связь, и дистанционное зондирование земли, и навигацию». В рамках «Сферы» предусматривается создание системы для предоставления услуг широкополосного доступа в интернет со значительно меньшими объемами капитальных затрат, подтверждают в «Роскосмосе». Для «Эфира» же предполагалось внебюджетное финансирование в объеме около 500 млрд руб., но оно так и не было организовано, говорит представитель госкопорации.
«Сфера» будет реализована до 2030 года на принципах смешанного государственного и частного финансирования. «Концепция программы на завершающей стадии согласования с министерствами и ведомствами, после чего будет представлена в правительство»,— уточняют в «Роскосмосе».
Исходно для ГМИСС планировалось создать консорциум с участием ВЭБа, «Роскосмоса» и других организаций. Интерес к проекту проявлял и «Ростелеком». Единственным потенциальным инвестором, указанным в качестве соисполнителя по проекту в нацпрограмме, стал ВЭБ, но он решил отказаться от участия, сообщал “Ъ” в сентябре 2018 года. Срок реализации проекта при этом перенесли с 2021 на 2022 год. В мае 2019 года “Ъ” сообщал, что «Роскосмос» решил зарегистрировать юридическое лицо для проекта ГМИСС, чтобы привлечь инвесторов.
Почему «Роскосмос» решил зарегистрировать юридическое лицо для проекта ГМИСС
Очевидно, инвесторов проект так и не заинтересовал, отмечает глава ООО «Небо ГК» Вячеслав Камнев. «”Эфир” должен был стать глобальным, но в этой области есть локальные проекты, нацеленные исключительно на территорию России»,— поясняет он. Например, высокоэллиптическая орбитальная группировка «Экспресс-РВ», которая может работать и на сопредельные государства. Кроме того, в сентябре вице-премьер Максим Акимов анонсировал обсуждение совместного с Китаем проекта по созданию низкоорбитальной спутниковой группировки по раздаче высокоскоростного интернета. Такой проект, полагает эксперт, могли посчитать более устойчивым и перспективным.
Гендиректор Facebook Марк Цукерберг нередко высказывается о необходимости развития дополненной реальности: «Технологической платформой 2010-х стал мобильный телефон. (…) Думаю, что смартфоны остануться важными для нас гаджетами на протяжение большей части этого десятилетия. Однако в какой-то момент в 2020-х мы получим прорыв в сфере AR — очки дополненной реальности заново определят наши отношения с технологиями.
AR и VR — это чувство присутствия, ты словно находишься рядом с человеком, который на самом деле далеко от тебя, либо виртуально переносишься в другое, недоступное сейчас для тебя физически место.
Следующая платформа поможет технологиям не сбиться с верного пути. Несмотря на то, что некоторые VR- и AR-устройства сейчас кажутся неуклюжими, я думаю, это будут самые человечные девайсы».
Энтузиазм Facebook по поводу создания новых гаджетов дополненной реальности частично обусловлен зависимостью социальной сети от смартфонов других производителей. В частности, Facebook в течение многих лет ведёт войну против монополии Apple на контроль за пользовательскими данными владельцев iPhone. В последнее время борьба обострилась, поскольку Apple планирует технические изменения в ПО iPhone, которые несут ущерб основному источнику дохода Facebook — рекламе в мобильном приложении.
Если Facebook создаст следующую платформу, тогда компания сможет самостоятельно устанавливать правила в этой сфере.
Компания также работает над AR-очками и надеется выпустить продукт в этом году в партнёрстве с Luxottica, гигантом на рынке солнцезащитных очков.
Facebook также работает над «Project Aria» — компьютерными очками, которые не имеют расширенных дисплеев AR, однако способны записывать видео, аудио, отслеживать движение глаз пользователя и получать доступ к данным о его местоположении.
Project Aria
Космические телескопы
Самый известный космический телескоп «Хаббл» был выведен на орбиту в 1990г. и за последующие годы вошел в историю как один из самых ценных инструментов для астрономии. За время, проведенное в космосе, «Хаббл» сделал и отправил на Землю сотни тысяч снимков, запечатлев в общей сложности десятки тысяч небесных тел. Это дало богатую пищу для размышлений, диссертаций и научных открытий ученых. Ежедневно телескоп отправляет на Землю по 15 Гб разнообразной информации, обогащая наши знания о Солнечной системе и других галактиках.
Телескоп имеет скромные размеры — 13,3 м в длину и 4,3 м в диаметре. Поначалу ничто не предвещало, что «Хаббл» станет одним из самых дорогостоящих космических проектов: изначальная смета на его создание составляла всего 400 млн долл. Однако в процессе строительства цена возросла до 2,5 млрд долл., а на сегодняшний день совокупные расходы на телескоп (создание, запуск, обслуживание, ремонт) оцениваются в 6 млрд долл.
На смену устаревающему и отработавшему свое «Хабблу» в 2014-2015гг. придет другой телескоп — «Джеймс Вебб». Это орбитальная обсерватория нового поколения, которая учитывает недостатки своего предшественника и имеет на своем борту более современное оборудование. В отличие от «Хаббла», новый телескоп будет работать исключительно в инфракрасном диапазоне. Это излучение поглощается земной атмосферой, что делает невозможной его регистрацию наземными телескопами. Однако для инфракрасных лучей прозрачны космические пылевые облака, заглянуть за которые и сможет новая космическая обсерватория.
Как и в случае с «Хабблом», «Джеймса Вебба» на стадии утверждения существенно недооценили — при изначальной смете в 500 млн долл. реальная стоимость проекта уже дошла до 4,5 млрд долл.
Расположить «Джеймс Вебб» планируется значительно дальше, чем прежний космический телескоп – в 1,5 млн км от Земли, в так называемой второй точке Лагранжа, где солнечная и земная гравитация уравновешивают друг друга
Это дает совершенно другие возможности для наблюдения за черными дырами, звездами и планетами, но одновременно значит, что обслуживать и ремонтировать его с шаттлов (как «Хаббл») уже не получится, поэтому в проекте особое внимание уделено системам самодиагностики и наладки
Международная космическая станция
Международная космическая станция (МКС) — бесспорный лидер по стоимости (но далеко неоднозначный по значимости и результату) космический проект. Цена создания и поддержания станции в работоспособном состоянии, по примерным подсчетам экспертов, уже приближается или даже превысила 150 млрд долл. Стоимость МКС не укладывается ни в какие предыдущие рамки. Так, на станцию «Мир» Советский Союз потратил 4,1 млрд долл., а США на орбитальную станцию Skylab — всего 3 млрд долл.
Для реализации столь масштабного проекта в одиночку даже у крупнейших космических держав не хватало сил, поэтому в начале 90-х Россия вышла с предложением к США объединить усилия в построении орбитальной станции. В настоящее время в проекте участвуют 23 государства при лидирующих позициях России, США, Европейского союза и Японии.
МКС дает бесценный опыт пребывания человека на орбите и является ярким примером международного сотрудничества в космической отрасли. Станция также стала самым посещаемым орбитальным космическим комплексом в истории космонавтики. На МКС постоянно проводятся научные опыты и эксперименты.
Впрочем, в адрес проекта постоянно звучит и критика. Многие считают, что результаты экспериментов не приносят достаточной реальной пользы, притом что строительство и содержание станции обошлось (и продолжает обходиться) в баснословные суммы. Сторонники же МКС резонно замечают, что не от любого проекта надо ждать сиюминутных экономических выгод. Проводящиеся на станции исследования обещают вполне земные прорывы в биотехнологиях и медицине, а уж о пользе опыта МКС во времена фантастического будущего, когда человечеству станет тесно на Земле, и говорить не приходится.
Amazon
Из всех компаний в этом списке Amazon наименее увлечена технологиями дополненной реальности, однако производитель уже выпустил умные очки Echo Frames. У них нет дисплея, с пользователем они взаимодействует при помощи приложения Alexa, голосового помощника Amazon.
Amazon Echo Frames
Осенью прошлого года было выпущено приложение Amazon Augmented Reality. Оно использует QR-коды на коробках Amazon для активации мини-игр.
Другие AR-приложения от Amazon предлагают пользователям разместить у себя виртуальную мебель, чтобы убедиться, что она подходит по габаритам, прежде чем совершить покупку.
У компании есть опыт разработки в области компьютерного зрения — ПО, которое может определить, какие объекты показаны на фото и видео.
У Amazon также есть хорошая база из возможных добровольцев для экспериментов — сотни тысяч складских рабочих, которые могли бы стать первыми потребителями технологии AR. Один из вариантов использования — помочь комплектовщикам найти товары на большом складе, выделив их на дисплее очков с помощью компьютерной графики.
Huawei разрабатывает свой язык программирования
По теме
Huawei разрабатывает свой язык программирования
Qualcomm могут оштрафовать на $680 млн в Великобритании
По теме
Qualcomm могут оштрафовать на $680 млн в Великобритании