Представители
Основными теоретиками психологической концепции выступали французский ученый Г. Тард, русский правовед Л. И. Петражицкий и австрийский психолог З. Фрейд. Г. Тард и Л. И. Петражицкий полагали, что основной причиной возникновения государства явились психологические особенности человека. К таким особенностям относились эмоции, переживания, потребности, склонности человека и т.д. Выделяя главным фактором человеческой деятельности психологические качества индивида, ученые выделили в качестве первопричины возникновения государственного образования психическое состояние массового сознания. Теоретики психологического подхода разделили людей на две группы: одна – люди с ярко выраженными лидерскими качествами и способностью к организации масс, другая – люди без выраженной индивидуальности с отсутствием активной деятельности или стремлением к чему-либо.
Зигмунд Фрейд – один из самых представителей психологической теории
Первая группа, согласно теории, призвана властвовать и повелевать над неразумной массой, которой является вторая группа людей. З. Фрейд в работе «Психология масс» объяснял существование любой социальной общности путем изучения свойств психики человека. Организовывая какую-либо группу, человек подсознательно готов к той роли, которую он будет в ней играть и уже сознательно эту роль исполняет. Развиваясь в возможностях организации подобных групп, общество выходит на уровень готовности к более высокому способу взаимодействия, которое является государством.
Правильно принимать сублингвально — это…
Как же правильно принимать подъязычные препараты? Даже для такого простого метода приема лекарств существует определенный алгоритм. Вот несколько правил, соблюдая которые, можно обезопасить себя от непредвиденных ситуаций:
- Сохраняйте вертикальное положение. Нельзя ложиться с таблеткой во рту и уж тем более засыпать. Это приведет к попаданию препарата в верхние дыхательные пути, и человек может задохнуться.
- Нельзя во время рассасывания таблетки принимать воду и пищу, так как возможно проглатывание таблетки и снижение степени ее воздействия.
- Запрещено курить за час до приема лекарства. Почему? Это значительно сузит сосуды, в том числе и под языком, и эффективность лекарства уменьшится.
- Для полного растворения препарата требуется в среднем до 10 минут. В это время не рекомендуется разговаривать и открывать рот, также не следует вставать.
- Располагайте таблетку так, как вам удобно, главное, чтобы она находилась в подъязычной области и растворилась без остатка.
- При возникновении неприятных ощущений, например покалывания или жжения, таблетку можно немного сдвинуть в другое место, но оставить под языком.
- После полного растворения лекарства не спешите полоскать рот, так как остатки средства могут продолжать всасываться слизистой.
В конце можно подвести итог и дать окончательный ответ на вопрос: «Сублингвально — это как?» Подъязычный способ приема препаратов простой и эффективный, благодаря чему он все чаще находит применение в лечении заболеваний.
В чем сходства и различия?
Сравнение дистанционного и традиционного обучения позволяет выявить их сходства и различия.
Сходства:
- Цель и задачи: освоение учениками знаний в рамках школьной программы;
- Система, основанная на оценивании;
- Используются одинаковые учебные материалы, правда, в одном варианте они цифровые, в другом — печатные;
- Одинаковые дипломы по окончании школы;
Различия:
- Уровень социализации;
- Роль родителей и педагогов;
- Формат взаимодействия с учителями (живой/онлайн);
- Мотивация.
Это краткий список главных сходств и отличий дистанционного обучения от традиционного. Для того, чтобы определиться, что же из них, все же, лучше, нужно детально изучить плюсы и минусы каждого.
Плюсы использования главного режиссера и главного актера в одном лице
1. Большая свобода в творческом процессе. Главный режиссер и главный актер в одном лице имеет возможность свободно экспериментировать в процессе создания фильма. Это означает, что он может изменять сценарий, переписывать диалоги и изображать персонажей, чтобы лучше соответствовать своей визии проекта.
2. Экономия времени и денег. Обычно, найти подходящего актера, заняться репетициями, пробами, съемками и пост-продакшеном — это все может занять очень много времени и денег. Используя главного режиссера в роли главного актера, можно ускорить процесс и сэкономить деньги, которые могут быть направлены на другие аспекты фильма.
3. Доступность для роли. Подходит на те случаи, когда на съемочной площадке есть только один актер, но нужно снять несколько сцен с ним. Если этот актер также является главным режиссером, это прекрасное решение проблемы.
4. Глубокое понимание характера персонажа. Когда актер одновременно является режиссером, он базируется на своем понимании к чему стремится концепция фильма, что может помочь глубже понять характер персонажа и выстроить более эффективную игру на съемочной площадке.
- Главный режиссер и главный актер в одном лице – это прекрасный способ выразить свои идеи и креативную концепцию проекта
- В то же время, некоторые минусы такого подхода могут включать ограниченность доступных идей и возможность перегрузки руководящего лица, что может негативно сказаться на качестве проекта
Плюсы и минусы когнитивно-поведенческой психотерапии
Неоспорим факт, что данный подход является одним из самых быстрых и результативных среди всех психологических школ. Когнитивно-поведенческий терапевт нацелен на конкретный результат, собран и заставляет клиентов думать, а не утопать в пучине переживаний и эмоций.
может показаться слишком жесткимпостарайтесь оценить, что сейчас для вас нужно – поддержка и участие или жесткая установка к действию
Также нередки случаи, когда люди начинают спорить с терапевтом, критикуя каждую рекомендацию. Таком образом, вместо следования указаниям саботируют свой же собственный путь к изменениям. Как в том анекдоте: «– Доктор, ваши лекарства не помогают. – А как долго вы их уже принимаете? – Вы что, я даже не начинал их пить…»
Онлайн-курсы: пару слов о теории
Сразу отметим, что онлайн-курсы — это не синоним дистанционного обучения, а один из его видов.
Дистанционное обучение — это занятия по разработанной программе, куда включены несколько разных дисциплин. Все методы, которые применяются офлайн, адаптируются под информационные технологии. Ученик слушает лекции и получает знания по разным предметам. Обычно этот процесс занимает от полугода до двух-трех лет. Яркий пример: дистанционное обучение в вузе.
На онлайн-курсах тоже занимаются по программе, но, как правило, их цель — получение конкретного навыка. На таких курсах студентов обучают, как применить навык на практике — для этого преподаватели дают задания, проекты и упражнения, а потом сразу проверяют и разбирают работу.
Как создать вокруг себя эффективную образовательную среду в условиях самоизоляции
Вынужденное заточение людей в своих домах показало, насколько важны социализация, живое общение, обратная связь и сплочение.
Экономика инноваций
Что станет с экономикой и обществом после нынешнего кризиса
Вот некоторые советы, которые я взяла из своей практики и которые могут помочь вам в условиях самоизоляции:
- создайте для себя расписание и освободите время на учебные ритуалы (к примеру, перед началом урока выпивайте кофе из любимой кружки);
- учитесь сообща, делитесь образовательным опытом с коллегами, друзьями, семьей;
- используйте современные технологические инструменты и платформы (Zoom, Padlet, Miro, Sutori, учебные чаты);
- помните, что онлайн-обучение — это не только курсы на Coursera, но и подкасты, книги, кино и многое другое;
- создайте для себя уютное рабочее место, исключите отвлекающие факторы;
- дозируйте информацию и не загружайте себя, чтобы получать от учебы удовольствие.
Какие форматы онлайн-обучения смогут развить «гибкие навыки»
В последнее время актуален вопрос тренировки гибких и коммуникационных навыков, которые сегодня так востребованы. Речь идет об эффективном взаимодействии в команде, грамотной обратной связи, развитии эмоционального интеллекта, ведении переговоров и т.д. Насколько реально обучиться этому онлайн? Стоит понимать, что волшебной таблетки здесь не существует. Нужны живая тренировка и эмпатия.
Онлайн-обучение шагнуло далеко вперед. Современные технологии позволяют проводить интерактивные live-форматы, причем это не только традиционные вебинары, но и полноценные воркшопы. Именно такие live-форматы или комбинированные курсы в формате перевернутого класса лучше всего сработают на получение многих навыков навыков коммуникации, где важны реакция сокурсников и преподавателя и максимально возможное приближение к живому, оффлайн-формату. Они лучше всего сработают с небольшой группой, в которой эксперт-практик сможет организовать групповые и индивидуальные упражнения, по которым затем даст обратную связь.
Единственная настоящая роскошь — роскошь человеческого общения. Это как никогда имеет отношение к онлайн-обучению. Сегодня, когда на первый план выходят такие человеческие качества, как эмпатия, умение общаться, давать обратную связь, делиться знаниями и скиллами, уметь мотивировать своих сотрудников и коллег, в онлайн-обучении необходимо создавать среду, где в центре будет человек и его личностный комфорт.
Запомнить
Чтобы выбрать полезный курс и пройти его до конца, нужно:
Четко сформулировать свою цель обучения.
Проверить ее практическую применимость в обычной жизни или карьере.
Установить дедлайн и подумать о возможных трудностях на пути к цели
Определить, какие ресурсы вы готовы на нее потратить (финансовые и временные).
Выбрать курс или программу, психологически комфортные с точки зрения правил, формата обучения и личных предпочтений к окружению.
При выборе обратить внимание на профиль преподавателя, актуальность и релевантность контента и программы, техническую поддержку курса, отзывы о нем, а также посчитать, насколько выбранное обучение экономически целесообразно.. — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале. — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале
— технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Сделайте правильный выбор
Есть некоторые вещи, которые должны оставаться неизменными, поскольку время идет, а общество продолжает развиваться. Образование — одно из них. Хотя есть аргумент, что онлайн-обучение позволяет людям учиться в своем собственном темпе, оно все же не так ценно, как образование, полученное в классной комнате традиционного стиля.
Однако имейте в виду, что это верно только в том случае, если учителя и профессора хороши в том, что они делают, а студенты хотят учиться. В противном случае обучение может быть неэффективным независимо от метода. Для многих просто не имеет смысла платить за онлайн-образование, когда вы приобретаете больше навыков и знаний с помощью традиционного стиля обучения.
Многие люди не могут посещать обычные классные собрания и поэтому вынуждены использовать онлайн-обучение. Это происходит в большинстве случаев с учеными степенями. Это другая история, и это понятно. Но для человека, который может выбрать онлайн или традиционные образовательные курсы, решение должно быть ясным.
В конце концов, каждый студент должен спросить себя: «Собираюсь ли я в колледж, чтобы развить жизненные навыки и учиться, или я пойду в колледж, чтобы получить диплом?»
Недостатки онлайн образования
Учёные из НИУ ВШЭ со своими коллегами из США сравнили онлайн-занятия с очными. Они пришли к выводу, что такой метод преподавания ничем не хуже традиционного обучения, но при этом помогает обучить на 15–18% больше студентов.
Количество онлайн-уроков растёт, совершенствуются программные обеспечения, многие офлайн-школы переходят в онлайн-формат и дистанционное образование развивается, этот вид обучения имеет отрицательные стороны.
Дмитрий Лисняк главным недостатком онлайн-образования считает то, что через экран не всегда получается обучить творчеству:
Денис Байгозин тоже отмечает, что онлайн-обучение имеет свои минусы:
Приготовьтесь учиться! Плюсы и минусы онлайн-курсов
Учеба через интернет имеет свои особенности:
Есть курсы, которые представляют собой записи лекций. Задавать вопросы преподавателям в режиме реального времени не получится. Обычно такие программы стоят дешевле, но новичкам на них может быть сложнее. Если в процессе просмотра записи вам что-то не понятно, сразу получить ответ на вопрос нельзя. Конечно, вы можете задать его куратору, тот передаст преподавателю. Но это требует времени. На мой взгляд, курсы в записи больше подходят людям, которые уже ориентируются в теме, но хотят освежить знания либо подтянуть их. Например, такой формат используется в Skillbox. Я смотрел там часть курса «Копирайтинг от А до Я». Он мне понравился, нашел много нового для себя (но я уже давно пишу, ориентируюсь в терминологии). |
На других курсах проводятся вебинары. Можно по ходу лекции писать вопросы в чат и получать ответы. Например, такой формат практикуют в Нетологии. Живые занятия в онлайне позволяют лучше усваивать материал, если вы не просто слушаете, а задаете вопросы. Интересно, что большинство студентов на курсах, где я учился, вопросы не задавали, и вели себя очень «тихо». Так делать не стоит – проявляйте активность и вытягивайте знания из преподавателей. Кто больше спрашивает по делу – тот больше получает. Кстати, лекторам обычно нравится, если их спрашивают. Поэтому не стесняйтесь. |
Домашние задания
На всех нормальных курсах есть домашние задания. Порой на их выполнение требуется много времени. Особенно тяжело мне пришлось на курсе по веб-аналитике. Я на него пошел без багажа необходимых начальных знаний, поэтому учиться было непросто.
Приготовьтесь, что часть информации для выполнения ДЗ придется искать и изучать самостоятельно. Это делается специально, чтобы стимулировать студентов на самостоятельную работу. Поэтому не ругайтесь, если в тестах и домашках будут вопросы, на которые лектор не отвечал. Ведь на реальной работе вам тоже будут давать незнакомые задачи. Вот вас и тренируют для этого.
Если что-то не знаете и в лекции про это не было – ищите и разбирайтесь самостоятельно. Тренируйте данный навык – без него никуда, особенно в ИТ.
ДЗ лучше делать сразу после просмотра лекций. Будете делать на следующий день – половину не вспомните и потратите больше времени. Чем раньше сдадите домашку на проверку – тем быстрее получите обратную связь. Так как работы сдаст основная масса студентов – преподаватель может «зашиваться» и реагировать с задержкой. Первые работы обычно проверяют быстро и дают больше обратной связи. По крайней мере в Нетологии была такая закономерность.
Иногда ДЗ проверяют не сами лекторы, а аспиранты. Они обычно ставят более высокие оценки, но и комментариев дают меньше
Плюсы формационного подхода
Одним из главных плюсов формационного подхода является его активизирующий эффект. Ученики, работая в группах или парах, активно взаимодействуют друг с другом и с материалом, обсуждают различные вопросы и проблемы, что способствует более глубокому пониманию математических концепций и умений.
Кроме того, формационный подход позволяет развивать коммуникативные и кооперативные навыки учащихся. Работа в группах требует от них умения слушать друг друга, высказывать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Это способствует развитию учеников как личностей и их подготовке к сотрудничеству в реальной жизни.
Еще одним преимуществом формационного подхода является повышение мотивации учащихся. Работа в группах и активное взаимодействие с партнерами создают более интересную и захватывающую обстановку на уроке. Ученики становятся более заинтересованными в процессе изучения математики и более мотивированными для достижения хороших результатов.
Кроме того, формационный подход позволяет учащимся развивать навыки самостоятельного и критического мышления. Решение задач, анализ результатов и обсуждение стратегий требуют от учеников применения мыслительных процессов, что помогает им стать более гибкими и креативными мыслителями.
Преимущество | Пояснение |
Активизирующий эффект | Ученики активно взаимодействуют друг с другом и материалом, углубляя свое понимание. |
Развитие коммуникативных навыков | Работа в группах требует умения слушать и аргументировать свою точку зрения. |
Повышение мотивации | Ученики становятся более заинтересованными и мотивированными в процессе изучения математики. |
Развитие критического мышления | Решение задач и обсуждение стратегий требуют применения мыслительных процессов. |
Что лучше — онлайн школа или репетитор?
Это вопрос без ответа. Кто-то выберет репетитора, потому что ему будет важен комфорт, статус преподавателя и личное общение, а кто-то, наоборот, проголосует за онлайн-школу, потому что ему нравится учиться не выходя из дома и экономить на занятиях. Споры о том, какой из вариантов подготовки к экзаменам, является наилучшим, могут длиться вечно и так и не прийти к общему выводу.
Однако для того, чтобы набраться аргументов для дискуссии и составить более полную картинку, стоит подробнее изучить особенности этих двух способов подготовки, рассмотреть достоинства и преимущества каждого из них.
Plickers
Онлайн сервис, который позволяет учителю проводить опрос и собирать данные на уроке, не используя мобильные устройства учащихся.
Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика личная с уникальным номером, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.
Это онлайн сервис, который предоставляет:
- Проведение тестов, опросов и викторин в классе.
- Мгновенный результат теста, опроса или викторины.
- Каждый ученик видит свою оценку за тест.
Минусы Plickers!
- Интерфейс на английском языке.
- Всего 4 варианта ответа.
- Наличие Интернета на смартфоне учителя.
- Компьютер, проектор и Интернет.
Плюсы Plickers!
- Работа с карточками.
- Обратная связь с учениками.
- Моментальный результат.
- Простота создания опросов и работы учителя в приложении.
- Сохранение тестов, результатов в системе и на компьютере.
Чтобы начать пользоваться Plickers, необходимо зарегистрироваться на сайте. После этого учитель попадает в интерфейс библиотеки.
Что нужно для работы с plickers?
Всего один мобильный смартфон у учителя под управлением iOS или Android с установленным мобильном приложением Plickers;
- набор карточек с QR-кодами (приложение создает карточки QR-кодами);
- проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Live View.
Алгоритм работы учителя:
- На рабочем компьютере в браузере зайти на сайт www.plickers.com
- Ввести логин и пароль.
- Создать классы.
- Подготовить вопросы.
- Прикрепить вопросы к классу.
- Распечатать карточки QR-кодом. Каждая карточка имеет уникальный номер.
- Раздаём ученикам карточки с QR-кодом по списку (карточки можно вклеить дневник).
- Провести тестирование на сайте www.plickers.com
- Запустить Live View
На смартфоне учителя (тестирование с личного смартфона)
- Запустить мобильное приложение Plickers.
- Выбрать класс.
- Вывести вопросы на экран со своего смартфона.
- Сканировать QR-коды учеников своим смартфоном.
- Учащиеся поднимают карточки (QR-коды), поворачивают свои карты, чтобы поставить выбранный ответ сверху.
- Повторяем вопросы из очереди данного класса.
- Выводим результаты на экран и анализируем ответы.
- Открываем отчеты, чтобы просмотреть результаты тестирования.
Пандемия — катализатор развития трендов
Пандемия способствовала развитию и проникновению онлайн-образования.
Илья Паршин
(Фото: из личного архива)
Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру»:
«Самый очевидный катализатор развития онлайн-образования — это, конечно, эффект пандемии. Именно он стал ключевым триггером ускоренного развития и масштабирования EdTech, с одной стороны, и распространения новых паттернов поведения аудитории, с другой. Но все инструменты, которые приобрели популярность в этом году, были созданы до пандемии. Тенденции — это что-то качественно новое, и как бы ни хотелось привести пример прорыва в EdTech — его не было. Даже мобильное обучение, первые инновации в сфере искусственного интеллекта и виртуальной реальности проявились в сфере онлайн-образования задолго до 2020 года».
Алексей Малеев
(Фото: из личного архива)
Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ:
«Пандемия — главный катализатор, который продолжает ускорять все процессы, связанные с цифровизацией образования и развитием различных онлайн-программ. Это уже давний тренд, но до сих пор процесс шел более плавно. С одной стороны, это был очень нервный переход — и для школ, и для вузов. С другой, — мы за полгода прошли отрезок, который в нормальных условиях занял бы несколько лет.
Вот один из наших примеров: в начале этого года мы планировали в десяти городах провести фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode. В марте мы поняли, что все надо срочно переводить в онлайн, иначе придется просто все отменить. В результате мы охватили гораздо большее количество регионов и участников, более того — по расходам все вышло дешевле. Это позволило нам провести еще один фестиваль осенью, выделить больше ресурсов на новые онлайн-курсы. Поэтому я считаю, что цифровизация открывает новые возможности с точки зрения доступности. И этот тренд будет активно развиваться и в 2021 году».
Виктория Сусакова
(Фото: из личного архива)
Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:
«Безусловно, главным триггером, оказавшим влияние на отрасль онлайн-образования, стал COVID-19. Как и в случае со многими другими индустриями, пандемия стала катализатором, ускорившим уже существующие процессы — в первую очередь, распространение дистанционного обучения. Те, кто относился к нему скептически, осознали, что такой формат действительно работает и имеет много плюсов. В первую очередь, гибкость с точки зрения графика: онлайн-образование вписывается в повседневную жизнь намного проще».
Некоторые эксперты выделили и другие факторы, повлекшие за собой развитие онлайн-обучения.
Дмитрий Крутов
(Фото: из личного архива)
Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:
«Любой кризисный период вызывает бум на рынке образовательных услуг: многие теряют работу или хотят уйти из сферы, которая становится неперспективной. Экономический кризис для многих сопряжен с личностным кризисом. Поэтому в EdTech-отрасли растет спрос не только на учебные программы, но и на карьерные клубы, сессии с коучами и менторскую поддержку. Также развиваются системы мониторинга, например, онлайн-прокторинг.
Постепенно меняется траектория карьеры и форматы занятости. Удаленная работа становится нормой, а удаленные работники получают те же права, что и офисные сотрудники. В то же время компании отказываются от штатного персонала в пользу самозанятых — по данным Gartner, эту практику применяет уже треть организаций. Должностные рамки становятся все более гибкими — на передний план выходят не формальные обязанности, а навыки. Эта тенденция затрагивает и образовательные платформы, которые предлагают программы по soft skills или гибридные обучающие программы».
7 интернет-ресурсов для изучения иностранных языков
- Теремок — сайт для изучения английского языка для детей в игровой форме. Начать изучение языка можно именно здесь.
- Сайт Лингуст — сайт для изучения самых разных иностранных языков.
- Сайт Изучаем английский —
- Дуолинго — отличный ресурс для изучения иностранных языков, можно установить приложение на телефон. Просто, доступно, понятно, наглядно. Запоминается. Занималась сама, занимались мои дети, младшей «не зашло», она еще маловата для Дуолинго. Подрастет — попробуем снова.
- Memrise — сайт выглядит очень достойно, можно изучать разные языки, можно установить приложение на телефон.
- Onlineschool.ru — онлайн-школа изучения английского языка, для начальной школы (1-4 классы). Есть возможность пройти бесплатное занятие. Есть несколько форм получения знаний, в зависимости от потребности и от финансовых возможностей.
- Сайт childrensbooksonline.org — дает возможность читать и слушать английские книги онлайн. Книги собраны для разных уровней знания английского языка. Очень удобно.
- Сайт lingokids.com — отличный сайт, в игровой форме, с мультфильмами и песнями, позволяет начать английский язык с дошкольного возраста, можно установить приложение на телефон.
В Интернете можно найти также сайты с занятиями по математике, русскому языку робототехнике, оригами. Интересных ресурсов очень много, поэтому в следующих статьях я буду давать новые подборки сайтов в помощь родителям и детям на семейном обучении.
Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения
Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов.
В остальном — они практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:
- индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно по собственному графику, без привязки к группе, времени и месту занятия
- доступность — учиться можно с любого компьютера в удобное время
- персональные консультации с тьютором — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения
- курс в “кармане” — можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.
Дистанционное обучение
Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.
Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.
Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам. Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.
Есть ли отличия между дистанционным и онлайн-обучением, мы поинтересовались у тех, кто работает в этой сфере:
Часть I. Обзор рынка онлайн-образования
Рынок онлайн-образования растет и развивается как в России, так и за рубежом. Растет количество предложений — от вузов, учебных центров, онлайн-университетов — и спрос со стороны специалистов и бизнеса.
Перспективы роста рынка
Проникновение онлайн-технологий в российское образование находилось на уровне 1,1%, что в денежном выражении составляло 20,7 млрд руб.. В 2021 году ожидаются такие показатели: 2,6% и 53,3 млрд руб.
Динамика роста рынка онлайн-образования в России
- Восточная Европа в числе быстрорастущих рынков в мировом EdTech (educational technologies — образовательные технологии) благодаря России. По оценке аналитиков и игроков рынка, российский EdTech прибавляет по 17–25% в год.
- Среди наиболее быстрорастущих — компании, предлагающие решения, основанные на игровых механиках и симуляции реальных процессов. В России эти направления в первую очередь используют игроки B2B.
- Максимальный потенциал роста у дошкольного, школьного и корпоративного образования, а также изучения иностранных языков и репетиторства. Сейчас же в России наиболее прибыльные области EdTech — дополнительное профессиональное и высшее образование.
Объем рынка дополнительного профессионального образования по данным исследования
Тренды онлайн-образования
В качестве трендов онлайн-образования авторы вышеупомянутого исследования выделяют:
- Усиление роли высококачественного видеоконтента.
- Внедрение новых технологий (большие данные, виртуальная реальность и др.).
- Обучение на проектной работе и смешанное обучение, когда сочетаются онлайн- и очные занятия (эти тренды относятся больше к высшему образованию).
- Глобализация, возможная благодаря технологиям машинного перевода и распознавания речи.
- Симуляция реальных процессов и геймификация (направления популярны в сфере корпоративного обучения).
- Адаптивность — когда платформа учитывает индивидуальные особенности и интересы пользователя, что приводит к большей вовлеченности.
- Непрерывное обучение как альтернатива традиционному образованию.
Направления обучения в онлайне
В топе интересных направлений:
- Английский язык.
- Развитие личной карьеры и управление персоналом.
- IT и новые технологии (Big Data, VR и т. п.).
- Личная эффективность и предпринимательство.
- Маркетинг и PR.
Данные исследования HeadHunter
На тот случай, если вы ищете курсы или хотите изучить конкурентов, — список представителей рынка по некоторым вышеперечисленным направлениям:
- Английский — Puzzle English, SkyEng.
- IT и программирование — GeekBrains, SkillBox.
- Личная эффективность и предпринимательство — «Универсариум», Coursera.
- Развитие личной карьеры и управление персоналом — iSpring, Eduson.
- Интернет-маркетинг — Webcom Academy, CyberMarketing.
Какой стек выбрать для микросервиса
Это сложный вопрос, на который невозможно ответить, не изучив конкретный проект. Язык программирования может быть любым, здесь можно ориентироваться на основной стек, или использовать определенный язык при наличии специфических задач, стоящих перед микросервисом.
Вот какие вопросы мы используем, чтобы определиться с выбором стека для реализации конкретного микросервиса на проекте:
- Каковы функциональные требования к микросервису?
- Какие нефункциональные требования необходимо учитывать (например, требования к производительности, масштабируемости, надежности, безопасности)?
- Какие технологии уже используются в инфраструктуре компании и конкретного проекта?
- Какой язык программирования и фреймворк лучше подходит для имеющейся команды разработчиков? Готов ли клиент расширить стек проекта?
- Какой тип БД вы планируете использовать для микросервиса?
- Насколько хорошо рассматриваемый стек поддерживает горизонтальное масштабирование и управление ресурсами?
- Какие инструменты использует команда для сборки, тестирования и развертывания ПО?
- Какой стек технологий используется в вашей отрасли или среди конкурентов?
Заключение. Онлайн-обучение против обучения в классе
Хотя онлайн-обучение стало более популярным в последние годы, обучение в классе по-прежнему является предпочтительным вариантом для многих студентов. У обоих типов обучения есть свои плюсы и минусы, и в конечном итоге все сводится к потребностям и предпочтениям каждого учащегося.
Мы надеемся, что эта статья помогла вам лучше понять различия между онлайн-обучением и обучением в классе, а также их преимущества и недостатки. Теперь, когда у вас есть немного больше информации о каждом типе образования, мы рекомендуем вам провести дополнительное исследование, чтобы определить, какой вариант лучше всего подходит для вас.
Лучшие посты для чтения:
- Код купона Teachable Review
- Обучаемая бесплатная пробная версия
- Udacity Обзор
- Обзор Coursera онлайн
- LearnDash Обзор
- Розеттский камень Обзор
- Лучшие онлайн учебные платформы
- Memrise против LingoDeer
- ИИ против машинного обучения против глубокого обучения
- Цены на сертификацию VMware