Переезд в Москву
После окончания 9 класса девушка вместе с мамой переехали в Москву. По словам Камилы, они пошли на такой шаг, потому что их бизнес в Новом Уренгое достиг своего потолка: «Он приносил стабильный доход, но мы не видели вариантов дальнейшего развития. Поэтому мы закрыли цех и отправились в столицу».
Мегаполис встретил юного предпринимателя неприветливо: в скором времени стало понятно, что здесь не получится вести бизнес по накатанному пути. Во-первых, на рынке школьной формы царила жесткая конкуренция. В городе зачастую выигрывали компании, предлагавшие самую низкую цену. Во-вторых, было трудно найти добросовестного подрядчика: сотрудничество с одной из местных фабрик привело к тому, что «КК77» получил одежду низкого качества и лишился клиентов среди учебных заведений. Как отмечает Камила, эти факторы заставили ее пересмотреть бизнес-модель своего бренда и отказаться от пошива школьной формы. «Я поняла, что нужно уходить в онлайн. Никакого собственного цеха, магазинов и офиса — ведем торговлю только через интернет, а всех подрядчиков берем на аутсорсинг. Это позволило нам значительно сократить расходы и увеличить клиентскую базу», — делится своим опытом девушка.
Постепенно «КК77» стал брендом, обслуживающим заказчиков из разных сфер: Камила разрабатывала одежду для танцевальных коллективов, хип-хоп-исполнителей, заведений общепита и попутно придумывала эксклюзивные модели для частных лиц. Одним из ее клиентов был знаменитый российский историк моды Александр Васильев, для которого девушка создала красивый шарф. Свой стиль Камила описывает следующим образом: «Мне нравится придумывать уличную одежду, модную и дерзкую. Мои покупатели — люди от 18 до 35 лет, свободные и со своим взглядом на мир».
«Я не предприниматель, я свободнее»
Я развиваю бренд Gamrekeli уже три года, но пока не могу назвать себя предпринимателем. В моём представлении предприниматель утверждает бизнес-план на пять лет, расписывает производство до конца года, раз и навсегда определяет миссию бренда. Я же — смотрю на обстоятельства, своё состояние, тренды, вдохновение.
Конечно, я веду бухгалтерию, слежу за юридическими моментами, но делаю лишь необходимый минимум. В этом есть определённая свобода. Шёпот самозванца: «Ты несерьёзный дизайнер» — усмиряю конкретными действиями: недавно запустила сайт, подключила платёжную систему, «СДЭК», почту, со всеми заключила договоры. В такие моменты понимаю, что не «играю в бизнес», а на самом деле его веду.
Главная страница сайта GamrekeliСкриншот: сайт Gamrekeli
«Магазином стала заведовать 21-летняя сестра»: работа над брендом
Первое время в своей команде я была одна. Такой многофункциональный сотрудник, который и заказы упакует, и развезет, и посылки отправит, и на производство поедет.
Ведение аккаунта бренда в Instagram отдала сразу своему SMM-менеджеру личного блога. Она была мамой в декрете в то время и полностью отвечала за продвижение онлайн. Физической свободы с ребенком у нее было мало, поэтому оценивать ситуацию она могла только через экран. Время показало, что это не всегда эффективно. Возникла необходимость привлечь специалиста по продвижению с огромным опытом работы в сфере fashion и бизнеса — дела пошли в гору.
Где-то через месяц-полтора с упаковкой и доставками мне стала помогать сестра. В какой-то момент она захотела уйти — такая работа ее не сильно привлекала. Но с открытием шоурума в команде появились продавцы, часть моих обязанностей взяла на себя сестра, разнообразие работы ей начало нравиться. Она стала заниматься доставкой, заведовать шоурумом, следить за наличием вещей на складе, взаимодействовать с поставщиками и производством. Ей 21 год, и она прекрасно справляется со всеми рутинными ежедневными вопросами, отлично организовывает все процессы. На сегодняшний день она любит свою работу не меньше меня, а ее участие в процессах колоссально.
У меня много времени все еще отнимает работа с производствами. Нужно постоянно быть включенной: контролировать качество каждой детали, менять бракованные рулоны тканей, искать новых поставщиков и подрядчиков из-за постоянного роста количества и сложности моделей, различных нововведений. И, конечно, разрабатывать новые эскизы. Сейчас в этом деле я обхожусь даже без помощи профессионального дизайнера. Мои идеи конструкторы понимают уже без всяких технических заданий.
Раньше я сама фотографировала нашу одежду, хотелось создать яркий лукбук. Сейчас у нас есть фотограф. К слову, мы отказались от студийных сложных съемок, все снимки делаем исключительно на телефон, чтобы покупатели видели, как выглядят вещи в реальности. Съемки в студии остались лишь для сайта.
Юридические и бухгалтерские дела у нас решаются на аутсорсе.
Фото из личного архива
«Пошли в офлайн — это оправданный шаг»: как мы начали масштабироваться
Параллельно с детскими коллекциями я стала работать над вещами для женщин и мужчин, чтобы семьи могли одеваться в одном стиле. Хотела разрушить стереотип, что трикотажные вещи — это обязательно худи, спорт или оверсайз. Так появились классические модели юбок, платьев. По мере расширения линейки стала получать все больше запросов от покупателей: «Где можно примерить?», «Где посмотреть всю коллекцию?», «Как потрогать и сравнить несколько вещей?»
Так возникла необходимость открыть шоурум. Нашла помещение в 34 м2 на первом этаже жилого дома за большим торговым центром. Это активный «спальник», где жили представители моей ЦА. Нашлось хорошее светлое место с окнами в пол. Рядом кофейни, места для прогулок. Вложила около $ 5000 в ремонт, мебель, стойки и все необходимое. Аренда стоила € 14 за «квадрат».
В ноябре мы были готовы принимать наших клиентов уже офлайн. Несмотря на пандемию, открытие шоурума оказалось оправданным шагом. Около 70% продаж приходилось на магазин, средний чек от офлайн-покупок был выше. Это работало примерно так: мамы приходили примерить костюм — «Ой, для ребенка есть такой же — надо брать».
Спустя примерно четыре месяца с начала запуска я вышла на окупаемость: больше мне не нужно было вкладывать личные средства в пошив новых коллекций.
По мере масштабирования нашла еще одно хорошее производство в Минске. Сотрудничество с ним оказалось не менее выгодным, причем не только в финансовом плане: можно оперативно утверждать тестовые образцы, следить за работой швей и конструкторов. Сейчас это позволяет быстро реагировать на запросы покупателей и небольшими партиями делать дошивы. Часть моделей мне до сих пор шьют в Бресте, потому что качество нравится.
Фото из личного архива
«Я благодарна себе, что однажды осмелилась и начала»
Работа дизайнером белья подарила мне свободу. Больше не нужно каждое утро ехать в офис и переживать, что опаздываешь. Торопиться закрыть задачи и нервничать из-за ошибок. Теперь я ответственна только перед собой: себя поругаю я, похвалю я и договорюсь сама с собой тоже я.
Ответственности не уменьшилось, наоборот: если окажешься в луже, то только по своей вине — и этот болезненный урок придётся вынести. Такая школа жизни развивает навык постоянной самопроверки и самоорганизации, учит жёсткости и решительности.
Впереди — много новых достижений, но пока стараюсь не загадывать и двигаться маленькими шажками. Участвовать в маркетах, выставляться в fashion-пространствах. Возможно именно маленькие шаги однажды приведут меня к своему большому магазину белья на Чистых прудах
«Маркеты — терапия от синдрома самозванца»
Причина неуверенности крылась в синдроме самозванца: мой достигал просто гигантских масштабов. Я постоянно сомневалась в себе и своих талантах: «Да кто я вообще такая, чтобы строить бренд? Я что, окончила академию в Антверпене? У меня даже профильного образования нет».
Иногда внутренний самозванец доходил до абсурда: «Я шью вещи у себя дома, разве я имею право продавать их за деньги?»
Участие в московских маркетах (в основном — «Ламбада-маркете») помогли усмирить внутренний голос и подействовали терапевтически. Совершенно незнакомые люди подходили к моему стенду, мерили бельё, говорили, как оно им нравится, покупали. От приятных слов и живого интереса однажды сдался даже самозванец: «Ну ладно, не могут же они все быть в сговоре. Значит, я правда создаю интересные и удобные вещи».
Успехи и проблемы 17-летнего предпринимателя
На текущий момент «КК77» работает по двум направлениям: занимается выпуском массовых и эксклюзивных коллекций. В первом сегменте обычная толстовка обойдется от 1,5 тыс. рублей, во втором — уже от 7-8 тыс. Самый дорогой единичный заказ принес компании 35 тыс. рублей — за эту сумму Камила создала оригинальное платье.
В 2019 году годовой оборот бренда составил 7 млн рублей, и девушка не считает этот показатель пределом. Она намерена добиться большего, в том числе и за счет образования: «Я окончила 11 классов и сейчас хочу поступить в Институт Марангони в Милане — в одну из лучших школ моды и дизайна, где учились Доменико Дольчи, Том Форд и другие мастера. Полученные знания и опыт мне хочется использовать в России, чтобы в нашей стране совершенствовалась индустрия моды. К сожалению, мы сейчас серьезно отстаем от Запада. Многие бренды занимаются не дизайном, а копированием, выдавая свою одежду за уникальный продукт. В России есть молодые талантливые ребята, но им трудно пробиться наверх без поддержки государства или частного бизнеса».
Анализируя свой 6-летний опыт в бизнесе, Камила отмечает, что ей труднее всего было справляться с двумя факторами: критикой и реакцией взрослых. По признанию девушки, ее все еще задевает негатив, с которым она сталкивается в соцсетях: «В Новом Уренгое родители учеников плохо отзывались о школьной форме. Сейчас я получаю волну сообщений от недоброжелателей своего бренда. Причем мне редко говорят неприятные вещи в лицо — все пишут в Instagram. Самую большую поддержку я всегда получала от мамы. Кроме того, ко мне с уважением относится бизнес-сообщество, потому что предприниматели знают, как трудно с «нуля» поднимать свое дело».
Что касается взрослых, то им зачастую было трудно подчиняться указаниям девочки. По словам девушки, в ней видели обычного ребенка, но не руководителя. Некоторые считали, что в успехе бренда «КК77» Камила не принимала никакого участия, все сделали за нее. «С теми, кто отказывался выполнять поручения, мне приходилось отдельно беседовать, — рассказывает предприниматель. — Вскоре человек понимал, что здесь не детский сад, а серьезная компания. Тем, кто продолжал пребывать в иллюзиях, я указывала на дверь». Девушка отмечает, что ей нравится руководить людьми, мотивировать и вдохновлять свою команду. Сегодня в ней органично сочетаются успешный управленец и дизайнер.
В ближайших планах Камилы, помимо развития бизнеса, значатся продвижение своего Youtube-канала «Крик моды», посвященного проблемам индустрии в России, и запуск мобильного приложения «КК77», с помощью которого пользователи смогут в один клик приобретать дизайнерские вещи. Девушка надеется, что ее бизнес-история сможет приободрить молодых людей, которые не решаются на открытие своего дела. Она советует начинающим предпринимателям найти нишу, которая будет приносить им удовольствие, набраться «много-много-много» терпения и идти к своей цели.
Как появился интерес к пластику
Впервые с темой переработки мусора я столкнулась в детстве — мы с братом собирали на улицах пустые бутылки, сдавали их и на полученные деньги покупали жвачки с переводными «татушками». Не знаю, кто нас надоумил этим заниматься, но нам нравилось.
Когда училась на последнем курсе Британской Высшей Школы Дизайна в Москве, и подошло время определяться с темой диплома, я заинтересовалась проблемой переизбытка мусора и глобального потребления.
Все началось с небольших исследований во время прогулок в парке: заглядывала в урны и пыталась понять, что выбрасывают люди и почему так много.
Потом погрузилась в литературу, чтобы больше узнать о разных видах мусора.
Надо сказать, что в «Британке» среди студентов и преподавателей очень оживленно идет обсуждение вопросов, тем, сомнений.
Для многих предложенное мной направление показалось негативным, было непонятно, как я буду представлять тему мусора в графическом дизайне.
Свести все к социальной рекламе? Но я знала — мне совсем не хочется насильно заставлять людей что-то делать, агитировать от чего-то отказываться.
Спустя полгода «мусорных изысканий» я поняла, что нужно учиться работать с самым коварным материалом — пластиком: преобразовывать его во что-то новое, показать, что после первого использования жизнь пластика не заканчивается — он может становиться сырьем для производства полезных вещей.
Наверное, дома у каждого есть «пакет с пакетами», я была не исключение. С помощью утюга я начала сплавлять их разноцветные кусочки, добиваясь интересных форм.
Тогда я еще не знала, что при нагревании пластик может быть токсичен, и работала без маски — никому не советую так делать. Полиэтилен оказался прочным, водонепроницаемым материалом, пробиваемым швейной машинкой.
Я подумала, что дождевик стал бы отличным примером того, как можно сделать что-то красивое, используя такой элементарный мусор, как пакет.
Далее я начала создавать поясные сумки, кошельки, кашпо, панамы и зонтики. На тот момент было создано 11 объектов и переработано 135 пакетов. Чтобы все выглядело наглядно, я с друзьями сделала забавный видеоролик, который имел большой успех.
PLASTICDOOM from Galina Larina on Vimeo
Перед самой сдачей диплома, я узнала о Precious Plastic — это международное сообщество сотен людей, работающих над решением проблемы загрязнения пластиком. На их сайте много обучающей информации, в том числе чертежи по сбору машин для переработки пластмассы.
Буквально влюбившись в проект, я решила собрать одну из машин и представить ее на выпускной выставке в качестве еще одного доказательства возможности самостоятельной работы с пластмассой.
Конечно, я никогда не работала с металлом, не занималась сваркой — всему этому научил меня отец. С его помощью я сделала машину без мотора, но с нагревающими элементами и рычагом: при высокой температуре пластик становится жидким, после чего из его массы отливаются разные формы.
Когда она заработала, это было потрясающе здорово. Так появилась первая в России машина Precious Plastic.
Резюмируя полученный опыт…
…хочу дать несколько советов для тех, кто собирается совмещать материнство и бизнес в сфере fashion:
1. В любом бизнесе должна быть диверсификация рисков. Например, советую молодым дизайнерам на старте рассматривать несколько швейных производств, чтобы выбирать по соотношению цена-качество, а еще оперативно делать дополнительные пошивы моделей и оставаться гибкими.
2. Даже в пандемию нужно пробовать продвигаться офлайн. Наши люди соскучились по живому общению, тактильному контакту и устали выбирать вещи только через экран монитора. Начать лучше с аренды небольшого помещения. Если спрос есть, почему бы не замахнуться на большой ТЦ с хорошим трафиком?
3. Не бояться стартовать в тех сферах, где конкуренция высока. В моей нише сердце покупателя всегда можно завоевать качеством, хорошими тканями, лаконичными образами
Не бойтесь пробовать то, за что другие берутся с осторожностью. Все шьют худи — начните шить детские вещи
Из трикотажа выпускают спортивные вещи, почему бы не сделать из этого же материала платья или юбки?
4. Вы должны гореть своим делом. Страсть к своему детищу будет двигать вас вперед. Обязательно наступит тот момент, когда вам будет казаться, что все не так, как вы ожидали (а такой момент настанет), что занимаетесь вы уже совсем не творчеством, а кучей работы, которая доставляет вам стресс. Не забывайте, как вы горели своим делом в самом начале и почему это было так. Выделяйте себе время для творчества, для получения удовольствия от процесса
Это важно, чтобы не перегореть и оставаться в тонусе
5. Будьте быстрыми и мобильными. Следите за трендами, но оставляйте место и классике.
6. Дружите с коллегами и конкурентами. Для меня стало удивлением то, насколько дизайнеры могут дружить друг с другом и с радостью делиться полезным опытом. Наблюдайте за тем, как работают другие. Анализируйте, внедряйте новое.
7. Слушайте. Слушайте своих клиентов, работников, конкурентов. Разные мнения и идеи очень часто наталкивают на интересные решения.
Первые стежки
Катя, расскажите о самых ярких детских впечатлениях.
Я родилась и закончила школу в Южно-Сахалинске, поэтому самые яркие впечатления — это снегопады, когда перекрывают весь город, пятиметровые сугробы (в них так весело прыгать с балкона и рыть пещеры!), лыжные прогулки в горах, рыбалка, икра, красивейшие осенние леса… Это работа в детской газете «Остров Сокровищ», где я научилась азам журналистики и интервью. Девятилетней девочкой я задавала вопросы Наташе Королевой, Владимиру Шаинскому, Иванушкам International и моему кумиру в мире журналистики — Владиславу Листьеву. Было страшно, я очень стеснялась — пришлось научиться справляться со своим волнением, что в дальнейшем пригодилось в жизни. Когда мне было одиннадцать, я продавала газеты на улице, это была лучшая школа «основ продаж и бизнеса». Я занималась в театральной студии, в музыкальной школе, ходила на живопись. Параллельно с семилетнего возраста шила для своей куклы Барби, а позже и для себя. Брала и перешивала все, что попадалось под руки — ткань от старого абажура превращалась в бальное платье для куклы, обрезки тюля и штор — в юбку для меня. Меня увлекало все, что было связано с рукоделием и творчеством. Я не упускала ни одной возможности и просила маму познакомить меня со всеми подругами, которые умели шить, чтобы поучиться у них.
«Не каждый дизайнер берется за детские вещи»: как я нашла нишу
— У меня трое маленьких детей. Еще один постепенно становящийся на ноги ребенок — мой бренд одежды, и это большое счастье. Не могу сказать, что декрет — это сложнейший период в жизни, где нет места развитию и не хватает свободного времени. Когда я перестала давать уроки и родила двойню, стала заниматься семейными съемками. Одна стоила около 70 бел. рублей (около $ 30). С середины ноября до середины января мне удавалось проводить по 70 новогодних фотосессий. С детьми тогда мне помогала няня. По ночам я садилась за обработку и до 4 утра редактировала кадры.
Даже при такой нагрузке желание творить нечто новое не иссякало. Увлечение дизайном одежды, которое переросло в бизнес, появилось в жизни спонтанно. Изначально наш бренд был связан только с детскими вещами.
Однажды мы собирались на прогулку. Я открыла шкаф и обнаружила там массу растянутых, «севших» вещей. Подобрать что-то приличное детям было сложно. Второй шкаф был заполнен красивыми рубашками и брюками, что тоже не совсем подходящий вариант для прогулки, — я понимала, что детям будет некомфортно. Тогда мне пришла идея: почему бы не сделать вещи красивыми и даже нарядными, при этом практичными и долговечными, чтобы они с легкостью сочетались со взрослой одеждой, не пестрили единорогами и суперменами.
Началась пандемия. Казалось, что все вокруг начали шить одежду и продвигать ее, но я была оптимистично настроена. Конкуренция в плане пошива детской одежды была меньше. Не каждый белорусский дизайнер брался строить бизнес на вещах для ребенка, потому что по себестоимости они практически не отличаются от взрослых: много мелких деталей, фурнитуры, что усложняет пошив и делает его более затратным.
Фото из личного архива
Но качественные вещи для детей сейчас на вес золота. Я практически не сомневалась в своих идеях: просто взяла лист и нарисовала первую коллекцию. Выбрала взрослые цвета: черный, бордовый, изумрудный, бежевый. Раньше никогда подобным не занималась: ни шитьем, ни моделированием, ни дизайном, ни рисованием. Мои эскизы выглядели не очень презентабельно, показывать их при знакомстве с производствами было бы неловко, поэтому я обратилась к дизайнеру-фрилансеру, чтобы перевести мои наброски в электронную версию и подготовить техническое задание. Заплатила по $ 15 за отрисовку каждой модели.
Решила, что мне нужны качественные небюджетные ткани. На рынке были представлены китайские, российские, турецкие и итальянские. Первый вариант — некачественно, последний — очень дорого
Выбрала хорошие турецкие образцы, которые выдерживают около 150 стирок без потери качества (мамы поймут, как же это важно). Потратила около $ 5 тысяч, заказ оформила у местных поставщиков, чтобы не переживать по поводу возврата рулонов
Кстати, знаю, что многие дизайнеры не могли себе позволить заказать ткань целыми рулонами, поэтому объединялись для закупок. Из-за этого цвета у многих повторялись. Я же выбирала образцы только по своему вкусу — это помогло выделиться среди конкурентов.
Фото из личного архива
«Шитьё ассоциировалось с технологией в школе»: как связаны мода и избушка
Несмотря на детский интерес, всерьёз о профессии дизайнера я никогда не задумывалась. Всему виной — уроки труда в школе
Я жила в небольшом посёлке Калужской области, эти занятия в нашей школе проводили в деревянной пристройке — настоящей избушке. Там, в лучших советских традициях, мы надевали фартук и на старых машинках создавали изделия из ситца. Тогда-то в моей голове и закрепился паттерн: шитьё и мода — это избушка, а я в ней — тётя в фартуке.
Намного позже я узнала о существовании другого, современного мира — с первоклассным оборудованием и большим ассортиментом качественных тканей. А как я удивилась, услышав, что у каждого модного дома есть своя, брендовая, ткань! Шёлк Dior, сетка с пайетками Versace… Но всё это было потом.
Head turning clothes
Катя, как вы оказались в Дубае? Почему выбрали именно это место для построения бизнеса?
Меня пригласили работать ассистентом в отдел маркетинга Kenzo. Сначала я отказалась, решив, что после четырехполосных статей в Vogue — это шаг назад. Но потом подумала, что надо быть открытой новому и что мои внуки будут гордиться тем, что их бабка жила и работала в арабской стране. В первые же дни я влюбилась в город и в уникальную атмосферу — люди помогают друг другу во всем, каждый горит какой-то идеей, каждый хочет стать успешным… Я начала изучать возможности здесь остаться — оказалось, что заплатив за бизнес-лицензию относительно подъемную сумму, очень просто получить статус резидента и заниматься собственным делом. Так Дубай стал местом, где я основала свой бренд Katya Kovtunovich.
Насколько легко европейцу жить в Арабских Эмиратах и вести там свое дело? Возникают ли какие-либо сложности из-за разницы менталитета и культур?
После пяти лет в Лондоне я стала очень гибким и открытым человеком. Мне очень нравится жить в мультикультурной стране. Арабские Эмираты на восемьдесят процентов состоят из приезжих. У каждого — своя норма, и люди приспосабливаются друг под друга. Это требует определенной гибкости — если она есть, то все в порядке. Мне, наоборот, было бы скучно жить в стране, где у всех одинаковые понятия о вещах. Мне интересно каждый день учиться у других людей. Это огромное преимущество Дубая — после жизни здесь ты очень хорошо понимаешь менталитет всех стран Персидского залива и азиатов.
Не сложно быть женщиной в арабском мире?
Мне лично это очень комфортно. У нас есть банковские филиалы только для женщин. Во всех правительственных инстанциях для женщин существуют отдельные очереди, отдельные залы ожидания, где, как правило, намного меньше людей. Чего же здесь не любить?!
Как запустился бренд
На сдаче диплома я получила очень высокий балл — это означало, что меня поняли, и это чувство успеха дало уверенность, что с пластиком следует продолжать работать. Но то, что из этого можно сделать бренд, дошло до меня не сразу.
Вскоре после окончания «Британки» подруга прислала мне ссылку на участие в ежегодной выставке Wearable Expressions. Я отправила заявку с фотографиями своих дождевиков и благополучно забыла об этом.
Однажды утром мне позвонили и пригласили на открытый показ в Лос-Анджелес. Я была ошеломлена, не верила, что это наяву.
Тогда я работала арт-директором в хорошей компании и, чтобы поехать в Америку, мне пришлось уволиться. Некоторым такой поступок показался ребячеством, но я не могла поступить иначе — это был вызов, и я приняла его.
Выставка была посвящена моде и разработке новых альтернативных идей: одежда из отходов, вещи с необычным кроем.
Поездка перевернула мое сознание, рамки между мечтой и реальностью были стеры: представьте, с одной стороны подиум, на котором представлена твоя одежда, с другой — Тихий океан.
На показ съехались люди с определенным статусом в fashion индустрии. Мои вещи заинтересовали амбассадора Paul Smith, и он предложил выставлять их в концепт-сторе.
Тогда я не была уверена в качестве своей продукции и отказалась, но переговоры дали мне ощущение, что могу сделать свой бренд.
«Надо просто брать и делать»: как я решилась на развитие бренда
Так вышло, что к концу обучения я потеряла работу ассистента в Glamour. У моей начальницы был бешеный темп жизни, который моей натуре не соответствовал. Мы всё спокойно обсудили и попрощались. После увольнения в голове промелькнула мысль: «А может, это знак, что пора развивать свой бренд?», но я испугалась и побыстрее её отогнала.
И вот однажды, в сотый раз размышляя о своём деле, я грустно прогуливалась по центру Москвы. Случайно наткнулась на книжный, зашла и на первом же прилавке увидела книгу Марии Фикссон «Выбирай любовь». Я давно следила за автором в соцсетях: она владела брендом верхней женской одежды Fiksson.
От детских игрушек к пошиву школьной формы
«Еще в детском садике мне нравилось следить за модой. Моя мама всегда одевалась очень стильно и подбирала мне красивые наряды. Кроме того, она придумывала костюмы, которые нельзя было купить ни в одном магазине. Думаю, что через нее мне передалась страсть к красивым вещам и модной одежде», — рассказывает Камила.
В раннем возрасте девушка шила наряды для своих кукол и придумывала дизайн-макеты оригинальных моделей. Выйти на профессиональный уровень юному предпринимателю помог вступивший в силу в 2012 году «Закон об образовании»: этот документ обязывал российские школы вводить учебную форму. «Я пришла в ужас, когда представила, в какой одежде мне придется ходить на уроки, — вспоминает Камила. — Я была модным ребенком и не хотела носить что попало». На ее опасения отреагировала мама, Саида Конакбиева, предложившая дочери разработать свой вариант школьной формы. Девушка достаточно быстро придумала макет, представила его на московском конкурсе Дома моды Вячеслава Зайцева и выиграла Гран-при.
Получивший одобрение профессионалов проект попал на рассмотрение в Департамент образования Нового Уренгоя. Чиновникам понравилась задумка и инициатива семьи Конакбиевых, и они предложили ей шить форму для местных школ. Вот как описывает тот период Камила: «В течение 4 лет мы наладили сотрудничество примерно с 20 учебными заведениями в Ямало-Ненецком автономном округе. Для каждого из них я разрабатывала свой, уникальный дизайн формы. Для меня, подростка, это была очень тяжелая работа: мы придумывали макеты, подбирали качественный материал, искали поставщиков. А чего стоило общение с родителями! У каждого из взрослых был свой взгляд на форму, поэтому нам приходилось отстаивать свою позицию. Я хотела изменить подход к созданию школьной одежды, привнести что-то новое».
Для улучшения качества продукции и развития бизнеса Конакбиевы открыли свой цех. На поддержку молодого предприятия государство выделило грант в 300 тыс. рублей. В 2017 году чиновники еще раз отметили бренд «КК77»: он стал победителем всероссийского этапа премии «Бизнес-успех» в номинации «Народный предприниматель». «Одним из наших соперников на конкурсе была компания с годовым оборотом в 2 или 3 миллиарда рублей. А тут мы — со своими несколькими миллионами… Думаю, мы выиграли за счет энтузиазма и большой веры в свое дело», — рассказывает Камила.
«Первые тестовые образцы были кривые, с торчащими нитками»: поиски швейного цеха
Понимала, что на начальном этапе открывать свое производство нет смысла, так как пришлось бы обеспечивать постоянную занятость работников. Принялась искать хороший швейный цех, которому можно было бы передать пошив изделий на аутсорс. Первый опыт был не самый удачный. Нашла в Гродно компанию, которая обещала все сделать в лучшем виде. В процессе разработки моделей конструктором я уже начала сомневаться в результате, но решила дать шанс этому производству. Мы отшили тестовые образцы, они были неподобающего вида: кривые, с торчащими нитками.
Параллельно я начала искать еще один швейный цех полного цикла, чтобы сравнить образцы, цену и качество. Вышла на крупное брестское производство, которое в связи с кризисом снизило свои мощности. До этого они не принимали заказы от начинающих дизайнеров, но мне повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Тестовые образцы понравились.
Самое интересное, что цена на пошив была почти одинаковой при абсолютно разном качестве. И это большой плюс работы с крупным производством. Из минусов — мы могли продолжить сотрудничество только при условии, что я закажу большую партию вещей. Пришлось со старта заказать около 2200 единиц 10 наименований одежды в трех размерах. Обычно, чтобы пошить такую партию на крупном производстве, нужно вложить около $ 7000−10 000. Это большой замах для начинающего дизайнера. Некоторые вещи из той партии до сих пор продаем.
Фото из личного архива
Планы
Сейчас для журнала «The Seasons» я организую фестиваль об осознанном потреблении, на котором можно будет отлить бумагу из макулатуры, сделать лампы из винных бутылок, посмотреть, как работает переработка пластика.
Мы организуем большой зеленый лекторий с темами из разных сфер жизни от настоящих двигателей города. Кроме того, у нас будет первый фудкорт без пластика — в Москве такого еще никто не проводил.
Что касается бренда, в моих планах не стоит внедрение пластика в каждый концептстор, потому что мода того требует, это совсем не о том.
Проект «Plasticdoom» лишь подтверждение того, что нам необходимо перерабатывать тот мусор, который увы уже есть вокруг нас. Думаю, в будущем бренд останется маленьким капсульным проектом, который будет выпускать лимитированные коллекции, и обещаю, что я никогда не буду создавать то, на что нет спроса.
Я хочу делать дождевики только на заказ, чтобы они оставались чем-то особенным, редким, что не купишь в магазине.
А еще есть мечта довести до конца прототипы и начать делать свою фурнитуру, например, отливать из переработанного пластика фастексы для поясных сумок.
Скоро мы запустим свой сайт, где будет опубликована технология создания вещей. И я бы хотела, чтобы проект начал жить своей жизнью, стал открытой информационной площадкой по работе с пластиковыми пакетами — это была бы миссия бренда.
Хочется сделать прозрачный ресурс, который информировал бы людей из разных регионов России о том, как сделать наш мир чуточку лучше и чище.
Plasticdoom
«Понимала, что нужно учиться. Всё-таки вести свой бренд — это вам не одежду для кукол шить»
Чем больше изделий я создавала, тем сильнее ощущала нехватку знаний и навыков: шила на бытовом уровне, в швах почти не разбиралась, выкройки строить не умела. Тем не менее первое время умело выкручивалась.
Например: нашла в интернете девушку, продающую параметрические выкройки (универсальный чертёж). Я покупала файл, вносила в него необходимые мне параметры и выгружала получившуюся выкройку. Немного подгоняла её под свою размерную сетку и отшивала.
Фото: личный архив Полины Гамрекели
Знаний не хватало, но я и не понимала, как их получить. По крупицам собирала информацию в интернете, с трудом отличая правдивую от неправдивой. В один день таргетированная реклама подбросила мне курс «Профессия Дизайнер нижнего белья и купальников».
Учёба протекала спокойно: мы создавали эскизы, учились подбирать ткани и фурнитуру, разрабатывали базовые лекала с помощью специальных программ. Помню, когда впервые создала выкройку не от руки, а на компьютере, пришла в восторг.
Трудностей практически не возникало. Разве что иногда не хватало живого наставника рядом, особенно в блоке по конструированию и пошиву. Хотелось, чтобы кто-то взял за локоть и показал, как именно подкладывать ткань под лапку, какой стежок сделать. Выручало терпение: я по несколько раз пересматривала фрагменты и практиковалась.