Как мы запускали бизнес-школу для подростков
9 месяцев работы над контентом и бизнес-процессами, запуск маркетинга, день открытых дверей — и, наконец, в феврале 2017 мы начали занятия с первой группой. Во многом мне помогала жена, и до сих пор помогает. Добавляло уверенности, что в России и Украине набирали популярность похожие продукты. Для старта было необходимо:
1. Качественный контент. Проанализировав ряд похожих проектов, мы поняли, что это самый острый вопрос. Просто лекции и материалы из интернета ребятам не подходят. Просто пригласить успешных предпринимателей недостаточно — в таком случае у ребят будут вырванные куски информации из разных сфер, а общей структуры в голове не сформируется. Мы же своей целью поставили заложить базу — привить любовь к миру бизнеса, чтобы ребенок понимал, что это не так страшно и сложно, и если у него появится идея спустя пару лет — он знал, как ее реализовать.
Фото с сайта deti-mba.by
Мы сразу поняли, что нам неинтересно превращать проект в формат лагеря, где ребята просто приходят потусоваться, поиграть в мафию или посмотреть кино. Это все здорово, но в свободное время. А на занятиях они должны изучать основные модули, чтобы проработать свой проект. Мы очень хотели, чтобы эти проекты реализовывались.
За основу мы взяли структуру модулей ведущих программ MBA в СНГ. Почему MBA? Потому что главный упор на практику — это best practice, который работает везде независимо от географии и отрасли. Мы включили базовые блоки для проработки стартапа: проектный менеджмент, маркетинг, финансы, управление персоналом, продажи, лидерство. Теоретический блок занял не более 20%, поэтому больше всего времени ушло на создание бизнес-кейсов по темам, адаптацию деловых игр под конкретный модуль и детскую аудиторию, поиск интересного интерактивного контента (например, успешных краудфандинговых кампаний или маркетинговых войн известных автомобильных брендов).
В программах мы использовали и формат деловых игр от нашего партнера. Помимо изучения основ бизнеса, деловых игр и решения кейсов мы посещаем с экскурсиями известные компании. Мы были в гостях у Onliner, VizorGames, Viber, Gismart, Artox, ПВТ.
Фото со страницы Павла Якименко в Facebook
2. Стильная площадка в центре города. Ребятам должно быть удобно добираться до места занятий и проводить у нас время. Сначала собственники помещения, которое мы арендовали, решили его переформатировать — пришлось искать новое.
Игнорирование наших запросов, отсутствие мощностей и нестандартной атмосферы, а еще риск, что в любой из дней может прийти ИТ-компания, которая забронирует всю площадку, толкнули нас на создание собственного места.Мы арендовали помещение на улице Октябрьской и сделали из него ивент-пространство. Проведя все лето в ремонте, в сентябре мы начали занятия на своей территории.
3. Продвинутые спикеры. Они должны вовлечь подростковую аудиторию, иметь опыт создания и ведения проектов. Мы пригласили около 20 спикеров, их средний возраст — 27,5 лет. Почему так? С одной стороны, это уже успешные бизнесмены с опытом ведения проектов, а с другой — вчерашние студенты, которые знают, как интересно выстроить обучение. И главное, им очень нравится работать с ребятами, и ребята тянутся к ним. Они продолжают общаться и после обучения, спикеры становятся менторами для проектов ребят.
Например, при проработке проектов в сфере ресторанного бизнеса мы позвали Галину Корсак, собственницу французской пекарни Brioche. А для ребят, которые прорабатывали квиз для подростков, выступала Екатерина Максимова, собственница «Мозгобойни».
4. Сильная команда. На мне развитие и управление проектом, маркетинг и продажи + я стал основным спикером, администратор Александра общается с родителями, организует занятия, проводит экскурсии в компании, Ангелина занимается продвижением проекта и подбором спикеров.
5. Небольшие инвестиции. О них расскажу ниже.
Первый набор у нас был по «Фабрике стартапов», программа длилась 2 месяца. Мы собрали первую группу из 10 ребят за 2 недели, и в финале они представили собственные проекты — например, 16-летние Диана и Егор создали квизы для подростков ХайпКвиз, которые уже монетизируются.
Фото из сообщества Хайп Квиз/ Hype Quiz/ Квизы для подростков Минск ВКонтакте
Спустя год появился «Парад профессий» с отдельной программой по профориентации. Это знакомство с 10 специализациями: право, журналистика (блогинг, маркетинг), реклама (PR, брендинг), экономика (финансы, инвестиции), проектный менеджмент, HR, ИТ (программирование, бизнес-анализ), перевод, копирайтинг, локализация), гейм-дизайн (моделирование). В программе мастер-классы, экскурсии в компании, знакомство с ведущими вузами страны и зарубежья, проработка плана поступления с каждым учеником.
Какому профориентационному тесту можно доверять?
Сегодня, когда интернет полон разнообразных и, порой, сомнительного качества тестов по профориентации, очень легко запутаться в полученных противоречивых результатах. Многие методики не обладают достаточной надежностью и, соответственно, результаты их могут быть вредны или, как минимум, бесполезны. Консультирование по результатам таких методик практически ничем не отличается от гадания цыганки.
Часть известных опросников на сегодняшний день уже устарели, а публикуемые в открытом доступе современные анкеты, не имеют достаточной статистической доказательной базы для того, чтобы формулировать адекватные рекомендации.
Есть несколько важных особенностей профессионального психодиагностического теста, на которые стоит обратить внимание:
- Тест должен содержать достаточно большое количество вопросов, чтобы по нему можно было оценить сразу несколько параметров. Анализ результатов в таком случае позволит сделать более глубокие и обоснованные выводы.
- Обязательно должен быть указан автор теста или название организации-разработчика, чтобы желающие могли проверить историю создания
методики и убедиться, что она действительно разработана в соответствии с установленными стандартами психологического тестирования. - Тест должен иметь название, в котором профессиональным языком кратко отражается его суть.
Определите важные для вас критерии выбора профессии: условия и график работы, возможность командировок, требования к здоровью и т.д.
Не требуйте от подростка невозможного: некоторые профессии не подходят ему — это нормально, пусть выберет другие
Профориентационные тесты, которым можно доверять, должны быть разработаны грамотными специалистами в области психологии, статистики и пройти стандартизацию. Такие тесты обязательно предлагают согласованную оценку разных сторон личности респондента и не могут использоваться без консультации специалиста по профориентации. Комплексная и проверенная методика, используемая в Академии, достаточно современна, и благодаря кропотливой работе её создателей – специалистов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, полностью отвечает требованиям качественного профорентационного тестирования. Основные преимущества данной методики:
- рекомендована Министерством образования и Департаментом молодежной политики Российской Федерации
- прошла стандартизацию и постоянно обновляется – это научный метод профориентации, а не «гадание на кофейной гуще»;
- благодаря своей популярности имеет большую статистическую доказательную базу;
- позволяет за минимальное время получить результат по всем необходимым для профориентации параметрам: интересам подростка или взрослого, его личностным качествам и особенностям интеллекта;
- предлагает только современные профессии, без устаревших формулировок и должностей.
Прохождение тестирования по данной методике с последующим анализом результатов психологом-специалистом по профориентации позволяют получить согласованный профиль интересов, способностей и особенностей личности, который четко и подробно покажет наиболее подходящие школьнику профессиональные области.
Что происходит с проектом сейчас
Результаты нас радуют — мы активно растем. С осени на «Фабрике Стартапов» отучилось 5 групп (38 человек), сейчас 16 ребят обучаются на «Параде профессий». Мы не просто прорабатываем проекты на бумаге, часть из них при нашем менторстве и помощи от родителей запустились и функционируют. Пример — ХайпКвиз, о котором я говорил выше.
Фото с сайта deti-mba.by
Мы масштабируем проект. Летом соберем несколько групп в интенсивном формате, а с середины лета с партнерами организуем бизнес-лагерь в Польше на берегу Балтийского моря. Параллельно программа обрастает новыми материалами.
Многие на рынке видят логичным создание онлайн-обучения или приложения для выхода на новые рынки, но с этим есть проблемы.По опросам родителей, они отправляют ребят не только за знаниями, но и за знакомствами. Они хотят, чтобы ребята оторвались от гаджетов, а возвращать их обратно будет неправильно. Сейчас логичным видится масштабирование при помощи франшизы. У нас свой контент, опыт построения и управления бизнесом. Мы только добавили информацию о франшизе на сайт — и уже получили предложения из Таллина, Астаны, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Иваново. Думаю, к концу года мы сможем гордиться запущенными проектами коллег в других странах.
Что нужно, чтобы проект для подростков был успешным? Я скажу банальные слова, но все же нужно относиться к делу с душой. Вам должно нравиться работать с детьми, вы обязаны уметь разговаривать на их языке, создать атмосферу на занятиях, которая раскрепостит ребят. А еще вы должны быть многофункциональными: маржинальность бизнеса не позволит вам нанять и менеджера по продажам, и маркетолога для организации потока лидов, и менеджера проекта, который будет всем управлять.
Спокойствие и отношения с ребенком — это главное
Вы можете помочь ребенку выбрать профессиональный путь, но проконтролировать всё на этом пути и предоставить ему или себе гарантии успеха не сможете, поэтому не забывайте расслабляться и выдыхать. Подросток не хочет обсуждать будущую карьеру с вами? Подумайте, наверняка есть какой-то родственник, педагог, старший товарищ или друг семьи, который может с ним об этом поговорить. Боитесь, что выбранной специальностью подросток не сможет заработать на жизнь? Если ты занимаешься тем, что тебя вдохновляет, если ты это любишь и делаешь с удовольствием, то найдешь способ, как этим зарабатывать. Поверьте в своего ребенка.
Есть много взрослых, которых родители не поддержали в выборе специальности, давили на них, даже угрожали, что перестанут общаться. В дальнейшей жизни они чувствовали себя нереализованными, не на своем месте, у них было ощущение, что они теряют время жизни. Позвольте подростку выбирать и встречаться с последствиями своего выбора.
Помните, что у него впереди вся жизнь и много вариантов. Уже во время учебы в вузе можно перевестись на другой факультет и даже в другой вуз, если выбранная программа разочаровала. Можно получить одну специальность, а потом работать по другой, но и это не будет значить, что время в вузе потрачено зря. Молодой человек научится добывать информацию, системно мыслить, получит важные навыки, заведет друзей и полезные контакты. Никто сегодня не знает, какие профессии исчезнут через пять-семь лет, а какие появятся. Зато способности осознанно выбирать свой путь, делать информированный выбор и быть гибким ребенку точно пригодятся. Поддержите его в этом и берегите ваши отношения.
Когда профориентация не поможет?
Профориентация будет бесполезна, если специалист скажет подростку, что ему не подходит дело, которым он горит и мечтает заниматься, которое по-настоящему его увлекает. Скорее всего, такие рекомендации не заставят подростка изменить свое мнение, если у него есть такая страсть.
Также специалисту может быть трудно сориентировать подростка, родители которого не удовлетворены в профессиональном плане. Если для вас работа — мука, подросток будет это чувствовать и естественным образом будет бояться делать хоть какой-то выбор, раз он может повлечь за собой такие сложности. Так что еще один неожиданный этап профориентации подростка — самому родителю осознанно взглянуть на свою карьеру и честно признаться себе, удовлетворен ли он своей работой и хочется ли ему перемен.
Как выбрать профессию школьнику в современном мире?
Один из важных факторов – престижность выбранной профессии. Подобного принципа обычно придерживаются подростки, которые хотят выделиться или дети родителей с высоким статусом. Они считают престижными должности, имеющие отношения не только к творчеству, например, журналистике, эстраде, политологии и так далее, но и к международным отношениям. Полученное образование они используют, работая в иностранных фирмах или за границей.
Еще один принцип – стабильность. Под этим принципом понимается гарантированная востребованность специалиста, и трудоустройство на многие годы. Например, сегодня стабильными считаются такие специалисты как налоговые инспекторы и социологи.
Также при выборе профессии следует учитывать перспективность. Для этого ответьте на вопрос, востребована ли эта должность или нет. Проще всего это сделать, изучив востребованность в специалистах разнообразных направлений в интернете и на ярмарке вакансий.
Сейчас на первых местах рейтинга находятся вакансии, которые связаны с отраслью гостиничного хозяйства или компьютерными программами. Также актуально все, что связано с туризмом, страховым делом и логистикой.
По словам министерства труда, сегодня уже много юристов, финансистов и экономистов. Именно поэтому учащиеся, отучившиеся на соответствующих факультетах, сталкиваются с трудностями и проблемами в процессе поиска работы.
Еще один важный принцип – доходность. Многие абитуриенты при выборе будущей специальности учитывают доходы, которые можно получить. Психологи объясняют это тем, что многие школьники знакомы с печальным опытом родителей, страдающих от недостатка денежных средств.
Наиболее денежными профессиями считаются юристы. Но в современных реалиях это далеко не так. Высоквалифицированный слесарь может получать в разы больше, чем рядовой юрист в маленькой конторе.
Большинство школьников мечтают стать начальниками, так как они много зарабатывают
При этом не так важно, чем он руководит. Однако во взрослом мире тем, кто ставит цель сделать удачную карьеру, в начале рекомендуется определиться со сферой деятельности
Взрослому человеку для выбора подходящей деятельности необходимо получить образование, в идеале даже несколько. К примеру, в Европе специальность «основы менеджмента» выбирают люди, у которых имеется базовое образование. Однако в любом случае необходимо повысить квалификацию в качестве руководителя.
Профессиональная ориентация учащихся
Профессиональная ориентация представляет собой целую систему разработанных экспертами мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране.
Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:
- Просвещение.Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
- Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
- Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.
Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.
Как помочь подростку в выборе профессии? Не навреди!
Нет общего рецепта, который поможет всем. К каждому — индивидуальный подход
Нужно понять его радости и чаяния, что мотивирует, а от чего опускаются руки, что дается легко, а что не по зубам, какие таланты и в каких областях слабо развит? Соответственно, важно понимать и чувствовать, каким тоном и языком разговаривать, чтобы подросток ответил, что думает, а не то, что от него хотят услышать. Разумеется, все это считывается в процессе взросления…. Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали… Такие дети часто уверены, что они знают лучше, а потому слушаться не станут
Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали… Такие дети часто уверены, что они знают лучше, а потому слушаться не станут.
Есть дети, на которых даже нужно надавить, настоять, навязать решение. Если этого не сделать, то так и будут болтаться, ничего не понимая
Важно учитывать: родитель навязывает выбор с учетом интересов ребенка, а не своих! Плюс нужно обсудить, что дите в праве сменить место учебы, если вдруг четко осознает, кем хочет стать
Между этих крайностей бесконечное количество вариантов, как поступить в столь непростой ситуации. Например:
- Пойти от обратного: выяснить, чего точно старшеклассник не хочет, потом углубиться в оставшееся.
- Пройти профориентационные беседы с психологами.
- Посмотреть с другого ракурса: например, выбрать какой-то интересный вуз (Черновицкий национальный университет симпатизирует школьникам из-за схожести с Хогвартсом) или город (Одессу из-за близости к морю), в котором хотелось бы учиться ведь это тоже может быть мотиватором.
- Не основной, а вспомогательный вариант. Лет в 12-14 дети вступают в возраст, когда им нужны авторитетные взрослые, но не родители. Если у вашего школьника есть такой взрослый, обратитесь к нему за помощью.
Как найти подход к подростку
Если проблема созрела, когда перед вами не малыш с букварем, а длинноногая красотка или басоголосый юнец не значит, что поезд уехал, хотя и сесть в него уже гораздо тяжелее. С этого момента больше наблюдайте за человечком. Отгоните свое эго и рациональный взгляд! Настройтесь на волну ребенка, станьте на его место (забудьте все что знаете о жизни).
Родители часто тянут дитя на свой уровень. Но оно не знает взрослой жизни, а потому хоть из кожи лезь, не сможет соображать так как вы&hellip, А вот мамы и папы были детьми, были подростками, так попробуйте же спуститься со своего пьедестала мама лучше знает и стать на уровень школьника. Прочувствуйте детские страхи и неуверенность, лень и усталость от того, что большую часть жизни приходится идти против воли (рано вставать, делать домашку, хорошо себя вести)&hellip, но этот маленький человечек находит силы делать так, как говорят большие люди. Подумайте, как помочь этому живому существу, как его мотивировать, а не давить и ломать в очередной раз.
Объясните школьнику, что его выбор не путь в один конец, что факультет еще не будущая профессия. Если поймет призвание, то сможет сменить место учебы/работы. Объясните, что в быстро меняющемся мире нужно научиться обучаться и меняться, а не закостенеть на одном месте. И не теряйте нить, что даже при смене деятельности, ответственность за решения и поступки никто не отменял. Просто нужно быть готовым не к жизни без ошибок, а к жизни, в которой ты готов исправлять ошибки и учиться на них.
В конце концов, поймите: не столь важно, куда пойдет учиться ребенок и какую профессию выберет&hellip, Важно, чтобы стал действительно хорошим человеком! Помогите, а не калечьте, превращая в зажатого, закомплексованного, неуверенного и озлобленного неврастеника. Позвольте личности развиться в конструктивном и созидательном русле
Какую профессию выбрать, чтобы всегда быть востребованным специалистом?
Представитель любой профессии, может стать очень востребованным. Действительно талантливый в своей профессиональной области человек всегда сможет найти работу. Талант в данном случае – это не только соответствие способностей и интересов человека выбранной профессии, но и умение найти свою нишу в изменяющихся условиях, готовность к обучению и постоянному развитию.
Чтобы стать и всегда оставаться востребованным специалистом, независимо от выбранного направления деятельности, необходимо:
Вкладывать много сил в образование. Для начинающего жизнь человека образование – это не только способ получения знаний, но и необходимое условие для развития интеллекта
Поэтому так важно посвятить самый продуктивный для развития интеллекта ребенка возраст именно обучению. Не стоит при выборе программ или дополнительных кружков и занятий делать упор только на том, что уже известно и хорошо получается
Всегда стоит пробовать заниматься чем-то новым: это расширяет круг интересов и возможностей, прививает навык учиться и анализировать информацию. Человек, привыкший и умеющий учиться, всегда сможет определить, каких именно знаний ему не хватает, и найти способ их получить. Это делает его более конкурентоспособным во всех профессиональных областях, независимо от специальности.
Не бояться, что полученные сегодня знания в дальнейшем не пригодятся в практической деятельности. Как правило, именно этими опасениями оправдывают школьники и студенты свое нежелание учиться в принципе. На самом деле, толка от пребывания в учебном заведении без погружения в процесс обучения нет никакого. Тогда уж лучше сразу идти работать. Главная задача обучения – создать интеллектуальную базу, позволяющую легко осваивать новую информацию и приобретать навыки прямо в процессе трудовой деятельности.
Ориентироваться, что после окончания учебного заведения, вуза или техникума, образование не заканчивается. Все больше популярности приобретает концепция непрерывного образования, которая предполагает, что человек не заканчивает свое обучение, получив заветный диплом, а продолжает совершенствоваться. Если ты не следишь за современными тенденциями в своей профессии, то в скором времени рискуешь перейти в разряд низкоквалифицированных работников. Поэтому следует продолжать свое обучение и после окончание вуза или колледжа.
Тесты в помощь
На сегодняшний день определиться с будущей трудовой деятельностью могут помочь различные тесты и методики, разработанные учеными и психологами. Ниже мы поговорим о четырех техниках, успевших доказать свою эффективность.
Тест по соционике
Соционика определяет способности людей, учитывая ряд параметров:
- Рациональность.
- Логика.
- Экстра/интроверсия.
- Этика.
- Интуиция.
В итоге можно узнать, к какому из 16 психотипов принадлежит человек. Исходя их этого уже даются рекомендации по профессиональному ориентированию.
Опросник Голланда
Это тестирование немного схоже с предыдущим. Опросник также делит людей на типы:
- Интеллектуальный.
- Конвенциативный.
- Реалистичный.
- Артистичный.
- Социальный.
- Предприимчивый.
Методика Климова
На основании методики академика Климова составляются тесты, которые просят пройти в каждом Центре занятости нашей страны. Он состоит из 20 вопросов. В результате определяется психотип человека и даются рекомендации по профессии:
- Человек.
- Самореализация.
- Техника.
- Художественный образ.
- Знаковая система.
- Природа.
Исходя из результатов, вы сможете узнать какой у вас талант и в какой деятельности его лучше всего применить.
Матрица выбора профессии
Еще одна эффективная методика со своими преимуществами и недостатками. К первым можно отнести небольшое количество вопросов, достаточно точный результат. Минусом данного исследования часто называют ограниченный выбор рекомендаций.
Какие профессии будут востребованы в будущем?
Согласно мнению специалистов, в ближайшем будущем будут востребованы следующие профессии:
- Программист.
- Управленец.
- Дизайнер виртуальных миров.
- Строитель.
- Работник космотуризма.
- Офисный менеджер.
Логично, что всегда будут востребованы медики, учителя, воспитатели детских садов. Девушки не смогут обойтись без парикмахеров, специалистов ногтевого сервиса. Также вряд ли канет в прошлое туризм, а вместе с ним и сфера гостеприимства.
Наибольшую популярность станут приобретать профессии, связанные с интернет-технологиями. Людям также не обойтись без хлеба и зрелищ, а значит актеры, музыканты, повара и кондитеры также будут нужны. Часто можно услышать, что большинство работников будут заменены на роботов. Но это пока лишь голословные утверждения, не имеющие ничего общего с реальным положением вещей.