Тренды edtech-рынка

Edtech

Введение в EdTech

Что такое EdTech

EdTech (Education Technology) — междисциплинарная область, которая применяет достижения IT к сфере обучения. Цель разработок EdTech — создание вовлеченного, инклюзивного и индивидуализированного образовательного опыта. Интерактивные доски, приложения для ведения конспектов, уроки в Zoom и интерактивные онлайн-курсы — это EdTech, к которому мы привыкли и уже вряд ли сможем представить обучение без этих его достижений. Но мир меняется каждый день, и в образовательных технологиях появляются новые направления. Мы расскажем о семи трендах EdTech, которые уже создают обучение будущего.

Методы обучения в EdTech

Широко практикуются следующие средства:

  • Обучение в игровом формате. Этот метод способствует лучшему усвоению материала как детьми, так и вполне состоявшимися профессионалами за счёт значительной концентрации внимания. В настоящее время находит применение фактически во всех EdTech-проектах.
  • Виртуальная реальность и Augmented Reality. Обладает высокой степенью наглядности. VR и AR дарят большие возможности в визуализации процессов. Например, при демонстрации химических реакций на уроке, колбы и реторты абсолютно виртуальны. Нет опасности вдохнуть ядовитые пары при ошибках – всё демонстрируется в VR с подробным объяснением сути происходящего. Активно пользуется технологиями виртуальной реальности и РЖД: в центрах подготовки специалистов проводятся занятия для машинистов и других категорий работников.
  • Искусственный интеллект. Эта технология помогает сделать обучение индивидуальным. Программа подбирается с учётом анализа способностей ученика. Например, при обучении начинающих бизнесменов упор первоначально делается на формирование базовой системы знаний, для тех же, кто обладает определённым опытом, подбирается курс, позволяющий, например, изучить тонкости финансового учёта, нюансы работы с базами данных или построения воронок продаж.

Edtech все больше сотрудничает с вузами и идет в сегмент СПО

Edtech-компании активно взаимодействуют с университетами: запускают совместные программы, создают платформы для онлайн-курсов и предлагают услуги по сопровождению и профориентации студентов. 

В 2023 году открылось несколько платформ с курсами по программам высшего образования: Сбер запустил «Академию Edutoria», а Skillbox — «Академику». На площадках доступны курсы от российских вузов.

Также в этом году «Яндекс Практикум» запустил первый в России ускоренный онлайн-бакалавриат и магистерские программы совместно с ИТМО, ТГУ и НИТУ МИСИС. По нашим данным, всего на сегодня edtech-компании запустили 27 программ бакалавриата и магистратуры с 14 вузами-партнерами. 

Сегмент СПО тоже привлекает edtech: свои программы такого уровня образования на базе Московского городского открытого колледжа в 2023 году открыли Skillbox и MAXIMUM Education. Также в декабре в Skillbox объявили о запуске первого в стране полностью дистанционного колледжа, это первый собственный продукт компании в сегменте СПО. 

Что такое EdTech

Вопреки некоторым мнениям – это не совсем онлайн-обучение. Понятие имеет непосредственное отношение к IT-инструментам, способствующим лучшему усвоению изучаемого материала. Современный мир стремительно меняется. Чтобы не выпасть из ритма жизни, необходимо постоянно совершенствоваться и обучаться.

EdTech состоит из:

  • Курсов и интернет-школ.
  • Систем, оптимизирующих обучение.
  • Площадок, на которых производится и регулируется массовое обучение.
  • Инноваций для традиционных организаций, осуществляющих образовательный процесс
  • VR-тренажёров.

Существуют прогнозы, что объём рынка EdTech к 2025 году составит $7,3 трлн. В 2020 году в сферу EdTech было инвестировано 227 млрд долларов, что свидетельствует об актуальности развития образовательных технологий.

IT-технологии в образовании получили развитие и в России, но с акцентом на онлайн-обучение. В этой сфере темпы роста составляют 20 % в год и скоро могут достичь 60 млрд рублей. Тем не менее, отмечается, что столь бурный рост отечественного рынка образования (до 53 млрд рублей уже в этом году) связан с длительным карантином из-за пандемии СОVID-19. В этих условиях миллионы обучающихся были вынуждены проводить онлайн-обучение, что дало резкий толчок для развития специализированных технологий.

Корпорация знаний

Также рывок под конец года сделал сегмент корпоративного обучения. По словам Дмитрия Зацепина, директора образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР», четвертый квартал стал для компании самым успешным: люди осознали себя в новых реалиях, набрали обороты запущенные в прошлом году продукты по корпоративному образованию для среднего и крупного бизнеса.

Стремительный рост показали программы, позволяющие с нуля освоить новую профессию, отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школа». В 2020 году компания открыла два новых направления: для специалистов по охране труда и обучение интернет-маркетингу, которое прошли более 9 тыс. новых пользователей.

Особенности разработки в EdTech домене

Специфические требования в EdTech

Адаптивность и доступность

В EdTech одним из ключевых требований является создание платформ, которые легко адаптируются под различные потребности пользователей. Это может означать интеграцию многоязычных интерфейсов, создание версий для слабовидящих или слабослышащих пользователей и так далее.

Подробнее можно почитать в спецификации WCAG.

Персонализация

Персонализация в EdTech часто достигается через использование алгоритмов машинного обучения, которые анализируют поведение пользователя и предоставляют индивидуальный контент или пути обучения.

Проблемы безопасности в EdTech

Защита данных

  • Шифрование: Используется шифрование данных «на лету» и «на диске» для защиты информации от несанкционированного доступа. Рекомендуется использование сильных алгоритмов шифрования, например: AES-256.
  • Двухфакторная аутентификация (2FA): Этот механизм подразумевает второй уровень защиты после ввода пароля, что значительно уменьшает риск несанкционированного доступа.
  • Мониторинг и аудит: системы мониторинга и аудита для отслеживания всех операций с данными и возможностью их восстановления в случае инцидента.

Аутентификация и авторизация

В EdTech-платформах обычно имеются разные уровни доступа: для студентов, преподавателей и административного персонала. Каждая из этих групп имеет свои права и ограничения, которые нужно засетапить.

Технические аспекты:

Ролевая модель доступа (RBAC): Системы часто используют ролевую модель для управления различными уровнями доступа

Например, студенты могут просматривать и выполнять задания, преподаватели могут создавать и оценивать задания, а администраторы могут управлять всей системой.

OAuth и SSO (Single Sign-On): Эти технологии позволяют пользователям использовать единый профиль для доступа к различным сервисам, что упрощает процесс аутентификации, но при этом требует особой осторожности в хранении токенов доступа.

Политики безопасности: Для определения, какие операции доступны для выполнения на определенных объектах, можно использовать ACL (Access Control Lists) или другие механизмы политик безопасности.

Регуляция в EdTech

Регуляция в EdTech важный аспект, который имеет прямое влияние на разработку и эксплуатацию образовательных технологий. Ввиду того, что данная область часто взаимодействует с чувствительными данными, такими как персональная информация студентов и преподавателей, регулятивные требования к безопасности и конфиденциальности данных в этом домене особенно высоки.

Законодательство

В разных странах существуют различные законы, регулирующие EdTech. В США, например, это FERPA (Family Educational Rights and Privacy Act), закон, охраняющий конфиденциальность студенческих записей. В Европейском Союзе же применяется общий регламент по защите данных (GDPR).

Стандарты Безопасности

Также существуют стандарты безопасности, такие как ISO/IEC 27001, которые устанавливают требования к системам управления информационной безопасностью (ISMS). Эти стандарты могут быть применены к EdTech-платформам для обеспечения высокого уровня защиты данных.

Сертификация

Некоторые образовательные продукты должны проходить процесс сертификации для того, чтобы быть допущенными к использованию в образовательных учреждениях. Это может быть как государственная аккредитация, так и международные стандарты качества.

Технические аспекты регуляции:

  • Логирование и мониторинг: Необходимо наличие подробных журналов доступа и использования данных для возможности аудита.
  • Data Loss Prevention (DLP): Системы DLP предотвращают утечку конфиденциальных данных, что является частью требований по регуляции данных.
  • API Security: Если платформа предоставляет API для сторонних разработчиков, она должна соответствовать строгим стандартам безопасности, таким как OAuth для токенов доступа и Rate Limiting для предотвращения злоупотреблений.

Как меняется рынок EdTech в России?

По сравнению с мировым уровнем российская ниша образовательных технологий не настолько «богатая» — всего лишь 1%. Предположительно, это порядка 50 млрд. руб. в 2019 г. Темпы роста EdTech в нашей стране хоть и не такие динамичные, как, например, в Китае, но все равно прогресс составляет 20-25% в год. 

Еще до разгара пандемии по предположительным прогнозам к концу 2020 г. российский сегмент должен был оцениваться в 60 млрд. руб., но из-за обостренной ситуации с коронавирусом эта сумма была даже превышена. 

В нашей стране рынок образовательных технологий твердо стоит на ногах благодаря спросу на дополнительное и корпоративное образование для старшего возраста. На эти направления в общей сложности приходится половина всех финансовых средств на рынке.

Некоторые эксперты считают, что на школьном цифровом образовании не получиться зарабатывать деньги, поэтому в этом сегменте нет выдающихся молодых игроков. Пик стартапов для школ пришелся на 2014 г., например, «Дневник.ру» и другие цифровые продукты. С тех пор мало что поменялось из-за слабого финансирования образовательных учреждений. Пандемия ворвалась резко и российские школы оказались неподготовлены к такому развитию событий. Стала появляться безобразная мешанина из Zoom, WhatsApp, Slack, Discord (Сергей Богданов, YellowRockets).

Сергей Богданов считает, что весна 2020 г. нанесла тяжелый удар по российской системе образования, и к концу году ситуация практически не поменялась. Сейчас уже 2021 г., но до сих пор цифровое обучение в России остается слабым, нужно еще много работать над его улучшением. 

До появления глобального онлайн-обучения по всей стране только 65% учителей пользовались цифровыми площадками, и то делали это только время от времени. Во время занятий только 50% педагогов использовали возможности онлайн-платформ. Первая стадия коронавируса привела к тому, что уже 85% учителей обратились к таким платформам, и половина из них сообщила, что намерена и дальше практиковать эти современные методы.

В российском сегменте EdTech наиболее яркими оказались сервисы «Учи.ру», «ЯКласс». Во втором полугодии 2020 г. оба представителя образовательных технологий повысили свою доходность на 50% и 142% соответственно, если сравнивать с годом ранее.

По мнению Антона Сажина, основателя цифровой платформы Соre, к преобразованиям на рынке привела потребность в цифровых площадках и их возможностях. Онлайн-школы стали искать баланс между онлайн- и офлайн-инструментами. Упор в дистанционном образовании сегодня делается на технологиях, которые вовлекают в учебный процесс – микрокурсы, интерактив, AR/VR.

За первые полгода 2020 г. заметно выросли некоторые российские компании сферы EdTech: европейский бизнес инвестировал 2,1 млн. долларов в компанию Lectera, 1,5 млн. долларов вложила венчурная компания Leta Capital в стартап Novakid. Нашумевшей новостью стала покупка 25% платформы «Учи.ру» интернет-гигантом Mail.ru Group. Приобретение обошлось холдингу в 3,75 млн. руб., а сделка вывела цифровую платформу «Учи.ру» на высокую ступень среди LMS России. На сегодняшний день в ней зарегистрировано более 8 млн. школьников и порядка 400 тысяч педагогов.

Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру», в своем интервью Skillbox Media сообщил, что это знаковое событие в истории платформы, которое поспособствует дальнейшему масштабированию проекта. Mail.ru Group не первый раз сотрудничает с молодыми игроками, включая и сферу EdTech. «Учи.ру» сможет теперь расти не только внутри нашей страны, но и за ее пределами, благодаря доступу к «сильной экспертизе экосистемы Mail.ru Group», — заверил Илья Паршин.

На кого учат EdTech-компании

Крупнейшие EdTech-компании предлагают обучение по специальностям в IT-сфере. В вузах они пока не получили широкого распространения, но такие платформы обладают значительным уровнем компетенций. Как правило, это проекты в области цифровых технологий: СУБД, веб-дизайн, программирование и т. д.

Потенциальные IT-специалисты зачастую предпочитают удалённый труд, поэтому и интернет-обучение выглядит для них органично.

Кроме того, существуют курсы по обучению престижным и востребованным специальностям высшего образования: финансовому менеджменту, построению бизнес-моделей, дизайну и пр.

Обучение в вузах по этой категории обычно платное. Поэтому абитуриенты видят более выгодной для себя альтернативу удаленного получения образования, которое к тому же позволяет совмещать работу и занятия. Заряженность на построение успешной карьеры поддерживает высокий уровень мотивации.

EdTech-рынок 2023 года дает хорошие перспективы для студентов из регионов, которые могут не тратить дополнительные средства на очное обучение в престижных вузах. А для столичных учащихся практико-ориентированное образование становится более доступным.

Основные технологии и инструменты в EdTech

В домене EdTech используются технологии и инструменты, которые имеют свои преимущества и недостатки. Основные из них можно классифицировать так:

Learning Management System (LMS)

Системы управления обучением (LMS), такие, как Moodle, Blackboard, и Canvas, предназначены для управления всеми аспектами образовательного процесса, от дистанционного обучения до учета успеваемости. 

Преимущества LMS:

  • Масштабируемость: Могут обслуживать от нескольких пользователей до тысяч, без увеличения нагрузки на сервер.
  • API и интеграция: Большинство современных LMS предлагают API для интеграции с другими системами, такими как системы учета и оценки.

Недостатки LMS:

  • Технические сбои: Как и любая другая онлайн платформа, подвержены сбоям, что может привести к потере данных или доступа.
  • Сложность настройки: Могут потребовать специализированных навыков для настройки и управления.

Интерактивные доски

Смарт-доски позволяют преподавателям и студентам взаимодействовать с учебным материалом в интерактивном режиме. 

Преимущества интерактивных досок:

  • Многопользовательский интерфейс: Позволяют одновременное взаимодействие нескольких пользователей.
  • Бесшовная интеграция: Легко интегрируются с другими учебными инструментами и системами.

Недостатки интерактивных досок:

  • Высокая стоимость: Оборудование и программное обеспечение часто дорогостоящие.
  • Техническая поддержка: При сбоях требуется специализированная поддержка.

MOOC платформы

MOOC платформы, такие как Coursera, Udemy, и edX, предлагают доступ к широкому кругу курсов от ведущих университетов и индустрий.

Преимущества MOOC платформ:

  • Глобальный доступ: Доступны для пользователей со всего мира.
  • Адаптивное обучение: Алгоритмы МО, которые адаптируют курс под нужды учащегося.

Недостатки MOOC платформ:

  • Сертификация: Не всегда предоставляют аккредитованные сертификаты, признаваемые учебными заведениями.
  • Требования к интернету: Высокое качество подключения к интернету для работы с мультимедийными элементами

Искусственный интеллект и машинное обучение

Используются для персонализации образовательного процесса, аналитики и обнаружения мошенничества.

Преимущества:

  • Персонализация: Адаптация учебного плана и материалов для каждого студента на основе его профиля и поведения.
  • Автоматизация: От автоматической проверки домашних заданий до рекомендации курсов.

Недостатки:

  • Конфиденциальность данных: Проблемы с хранением и обработкой больших объемов чувствительных данных.
  • Сложность модели: Необходимы высококвалифицированные специалисты для создания и обучения моделей.

VR и AR

Виртуальная и дополненная реальность для симуляций, тренировок и интерактивного обучения. 

Преимущества VR и AR

  • Иммерсивность: Высокий уровень погружения и вовлеченности студентов.
  • Интерактивность: Позволяют студентам «поиграть» с материалом, делая процесс обучения интерактивным.

Недостатки VR и AR

  • Оборудование: Требуют специализированного дорогостоящего оборудования.
  • Ограничения по здоровью: Могут вызывать головокружение или дискомфорт у некоторых пользователей.

Мобильные приложения

Для доступа к учебным материалам и курсам на ходу. 

Преимущества мобильных приложений:

  • Доступность: Обеспечивают доступ к материалам в любое время и в любом месте.
  • Пуш-уведомления: Позволяют оставаться в курсе новых материалов и заданий.

Недостатки мобильных приложений:

  • Ограниченные функциональные возможности: Не всегда предлагают полный набор функций, доступных в полноценной LMS.
  • Зависимость от ОС: Разработка и поддержка приложений для разных операционных систем может быть трудозатратной.

Примеры EdTech

Используют разные цифровые решения, направленные на усовершенствование обучения. Вот достаточно эффективные EdTech примеры цифровых инструментов:

  • Teacher Made. Инструмент для преподавателей, помогающий легко и быстро подготовить интерактивные задания или тесты для учеников. В сервисе есть функция автоконтроля правильности ответов, что позволяет студентам моментально получать результат и исправлять ошибки.
  • Exact Path: инструмент, который адаптирует программу для конкретного ученика. При работе с платформой ученик сначала проходит тест для оценки начальных знаний. После прохождения теста автоматически разрабатывается программа и индивидуальный план занятий.
  • Eduverse: виртуальная вселенная. Основная проблема, препятствующая хорошей учебе – это скука. Используя данный инструмент, ученики переходят в новую виртуальную локацию в зависимости от темы занятий. При этом у каждого ученика есть собственный аватар, которые могут двигаться и общаться друг с другом.

Перечисленные инструменты стали призерами международной премии The EdTech Awards 2023. На практике же применяются более простые программы и приложения, которые делают процесс учебы более простым и увлекательным.

Тренд: компании перерастают сегменты рынка, в которых стартовали

Крупным игрокам, считает генеральный директор «Яндекс Практикума» Илья Курмышев, сложности стартапов могут играть на руку — в условиях экономического спада действующие компании только рады тому, что новых конкурентов появляется меньше. Но даже при условии, что крупные компании сохраняют за собой B2C-рынок (то есть обучение индивидуальных клиентов), им этого недостаточно. Компании перерастают этот сегмент рынка, заявил Курмышев.


Фото: fizkes / Shutterstock

Переход EdTech-компаний к работе с корпоративными (B2B) и государственными (B2G) заказчиками — мировой тренд. Как отметил единственный зарубежный участник дискуссии, вице-президент по обучению и инновациям General Assembly (США) Дэвид Поркаро, у индивидуальных клиентов может быть недостаточно ресурсов, чтобы платить за своё образование. Потому лидеры образовательного рынка стремятся работать уже не с отдельными студентами (в В2С), а с компаниями, заинтересованными в найме специалистов с определёнными навыками и в переобучении сотрудников.

В странах с сильным государственным регулированием сферы образования — например, во Франции или Сингапуре — программы профессионального переобучения нередко финансирует государство. Примеры таких программ есть и в России — это «Содействие занятости» и проект «Цифровые профессии» (который сейчас, правда, замораживают).

Российские EdTech-компании включились в госпроекты переподготовки, а также активно выстраивают сотрудничество с государственными вузами, причём со взаимным интересом. По словам генерального директора Skillbox Дмитрия Крутова, в большинстве российских университетов понимают, что часть их студентов хотела бы быстро получить востребованную профессию и обеспечить себе доход. Чтобы создать в вузе такие возможности и не потерять аудиторию, многие готовы сотрудничать с EdTech-компаниями.

Какие пути открыты перед актуальными трендами?

Школьная система образования была вынуждена обратиться к возможностям цифровых площадок из-за резкого распространения эпидемиологической обстановки и самоизоляции. А активно существовавшее еще до пандемии онлайн-образование ДПО (дополнительное профессиональное образование) и классическое ДО только увеличили свои финансовые объемы и увеличили доходность, начиная с осени 2020 г. 

Российский рынок EdTech сейчас:

Российский рынок EdTech к 2023 году:

Как сообщает РБК,  Skillbox почти на 350% увеличил свой оборот, если сравнивать с 2019 годом. GetCourse улучшил свои финансовые показатели до 200%, а Яндекс.Практикум – на целых 625%. Образовательные технологии получили развитие не только в школьном сегменте, но и в других образовательных отраслях.

Эксперты Интерфакс провели исследования и пришли к выводу, что спрос на обычное допобразование и профессиональное достигает 15% среди российского населения, а в крупных зарубежных государствах эта цифра значительно выше – 45%. Весной-летом 2020 г. спрос у россиян на дистанционные курсы повысился в 8 раз (количество пользователей зависит от онлайн-площадки). Учащиеся стали регистрироваться даже на тех курсах, которые до пандемии не были особо популярны, но все-таки их время пришло. Это обусловлено тем, что появилась востребованность на онлайн-профессии и нехватка кадров в онлайн-проектах. Онлайн-университеты стали работать в усиленном режиме и принимать большое количество студентов.

Анастасия Веремьева, директор по коммуникациям фонда HR& ED-tech, отметила, что обучение через мобильные устройства и через цифровую платформу – это разные вещи, и они не могут между собой соревноваться. Одна часть пользователей желает прокачать какой-то конкретный навык, другая – получить востребованную удаленную профессию, третьи – ищут не теоретические курсы, а практикумы. Стартапы, которые делают акцент на одном направлении, сегодня чрезвычайно популярны. 

По мнению Веремьевой, несмотря на пока только развивающийся рынок российского EdTech, он еще успеет громко о себе заявить в мировом масштабе. Некоторые проекты уже сейчас успешно интегрируются с зарубежными компаниями, например Еdstein, SpeakerGuru, Diductio, ВеSavvy, Vеctorly, Нintеd. 

Александр Земляк считает, что к 2025 г. в российском EdTech должен вырасти первый масштабный онлайн-университет мирового уровня.

Быстрое развитие образовательных технологий привело к тому, что эксперты HolonIQ пересмотрели результаты своих исследований. Ранее они считали, что к 2025 г. сфера EdTech будет оцениваться в 340 млрд. долларов, но теперь они прогнозируют повышение этой цифры до 404 млрд. долларов, что в 2,5 раза превысит оценку рынка за 2019 г. А если говорить о мировых проектах, то темп их динамики немного спадет к 2025 г., ожидается снижение его оценки с 7,8 трлн. Долларов до 7,3 трлн.

В условиях пандемии в игру вошли серьезные участники, которые намерены развивать российский рынок EdTech. Например, компании Яндекс и Mail.ru Group планируют к 2022 г. разработать собственные сервисы для видеозанятий и внедрить их в школьное образование. Остается только предполагать, будут ли новые сервисы работать на уже действующих платформах, или будет создан новый продукт с нуля.

Минпросвещения решило ввести в образовательный процесс российский сервис ВКС, являющийся продуктом Ростелекома. Этим решением планируется заменить всем известный Zoom.

Перспективность инвестиций в пандемию

В первом полугодии 2020 г. на мировом рынке EdTech  наблюдалась меньшая активность бизнеса в плане капиталовложений в образовательные цифровые проекты, чем годом ранее. Инвестировано было в 78 проектов, общая доля вложений составила 240 млн. долларов. Считается, что до пандемии вложения в EdTech-индустрию были умеренными: в 2014 г. доля инвестиций составляла 2 млрд. долларов, а к 2018 г. – 8 млрд. долларов. В 2020 г. венчурные компании вложили в образовательные технологии уже более 16 млрд. долларов.

До появления коронавируса почти 50% инвестирования приходилось на китайские проекты, где сильно развита система образования. В 2020 г. в компании из Китая было вложено 60%. Примерно 15% досталось американским проектам и столько же индийским EdTech-компаниям. На образовательные продукты Великобритании и Евросоюза было потрачено всего лишь 5% капитала.

По мнению Сергея Богданова в 2020 г. на российский рынок EdTech приходилось примерно равное количество финансирования, как на раннем, так и на позднем этапе. В начале 2020 г. молодая компания MyBuddy получила 1 млн. долларов из бюджета Leta Capital. Также инвестиции получил образовательный цифровой продукт Educate Online от бизнес-сообщества Angelsdeck. 

Богданов с уверенностью говорит о положительных прогнозах для российского сегмента EdTech. Это обусловлено активностью Mail.ru, которое уже заключило удачные контракты с Skillbox и платформой SkillFactory. В числе партнеров Mail.ru числятся такие крупные игроки, как GeekBrains и «Учи.ру». Преимущество Mail.ru в том, что он умеет видеть среди стартапов перспективные проекты и помогает им финансово, повышая тем самым их позиции. 

Также Богданов сообщает, что российский рынок EdTech  пока еще не сформирован полностью, поэтому молодые игроки могут успеть занять свое место и громко о себе заявить. В 2021 г. ожидается наплыв новых компаний. 

Александр Земляк, который является ведущим аналитиком компании Leta Capital, говорит о том, что рынок образовательных технологий – это хорошая отрасль для венчурных вложений в прошедшем 2020 г. В тот период пальму первенства по количеству привлеченного капитала держал сегмент General e-Learning (маркетплейсы, вебинары, Coursera). Стабильность ощущают и проекты Education Management – цифровая платформа для поиска целевой аудитории и вовлечения клиентов в образовательный процесс, формирования учебного планирования. 

Управляющий партнер компании AltaIR Capital, Игорь Рябенький, сообщает о предстоящих трансформациях системы образования в ближайшем будущем и конкурентную борьбу среди бизнеса за перспективные стартапы. Несмотря на обострение пандемии весной 2020 г. стартапы не только никуда не исчезли, но, наоборот, на них возрос спрос, и повысилась их оценка до 4 раз за счет конкуренции среди инвестиционных фондов. Сами же инвесторы из AltaIR Capital отдали предпочтение 25 успешным проектам вместо запланированных 10 стартапов.

Эффект пандемии

Небывалый рост продемонстрировали все цифровые профессии и школьное образование. По данным Similarweb, российская платформа «Учи.ру» заняла второе место в мировом рейтинге образовательных проектов: посещаемость ресурса выросла до 3 млн человек в день, в 6 раз больше, чем до пандемии; постоянными пользователями стали 8 млн школьников. В 2-2,5 раза выросло число взрослых учащихся на платформах «Нетология» и SkyEng, а количество студентов SkillBox и Geekbrains увеличилось в 3,5 и 7,4 раза соответственно.

Несмотря на общий рост сегмента, некоторые направления EdTech отметили заметное снижение прибыли во время пандемического кризиса. Прежде всего спад затронул прикладные офлайновые профессии и корпоративное обучение — в карантинный период компании резко снизили затраты на образование персонала, а сами платформы потеряли часть прибыли за счет предоставления скидок.

Российские особенности EdTech

Первое отличие российского EdTech от общемирового — пока что технологические решения прежде всего разрабатываются в области образовательных программ для взрослых. Напротив, в других странах мира большая часть цифровых разработок затрагивает образование школьников.

Главные направления отечественной индустрии EdTech — программы дополнительного, а также дополнительного профессионального образования для взрослых. При этом к самым востребованным программам относятся:

1. Digital профессии — интернет маркетолог, веб-дизайнер, разработчик программного обеспечения, аналитик данных, копирайтер, блогер, проектировщик и техник 3D печати, оператор дронов.
2. Прикладные профессии в сфере услуг, практические курсы и мастер-классы.
3. Языковые курсы.
4. Бизнес-программы — высшее бизнес-образование (МВА), корпоративное обучение, курсы для предпринимателей.

Основная причина популярности образовательных программ для взрослых проста и связана с устаревшей, неэффективной системой ВУЗовского образования: узкой специальности, которую можно получить в традиционном университете, недостаточно для успешной конкуренции на современном рынке труда. На долю онлайн бизнес-образования в 2020 году, по данным исследования Smart Ranking, пришлось 4 млрд рублей выручки.

Кого выбрать для инвестиций в EdTech

Что сейчас происходит на рынке онлайн-образования в России:

  1. Лучшие сервисы сосредоточены в руках Mailru Group, но фундаментально компания выглядит слишком дорогой. 
  2. Продукт «Сбера» относительно новый, но поддержка со стороны профильных министерств внушает надежду на активное внедрение «СберКласса» в российские школы.
  3. Сервисы «Яндекса» вызывают вопросы с точки зрения получения прибыли.

В США и Китае выбор EdTech-компаний больше. Самой недооценённой выглядит Stride inc., но New Oriental Education развивается быстрее.Grand Canyon Education затеяла рискованные изменения, а её продукты для онлайн-обучения пока что работают только в одном университете. На западном рынке она выглядит наименее привлекательной.Наш вердикт

Стоит обратить внимание на акции Stride inc. Mail.ru Group тоже привлекателен, но его акции стоят слишком дорого

Мы не даём индивидуальных рекомендаций, а помогаем объективно оценить бизнес для инвестиций. 

Примеры образовательных технологий

EdTech уже облегчил жизнь педагогов и детей, автоматизировав школьные процессы. Возможностей много, и, согласно недавним исследованиям, EdTech с нами надолго

Поэтому важно уже сейчас взять на вооружение разные инструменты для разных целей

  • Аудиовизуальные технологии. Это не столько образовательные технологии сами по себе, сколько основа для их реализации, без которой часть EdTech-продуктов просто не имеет смысла. Здесь — знаменитые интерактивные доски, веб-трансляции и все, что можно назвать «способом передачи данных».
  • Гаджеты. Телефонами на уроке пользоваться нельзя, а вот планшетами (при условии, что размер экрана отвечает СанПиНам) — можно, например, для прохождения тестов.
  • Системы управления обучением. Эти системы помогают преподавателям организовывать работу в классе на индивидуальном и групповом уровнях. Среди примеров — Blackboard Inc., Moodle и Yougile — эти приложения позволяют ставить задачи и оценивать прогресс.
  • Оценка и анализ данных. С помощью технологий также можно получить более полное представление об успеваемости учащихся. Хорошие примеры — Thrive Assessments и Civitas Learning.

Отдельно расскажем про образовательное программное обеспечение, то есть программы, которые можно использовать на уроках. Все они довольно разные, отличаются по механикам и могут применяться в разных целях. Выделим две главных группы:

  • Геймификация учебного процесса. MyQuiz, BitDegree, Yousician. Особое раздолье — в приложениях для обучения кодингу (Mimo, Enki, Sololearn, Encode) и языкам (Duolingo, Quizlet, Memrise).
  • Библиотеки контента. Тут пригодятся отечественные разработки: МЭШ и РЭШ — да, это тоже EdTech. В России есть еще и целый каталог Цифрового образовательного контента (ЦОК), разработанный в Иннополисе. Минусы российских порталов — ограниченный доступ: чтобы работать с контентом, надо преподавать в аккредитованной организации. То есть репетитору, если он не является школьным учителем, пользоваться этими ресурсами не получится.

Сфера EdTech постоянно растет: приходят новые стартапы, появляются не существовавшие раньше технологии. Может быть, как раз одного из них вам и не хватало на занятиях? Предлагаем следить за отраслью и делиться самыми крутыми инновациями друг с другом.

Тем, кто только начинает свой путь в преподавании или планирует работать в EdTech-компании, подойдет образовательный центр Maximum Education.Нам интересны все предметы и направления: от средней школы и подготовки к ЕГЭ до программирования. Предоставляем материалы и онлайн-платформу для работы.Если вы хотите преподавать в EdTech-компании, оставляйте заявку на сайте: https://clck.ru/35Y6rvРеклама: ООО «Юмакс”, ИНН: 7730681080, erid: 2Vtzqxm4jAJ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: