Теория конвергенции

Что такое конвергентное мышление

Конвергентное мышление — это термин, созданный в противовес дивергенции мышления. Речь идет о способности правильно отвечать на вопросы, которые не требуют больших творческих способностей.

В отличие от дивергентного мышления, конвергенция — это способность находить уникальные, рациональные и устоявшиеся ответы на проблему.

Она не фокусируется на возможностях или творчестве, а на том, чтобы быстро, логично и точно прийти к наиболее подходящему решению, используя всю возможную информацию.

Конвергентное мышление особенно полезно в тех ситуациях, когда можно найти единственно правильный ответ, который может быть обнаружен в процессе принятия решения или просто путем применения логики. Благодаря своим характеристикам, ответы являются окончательными и не имеют двусмысленности.

С другой стороны, конвергентное мышление также тесно связано с существующими знаниями, так как способ их применения связан со стандартизированным использованием данных. Таким образом, в этом процессе используются такие инструменты критического мышления, как вероятности, логика и статистическая информация.

Конвергентное мышление, в отличие от других процессов, с которыми оно обычно ассоциируется, основано на поиске оптимального ответа или решения в данной ситуации.

Для этого мышление пытается следовать рациональному процессу, в рамках которого оно изучает различные альтернативы, которые существуют, и в каждый момент времени выбирает наиболее полезную.

Таким образом, в то время как дивергентное мышление в основном использует интуицию и творчество, конвергентное мышление полностью основано на логике, статистике, рефлексии и критическом мышлении. Часто процесс происходит осознанно и преднамеренно, при этом человек ищет решение наиболее объективным образом.

При использовании конвергентного мышления для оценки, фильтрации, выбора и уточнения доступных опций применяются различные рациональные критерии. В идеале выбирается объективно наилучшее решение, хотя во многих случаях это невозможно.

Однако не всегда можно прийти к непогрешимым выводам, используя конвергентное мышление. Если, например, исходная информация является ложной или неполной, или ситуация является гибкой и поэтому нет единого адекватного ответа, результат процесса может быть не самым подходящим.

С другой стороны, при применении к сложным ситуациям с более чем одним ответом, конвергентное мышление пытается найти наиболее подходящее решение, даже если оно не единственно возможное.

Поэтому этот мыслительный процесс особенно полезен для решения логических, закрытых и конкретных проблем, таких как стандартизированный тест.

Можно ли измерить дивергентность мышления

Дивергентность мышления можно определить, измерить, оценить посредством диагностики по Дж. Гилфорду и тестированию Э. Торренса. Первый способ призван дать оценку нескольким важным параметрам креативного образа мыслей: оригинальность, семантика, адаптивность и спонтанность. Диагностика состоит из 14 так называемых субтестов, результаты которых определяют уровень развития и активности дивергентного направления.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Примером диагностики по Гилфорду служит задание, которое определяет легкость словоупотребления предполагаемым дивергентом: за некоторый отрезок времени необходимо составить максимально большое количество слов с определенной буквой (например, «д»). Сюда же относят диагностику внимательности: найти среди множества предметов некоторый заданный. Также господин Гилфорд ввел задание, в ходе которого испытуемый должен составить рисунок из геометрических фигур.

Обратите внимание! Дж. Гилфорд отнёсся к диагностированию дивергенции с большим разнообразием, но его тесты не подходят для детей. Поэтому данная диагностика не имеет большого распространения среди специалистов ввиду сложности испытаний

Поэтому данная диагностика не имеет большого распространения среди специалистов ввиду сложности испытаний.

Тестирование Торренса предлагает простой вариант определения дивергенции человека любого возраста, начиная с дошкольного. Тест состоит из десятка абстрактных фигур, само задание предлагает испытуемому дорисовать их до полноценных изображений, подкрепив названием

В ходе тестирования внимание уделяется 4 элементам:

  1. Легкость (определяется скоростью выполнения задания);
  2. Гибкость (переключение между заданиями);
  3. Оригинальность;
  4. Разработанность, точность идеи.

Помимо творческого тестирования, Э. Торренс предложил вербальные и аудио испытания, но они пользуются гораздо меньшим спросом.

Примеры

Некоторые примеры теории конвергенции включают Россию и Вьетнам, ранее чисто коммунистические страны, которые отошли от строгих коммунистических доктрин по мере роста экономики других стран, таких как Соединенные Штаты.

Социализм, контролируемый государством, в настоящее время является менее нормой в этих странах, чем рыночный социализм, допускающий экономические колебания, а в некоторых случаях и частный бизнес. Россия и Вьетнам пережили экономический рост, поскольку их социалистические правила и политика в некоторой степени изменились и ослабли.

Бывшие страны оси Второй мировой войны, включая Италию, Германию и Японию, перестроили свои экономические базы в экономики, не отличающиеся от тех, которые существовали среди союзных держав США, Советского Союза и Великобритании.

Совсем недавно, в середине 20 века, некоторые страны Восточной Азии объединились с другими, более развитыми странами. Сингапур, Южная Корея и Тайвань в настоящее время считаются развитыми промышленно развитыми странами.

Радость питает ваше воображение

Есть такая концепция от известного психолога Дж. Нины Либерман называется она «Манифест Радости». Оказывается, чтобы креативно мыслить необходимы еще некоторые условия, такие как:

  • Радость
  • Хорошее настроение
  • Оптимизм
  • Хорошие отношения
  • Достаточный отдых
  • Жизнь без стресса и напряжения
  • Не должно быть тревоги
  • Внутреннее благополучие

Одним словом, человек должен быть в гармонии с самим собой, тогда он и генерирует новые идеи и идти он может разными путями, точно зная, что если он даже «упадет, то поднимется легко» и пойдет другим путем! И это все за счет дивергентного мышления… статья вот об этом!

Социологическая критика

Теория конвергенции – это экономическая теория, которая предполагает, что концепция развития

  1. универсально хорошая вещь
  2. определяется экономическими рост.

Конвергенция с якобы «развитыми» странами рассматривается как цель так называемых «неразвитых» или «развивающихся» стран, и при этом не учитываются многочисленные отрицательные результаты, которые часто следуют этой экономически ориентированной модели развития.

Многие социологи, исследователи постколониального периода и ученые-экологи заметили, что этот тип развития часто только еще больше обогащает и без того богатых и/или создает или расширяет средний класс, усугубляя бедность и низкое качество жизни, с которыми сталкивается большинство рассматриваемой нации.

Кроме того, это форма развития, которая обычно основана на чрезмерном использовании природных ресурсов, вытесняет натуральное хозяйство и мелкое сельское хозяйство и вызывает широкомасштабное загрязнение и ущерб естественной среде обитания.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».

Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Суть опыта

Опыт состоял в следующем: пучок атомов серебра пропускали через сильно неоднородное магнитное поле, создаваемое мощным постоянным магнитом. При прохождении атомов через это поле, в силу наличия у них магнитных моментов, на них действовала зависящая от проекции спина на направление магнитного поля сила, отклонявшая летящие между магнитами атомы от их первоначального направления движения. Причём, если предположить, что магнитные моменты атомов ориентированы хаотично (непрерывно), то тогда на расположенной далее по направлению движения атомов пластинке должна была проявиться размытая полоса. Однако вместо этого на пластинке образовались две достаточно чёткие узкие полосы, что свидетельствовало в пользу того, что магнитные моменты атомов вдоль выделенного направления принимали лишь два определённых значения, что подтверждало предположение квантово-механической теории о квантовании магнитного момента атомов.

Планирование ради творчества — это возможно!

Вам может показаться, что планирование и творчество — два взаимоисключающих понятия. Но, оценив все плюсы и минусы дивергентного и конвергентного мышления, вы поймете, что они прекрасно уживаются вместе.

Вы всегда сможете найти время и место для обоих подходов, и самые эффективные менеджеры проектов понимают, когда и как ими можно воспользоваться. Следуйте нашим рекомендациям, и вы сможете успешно выполнять проекты и при этом действовать гибко и радоваться переменам и новым идеям.

Хотите испытать решение для управления проектами и совместной работы, поддерживающее и дивергентное, и конвергентное мышление? Подпишитесь на 14-дневную бесплатную пробную версию Wrike!

Особенности

Темы фантазий

Понятие «фантазия» в теории символической конвергенции является частным термином и в рамках теории не следует путать его с другим распространенным определением термина, который означает нечто мнимое, воображаемое, не обоснованное в действительности. Напротив, фантазия в рамках данной теории означает то, как сообщества людей конструируют свою социальную реальность. Греческий корень слова «phantastikos» означает способность представить или показать разуму, сделать видимым.

Тема фантазии — это способ для людей представить или показать групповому сознанию, чтобы сделать видимым (понятным) общий опыт и превратить его в общественное знание.

Тема фантазии состоит из преувеличенного сообщения, герои которого разыгрывают инцидент или серию инцидентов в обстановке, не связанной по времени с людьми, участвующими в коммуникативном эпизоде. Темы фантазий часто повествуют о живых людях, исторических персонажах или воображаемом будущем. Некоторые преувеличенные сообщения вызывают символический взрыв в виде цепной реакции, к которой члены присоединяются, пока вся группа не оживает.

Как только динамический процесс обмена групповой фантазией создаст символическую конвергенцию внутри группы, у ее членов появится синдром «внутренней шутки».

Внутренние шутки

Внутренняя шутка — это коммуникативный эпизод, в котором спикер ссылается на ранее разделяемую фантазию, содержащую невербальный сигнал, знак, кодовое слово, слоган, ярлык, имена героя или злодея, сюжет рассказа. Это краткое и зашифрованное (для сторонних наблюдателей) сообщение вызывает отклик, соответствующий по своему настроению и тону с исходной реакцией участников группы, когда они впервые конструировали восприятие этой фантазии. Феномен внутренней шутки позволяет развивать типы фантазий.

Типы фантазий

Тип фантазии — это повторяющийся сценарий в культуре группы. Часто группы людей рассказывают множество историй, схожих по теме и действию. Эти истории, по сути, будут находится в одной и той же повествовательной рамке, но с разными персонажами и немного разными инцидентами. По мере того, как члены группы развивают свою культуру, они начинают использовать типы фантазий как короткий способ использования старых значений и истины, пробуждения общих эмоций и мотивов, интерпретации новых знаний в терминах старых сценариев.

Что такое конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это в психологии ответвление от логического, это дедукция и индукция. Учитывая, что дивергентов учат думать разносторонне, конвергенция основывается на линейном образе мыслей, т. е. в одну сторону.

Дивергентное мышление более широкое, нежели конвергентное направление. С одной стороны, линейность конвергента обеспечивает ему краткий путь к решению задачи, причем наиболее надежный. Дивергенты способны найти десятки способов решения проблемы, а иногда получить нечто уникальное, новое.

Скорость, гибкость, нестандартность мышления – все это характеристики дивергента. Современному человеку необходимо развивать в себе эти качества, чтобы повысить эффективность работы и жизни в целом

Весьма важно, что методы тренировки дивергентного мышления просты, нужны лишь желание и целеустремленность

Ошибки в теории конвергенции Штерна

Нельзя не отметить, какое воздействие имела данная теория на все сферы психологии детей. При помощи оценки и изучения стало возможным обнаружение основных законов развития ментального становления малыша, понимание характерных черт воспитания и образования ребенка. Основное значение теории Штерна в наследственных факторах, которым помогает окружение развить потенциал ребенка. 

В процессе доказательства главных мыслей теории конвергенции важную роль играл близнецовый метод. В базе данного метода содержится соотношение развития близнецов, у которых одинакова по своей сути наследственность, они были воспитаны в одних условиях. При помощи данного метода стало возможным дать оценку влиянию (в цифрах) отдельных факторов в становлении психики ребенка. Данный метод также хотели провести на людях, которые обладают разными родственными связями

Предполагалось, что высокое соотношение факторов развития в случае близнецов показывает на важность наследственных факторов, низкое соотношение, наоборот, на важность роли окружения. 

Примечание 2

В 79 году 20 века в Америке был проведен эксперимент, который показал, что информация очень разнится по своей сути. Полноценно, при помощи большого количества данных, дать объяснение развитию посредством взаимодействия окружения и наследственных факторов не представлялось возможным. Ученые решили, что необходимо брать в расчет факторы, которые скрыты от глаз человека. Развитие не способно обуславливаться только наследственными факторами и факторами окружения. 

Мотивы реакций человека неэлементарного характера нужно находить непосредственно в развитии личности. Получается, что необходимо увеличивать количество факторов, что обуславливают законы развития психики. Развитие не может быть определено посредством наследственных факторов и окружения, из-за того что процесс не прерывается, влияет сам на себя, им нельзя управлять. 

Второй минус данной теории состоит в том, какую роль определил для среды Штерн в рамках развития психики человека. Воздействие окружения после проведения опыта в Америке оказалось не непосредственным, а косвенным посредством активного развития личных побуждений малыша. Исследования с близнецами дали такой результат, который способствовал выявлению различий по способностям личности у каждого из близнецов. Персональные расхождения формируются посредством ограниченности коммуникации с людьми, внутренним ролевым делением, мыслей и функций. 

Нельзя говорить о том, что близнецы являются ролевой моделью для друг друга, однако положение и обязательства в паре закрепляются. Один из пары может играть роль активного лидера, тогда как другой будет занимать роль ведомого человека. Но, тем не менее, близнецы всегда будут дополнять друг друга. Роли распределяются близнецами по персональным различиям. Для близнецов важными факторами развития являются активность, распределение ролей в паре, коммуникация, а не окружение и наследственные факторы. 

При помощи оценки теории Штерна можно дать более понятное определение термину наследственные факторы. В рамках данной концепции, термин определяется в качестве фактора биологии. Штерн не берет в расчет, что наследственные факторы являются результатом развития в истории. Часть ученых считает, что генетику невозможно ставить в оппозицию общественным факторам. Нужно учитывать законы наследственности во времени. Наследственные факторы определяются окружением и коммуникацией со взрослыми. 

Примечание 3

Данная теория стала стимулом для развития возрастной психологии. Но объяснить особенности развития психики ребенка можно исключительно посредством взаимовлияния наследственных факторов и окружения недостаточно. На психику малыша воздействует большое количество факторов вроде деятельности и коммуникации со старшими.

1.1. Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

Тесты на типы мышления

Существует много тестов по мышлению (наша большая подборка), но нас интересуют только те, что помогут понять, к чему мы склонны: принимать решение по алгоритму или предоставлять множество вариантов выхода из сложных ситуаций.

  1. Тест Гилфорда – сразу предупреждаю, это профессиональная методика, поэтому ее сложно интерпретировать. Состоит из 7 субтестов, в каждом из них дается задача, которую нужно решить, описания явлений или нужно дать определения. После каждого субтеста есть описание, как интерпретировать результаты.
  2. Тест Торренса – состоит из 3 субтестов, где нужно что-то нарисовать или ответить на вопросы. Оценка производится по 5 показателям: беглость, абстрактность названий, оригинальность, сопротивление замыканию и разработанность. По этим шкалам происходит диагностика конвергентного и дивергентного мышления.
  3. Тест на дивергентное мышление – состоит из 75 вопросов. Тест в формате онлайн, поэтому на его прохождение уйдет не больше 15 минут. В результатах вы увидите, какой у вас уровень дивергентного мышления.
  4. Тест когнитивных способностей – очень объемный и классный по результатам тест. Продолжительность тестирования – до 40 минут. В результатах вы увидите свой профиль личности, когнитивный профиль. Получите карту с оценкой когнитивных способностей, узнаете свои слабые и сильные стороны, а также с чем связана продуктивность и что нужно, чтобы ее повысить. Цена – 2 000 руб.
  5. Тест на дивергентное мышление Вильямса – здесь дается 12 незавершенных картинок, которые нужно дорисовать. Оценка способностей происходит по пяти параметрам, особое значение придается названию рисунка, разработанности, оригинальности, гибкости и беглости. Этот тест дополняется опросником родителей по способностям детей и опросником для творческих детей.

Теория созревания А.Гезелла

А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых от рождения до подросткового возраста. А.Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы. Сам А.Гезелл называл свой метод исследования «биографическилабораторным». В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью («зеркало Гезелла»). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.

А.Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слабовидящих детей). В результате им был составлен «Атлас поведения младенца» из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов А.Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.

Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.

Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:

  • от рождения до 1 года – наиболее высокий темп развития;
  • от 1 года до 3 лет – средний;
  • от 3 до 18 лет – низкий темп развития.

В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. А.Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.

Примечания

  1. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  2. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  3. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p 38.
  4. Bormann, E.G. (2001). The force of fantasy: restoring the American dream
  5. Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  6. Bormann, Ernest G.; Cragan, J.F.; Shields, D.C. (March 1996). «An expansion of the rhetorical vision component of the symbolic convergence theory: The cold war paradigm case». Communication Monographs. 63: 1-28
  7. Ball, Moya Ann (1990). «A case study of the Kennedy administration’s decision-making concerning the Diem Coup of November, 1963». Western Journal of Speech Communication. 54 (4): 557—574.
  8. Simi, Demi and Jonathan Matusitz. 2014. «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  9. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p. 256

2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития.

Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда.

В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и говорил, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; новый этап – поступление в школу – сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с простым содержанием античного и ветхозаветного миров, средние классы – с христианской культурой, а годы зрелости – с культурой нового времени.

Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916–1997) считал, что интеллект на 80 % определяется влиянием наследственности и на 20 % – влиянием среды.

Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития.

Применения теории

Теория символической конвергенции применялась для изучения движения пуритан , католического движения «Рыцари Колумба» , а также в исследовании Холодной войны, процесса принятия решений во время Войны во Вьетнаме.

В исследовании под названием «Выжившие после изнасилований во время Второй конголезской войны: взгляд через призму теории символической конвергенции» («War rape survivors of the Second Congo War: A perspective from symbolic convergence theory») показано то, как жертвы насилия использовали теорию символической конвергенции, чтобы справится с тем, что случилось с ними. Конголезские женщины делились рассказами, чтобы смириться с реальностью изнасилования во время войны и ориентироваться в современном обществе. Посредством тем фантазии женщины подбадривали себя, чтобы путешествовать в новые места. Мало кто согласился принять статус жертвы. Теория символической конвергенции позволяет объяснить как выжившие после изнасилования находят способы смягчить свои страдания.

Конвергенция – причины

Причин данного явления с психологической и социальной точки зрения несколько, но все они субъективны, потому что на сто процентов подтвердить эти данные не удалось никому. Это объяснимо, ведь психология – наука сложная и не точная, в ней нет строгих формул и законов. Более точно рассказать о причинах явления можно, обратившись к гендерной психологии.

Учитывая, что конвергентность – это сближение с кем-то или чем-то, то очевидно, что одной из причин конвергенции является продолжение рода. Эта теория имеет место быть, ведь мужчины и женщины разного пола, разных взглядов, приоритетов, особенностей мышления и так далее, но на протяжении многих веков тянутся друг к другу. Чтобы стало еще понятнее, стоит рассмотреть примеры конвергенции полов:

  • зарождение интереса в противоположном поле у детей школьного возраста;
  • детские игры с разнополыми участниками;
  • возникновение чувства влюбленности;
  • отношения партнеров сексуального характера;
  • супружеские отношения;
  • деловые отношения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: