Наставничество в компании: цели, процедуры и методы реализации

Документальное оформление наставничества

Окончательная разработка системы наставничества на предприятии должна завершиться оформлением всей необходимой документации. Ни трудовой кодекс, ни законы не регламентируют порядок формализации этого процесса для коммерческих предприятий. Организации могут реализовать документооборот путем разработки собственных форм и бланков. Примерная схема оформления процесса наставничества приведена в таблице ниже.

Наставничество на предприятии: организационные этапы
№ этапа Содержание этапа Какие документы нужны
1 Поиск наставников, проработка общей концепции организации обучения. Разработка положения или регламента о наставничестве. При наличии коллективного договора в него также стоит внести дополнительный пункт.
2 Учреждение комитета или собрания по обучению персонала, аттестационных комиссий по ее результатам. Издание приказа в произвольной форме с указанием состава комитет или комиссии.
3 Разработка системы дополнительной оплаты за наставническую работу. Внесение изменений в положение по оплате труда или если его нет, в трудовые договора будущих «учителей». В документах четко указывается, сколько и в каком размере дополнительно платить наставникам.
4 Разработка методических материалов, проверка их актуальности. Создание бланков для оформления результатов обучения. Вопросники для аттестации, анкеты проверки знаний, аттестационные листы по итогам обучения, как приложения к регламенту о наставничестве или в форме отдельного документа.
5 Официальное назначение ответственных за обучение сотрудников. Издание приказа, оформление доп. соглашения к трудовому договору с внесением в него пункта о дополнительной работе, связанной с обучением.
6 Построение планов обучения. Заполнение плана по наставничеству, дорожной карты его осуществления на полугодие или год.
7 Проведение обучения. Либо не оформляется никак, либо ведется журнал проведенных занятий в произвольной форме.
8 Оформление результатов обучения. Комиссионный аттестационный лист либо отзыв наставника.
9 Анализ результатов и корректировка. Как правило, итогом становится корректировка методики обучения .

Положение о наставничестве должно затрагивать описание всех этапов повышения квалификации работников. Его структура законодательно не регламентирована и может включать:

  • Общие положения (термины и определения).
  • Цели и задачи, решаемые системой обучения.
  • Общие критерии и процедуру назначения наставника.
  • Обязанности преподавателя и ученика, а также права каждого из них. Как минимум наставник должен разработать плановую карту обучения, а его подопечный — четко ей следовать и выполнять указания «учителя».
  • Условия оплаты наставничества (обязательна ссылка на данный пункт в трудовом договоре наставника или дублирование этой информации в положении об оплате труда).
  • Порядок оценки итогов обучения.

Скачать образец положения в формате doc или pdf:

Аналогично приказ о назначении наставника разрабатывается самостоятельно с указанием в нем:

  • идентификационных данных наставника (ФИО, должность, отдел);
  • информации об ученике (также нужно назвать ФИО, должность, отдел);
  • срока обучения;
  • условий оплаты периода обучения наставнику.

Скачать пример приказа в формате doc или pdf:

Обязанности ментора и менти

Наставничество будет эффективным, если обе стороны будут активны. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Он приходит на каждую встречу, готовый обсудить свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую атмосферу, в которой подопечный не боится задавать сложные, личные вопросы. Наставник дает честную, объективную обратную связь по запросу подопечного. Он/она отвечает на вопросы, поддерживает направление работы и границы наставничества. Наставники и подопечные знают о своих обязанностях. Если они считают нужным, они могут пересмотреть или установить новые правила в любое время в процессе наставничества.

Главная ответственность наставника – установить первые шаги наставничества, а затем поддерживать его границы. Наставник продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его прогресс на протяжении всего курса. Давайте рассмотрим основные обязанности ментора и менти.

Ментор

  • Предлагает свои знания и время;
  • Фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
  • Поддерживает подопечного словами и действиями;
  • Терпеливо и внимательно слушает;
  • Дает и получает конструктивную обратную связь и комплименты;
  • Дает советы, не указывая конкретных действий;
  • Предлагает внешнюю поддержку;
  • Хранит соглашения и секреты;
  • Уважает время подопечного;
  • Открытый, честный, надежный и заботливый.

Подопечный

  • Формулирует цели обучения;
  • Выделяет время и усилия на собственное развитие;
  • Открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы узнать, как их избежать;
  • Готовится к каждой встрече;
  • Задает вопросы;
  • Запрашивает обратную связь и предоставляет ее наставнику, если он/она просит об этом;
  • Объективно оценивает свои сильные и слабые стороны и возможности;
  • Уважает и благодарит наставника;
  • Готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
  • Не раскрывает информацию о контрактах;
  • Уважает время наставника.

Кто и зачем становится ментором, сколько они получают

Все менторы очень разные, наставничество развито во многих профессиональных нишах. Их объединяет определённый уровень, которого достигли за время работы. Это подтверждённые карьерные успехи, высокий рейтинг доверия.

Эксперты, которые выполняют функции наставника, чувствуют потребность в передаче накопленного опыта, они готовы применить работающие техники в новых условиях. Работа со стартапами привлекает тех, кто сам непрерывно развивается, хочет оставаться в курсе событий и прогресса.

Опытные менторы называют действия «инвестицией в будущее». Чем больше компаний и талантливых личностей будет уверенно расти, тем лучше будут жить новые поколения. Если для этого нужна поддержка старших товарищей — это ценно для обеих сторон.

Mentorship часто обходится без финансового вознаграждения. Намного важнее престиж и уважение, которое получают ментор и менти, показывая успешные кейсы.

При индивидуальных договорённостях компания может выплачивать за наставничество определённый процент. Некоторые менторы получают также небольшую долю в бизнес-проекте за свою работу. Основной показатель оценки — возросшая эффективность, прибыль.

7 ролей наставника

У наставника может быть много ролей в отношениях наставничества. Некоторые из наиболее распространенных ролей наставника включают в себя:

Адвокат: Наставник может защищать своего подопечного, помогая определить потенциальные возможности, такие как вакансии или образовательные программы.
Наставник: Наставник может давать рекомендации и советы своим подопечным по различным темам, от развития карьеры до советов по отношениям.
Чирлидер: Наставник может быть источником мотивации и поддержки для своего подопечного. Они могут дать обратную связь и поддержать, когда их подопечный чувствует себя обескураженным.
Образец для подражания: Наставник может подать хороший пример своим подопечным

Подавая хороший пример, они могут показать своим подопечным важность тяжелой работы и самоотверженности.
Учитель: Наставник может быть учителем, снабжая подопечного знаниями и навыками, необходимыми для достижения успеха.
Консультант: наставник может быть источником эмоциональной поддержки и совета для своего подопечного. Они могут проявить сочувствие и понимание, когда их подопечный испытывает трудности.
Друг: Наставник может быть другом, оказывая поддержку и товарищеские отношения своему подопечному.

Независимо от того, какую роль берет на себя наставник, важно помнить, что наставники всегда должны поддерживать и поощрять своих подопечных

Как организовать систему наставничества

Порядок формирования и внедрения способов и методов скорейшей адаптации молодых специалистов закрепляется в локальных нормативных актах (положение о наставничестве, например). Разработка системы наставничества заключается в определении целей ее внедрения в конкретной организации, оценке ресурсов компании, разработке критериев выбора тренеров.

Этап 1. Определите цели и задачи

Необходимо взять во внимание потребности компании и с их учетом составить итоговый план наставничества, алгоритм его осуществления и определить бюджет финансирования

Этап 2. Определите ответственного за реализацию программы, исходя из организационной структуры: служба персонала или отдел кадров. Обязанности, связанные с курированием этого направления, рекомендуем прописать в положении об отделе, должностной инструкции или возлагать приказом.

Этап 3. Проанализируйте возможности компании: бюджет и связанные с внедрением процедуры расходы. Продумайте, кому поручить опеку над новичками. Менторами могут выступать действующие сотрудники, совмещающие свою основную работу с этой обязанностью, или специально введенные штатные единицы, которые будут заниматься только шефством.

Этап 4. Определите, по каким критериям будут выбирать менторов. К примеру, если наставником выбрали работника, который подал запрос на наставничество молодого специалиста, но возьмет шефство впервые, убедитесь в его готовности к этой работе.

Этап 5. Утвердите положение о наставничестве. Его разработка не имеет строгих требований. Включайте те пункты, которые соответствуют потребностям вашего производства.

Этап 6. Не забывайте анализировать и оценивать работу наставников и системы в целом. Регулярность анализа важна. Делайте его каждые 2 недели, например: проводите встречи менторов и молодых специалистов, оценивайте показатели эффективности, проверяйте выполнение плана адаптации, индивидуального плана.

Как стать ментором: необходимые навыки

Доктор Линда Филлипс-Джонс, психолог и консультант по наставничеству, выделяет три типа навыков наставничества: общие ключевые навыки, специальные навыки для наставника и подопечного.

В модели Филлипса-Джонса наставник и подопечный обладают собственным набором специальных навыков. Например, наставник должен уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а подопечный должен быстро учиться и быть проактивным.

Чтобы наставничество приносило пользу, наставнику и подопечному необходимо развивать четыре ключевых навыка: активное слушание, установление доверия, поощрение, понимание целей и текущей ситуации.

Во-первых, активное слушание – важный навык для наставника. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, чтобы построить крепкие, доверительные отношения.

Во-вторых, укрепляйте доверие. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем крепче партнерство и эффективнее работа. Если наставник и подопечный соблюдают соглашение, доверие будет расти.

Как стать достойным доверия:

  • Не разглашайте информацию, которая по договору должна оставаться между вами;
  • Выделите достаточно времени для встреч;
  • Выполняйте свои обещания;
  • Уважайте наставников, подопечных и их границы;
  • Признавайте и исправляйте ошибки;
  • Не преувеличивайте свой социальный статус;
  • Вежливо и своевременно сообщите собеседнику о своем несогласии с ним. Будьте честны;

В-третьих, поощрение. Согласно исследованию Филлипса-Джонса, поощрение – самый ценный навык наставника. Это признание со стороны партнера, искренняя положительная обратная связь и похвала. Поощрение помогает сохранить сосредоточенность и мотивацию. Эффективный наставник поощряет подопечных в нужное время, чтобы укрепить их уверенность и мотивировать к развитию.

Чтобы научиться поощрять:

  • Хвалите партнера-наставника за достижения и поступки;
  • Укажите на положительные черты характера, такие как настойчивость или честность;
  • Хвалить перед другими;
  • чтобы сказать спасибо;
  • писать ободряющие письма или голосовые сообщения;
  • расскажите о том, как собеседник помог вам.

Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренни. Не поощряйте слишком много или слишком мало. Эксперты по развитию человеческого потенциала рекомендуют награждать четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.

В-четвертых, понимание своих целей и реалий вашей ситуации. Какой бы ни была ваша роль наставника, вы должны четко осознавать свои жизненные и карьерные цели, мечты и видения и сопоставлять их с текущей ситуацией. Этот навык помогает наставнику удовлетворить свои потребности и оказать подопечному нужную помощь, подопечному – точно сформулировать запрос.

Чтобы использовать этот навык:

выясните, что для вас важно;
Определите свои сильные и слабые стороны;
Определите области
своей профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
Определите цели карьеры и личной жизни на 1-5 лет;
Точно опишите свои возможности в текущей ситуации.

Что можно и чего нельзя делать при наставничестве?

Два

№1. Создать структуру

Лучшие отношения наставничества имеют набор основных правил поведения. Это означает, что участники придерживаются разумного расписания и в максимально возможной степени следуют повестке дня, когда встречаются.  

№ 2. Быть обучаемым

Как и в любых отношениях, поддержание здоровых требует сотрудничества обеих сторон. Наставники не должны предлагать все решения, а подопечные должны уметь следовать инструкциям.

№3. Предлагайте конструктивную критику

Частью работы наставника является внесение различных исправлений в рабочие процессы и деловую практику своих подопечных

Крайне важно высказывать свое мнение и предлагать конструктивную критику

# 4. Извлеките уроки из своих прошлых ошибок.

Становясь более общительным, вы можете помочь своему подопечному научиться избегать этих ловушек и укреплять доверие между вами двумя.

№ 5. Установите достижимые цели для вашего подопечного 

Достижимые цели и непрерывное обучение — все это составляющие профессионального развития. Наставляемый сдастся или почувствует себя неудачником из-за того, что не смог достичь цели, если она слишком высока, а кривая обучения слишком крута.

DON’Ts

# 1. Принять не задумываясь

Пожалуйста, не чувствуйте себя обязанным наставлять кого-то из гордости или сочувствия. Возможно, вы разочаровываете всех.

№ 2. Микроуправление своим подопечным

Одно дело указать кому-то правильное направление; совсем другое — взять их за руку и потащить за собой. Роль наставника заключается в том, чтобы давать указания, а не подталкивать людей в неправильном направлении. 

# 3. Действуйте так, как будто вы знаете больше, чем на самом деле.

Не создавайте у подопечного впечатление, что вы сверхчеловек и знаете решение любой проблемы. Вы можете ошибаться, принимая решения для своего бизнеса ежедневно или даже во время сеанса наставничества. 

Кто такой наставник?

Наставник – это человек, который воодушевляет Вас и помогает извлечь максимальную пользу из Ваших личных ресурсов и ресурсов Вашего предприятия.

Хороший наставник

  • имеет многолетний опыт самостоятельного предпринимательства 
  • владеет искусством общения, является хорошим слушателем
  • строит общение на основе взаимоуважения
  • открыто рассказывает о своих победах и поражениях
  • поддерживает Вас в решении проблем
  • не вмешивается в руководство Вашего бизнеса
  • признает за Вами принятие всех решений 
  • не относится к Вам, как к сопернику
  • не финансирует  Ваш бизнес

Несмотря на то, что окончательное решение всегда остается за Вами, наставник может оказать неоценимую помощь в определении необходимой поддержки, рассмотрении вариантов развития или решения проблем и получении новой информации. Наставник должен стать Вашим доверенным лицом и помочь Вам сделать осознанный выбор.

Требования к потенциальным наставникам

  • Имеет опыт успешного ведения предпринимательской деятельности (в качестве индивидуального предпринимателя или руководителя (либо владельца) малого или среднего предприятия) в течение не менее чем 5 лет из последних 10 лет
  • Готов и обладает способностями делиться опытом
  • Готов пройти обучение взаимодействию с наставляемым
  • Обладает положительной деловой репутацией
  • Готов уделять необходимое время на общение с наставляемым

Что должен делать наставник

  • высказывает независимое мнение о предпринимателе и его бизнесе;
  • выслушивает на условиях конфиденциальности вопросы, которые волнуют владельца бизнеса в связи с его компанией;
  • делится с наставляемым своим собственным опытом взлетов и падений;
  • по-дружески и беспристрастно помогает наставляемому и направляет его;
  • дает честную и конструктивную обратную связь;
  • помогает расставлять приоритеты в бизнесе, ставить правильные цели и достигать их;
  • показывает возможные пути или задает те вопросы, которые помогают  сделать  выбор между возможными вариантами;
  • выступает в качестве референтной группы для идей протеже;
  • помогает принимать правильные решения, предлагая альтернативы на основе собственного опыта;
  • постоянно поддерживает и воодушевляет.

Чего не должен делать наставник

  • не финансирует бизнес наставляемого;
  • не действует вместо него;
  • не предоставляет готовых ответов;
  • не относится к наставляемому как к сопернику;
  • не решает все проблемы наставляемого.

Наставник не берет на себя обеспечение успеха бизнеса наставляемого и не принимает за него какие-либо решения; полная ответственность за развитие бизнеса лежит исключительно на его владельце.

Ключевые навыки наставников

  • слушает протеже, чтобы понять
  • задает вопросы, чтобы прояснить детали и убедиться, что все понял правильно
  • задает уточняющие вопросы, чтобы найти варианты решений и прояснить последствия
  • готов заниматься тем, что они запланировали с наставляемым

Установление успешных взаимоотношений с наставляемым

  • составить предварительное расписание регулярных встреч
  • установить основные правила, которых Вы оба будете придерживаться
  • во время Ваших встреч вести записи и использовать их как основу для будущих дискуссий
  • работать над созданием доверительных отношений с наставляемым
  • постараться сохранить хорошие взаимоотношения в течение всего периода совместной работы

Эффективные встречи обеспечат Вам понимание цели и удовлетворение от достигнутого.

Ключевые элементы успеха программы наставничества

Правильные разговоры между нужными людьми в нужное время облегчаются эффективными программами наставничества, потому что они являются стратегическими и структурированными.

Создание лестниц и строительных лесов, необходимых людям для достижения успеха во времена перемен, трудностей и адаптации, может быть достигнуто с помощью хорошо организованных программ наставничества, сочетающих организационный и индивидуальный подход. В наиболее успешных программах наставничества присутствуют следующие компоненты:

№1. Ясная цель

Программа наставничества была разработана для достижения конкретных целей, таких как продвижение недостаточно представленных групп, подготовка отдельных лиц к руководящим ролям или распространение важной информации о новых или улучшенных методах ведения дел. 

№3. Подготовка подопечных 

Лучший способ убедиться, что подопечные могут максимально эффективно использовать время своего наставника, — это дать им совет и передовой опыт.

№ 4. Отслеживание и измерение 

Наконец, очень важно оценить прогресс в отношении ключевых показателей эффективности и выяснить, извлекли ли группы и пары наставничества пользу от своего взаимодействия и были ли они удовлетворены результатами. Благодаря программам наставничества вы можете связаться с опытными профессионалами в области бизнеса и отрасли, которые помогут вам определить возможности или отточить навыки, необходимые для развития вашей компании. 

Объединения наставников

Во многих регионах уже созданы добровольные общественные организации — Ассоциации педагогов-наставников. Председателем Ассоциации Курганской области я являюсь. Подобные ассоциации есть, например, в Тульской области, Санкт-Петербурге.

Главная задача объединения — собрать педагогов, выполняющих наставническую деятельность, готовых делиться своим опытом.

У нас активно работает Виртуальная школа наставников на платформе Института развития и социальных отношений Курганской области

У педагогов пользуются успехом конкурсы наставнических пар: наставник и молодой специалист. 

Муниципальный конкурс «Лучший наставник системы обращования города Кургана». Пара наставник — наставляемых решают педагогический кейс на одном из этапов конкурса

Опытные наставники из числа победителей профессиональных конкурсов участвуют в мероприятиях регионального слета молодых педагогов, показывая мастер-классы. 

Участники регионального слета молодых педагогов Курганской области, 2023 год 

Педагоги-наставники получают возможность почувствовать себя в сообществе единомышленников. Вступайте в общественные, добровольные объединения, и вы будете в курсе всех новостей и мероприятий. 

Наставничество «ученик — ученик»

Чем полезно

Наставниками могут быть не только учителя, но и дети начиная с семи-восьми лет. Они могут помогать друг другу и вместе решать следующие задачи: 

  1. Образовательные.
    Наставник помогает преодолеть проблемы с учебой или, наоборот, одаренному ребенку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде. 
  1. Социальные.
    Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребенка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками.
  1. Индивидуальные.
    Наставник помогает решить жизненные проблемы ребенка, реализовывать его амбиции, желания, цели. Например, если подопечный мечтает о велосипеде, наставник рассказывает ему об основах финансовой грамотности: как накопить нужную сумму и как грамотно обращаться с деньгами. 

Как работает менторинг — четыре фазы наставничества

Такая система градации в наставничестве разработана западным сообществом — впервые её предложил Институт им. Макса Планка.

Первая фаза инициации — этап знакомства. Ментор и ученик обсуждают цели взаимодействия. Здесь же формируется план задач.

Следующий шаг — фаза культивации. Здесь устанавливаются доверительные отношения, ментор уже может мягко помогать в ведении определённых дел, большой задачи. Итогом фазы будет постепенная передача контроля над задачей в руки менти. Учитель доволен учеником и постепенно занимает позицию наблюдателя.

После того как протеже самостоятельно закрепляет результаты, наставник отходит в сторону. Теперь он может уделять ученику меньше времени, только отвечая на вопросы. Так происходит фаза сепарации.

Завершается сотрудничество фазой реформации — цели достигнуты, и отношения прекращаются или выходят на уровень дружбы. Здесь ментор и ученик также могут стать партнёрами.

Для чего нужно Наставничество?

Наставничество на нашем предприятии решает следующие задачи:

  • Поддержание и поощрение обучения нового сотрудника;
  • Передача знаний, накопленных на Предприятии, ценностей, стандартов и норм поведения;
  • Повышение качества подготовки нового сотрудника;
  • Развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе, возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых Предприятию;
  • Развитие у нового сотрудника корпоративного духа;
  • Уменьшение текучести кадров, ведь не секрет, что решение об увольнении из компании большинство новичков принимает в первые месяцы работы;
  • Доведение профессионализма вновь принятых специалистов до требуемого квалификационного уровня. Особенно актуально это для линейного персонала цехов, где принятые на работу сотрудники далеко не всегда имеют опыт работы на производстве. Зачастую они осваивают для себя новую профессию именно с Наставником.

Кто такой тьютор

Тьютор может работать как в школе, так и в колледже или университете. Главная особенность этого специалиста в том, что он ориентируется на задатки и стремления учащегося, а не на образовательную программу, которая в большинстве случаев не учитывает индивидуальные особенности ученика или студента. Если говорить простыми словами, то учитель дает общие знания по определенному предмету, а тьютор помогает освоить именно то, что нужно конкретному учащемуся.

У тьютора есть свой круг обязанностей, и это:

  • определение целей конкретного ученика;
  • выявление способностей учащегося;
  • обнаружение сильных сторон студента;
  • нахождение индивидуальной траектории обучения в соответствии с интересами ученика.

Если говорить о тьюторе в школе, то он еще помогает молодым педагогам освоиться в учебном заведении и найти подход к ученикам. Работа тьютора несколько перекликается с работой коуча, однако, различия у них есть: у тьюторов в отличие от коучев все же более мягкий подход, который идет в связке с системой образования.

Далеко не во всех школах, колледжах и вузах есть тьюторы, но в тех учебных заведениях где они есть, эти специалисты показывают довольно хорошие результаты. Например, выпускники школ, с которыми работали тьюторы более профориентированы и чаще поступают туда, куда действительно хотят.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Великий Капитал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: