Две стратегии управления стрессом на уровне организации
Названные выше подходы и методы складываются в две стратегии, которые распространяются не только на образовательные программы, но и на уровень всей организации.
Первая стратегия — контейнирующая. В ней образовательная организация представляет собой островок спокойствия и в первую очередь заботится о комфорте учащегося. Такую стратегию характеризуют:
- надпрограммная деятельность — совместные мероприятия, выезды, походы, конференции;
- социальное пространство — библиотека или другое помещение, где всегда можно встретиться с кем-то и пообщаться, открытая в любое время онлайн-переговорка;
- пространство самовыражения — поощрение творческой деятельности, организация выставок и других мероприятий, где учащиеся могут установить личный контакт, узнать больше об интересах друг друга.
И вторая стратегия — агентирующая, где образовательная организация выступает как платформа для деятельности и самореализации. Для неё характерны:
- рефлексия о зоне своего влияния — учащийся размышляет, как он может применить свои силы в рамках обучения (например, участвовать в экологических инициативах);
- учебная деятельность, которая отражается на внешнем мире, — скажем, социальные проекты, связанные с жизнью локального сообщества;
- пространство размышления и диалога на уровне учебного заведения.
На первый взгляд, это две противоположные стратегии. Но мне кажется, ничто не мешает заимствовать подходы из обеих и комбинировать их в разных сочетаниях — в зависимости от целей и обстоятельств.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Медитация с детьми
Есть простые способы научить детей без осуждения наблюдать за своими мыслями в настоящий момент и сохранять сосредоточенность на том, что происходит здесь и сейчас. Например, можно начать с концентрации на телесных ощущениях, так как наблюдение за мыслями может показаться сложным. Чтобы повысить осознанность можно попросить ребенка проанализировать, чувствует ли он боль, зуд или напряжение в теле, или понаблюдать за окружающей средой. Можно вместе рассматривать листья деревьев, как они колышутся на ветру, за уличными животными или за тем, как блики солнца играют в окнах и на стенах домов.
После того, как ребенок привыкнет обращать внимание на то, что происходит внутри и вокруг него прямо сейчас, со временем ему станет легче замечать свои мысли и сложные эмоции. Если вы составите список эмоций, это поможет детям лучше выразить себя, выбрав из него те, которые им близки
С помощью таких вопросов, как «Чего ты хочешь? Как ты себя чувствуешь? Может, ты грустишь, радуешься, взволнован, сердит или нервничаешь?» мы моделируем процесс распознавания и выражения своих чувств.
Вы можете вместе с детьми придумывать истории и веселые игры, чтобы сделать медитацию более интересной
С помощью коротких и увлекательных практик вы сможете удерживать внимание ребенка на настоящем моменте в течение более длительного периода времени. Смело подключайте свое воображение
Процесс создания игры тоже является частью игры. Можно придумать воображаемого персонажа, который любит медитировать, и составить медитацию-рассказ от его имени или с его участием. Геймификация дыхательных техник тоже может быть очень увлекательной. Например, технику дыхания 4-7-8 можно преподнести как игру на счет, а «Львиное дыхание» частью игры во львов. Дети с их безграничным воображением будут рады активно участвовать в творческом процессе, предлагая свои сценарии и идеи. Не ограничивайте их фантазию.
Учебный год
Традиционно занятия в учебном году и каникулы в Великобритании регламентируют местные органы власти. Но это касательно государственных учебных заведений. А частные школы-пансионы, наделенные гораздо большими полномочиями, могут назначать даты по своему усмотрению. Все зависит от целого ряда обстоятельств. Но в любом случае они приблизительно совпадают с государственными.
Учебный год состоит из трех триместров, в перерывах между которыми студенты имеют возможность отдохнуть на каникулах. Кстати, как и где провести каникулы, можно спросить у .
Учебный год в Великобритании начинается, как и у нас, в сентябре – в это время стартует первый триместр. Продолжается он до второй половины декабря, когда Британия уже начинает готовиться к Рождеству. Но еще во время этого триместра дети один раз уходят на короткие каникулы на Хэллоуин. Второй триместр начинается буквально с первых чисел января и заканчивается перед Пасхой. В этом триместре у студентов тоже есть короткие каникулы – ориентировочно на День святого Валентина. А после Пасхи начинается третий триместр, продолжающийся до конца июня. Он тоже с короткими каникулами, которые, как правило, приходятся на несколько дней в середине мая. И уже с начала июля ребят ждет долгожданных отдых. Ура! Holiday!
Шаг 3: Спрашивайте о том, что неясно
Как и в любом другом деле, успех в медитации заключается не только в том, чтобы просто следовать инструкциям, но и в понимании, к чему направляет инструкция.
Бейсболист высшей лиги может дать вам самые подробные указания – как держать биту, как переносить вес с ноги на ногу, как «прочитать» питчера и т.д. Но реально обучиться вы сможете лишь тогда, когда прочувствуете все это на себе и откроете на собственном опыте, о чем, черт возьми, он говорит.
Тем не менее, любая его подсказка может оказаться чрезвычайно полезной и сократить ваш путь к успеху, избавляя от лишних ошибок. Задав всего один вопрос, вы могли бы избавиться от ненужной путаницы и стать в этом занятии лучше – на всю оставшуюся жизнь.
И что касается медитации, я вижу, что большинство начинающих ничего не спрашивает, и просто не понимаю – почему? Мы же делаем это во всех других областях, когда пытаемся что-то изучить. Так что вот вам мой лучший совет в обучении медитации: ищите ответы на свои вопросы.
У всех есть вопросы, проблема в том, что не все задают.
– Как мне перестать думать?– Когда сосредотачиваюсь на своем теле, мне не нравится то, что чувствую. Что делать?– А можно ли почесаться, когда медитирую?
Не задавая вопросов, вы вынуждены делать много лишней работы. Человек может медитировать неделями, не зная, нормально ли глотать слюну во время медитации. (Да, нормально, и как только вы это узнаете, медитация становится гораздо комфортнее).
Где искать эти ответы – зависит от источника инструкций. Если работаете с учителем, просто спросите. Если изучаете по книге или онлайн-курсу, откройте раздел с часто задаваемыми вопросами или спросите самого автора по электронной почте. Google также удивительно эффективен – большинство вопросов уже задавалось ранее, и на них неоднократно отвечали в интернете.
Конечно, очень полезна оффлайновая компания любителей медитации, но и в сети полно сообществ, увлеченными популярными книгами, курсами и техниками медитации. Их легко нагуглить. Если повезет, найдете сообщество, связанное с методикой, которую практикуете лично вы.
Можете и мне написать, если что – вот мои контакты. Отвечу сам или направлю на нужный сайт.
Grammar, private, public или independent? Какие бывают школы в Англии и чем они различаются
Система школ в Великобритании устроена довольно сложно. Она имеет много разветвлений, из-за чего родители часто путаются в видах британских школ, не различая их. В первую очередь, все школы Англии делятся на несколько основных групп: государственные бесплатные и частные школы (school). Большинство родителей из Великобритании стараются получить для своих детей образование самого высокого уровня уже с начальной школы (5-10 лет), делая выбор в пользу самых лучших. Некоторые семьи занимаются поиском лучших школ, не смотря на стоимость учебы, сложность программы обучения и учебных предметов. Чтобы дать чаду с раннего возраста (с 5-6 лет) необходимые знания, навыки и возможность поступить в лучшие университеты (ВУЗы) Великобритании и другие ВУЗы мира. Большинство родителей выбирают бесплатное образование: начальное и среднее (5-17 лет), чтобы ребенок мог учиться в колледже или в высшем учебном заведении (университете/ВУЗе). Для поступления в колледж, университет (ВУЗ) будущим студентам необходимо получить хорошие результаты по экзаменам, высокие оценки по предметам (математика, английский язык). Например, по такому экзамену как a-level.
Далее узнаем, какие бывают частные школы в Англии, в чем их отличие, рассмотрим их принцип работы, их стоимость и другие вопросы.
С какими проблемами могут столкнуться российские студенты в английской школе?
Существует ряд проблем, с которыми может столкнуться российский ученик, приехав в английскую школу. Особенная языковая проблема, которая распространена больше всего, это неверное использование определенных и неопределенных артиклей. Кроме того, в Англии принято всегда говорить «пожалуйста» и «спасибо», даже если кто-то оплачивает кому-то работу, или даже если это было указание учителя ученику. Это может вызвать некоторые сложности у российских студентов.
Образовательный процесс тоже отличается от российского. К примеру, баллы студент получает не только за правильный ответ, но и просто за попытку ответа. Как следствие, к примеру в математике, студенты должны максимально подробно решать все задания, не ограничиваясь ответом.
Но, наверное, самым большим отличием английской системы является педагогическая парадигма. Студент в английской школе никогда не добьется лучших результатов, если не научится мыслить самостоятельно. Учителя часто спрашивают учеников, что они думают о той или иной проблеме. Студенты должны к каждому явлению учиться подходить критически и вникать в суть вещей. К примеру, основным показателем, исходя из которого лучшие университеты Англии принимают студентов, является не результат A-level, а интервью, на котором абитуриента будут просить высказать свое мнение по тем или иным вопросам и защитить это мнение.
Техники медитации для детей
Следующие практики адаптированы из традиционных методов медитации. Скажите ребенку, что для каждой техники есть одно общее правило: «Каждый раз, когда ты замечаешь, что твой ум блуждает – аккуратно возврати его назад».
Звуковая медитация
Медитация на звуках является одной из самых мощных, и ее регулярно практикуют даже опытные люди. Познакомьте с ней своего ребенка. Инструкция должна быть такой:
Закрой свои глаза и сделай глубокий вдох.
Представь, что твои уши стали очень большими. Такими большими, как и твое тело
Ты можешь слышать все.
Обрати внимание на звуки, которые ты слышишь в комнате. Прислушивайся к одному из них некоторое время, потом переходи к следующему.
Теперь попытайся услышать самые тихие звуки.
Просто позволь звуку быть звуком – не давай ему имя.
Теперь попытайся прислушаться к звуку своего дыхания на несколько минут.
Это упражнение поможет вашему ребенку находиться в настоящем моменте, а также относиться к реальности без суждений.
Медитация с мантрой Ом
Универсальная мантра Ом оказывает глубокое успокоительное воздействие на ум, особенно из-за длительного звука «мммм». Это может даже помочь вашему ребенку заснуть. Инструкция будет следующей:
- Закрой свои глаза. Сделай глубокий вдох через нос.
- Когда выдыхаешь, медленно пропой: «ОООМММММММ».
- В самом начале звук должен быть громким, но с каждым мгновением – все тише.
- Повтори это упражнение много раз.
- С каждым выдохом пытайся сделать звук ОМ дольше и мягче.
- Затем повторяй этот звук в своем уме.
Эта простая медитация оказывает глубокое успокаивающее воздействие на организм, ум и эмоции.
Ментальная картинка
И еще одна замечательная медитация, заслуживающая отдельного внимания. С помощью нее ваш ребенок хорошо научится медитировать. Инструкция такая:
- Возьми игрушку, которая тебе нравится и положи ее перед собой.
- В течение минуты наблюдай за ней и подмечай все ее детали.
- Закрой глаза и попытайся представить эту игрушку в своей голове.
- Через несколько минут открой глаза и возьми вторую игрушку. Также рассматривай ее в течение минуты.
- Закрой глаза и попытайся представить ее в своей голове.
Это упражнение развивает творческое мышление, воображение и способности ребенка к визуализации.
Как видите, при помощи некоторых хитростей можно сделать медитацию достаточно привлекательной для детей, а сами практики весьма просты в освоении. Наберитесь терпения и постарайтесь сделать медитацию привычкой для своего ребенка. А первые результаты вы начнете замечать уже после нескольких сеансов.
Желаем вам удачи!
Медитация и эмоции
Медитация и эмоции — две неразрывно связанные вещи. Сегодня все больше людей сталкиваются с негативными эмоциями, которые могут влияют негативным образом на их физическое и психическое здоровье. Но практика может помочь нам научиться справляться с этими эмоциями и улучшить качество жизни.
Одним из способов, которым занятия помогают нам справляться с эмоциями — она улучшает нашу способность к эмоциональной регуляции. Когда мы медитируем, мы учимся смотреть на свои эмоции со стороны, не оценивая их как положительные или отрицательные, а просто наблюдая за ними без суда и предубеждений. Это помогает нам лучше понимать свои эмоции и управлять ими.
Кроме того, занятия улучшают наше настроение и снижает уровень стресса. Когда мы медитируем, мы укрепляем свою способность к концентрации и улучшаем качество своего сна, что в свою очередь уменьшает негативное влияние стресса на нашу психику.
Еще один способ, которым занятия помогают нам справляться с эмоциями, мы принимаем мир таким, какой он есть, не сопротивляясь ему. Когда мы медитируем, мы учимся принимать наши мысли и эмоции такими, какие они есть, не стараясь изменить их или подавить. Это помогает нам более осознанно относиться к миру вокруг нас и к своим эмоциям.
Наконец, медитация помогает нам развивать метакогнитивные навыки, то есть умение наблюдать за своими мыслями и эмоциями без участия сознания. Это улучшает нашу способность к самоконтролю и позволяет нам более осознанно выбирать свои реакции на различные ситуации в жизни.
Типы школ: какие они бывают в Англии?
Помимо частных-независимых школ, в Англии есть и государственные, бесплатные учебные заведения. Они также имеют много видов. Более 92% детей (с 5 до 16 лет) Англии посещают бесплатные государственные британские школы. Бесплатные школы Великобритании имеют такую структуру.
- Academy schools — это государственные школы-академии Англии, которые финансирует Департамент образования. Они не находятся под контролем местного муниципалитета, имея право получать дотации от спонсоров. Больший процент академий — средние британские школы (secondary school) для детей 11-18 лет, но существуют и начальные школы (5-11 лет), которые также являются академиями. Academy schools имеют свободу, касаемо государственной школьной программы (образования). Но в академии обязаны обеспечить детям актуальную и развернутую программу (образование), которая должна включать основные предметы. Например, математику, английский язык.
- Community schools — это вид государственных школ, которые находятся в Англии и Уэльсе. В данном случае руководящую должность занимают местные британские власти. Они ведут зачисление детей с 5 до 18 лет, наем сотрудников, а также полностью владеют территорией, где расположена британская школа.
- Foundation schools — это тоже государственные школы, расположенные в Англии и Уэльсе. Здесь управляющие органы имеют больше прав, чем в предыдущем виде школ.
- Voluntary aided schools — британская школа, которая находится под попечительством государства. Также находится в Англии и Уэльсе. В данном случае, организации могут вносить пожертвования на строительство. Чаще всего, это религиозные заведения, которые могут влиять на британскую школу и владеть учебным заведением (школой).
- Voluntary controlled schools — британские школы государственного уровня, которые располагаются в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. Здесь также религиозные организации могут влиять на управление школы (программу, экзамены).
- State boarding schools — британские госшколы-пансионы, где дети (от 7 до 18 лет) могут бесплатно обучаться, учиться, получать образование (начальное, среднее), но не жить. За проживание родители платят отдельно. Таких средних школ около 40 в Англии и лишь 1 в Уэльсе.
Государственные британские школы еще подразделяется на религиозные и нерелигиозные. В государственных учреждениях за детей родители платят только за форму, питание и самые разные поездки, а в частных британских школах семьи платят за все (учебу). Будь то начальное или среднее образование. Но это не значит, что уровень образования в таких школах ниже.
Стоимость обучения в школах Англии
Как бы это банально не звучало, но… разброс цен, действительно, довольно большой! И не совсем правы те, кто полагает, что среденее образование в Великобритании доступно только очень и очень состоятельным людям. Есть довольно много вариантов, которые по силам и среднему классу! Приведем несколько примеров английских школ с весьма доступной стоимостью обучения:
- John Leggott College: обучение от 8 000 фунтов в год + расходы на проживание.
- Bilborough College: обучение от 8 000 фунтов в год + расходы на проживание.
- Oldfeld International School: 21 тысяча фунтов за 1 академический год, включая проживание и питание (пансион).
А следующие школы относятся в верхней ценовой «планке»:
- Queen Ethelburgas College: около 49 000 фунтов в год, включая пансион.
- DLD College London: около 50 000 фунтов в год, включая пансион.
- D`Overbroeck`s College: около 46 000 фунтов в год, включая пансион.
Соответственно, среднюю ценовую политику проводят такие школы, как:
- King Edwards School: стоимость годового пребывания в районе 35 000 фунтов.
- Abbey College Malvern: год обучения с пансионом около 30 000 фунтов.
Процедура поступления и как выбрать школу
Вначале, конечно же, нужно определить школу (или круг школ), которые подходят для Вас и Вашего ребенка. Исходить нужно из разных параметров:
- академические интересы ребенка
- общекультурные интересы и хобби ребенка
- академические планы на обучение послу школы
- долгосрочные перспективы и планы
- размер бюджета, который семья может себе позволить на оплату обучения
- географические и климатические предпочтения
- реальный уровень знаний ребенка, включая уровень владения английским языком
- Рассмотреть все возможные варианты обучения в школах Англии Вам помогут специалисты и консультанты Образовательной группы Students International.
После того, как Вы остановитесь на одном или нескольких вариантах, начнется процесс поступления. Необходимо будет:
- Собрать документы из школы, в которой ребенок учится сейчас (выписка оценок, характеристики)
- Нужно бeдет сдать тест на владение английским языком (чаще всего школы просят выполнить их собственный «внутренний» тест)
- Необходимо заполнить аппликационные формы.
- Нужно будет пройти личное или (чаще) скайп-интервью.
- Нужно, также, оплатить регистрационные взносы школ(ы) за рассмотрение заявки на поступление.
После того, как положительное решение о зачислении будет вынесено, школа попросит Вас оплатить депозит за обучение. И, получив официальное Письмо о зачислении (Приглашение), наша компания поможет получить Вашему ребенку учебную визу. Список британских средних школ (колледжей и школ-пансионов), с которыми работает Students International:
Город | Школа |
---|---|
Бат | |
Бат | |
Бат | |
Бедфорд | |
Бедфорд | |
Бирмингем | |
Бирмингем | |
Борнмут | |
Брайтон | |
Брайтон | |
Бристоль | |
Бристоль | |
Ворчестер | |
Гастингс | |
Гилфорд | |
Гилфорд | |
Глостер | |
Глостер | |
Ипсвич | |
Ипсвич | |
Ипсвич | |
Йорк | |
Кардиф | |
Кембридж | |
Кембридж | |
Кембридж | |
Кембридж | |
Кембридж | |
Кембридж | |
Кембридж | |
Кембридж | |
Кентербери | |
Кентербери | |
Лестер | |
Лестер | |
Ливерпуль | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
ЛОНДОН | |
Малверн | |
Норвич | |
Ноттингем | |
Ноттингем | |
Оксфорд | |
Оксфорд | |
Оксфорд | |
Риддинг | |
Риддинг | |
Риддинг | |
Саутгемптон | |
Свонэдж | |
Шеффилд | |
Шрусбери | |
Шрусбери | |
Эдинбург | |
Эдинбург |
С чего начать?
-
- Посетите любой
-
- и задайте свои вопросы нашим специалистам.
ИЛИ НАПИШИТЕ СВОИ ВОПРОСЫ / ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ В ЭТОЙ ФОРМЕ:
Режим дня в британской школе
Образование построено так, чтобы дети получили знания, которые пригодятся им в реальной жизни. На это направлен, в частности, и особый распорядок дня.
Обычно школьный день начинается с 9.00 и длится до 15.00. Продолжительность урока — 60 минут. Для сравнения: в российских школах это 40-45 минут.
Первые два урока, как правило, — это математика и английский язык, т.е. наиболее сложные предметы, которые требуют максимальной концентрации. После этих уроков следует большая перемена, которая длится два часа. В это время дети играют на школьной площадке, общаются друг с другом, обедают. После этого проводится еще пара более легких уроков, например, основы наук, музыка, искусство и т.д. На занятиях много времени уделяется творчеству, исследованиям, научным экспериментам, а также работе в группах.
Высшее образование (Higher education)
После Higher Education студентам присваиваются степени бакалавра (Bachelor Degree), магистра (Master Degree) или доктора (Doctoral или PhD Degree). Остановимся на каждой ступени.
1 ступень — Степень бакалавра
В Великобритании программа Бакалавриата предусматривает 3−4 года обучения. Срок зависит от того, является ли прохождение производственной практики обязательным для окончания университета. Но для изучения специфических областей (медицина, архитектура и так далее) срок может увеличиваться до 7 лет. Результатом многолетних трудов становится получения степени Бакалавра (в области искусств ВA (Bachelor of Arts), в области наук BSc (Bachelor of Science), в области инженерии и инженерного дела BEng (Bachelor of Engineering) либо в области юриспруденции LLB (Bachelor of Law)).
Учебный год состоит из 3 триместров, в конце которых оценивается успеваемость студентов. Для этого студенты пишут промежуточные работы (эссе, курсовые, проекты) или сдают экзамены. Система подсчёта среднего балла зависит от вуза и может быть либо выражена в баллах либо процентах
2 ступень — Степень магистра
Степень магистра можно получить по разным специализациям и направлениям. Это могут быть программы, на которых бакалавр совершенствует свои знания, либо программы научно-исследовательского характера. Обучение рассчитано преимущественно на 1−2 года. По завершению учёбы магистры защищают дипломный проект и сдают госэкзамены. Небольшим отличием для студентов научно-исследовательской магистратуры: по выпуску им присваивается степень магистра философии (М.Phil — Master of Philosophy).
За качество образования отвечает Управление по обеспечению качества в образовательной сфере (QAA), проверяющее «академические стандарты» и «академическое качество» университетов
3 ступень — Степень доктора наук
Докторские программы полностью посвящены научно-исследовательскому труду и рассчитаны на 2−3 года. К концу обучения у студента должны быть научные публикации в специальных изданиях и готовая диссертация. После успешной защиты научного проекта студент получает степень Доктора философии — Ph.D. Degree.
Если ты намерен поступать в вузы Англии, тебе стоит учитывать некоторые особенности высшего образования. Больше информации об обучении за границей ты найдёшь в этой статье.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Telegram, и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected]. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Общая информация по среднему, школьному образованию в Англии
Все дети 5-16 лет в Великобритании обязаны получить среднее образование в одной из государственных или частных школ. Что касается детей, родители которых не являются британскими подданными, но находятся в стране по долгосрочной визе более 6 месяцев (студенческой, рабочей, бизнес, инвесторской и.т.д.), то им предоставляется право посещать любую государственную школу. Для иностранных студентов, родители которых проживают за пределами Соединенного Королевства, как правило, открыты только частные школы-пансионы.
Большая часть британских школ (особенно государственные) работают как учреждения совместного обучения: мальчики и девочки учатся вместе, в смешанных классах. Большинство школ являются светскими, но есть и учреждения, принадлежащие католической или англиканской церкви, иудейские заведения и.т.д.
Среди частных школ раздельное обучение распространено гораздо шире: многие известные и престижные пансионы предназначены только для мальчиков или только для девочек. Независимые школы могут самостоятельно утверждать свои учебные планы: это позволяет хоть и брать за основу национальный стандарт, но делать его более разнообразным, интересным и комфортным для детей. Как правило, тестирований успеваемости и экзаменов здесь меньше, чем в государственных, а классы включают в себя до 15 человек, чтобы преподаватель могу уделять каждому ученику максимум внимания. Как видно из описания, частные школы отличаются своим индивидуальным подходом – но за это приходится платить.
Независимые, публичные школы Великобритании предлагают и дневную форму обучения, и недельный или полный пансион. Недельный пансион заключается в том, что студент проводит на кампусе 5 будних дней в неделю, а на выходные уезжает домой или в принимающую семью, тогда как полный пансион предусматривает постоянное проживание на территории кампуса и отъезд домой только на каникулы. Чаще всего на пансион принимаются дети от 11 лет (для малышей предусмотрена дневная форма), но есть и школы-исключения, открывающие пансион для учащихся 7-9 лет.
Академический учебный год в британских школах делится на триместры – осенний, весенний и летний, между которыми предусмотрены полноценные каникулы: длительные Рождественские и Пасхальные и недельные в середине каждого триместра (в каждой школе точный срок каникул устанавливается отдельно). Учеба начинается в конце августа-начале сентября (каждая школа может устанавливать свою дату), а заканчивается ближе к середине июля, обычно до 20 числа.
Всего в школьном образовании выделяется четыре группы согласно возрасту детей:
- 5-7 лет (KS1, начальные классы)
- 7-11 лет (KS2, начальные классы)
- 11-14 лет (KS3, средние классы)
- 14-16 лет (Sixth Form, старшие классы)
В частных школах обычно дополнительно приняты следующие этапы:
- Preparatory School (подготовительные классы, 8-13 лет)
- Common Entrance Examination (вступительные экзамены в среднюю школу, 13 лет).
Основные предметы, входящие в школьную программу, во всех школах примерно одинаковые: учебный план включает в себя 10 дисциплин, в частности математику, литературу, английский и современные иностранные языки. Чем старше ученик – тем больше в его расписании дисциплин (постепенно добавляются естественные, гуманитарные, компьютерные науки).
Плюсы и минусы среднего образования Англии
Столетия существует британская модель среднего образования. Она трансформируется по мере необходимости, но, все же, нечто «системообразующее» в ней остается, и это придает ей устойчивость перед лицом меняющегося мира. Выделим несколько сильных сторон британского среднего образования и системы обучения в школах-пансионах:
- Академизм. Старшие классы средней школы отличаются очень глубоким изучением предметов. Изучая всего 3-4 предмета в последние 2 года школы, учащиеся получают очень глубокие академические знания.
- Мотивация к личностному росту. В британских школах не заставляют учиться, но помогают всеми силами, преодолевать трудности, связанные с учебой. Человек с молодых лет понимает, что успех в жизни зависит от него самого (его знаний, навыков и энергии), а не от «толщины кошелька» родителей.
- Разностороннее воспитание. Британская школа-пансион – это почти идеальная модель мира для жизни ребенка. Здесь на одно территории ребенок и учится, и живет и занимается различными activities, которые помогают формировать его внутренний мир: тут очень много занимаются спортом, различными искусствами, тут действуют клубы по интересам.
- Безопасность. Школа-пансион – это закрытая территория со своими правилами и внутренним распорядком, которому необходимо следовать. Нарушители дисциплины получают предупреждения, либо (в зависимости от тяжести проступка) исключаются из школы. Такое исключение происходит, прежде всего, в интересах безопасности других детей.
Британская школа-пансион – это яркий, насыщенный мир, но мир, все же, не идеальный. Поэтому будет правильным выделить и ряд недостатков, которые ему присущи:
Селективность ряда школ. Если вы посмотрите академические рейтинги британских школ, то увидите, что во многих их них чуть ли не 99% детей – отличники! Но такое происходит… искусственно. Ряд школ изначально выбирают себе в учащихся лишь «лучших из лучших», а не слишком успевающих руководство вынуждает отчисляться (переходить в другие школы). При всем запредельном уровне политкорректности, ребенку (вернее, его родителям) могут заявить, что «по интеллектуальным показателям вашему ребенку будет комфортнее учиться в другой школе, где не такие высокие требования».
Поэтому, крайне осторожно выбирайте школу! И действительно исходите из реальных способностей Вашего чада, а не Ваших идеальных представлениях о нем!
Нежелание решать многие организационные моменты. Вам кажется, что вы заплатили деньги и… всё! Заплатили, и дальше школа берет на себя решение всех бытовых вопросов
Но это не так! Большая часть школ-пансионов мастерски и с удовольствием занимается вопросами воспитания и обучения, но вот многими иными вопросами заниматься категорически не хочет! Например? Ну, например, ребенок прилетает с каникул в Англию, и Вы сами должны ему найти такси для трансфера в школу или… у ребенка порвались ботинки, и это Вы должны ему организовать ему поездку в магазин, чтобы купить новые. Полно всяких мелочей, которые, конечно, жутко раздражают и портят все впечатление от «элитарности» и «эталонности» образования. Чтобы таких вопросов-проблем не возникало, многие родители и работают с образовательными агентствами, которые не просто зачисляют их ребенка в английскую школу-пансион, не просто получают под эту программу визу, но и затем курируют весь процесс обучения.
Как образовательная среда поможет адаптироваться
В ответ на двойной стресс у человека проявляются два стремления, которые во многом противоречат друг другу и которые одновременно очень важны для ощущения благополучия.
Первое из них связано с включением в сообщество (англ. communion), с пониманием и поддержкой со стороны других людей. А второе — это агентность (англ. agency), то есть стремление проявить своё влияние, сделать что-то значимое.
Чтобы помочь учащимся удовлетворить оба этих стремления и успешно адаптироваться к стрессу, образовательная среда должна поощрять как самореализацию, так и сотрудничество, быть пространством поддержки и принятия.
Образовательная среда как пространство агентности
Ключевая идея в том, чтобы дать учащемуся почувствовать себя субъектом в образовательном процессе. А для этого обучение должно стать в какой-то степени горизонтальным. Степень этой горизонтальности во многом зависит от возраста учащихся — например, младшеклассникам всё же необходима фигура значимого взрослого, который направляет их обучение.
Чтобы усилить агентность учащихся, можно использовать самые простые методы, такие как «открытый микрофон». То есть предоставить пространство для того, чтобы студенты могли презентовать свои проекты, рассказывать о своих интересах, поднимать важные для них вопросы и так далее.
Также полезно совместное проектирование образовательной программы. То есть между разработчиком программы (методистом, преподавателем) и учащимися происходит диалог о том, как должна выглядеть учебная программа, из чего она состоит, что в ней нужно изменить.
Агентность ярко проявляется в учебной деятельности, связанной с реальной жизнью. И наоборот — если предполагается, что учащиеся отключаются от внешнего мира и фокусируются только на происходящем в классе или аудитории, это развитию агентности не поможет. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы включить в программу проектное обучение. А в развитии сотрудников вместо выездных тренингов применять обучение на рабочем месте.
Ещё стоит учитывать, что агентности вредит строго заданный учебный маршрут. И здесь есть противоречие. Чёткий маршрут снижает автономность учащегося, и ему не нужно долго размышлять о том, как и куда двигаться. Это, как мы помним, полезно для того, чтобы снизить влияние стресса на когнитивные способности. Но это одновременно мешает достижению агентности. Так что в конкретной ситуации придётся выбирать, что важнее.
Образовательная среда как пространство сообщества
Логично, что для построения сообщества понадобится применить кооперативные практики.
Будут полезны групповые проекты, в которых учащиеся совместно что-то создают, и другие виды взаимодействия внутри группы — например, peer-to-peer-обучение и наставничество. Кстати окажутся разные виды поддержки — тьюторство, коучинг.
Образовательная среда как пространство принятия
Также очень важно, чтобы образовательная среда стала пространством принятия, где приветствуется выражение своих взглядов и где каждый получает поддержку. Фото: 4 PM production / Shutterstock
Фото: 4 PM production / Shutterstock
Чтобы такое пространство действительно сформировалось, над отношениями в группе стоит поработать отдельно
Стоит обратить внимание на метод дебатов — так учащиеся привыкнут высказывать своё мнение и прислушиваться к другим. Можно добавить групповое обсуждение личных кейсов — условный «вечер неудач», где каждый рассказывает о том, что у него не получилось и что хочется исправить, и получает поддержку
Виды учебной работы
Кроме урока, существуют еще и другие виды академической подготовки студента. Среди них – ряд уникальных, которые отсутствуют в украинской школе. В частности, широко применяются выездные уроки либо экспедиции. Так, чтобы глубже раскрыть определенную тему, скажем, по истории, географии, ребята отправляются на экскурсию в какое-нибудь графство Великобритании, где знакомятся с местными достопримечательностями, экспонатами и прочим. Бывают также поездки за рубеж, и их география поражает – Франция, Германия, Испания, Малайзия, Бахрейн, Намибия, Израиль и другие страны. Еще один тип учебной работы – проект. Это групповая или индивидуальная продолжительная работа, тема которой связана с увлечениями ребят. Результат такой работы не обязательно может быть реализован в академической форме, например, это может быть создание фильма или исследование какого-либо явления (природного, социального, политического и проч.). Проекты студентов настолько популярны, что их результаты становятся известны далеко за пределами школы.
Курсовые работы – еще один важный аспект подготовки студента. Стоит отметить, что курсовые работы в Британии пишут практически по всем дисциплинам, скажем, даже бывают курсовые по музыке, рисованию.
Весьма продуктивным учебным форматом являются консультации (tutorial). Однако это не совсем обычная консультация, которую могут предложить, например, в украинской школе. Tutorial – это общение с наставником один на один либо с очень узкой группой студентов на различные темы, включая проектную работу, успехи в обучении и др. Индивидуальный подход – одна из основ британского образования, поэтому консультации (tutorials) – обычное явление в академической подготовке студента.